Футбольный апартеид: цены на билеты разделяют болельщиков на касты
Слова Роя Кина, сказанные им после матча в 2000 году, стали своеобразным символом раскола между разными категориями болельщиков «Манчестер Юнайтед». «Вдали от дома наши фанаты просто фантастические, я бы назвал их самыми преданными и хардкорными, - заявил тогда Кин. - Но на домашних матчах некоторые из них предпочитают потягивать напитки и лакомиться сэндвичами с креветками, не особо вникая в то, что происходит на поле».
Однако спустя почти четверть века именно такие болельщики, готовые потратить деньги на еду и напитки на стадионе, оказались в центре внимания клубов Премьер-лиги. Сэр Джим Рэтклифф, недавно ставший совладельцем «Манчестер Юнайтед», очень точно выразил новую философию: «Будущее футбола - это не просто поход на матч с последующим возвращением домой. Будущее, которое уже наступило на «Бернабеу» и «Ноу Камп», - это целый спортивно-развлекательный комплекс. Здесь можно перекусить, посмотреть что-то интересное на экранах, сделать покупки в клубном магазине. И если люди, вместо того чтобы потратить пару фунтов на бургер в перерыве, задержатся на стадионе на несколько часов и оставят там около 15 фунтов, то в выигрыше будут все. Болельщики получат массу развлечений и приятных эмоций, а клуб - дополнительные средства на усиление состава».
Этот постепенный дрейф в сторону американской модели, где во главу угла ставится «время пребывания» болельщика на стадионе, происходит на фоне обострения отношений между фанатами и клубами из-за роста цен на билеты. Неслучайно сейчас половина команд Премьер-лиги частично или полностью принадлежит американским владельцам или компаниям из США.
В последние недели волна протестов болельщиков против подорожания билетов прокатилась по стадионам «Тоттенхэма», «Манчестер Сити» и «Фулхэма». Фанаты обвиняют клубы в том, что те цинично эксплуатируют их преданность и лояльность в непростые времена, когда многим приходится затягивать пояса из-за роста стоимости жизни.
В этом контексте крайне любопытно сравнить цены и доступность билетов на матчи Премьер-лиги с другими видами спорта и футбольными лигами. Возможно, это сравнение позволит лучше понять, насколько обоснованы претензии болельщиков и как далеко готовы зайти клубы в погоне за прибылью.
Цены на билеты в Премьер-лиге стали яблоком раздора между клубами и их преданными болельщиками. В погоне за глобальной аудиторией и дополнительными доходами клубы балансируют на тонкой грани, рискуя оттолкнуть своих самых верных поклонников. Многие фанаты чувствуют, что их лояльность облагается налогом, а повышение цен на билеты становится все более обременительным.
Недовольство болельщиков достигло апогея в конце марта, когда фанаты «Тоттенхэма» покинули стадион на 65-й минуте матча с «Лутон Таун» в знак протеста против планов клуба отменить льготы для новых владельцев абонементов старше 65 лет и сократить скидки для существующих держателей с сезона 2024-25. «Тоттенхэм» уже продает второй по стоимости сезонный абонемент в стране, что еще больше усугубляет ситуацию.
Эхо этого протеста прокатилось по всей Премьер-лиге. На стадионе «Этихад» группа болельщиков «Манчестер Сити» «1894» развернула баннер с надписью: «Рекордные прибыли, но рекордные цены. Хватит эксплуатировать нашу преданность!». Это особенно примечательно, учитывая, что «Сити» является вторым по величине клубом в мире с доходами в 826 миллионов евро в прошлом сезоне.
Болельщики «Фулхэма» также выразили свое недовольство перед матчем с «Манчестер Юнайтед», протестуя против цен на билеты в 160 фунтов стерлингов за места на трибуне «Риверсайд» и роста стоимости взрослых абонементов на 18 процентов, достигающих рекордных 3000 фунтов стерлингов.
Эта тенденция к повышению цен на билеты охватила всю Премьер-лигу, причем 17 из 20 клубов объявили о повышении стоимости сезонных абонементов в этом сезоне. «Арсенал», «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити» - все планируют дальнейшее повышение цен в следующем сезоне, что, несомненно, вызовет дополнительное недовольство среди их преданных болельщиков.
Недовольство достигло точки кипения на «Копе» во время матча Лиги Европы против «Аталанты», где не было флагов в знак протеста против двухпроцентного повышения стоимости сезонных абонементов и членских билетов «Ливерпуля» в следующем сезоне. По данным Deloitte, фанаты возмущены тем, что, доходы от матчей составляют лишь малую часть общих доходов клубов, в то время как коммерческая и вещательная сферы приносят львиную долю прибыли.
Доминик Россо, вице-председатель траста болельщиков «Челси», красноречиво выразил растущее разочарование: «Все чаще болельщиков заставляют чувствовать себя покупателями, а не болельщиками. Такое ощущение, что у футбола отнимают душу».
В погоне за прибылью клубы все чаще обращаются к элитным или премиальным билетам, опасаясь правил рентабельности и устойчивости (PSR). «Челси» предложил болельщикам возможность сидеть за домашней трибуной за ошеломляющие 5 000 фунтов стерлингов на матч с «Манчестер Юнайтед», в то время как «Манчестер Сити» и «Вест Хэм» предлагают пакеты «автограф» и вертолетные туры по заоблачным ценам.
Однако в следующем сезоне «Манчестер Сити» может указать на перемены, представив гибкий золотой билет, который позволяет болельщикам сохранять свое место за относительно скромный членский взнос и выбирать матчи, оплачивая полную стоимость общего входа.
Помимо абонементов, растет и стоимость обычных билетов на матчи Премьер-лиги, которые сейчас стоят около 45-60 фунтов стерлингов. Однако достать их крайне сложно, особенно в крупных клубах, где они, как правило, распространяются среди близких и надежных родственников или друзей, посещающих матчи. Единственным утешением для болельщиков остается ограничение стоимости билетов на выездные матчи в размере 30 фунтов стерлингов - уступка, за которую они так упорно боролись.
Самые дорогие негостевые билеты на «Ливерпуль» и «Манчестер Сити» стоят 60 и 75 фунтов соответственно, в то время как самый дешевый билет в лиге - это ограниченный билет за 9 фунтов на «Энфилде» для местных жителей. Самый дорогой негостевой билет - это билет за 240 фунтов в роскошном районе Вествью в «Челси».
Многие клубы, особенно самые крупные, требуют платного членства (30-60 фунтов в год) для покупки билетов, которые редко поступают в открытую продажу для нечленов. В других европейских лигах, таких как Ла Лига и Серия А, билеты могут быть дешевле, но на культовые стадионы, такие как «Сан-Сиро» и «Альянц Арена», билеты достать так же сложно. Даже в Бундеслиге, известной своей доступностью, билеты на матчи популярных команд редко появляются в открытой продаже.
Зарубежных болельщиков часто удивляет скромная цена билетов на матчи Премьер-лиги по сравнению с другими видами спорта, но расстраивает их недоступность. Американская модель динамического ценообразования позволяет покупать билеты в день матча, но по более высокой цене.
Клубы стремятся создать более привлекательные впечатления от матчей в американском стиле, и «Тоттенхэм» является образцом для подражания, получая около 6 миллионов фунтов за матч на своем новом стадионе. Стадион также принимает концерты и матчи НФЛ, что приносит дополнительный доход. Однако это привело к обвинениям в том, что клуб ущемляет интересы владельцев сезонных абонементов в погоне за более непостоянной публикой.
Менеджер Эндж Постекоглу защищает подход клуба, утверждая, что навешивать ярлыки «пластиковых» или «туристических» фанатов несправедливо, поскольку у «Тоттенхэма» есть болельщики по всему миру, которые заслуживают приветствия.
Премьер-лига не одинока в этой тенденции - от регби до крикета, от Уимблдона до Формулы-1, стоимость просмотра спортивных событий мирового класса неуклонно растет.
Возьмем, к примеру, предстоящий матч сборной Англии по регби против Новой Зеландии на легендарном стадионе «Твикенхэм». Самый дешевый билет обойдется взрослому болельщику в 99 фунтов, а за лучшие места придется выложить целых 229 фунтов. Даже на матчах «Шести наций» в этом году цены варьировались от 85 фунтов за самые дешевые места до 194 фунтов за премиальные.
Крикетные фанаты сталкиваются с аналогичной ситуацией в Лордсе этим летом, где билеты на тестовые матчи Англии против Вест-Индии и Шри-Ланки стоят от 115 до 125 фунтов в день. Уимблдон, жемчужина теннисного календаря, тоже не отстает: самый дешевый билет на Центральный корт в первые два дня турнира обойдется в 70 фунтов (и то, если вы готовы довольствоваться последними шестью рядами), а за право посетить женский или мужской финал придется выложить целых 275 фунтов.
Даже Формула-1, некогда считавшаяся доступной для широкой публики, теперь требует от болельщиков серьезных финансовых вложений. Билет на первую тренировку Гран-при Великобритании в Сильверстоуне в 2019 году стоил 50 фунтов, а сейчас - уже 169 фунтов. За саму гонку придется отдать и вовсе 364 фунта.
На этом фоне билеты на финал Олимпийских игр по легкой атлетике в Париже этим летом кажутся почти разумными: от 85 евро за места категории D до 990 евро за премиальные места.
По другую сторону Атлантики многие американские виды спорта используют «динамические модели ценообразования», схожие с теми, что применяются авиакомпаниями и отелями. Это означает, что цены на билеты колеблются в зависимости от спроса и предложения: на малопривлекательный матч можно попасть за сущие копейки, а вот за хорошие места на громкую игру придется выложить сотни, а то и тысячи долларов. Зато билеты почти всегда доступны в день матча.
Возьмем, к примеру, НБА. Здесь большинство билетов продается в свободной продаже, а не по сезонным абонементам, причем значительная часть - на вторичном рынке. Цены зависят от множества факторов: статуса соперника, места проведения, расположения мест и типа пакета (на одну игру, на 10 игр или на весь сезон из 41 игры). Немалую роль играет и то, где был куплен билет - на официальном сайте Ticketmaster или у перекупщиков. Так, билеты на игру «Бостон Селтикс» в первом раунде плей-офф НБА сейчас можно приобрести по цене от 139 до 2490 долларов - в зависимости от места и продавца.
Что уж говорить о женском чемпионате НБА, где в этом году билеты стоили вдвое дороже, чем на мужской, и доходили до умопомрачительных 11 000 долларов.
В Национальной футбольной лиге (НФЛ), использующей ту же модель динамического ценообразования, средняя цена билета в прошлом году составила 120 долларов (по данным Statista), и за последние 15 лет наблюдался неуклонный рост. Отдельное исследование, проведенное компанией Team Marketing, показало, что поход на игру НФЛ обойдется семье из четырех человек в 631 доллар - с учетом билетов, еды, сувениров и парковки.
В Главной лиге бейсбола (MLB) средняя цена билета в 2023 году составит 37 долларов (рост на 3,5% по сравнению с прошлым годом), а семейный поход на игру потянет на 266 долларов.
На этом фоне цены на билеты в Премьер-лиге могут показаться вполне конкурентоспособными. Однако не стоит забывать, что за этими цифрами стоят реальные болельщики - люди, для которых поход на стадион - это не просто развлечение, а неотъемлемая часть жизни, связанная с глубокими эмоциями и многолетними традициями.
Растущее недовольство болельщиков свидетельствует о том, что мы подошли к переломному моменту в борьбе за душу футбола. Клубы оказались в затруднительном положении, пытаясь сбалансировать финансовые императивы современной игры с необходимостью сохранить доступность и связь со своими самыми преданными болельщиками.
Растущая коммерциализация футбола, подпитываемая огромными доходами от телевизионных прав и спонсорских сделок, привела к тому, что клубы все больше рассматривают болельщиков как потребителей, а не как заинтересованных сторон. Это вызвало отчуждение многих традиционных болельщиков, которые чувствуют, что их лояльность воспринимается как должное и эксплуатируется в погоне за прибылью.
Однако клубы также сталкиваются с реальными финансовыми проблемами в эпоху правил рентабельности и устойчивости (PSR). Необходимость соблюдения строгих финансовых правил вынуждает их искать новые источники дохода, что часто означает повышение цен на билеты и привлечение более состоятельной клиентуры.
Решение этой дилеммы потребует тщательного баланса и творческого подхода со стороны клубов. Им необходимо найти способы увеличить доходы, не отчуждая свою основную фанатскую базу, возможно, за счет более гибких ценовых структур, улучшения опыта в дни матчей и более тесного взаимодействия с болельщиками.
В конечном счете, будущее футбола зависит от его способности сохранить связь со своими корнями и оставаться доступным и актуальным для болельщиков из всех слоев общества. Это потребует от клубов приоритета долгосрочного здоровья игры над краткосрочной финансовой выгодой и признания центральной роли, которую болельщики играют в продолжающемся успехе и популярности спорта.
Только найдя этот баланс, футбол сможет сохранить свою душу перед лицом коммерческих реалий современной игры. Это потребует диалога, компромисса и готовности ставить интересы болельщиков в центр процесса принятия решений. Если клубы смогут это сделать, они обеспечат яркое и устойчивое будущее для игры, которую любят во всем мире.
А так подписка наша все, оплатил ту же цену, что и все остальные, и смотришь матчи на большом экране. Выбираешь языка комментатора, или вырубаешь вовсе. Одновременно можешь запустить несколько трансляции на 1 экране.
Если ты местный фанат, для которого поход на стадион часть жизни, то 2000 фунтов за сезонный абонемент - это сущие копейки.
А для остальных разовых билетов вполне подходит американская модель. Кто-то может быть раз в жизни приехал в Лондон и готов выложить несколько сотен, чтобы увидеть вживую клуб, который нравится с детства, - почему не дать ему такую возможность?
нет сынок,ты будешь меньше есть