Аллегри вышел с планом на ничью и надеждой на чудо. Индзаги показал, что чудес не бывает
Клещенок – о закономерности мастер-класса «Интера».
«Интер» разгромил «Юве» 1:0 (автогол Гатти) и рванул в отрыв в чемпионской гонке – плюс семь по потерянным. Каждый как будто остался доволен. Индзаги наконец заберет скудетто, если сам себя не притормозит. Аллегри сосредоточится на борьбе за зону ЛЧ, о которой до сих пор постоянно напоминает.
Удовлетворенность проявилась даже в стартовых планах. Туринцы приехали за ничьей, которая оставила бы их в приемлемой близости от миланцев: то есть и на матч, и на оставшиеся несколько месяцев покорно приняли пассивную (зависимость от чужих промахов) роль.
Лидер вышел за приятным заделом перед сложной весной.
Судьба помогла смелым – в стране, где эти слова окрылились, такой конец справедлив.
Аллегри отказался от новой тактики и откатился к заводским настройкам. План не сработал, потому что с чего бы ему работать
Туринская тифозерия отдохнула и даже слегка расслабилась за последние месяцы, поэтому Аллегри напомнил о своей коронке – адаптации к сопернику. «Ювентус» полностью подчинился интонации и темпу игры. Туринцы плыли по течению, заданному противником, без намека на встречное движение и неожиданный ход.
Вроде бы у моряков так принято – подчиняться буре. «Вроде бы», потому что моряки, у которых так принято, сами об этом уже не расскажут.
Само собой, план потребовал отказа от наработок последнего полугода. Самые полезные – это:
а) активность восьмерок и латералей в позиционной защите (чтобы атаковать игрока с мячом и быстро поддержать возможную контратаку);
б) переход на 4-3-3 с очень широким расположением вингеров в завязке владения – чтобы вокруг Влаховича появилось пространство, достаточное для деревянного отскока после приема (или для отклеивания от защитника);
в) ротации в фланговых ромбах – для вытягивания соперников и большего комфорта девятки.
Против «Интера» туринцы вернулись к примитиву предыдущих двух лет. Аллегри полностью отказался от прессинга (22,2 PPDA в матче – намного ниже и без того низкого среднего показателя «Юве», причем в первом тайме интенсивность была даже хуже) и решительно закрылся в позиционной защите. За линией мяча оставались все 11 игроков.
В защите – привычные 5-3-2 с пассивно запертым центром и выдавливанием на края. Как правило, на флангах туринцы выбрасывались на игрока с мячом, но без попыток отбора, как в других матчах сезона. «Юве» позволял навесы, но только неподготовленные – чего бояться, когда у тебя одна из самых высоких команд топ-лиг? В этой части задумка сработала: туринцы забрали почти 70% кроссов.
Впереди Аллегри поставил на контратаки. Туринцы искали варианты для вертикального выхода через столба в каждом конкретном розыгрыше. Для быстрого перехода обычно использовали Влаховича, который прекрасно зарекомендовал себя бесполезным столбом, но в отдельных эпизодах опирались на спину любого вертикального ориентира.
План выглядел просто: пас, прием, отыгрыш за спину или вбок – в зону, где появляется пространство. Чаще всего движение было разнонаправленным: столб двигался навстречу мячу, а партнер открывался за его спину.
Расчет был на силу Влаховича в атаке пространства и способности Йылдыза 1-в-1, но чаще всего туринцев накрывали еще на выходе. Иногда дело было в сербе (Душан был не так и плох, просто занимался не тем, что умеет), иногда в слабой поддержке (Дель Пьеро в прямом эфире посочувствовал форвардам – команда сидела слишком низко и не успевала к ним). Порой захлебывались на дистанции – спринты Кьезы пригодились бы больше динамичного, но не резкого турка.
Замысел слабо соответствовал возможностям и дал всего один по-настоящему удачный подход. Влахович незабываемо запорол его безобразным приемом.
Индзаги использовал активность «Ювентуса» на краях. Без мяча – задушил прессингом
«Интер» противопоставил активный прессинг и агрессивную опеку Влаховича – этого хватило, чтобы мяч у соперника почти не задерживался. В первые полтайма владение миланцев перевалило за 76%. К концу держалось за планкой в 62%.
К тому же миланцы намеренно насыщали зону подбора – и легко забирали его, пользуясь привычно низким положением туринского центра. Это и предупреждало контратаки, и создавало дополнительную угрозу.
Но Аллегри здорово приспособился к известным паттернам Симоне Индзаги. Фирменное ртутное движение, которым «Интер» запутывает радары защитников, слабо сработало против зонной игры. Миланцам не удавалось водить за собой соперников. То же случилось с продвижением через края: туринцы слишком насыщали зону и одновременно грозили ответкой после отбора.
Рисунок определили дополнительные настройки: Индзаги нашел, как использовать «Ювентус» против «Ювентуса». «Интер» обернул агрессию в свою пользу – переключал края резкими диагоналями. Это обычный ход для Симоне, но вчера его использовали чаще: туринцы слишком смещались в зону мяча.
Как правило, переключения сопровождалось ложным движением форварда. Так «Интер» создал первый настоящий момент: защита забыла Димарко на дальней штанге, а Лаутаро увел единственного центрбека, который мог помешать партнеру.
Гол – еще один пример внедрения вируса в оборонительные скрипты. «Интер» разрушил защиту неожиданным появлением латераля на противоположном фланге. Смещение Димарко направо (при том, что правый краек остался на привычной позиции) создало численное преимущество сразу в двух зонах.
Сначала в зоне мяча: Барелла, Павар и Димарко легко разметали опеку – Данило поздно присоединился к партнерам.
Потом в штрафной: Данило остался с Димарко и пустил за спину Павара.
Причем ситуация была патовая: если бы Локателли пошел за французом, Чалханоглу получил пространство перед штрафной.
Во втором тайме «Юве» пошел в атаку, но без конкретных идей. «Интер» контролировал игру
После перерыва Аллегри добавил в прессинге и поднял центр тяжести на 8 метров. Туринцы чаще задерживались в позиционной атаке (55% владения).
Индзаги принял условия, потому что любит и хорошо атакует пространство: перевес в счете для него – повод выманить соперника из позиционной скуки. «Интер» и во втором тайме создал больше «Ювентуса». Два важных решения, которыми Симоне упростил контроль:
1. Локателли запирали в клетке из трех-четырех опекунов. После матча Капелло заметил, что полузащита «Интера» переиграла соперника в скорости, с которой двигался мяч. Прикрытый опорник – одна из причин;
2. Использовали большие разрывы между линиями в прессинге «Юве», чтобы быстро продвигаться по этажам. Превентивную оборону туринцев разбили намеренно высоким и широким положением латераля: защитники не могли бросить Лаутаро и Тюрама, и потому край оставался пустым.
«Ювентусу» не хватило идей для качественного ответа. Локателли даже в клетке находил пространство и часто оставался свободным (в 70% приемов избавлялся от опеки – лучший показатель среди полузащитников), но осторожная структура помешала извлечь выгоду – опорнику не хватало вариантов для вертикали.
Единственную лазейку оставил старый недостаток Индзаги – узкая структура в позиционной защите. Но «Юве» не прощупывал ее на уровне задумки, лишь пару раз случайно наткнулся. Костич не преобразовал шансы во что-то существенное.
***
Матч показал, что команды на разном уровне – в первую очередь идейно, в прочности фундамента и глубине проработки. Удивительного в этом ничего нет. Выделив у неудачи ту же причину, Аллегри верно отметил: «Интер» строится уже несколько лет. А Макс пришел недавно, в одно время с Индзаги.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Фото: Spada/Global Look Press
И не забывайте, какая там была атака, как Маккенни перед пасом полполя прошел. Какова вероятность повторить проход? На что расчет?
Не согласен, что у Макса нет настоящего плеймекера. Нет классического, да. Но плеймейкер есть. Куда выраженнее, кстати, чем Чалханоглу, который и реджистой-то не был, и классическим плеймейкером даже сейчас - как и Лока, - не является. Но посмотрите, что создал Индзаги вокруг него.
А руины, на которые пришел Макс, в плане выстроенной игры и результата уделывают оба предыдущих сезона. Не такие уж руины, выходит.
К тому же Интер за эти 2,5 года собрал совершенно другую команду, перемен не меньше, чем у Ювентуса. Если и были руины, в сравнении Аллегри с Индзаги дело точно не в них.