Милан – символ современной Италии
27 апреля 2024 года на поле стадиона «Альянц» в Турине состоится матч 34-го тура чемпионата Италии по футболу в котором сойдутся «Ювентус» – «Милан». Предлагаю вам познакомиться получше с городом Милан и его красно-черной футбольной половиной.
Сегодня мы опустим безусловно интересные исторические страницы жизни этого очаровательного города, а раскроем современный и не похожий на другие города Милан, который не менее интересен. Но и, конечно, не забудем про одноименный футбольный клуб, который является одним из самых титулованных и популярных в мире.
Узнать же великую историю Милана и познакомиться с его знаменитыми достопримечательности великого прошлого вы можете перейдя по ссылке и прочитав мой предыдущий пост посвященный футбольному клубу «Интернационале».
Город Милан (Италия)
Милан – главный город Северной Италии и столица области Ломбардия. Это современный мегаполис, который считается деловым и финансовым центром страны. Милан – столица моды и бизнеса, самый стильный, дорогой и богатый город Италии, который котируется наравне с Парижем и Лондоном у любителей развлечений и шопинга.
Если Рим представляет собой «старую Италию», то Милан – это ее современный символ. Несмотря на некоторую схожесть с типичными итальянскими городами, он сильно отличается архитектурно и атмосферно. В Милане другой ритм жизни, сам он довольно строгий, так как многие здания построены из известняка или темного камня, а в архитектуре заметно влияние австрийских и французских стилей. Те, кто приезжает сюда впервые, будут поражены многоликостью города – старина и современность переплелись настолько тесно, что без какой-либо детали, будь то офисное здание или средневековая статуя, этот ансамбль не будет полноценным.
Но несмотря на всю свою серьезность Милан – это все же веселая и эмоциональная Италия!
Современные достопримечательности
Современный Милан так же имеет свои достопримечательности, известные всему миру.
Памятник Среднему пальцу в Милане (Statua del Dito Medio)
Самый неординарный, самый скандальный и, пожалуй, самый необычный памятник в Милане.
Памятник расположен на одной из центральных площадей Милана Аффари (Piazza degli Affari) напротив штаб-квартиры Итальянской фондовой биржи и обращен к финансовым воротилам города.
Работа итальянского художника Маурицио Каттелана носит истинное название «L.O.V.E.», более известна просто как «Палец» или «Средний палец Каттелана» (Dito или Il dito medio di Cattelan). Аббревиатура L.O.V.E. означает «свобода, ненависть, месть, вечность» («liberta, odio, vendetta, eternita»).
Памятник L.O.V.E. представляет собой четырехметровую скульптуру в виде человеческой кисти руки, все пальца которой, кроме поднятого вверх среднего, отрублены. Скульптура находится на постаменте и достигает 11 метровой высоты.
Каттелан никогда не комментировал смысл своей скульптуры, поэтому вы можете интерпретировать его, как захотите.
Вертикальный лес (Bosco Verticale)
Одно из таких «неочудес» — проект Bosco Verticale.
Bosco Verticale – это одно из «неочудес» современного Милана .В переводе на русский язык его название означает «Вертикальный лес». Это здание-прототип новой архитектуры, которая ставит в центр не только человека, а отношения между людьми и самой природой.
Концепция Вертикального леса – дом для деревьев, в котором также обитают люди и птицы. Достигается эффект вертикального леса с помощью больших, соединенных друг с другом балконов, расположенных в шахматном порядке. Они достаточно большие для размещения емкостей с высаженными растениями. Отделанные коричневым керамогранитом фасады имитируют кору и вызывают образ двух гигантских деревьев. Вертикальный лес Милана состоит из двух башен высотой 80 и 112 метров, в которых растут 480 больших и средних деревьев, 300 небольших деревьев, 11 000 многолетних и покровных растений и 5000 кустарников.
В разные сезоны вариации цвета и формы растительности меняются. Один раз в год «летающие садовники » (альпинисты) спускаются с крыши, чтобы проверить состояние растений и провести их обрезку или замену.
Столь уникальное решение позволило «Вертикальному лесу» стать лучшими небоскребами 2014 года. Растения не только создают красивый и необычный вид, но и делают полезное дело, предоставляя жилье для насекомых и птиц. К тому же, зеленые насаждения создают комфортный микроклимат для жильцов и позволяют побыть наедине с природой не выходя из квартиры.
Идея создания вертикального леса пришла в голову дизайнеру Мишелю Брунелло, команда которого несколько лет занималась посадкой деревьев в Милане. А за воплощение взялся архитектор Стефано Боэри, который, кстати, настолько погрузился в идею экологии, что позже придумал проект вертикального леса на Марсе.
Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli)
Милан по праву можно назвать городом небоскребов. И Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli), 32-этажный небоскреб, выстроенный одноименной компанией-производителем автомобильных шин, — заметный символ сегодняшнего Милана.
Башня долгое время носила звание самого высокого в Италии. Здание украшено стеклянной мозаикой и навесным фасадом из стекла и алюминия, было построено в 1955–1959 годах архитекторами Джо Понти и Пьером Луиджи Нерви. Футуристический вид строение имеет и внутри — его резиновые полы, сделанные из каучука, произведенного компанией «Пирелли», выкрашены в «фантастический желтый цвет». Понти всегда говорил о своей работе как о женщине, а в день завершения стройки был настолько очарован, что сказал своим дочерям: «Она такая красивая, что я хотел бы жениться на ней».
Строение возвели на том месте, где в XIX веке находились первые производственные цеха компании «Пирелли». Небоскреб достигает 127 метров, что на 20 метров выше самого высокого шпиля Собора Дуомо, увенчанного статуей Мадонны. А возвышаться над святой покровительницей миланские здания не должны по давнему указу властей города. Создатели небоскреба оригинально вышли из положения, поместив на крышу точную копию Мадонны со шпиля Дуомо.
Башня UniCredit (Torre Unicredit)
UniCredit Tower построена в 2011 году по проекту аргентинского зодчего Сезара Пелли. Высота небоскреба составляет 231 метр, делая его высочайшим зданием в Италии. Оригинальная конструкция из стекла и стали с длинным шпилем выглядит очень эффектно.
В 2012 году здание получило премию ежегодного конкурса Emporis Skyscraper Award, которая присуждается за выдающиеся успехи в дизайне высотной архитектуры. Внутренняя территория трех башен составляет 25 000 кв. м, площадь наружного стекла — около 70 000 кв. м. На 30 этажах здания размещается штаб-квартира компании UniCredit.
Башня Веласка(Torre Velasca)
Самый старый проект в этом списке — Torre Velasca, шедевр, в котором есть намек на брутализм. Гигантский небоскреб был построен в 1950-х годах и был спроектирован так, чтобы напоминать типичные сторожевые башни Ломбардии. Даже сегодня это неортодоксальное сооружение возвышается над горизонтом Милана и особенно хорошо видно с крыши Дуомо. Его профиль, кажется, бросает вызов законам физики, черта, которая, несомненно, повлияла на последующие поколения миланских архитекторов.
Итальянцы считают один из первых небоскребов Италии самым уродливым зданием, а мэрия регулярно вносит башню в список символов города.
Башня радуги
Башня радуги стала показательным примером, как можно работать с архитектурным наследием. Перед чемпионатом мира по футболу итальянские власти поручили миланской студии отделку безликого резервуара для воды, построенного в 1960-х годах на краю важной железнодорожной станции Порта Гарибальди. Керамическую плитку произвела известная итальянская фирма Marazzi. Сейчас это яркое пятно на панораме города, привлекающее туристов и украшающее индустриальный ландшафт.
Район Навильи
От архитектуры перейдем к развлечениям .Район Navigli расположен среди каналов, которые проектировал сам Леонардо да Винчи. В какой-то момент экономическому развитию Милана стал мешать тот факт, что город находился вдалеке от моря, а значит и от торговых путей. Впрочем, итальянцы не растерялись и стали использовать для перемещения товаров реки, а в городе появлялось все больше водных каналов. Особенно много их в районе Навильи, который частенько именуют «Миланской Венецией».
Если еще 150 лет назад район выглядел довольно невзрачно, то сегодня Навильи — это одно из самых красивых и романтичных мест Милана. Жизнь здесь бьет ключом: на летних террасах ресторанов всегда много посетителей, на лодках по каналам катаются туристы, семьи гуляют по набережной, а молодежь развлекает себя песнями и танцами. Приходить сюда нужно после захода солнца, ведь когда засыпает Милан, просыпается Навильи.
Фонд Prada (Fondazione Prada)
Современное искусство — это огромный мир, который постоянно развивается и расширяется. Одним из самых известных и авангардистских мест для его изучения и наслаждения является Fondazione Prada в Милане.
Заброшенный винный завод, который известный итальянский бренд превратил в центр современного искусства. Кстати, часть выставляемых объектов отбирает лично младшая внучка модельера Миучча Прада. Проект реконструкции завода — работа Рема Колхаса и его бюро OMA.
Комплекс из трех зданий выглядит достаточно сурово снаружи, особенно в дождливые дни. Это почерк Рема Колхаса, которому во всех проектах важно не выдергивать здание из контекста окружающей архитектуры, и здесь ему это точно удалось. Есть только одна деталь, которая сразу меняет настроение промзоны: один из корпусов фонда полностью покрыт 24-каратным сусальным золотом.
Кстати, интерьер главной 60-метровой башни Torre тоже выделяется: лифт отделан ярким бело-розовым камнем, в пролетах много света и нежных оттенков, туалетные комнаты обиты панелями из красного дерева. В каждом помещении интересно, и хочется двигаться дальше, от этажа к этажу.
Отдельно стоит сказать о кафе, которое обеспечивает фонду половину трафика. Это абсолютно киношный Bar Luce прямо на входе в комплекс фонда. Дизайн бара придумал Уэс Андерсон. Как сказал в одном из интервью сам режиссер, он хотел создать кафе, которое соответствовало бы его детской мечте. Это чувствуется: кроме общей узнаваемой ретро-сценографии Андерсона, здесь установлены старые игровые автоматы, а стулья, столы, меню и даже десерты выдержаны в пастельных розовых, мятных, голубых цветах, отсылая к типичным итальянским интерьерам 1950-х и 1960-х. Bar Luce заслуженно главный инстаграм-спот Милана за последнее время, ищите по тегу #barluce. Поверьте, это место — настоящий телепорт в один из залов «Отеля „Гранд Будапешт»».
Музей фонда Прада
Музей фонда Прада создан внучкой легендарного модельера Марио Прада, тем не менее к моде имеет мало отношения. Здесь основой экспозиции является современное искусство, причем в самых экстравагантных его проявлениях. Приверженцев консервативного творчества здешние арт-объекты нередко повергают в шок, а в голове возникает вопрос: «что хотел сказать автор?». Одни из самых известных экспонатов — это психоделические мухоморы Карстена Хеллера, в них вся суть современного искусства: оно должно вызывать эмоции...
Это лишь малая часть всех тех странностей, что ждут вас в музее фонда Прада. Рекомендуем отбросить предрассудки и своими глазами увидеть здешние необычные выставки, ведь искусство, как известно, границ не имеет.
Музей моды Armani/Silos
Столица мировой моды славится не только магазинами. В 2015 году к 40-летию образования модного дома Армани в городе открылся музей Armani/Silos. Коллекции, демонстрирующие многолетние достижения итальянского дизайнера, разместились в здании строгих геометрических форм. По всему периметру на уровне верхнего этажа музей опоясывает цепь балконов. На 4 этажах выставлены сотни предметов одежды и аксессуаров, созданных модным домом Армани. На мониторах в залах второго этажа демонстрируется цифровой архив дизайнерских эскизов.
Бар Basso
Исторический бар, который знает каждый миланец, работает с 1947 года. Здесь придумали знаковый коктейль Negroni Sbagliato, который пьют итальянцы в качестве вечернего аперитива. Да, именно коктейль «Негрони» — это более аутентичная история, в то время как «Апероль шприц» — выбор туристов.
В Bar Basso проходят культовые вечеринки во время Недели дизайна. В 1999 году хозяин бара Маурицио и несколько известных дизайнеров: Джеймс Ирвин, Марк Ньюсон, Джаспер Мориссон и другие — позвали каждый по 20 друзей из дизайн-окружения на аперитив в это место. К вечеру заведение переполнилось, и каждую следующую ночь народ продолжал прибывать. Так, при помощи сарафанного радио и богемного интерьера Bar Basso стал культовым местом для нетворкинга декораторов и архитекторов.
Carlo e Camilla in Segheria
Мишленовский ресторан в здании бывшего лесопильного завода. Классный пример сочетания интерьера и кухни: длинные столы размещены в абсолютно пустых бетонных помещениях. Центральная роль отведена блюдам и подаче. Кстати, шеф-повар ресторана — легендарный Карло Кракко, так что статус Michelin тут не случайно.
Магазин Seletti
Бренд Seletti — амбассадоры хулиганства в мире дизайна. Все их объекты, от мебели до кухонных приборов, узнаваемы с первого взгляда благодаря провокации и юмору, которые в них заложены. Флагманский бутик бренда расположен в центре Милана, это лучшее место для поиска дизайнерских сувениров из северной столицы Италии.
Кстати, именно бренд Seletti инициировал ежегодный уличный дизайн-парад с гордым названием Design Pride. Мероприятие проходит в апреле, во время главной мебельной недели дизайна Salone del Mobile. Это настоящая праздничная вакханалия: сотни людей, неравнодушных к декору, собираются у входа в парк «Семпионе», разбирают объемные арт-объекты и плакаты с шуточными надписями («Milano is not only fashion!», «Occupy chairs, tables, interiors!», «Objects are better than people!») и двигаются с лозунгами сквозь центр города под звуки оркестра. Праздник дизайна! Каждый год парад проходит в разные дни, можно отслеживать новости в инстаграме бренда @selettiworld.
Музей Альфа Ромео
Не модой единой славится Милан, но и автомобилями. Именно в этом городе летом 1910 года была основана компания по производству автомобилей премиум-класса Alfa Romeo. Конечно, свой статус они заслужили не сразу, но спустя не так много лет автомобили этой итальянской марки стали желанным подарком для водителей со всего мира. На самом деле, история у компании очень интересная, и лучше всего узнать о ней в миланском музее Альфа Ромео. Там вы и о становлении бренда послушаете, и автомобили Alfa Romeo разных лет увидите. В экспозиции представлены все когда-либо выпущенные модели, в том числе и концепт-кары, изготовленные в единственном экземпляре.
Футбольный стадион Сан-Сиро
Является домашним стадионом обеих миланских команд «Интер» и «Милана». Это не только футбольный стадион, но и одна из главных достопримечательностей Милана. Знаменитый миланский футбольный стадион имеет 78 328 мест (из них 244 для инвалидов) в 3 горизонтальных кольцах, разделенных на 4 зоны. Продольные стороны имеют красный цвет (западный сектор — трибуна и пресса) и оранжевый (восточный сектор). В 1980 году стадион был посвящен Джузеппе Меацце, величайшему итальянскому футболисту. Стадион Сан-Сиро с тех пор выглядит похуже, поэтому в настоящее время проектируется новый стадион.
Интересные факты : как Милан стал столицей моды
Мода — образ жизни, поведение, культ. На протяжении всей истории моды в одежде диктовали разные страны, такие как Франция, Испания, Англия и конечно же Италия. Модная индустрия тесно и напрямую связана с экономикой, максимально увеличивая ее рост. Первенство в моде тесно связано и с политическим первенством. Издавна моде уделяли внимание все, начиная от помпезных правителей и заканчивая крестьянами. Сегодня мода занимает одну из высших ниш. В настоящее время за пальму первенства борются две мировые столицы — Париж и Милан. На данный момент, бесспорно и вполне заслуженно, лидирует модная столица мира современности — Милан, столица Ломбардии, главный город северной Италии. Здесь расположено сердце самых культовых брендов. На всемирно известной и самой посещаемой неделе моды в Милане традиционно свои творения открывают ведущие Дома моды — R. Cavalli, Prada, Dolce & Gabbana, Gucci, Etro, Versace и многие другие. Почему же именно Милан стал местом притяжения всех модников мира?
Истоки итальянской моды
Страна всегда славилась производством предметов роскоши. Некоторые даже полагают, что слово «миллионер» пошло от итальянского milionario. Но это лишь догадки… Но предпосылки к этому точно были .В 1865 году в Милане открылся первый итальянский универмаг Alle Città d’Italia, где можно было приобрести множество товаров на любой вкус и достаток . Магазин смог быстро стать популярным. Но роскошь тогда еще была кустарным ремеслом, а не масштабным производством. Продукция универмагов не имела пока влияния на мировую моду.
Итальянская мода зародилась в 1935 году в Турине с созданием Итальянского национального агентства моды. Целью организации было продвижение качества итальянских модных творений и экономическое развитие отрасли. В 1938 году вышел первый номер журнала Grazia (итальянская библия моды). Но Вторая мировая война поставила на паузу все fashion-стартапы тех лет.
Настоящий бум итальянского шика случился в 1950-х годах, когда благодаря плану Маршалла в Италии произошел экономический бум. А в 1951 году состоялся первый показ высокой моды в стране. Его организовал предприниматель Джованни Баттиста Джорджини в своей частной резиденции во Флоренции. Свои коллекции представили сестры Фонтана, Эмилио Пуччи и многие другие.
Рим, Флоренция, Милан, Турин…
С течением времени, города итальянской моды разделили свои задачи. В Риме были сосредоточены в основном на «высокой моде», Флоренция на пошиве ремесленной одежды для эксклюзивных бутиков, а такие города как Милан и Турин были сильны в своей промышленности, они начали производить серийную модную одежду с использованием стандартных размеров: родилась мода prêt-à-porter.
В начале XX века Милан стал главным индустриальным центром страны – в регионе производилась большая часть текстильной продукции. Но в 50-х – начале 60-х годов прошлого века столицей моды по-прежнему оставалась Флоренция.
Однако ситуация начала стремительно меняться. В 1969 году в Милане проходит первая выставка Milanovendemoda. Шоу шло несколько дней и проводилось под куполом цирка недалеко от города. Запоминающееся и провокационное, оно превзошло все показы других городов и стало таким же известным как Нью-Йоркские пресс-недели.
Одежду флорентийских дизайнеров, как и парижских, могли себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Милан же стал предлагал простоту и элегантность по доступной цене, одежду на каждый день. Сама идея моды претерпела изменения. Дизайнеры вооружились лозунгом: «Стиль должен быть доступен каждому». Таким образом, Милан завоевал звание новой столицей моды. Здесь в 70-х начали выпускать свои первые коллекции молодые и тогда еще неизвестные дизайнеры Джанни Версаче и Джорджио Армани. Здесь открылись редакции модных журналов Vogue и Cosmopolitan. А стилисты всего мира стремились увидеть коллекции талантливых модельеров именно на неделе моды в Милане.
Миланская неделя моды
Одно из самых громких событий в сфере моды не только в Италии, но и во всем мире. Во время проведения недели моды в городе открываются сотни шоурумов, днем проходят модные показы лучших дизайнеров, а вечером каждый модник изо всех сил пытается пробиться на многочисленные закрытые вечеринки, организованные лучшими мировыми брендами. Даже если приглашение на сами показы тебе не светит, побывать в это время в Милане – отдельное впечатление. Кругом тусуются разодетые блогеры и модели, вокруг которых бесперебойно щелкают затворы фотоаппаратов.
Милан уже давно превратился в международный стандарт моды. Благодаря усилиям дизайнеров, промышленников и поддержке культурных и экономических факторов, Милан сегодня считается одним из главных городов мира в индустрии моды.
От моды перейдем к футболу.
«Милан» – история триумфа и страстей
«Мила́н» (итал. Associazione Calcio Milan) — итальянский профессиональный футбольный клуб из одноименного города. «Милан» — один из самых успешных клубов мира и самый титулованный из Италии по количеству международных трофеев.
В 1963 году стал первым клубом из Италии, выигравшим Кубок европейских чемпионов. Также «Милан» является рекордсменом по количеству выигранных Суперкубков УЕФА наряду с «Барселоной» и «Реалом» (5 титулов). Кроме того, является одной из шести европейских команд, заслуживших право хранить у себя кубок Лиги чемпионов, который клуб выигрывал семь раз. Последним на сегодняшний день завоеванным трофеем стал Чемпионат Италии по футболу 2021/2022.
«Милан» занял 9-е место в списке лучших футбольных клубов XX века по версии ФИФА, 3-е место — по версии журнала Kicker. Также IFFHS поставил «Милан» на 3-е место в рейтинге лучших европейских коллективов XX века
Домашний стадион «Милана», «Сан-Сиро», открыт в 1926 году. Он является крупнейшим футбольным стадионом Италии и вмещает чуть больше 80 тысяч болельщиков.
1899-1929. От основания до первых трофеев
«Мы будем командой дьяволов. Наши цвета будут красными, как огонь, и черными, как страх, который мы вызовем у наших противников!» — 1899, Герберт Килпин
Именно эти слова использовал один из основателей нового Клуба Футбола и Крикета «Милан» выступая перед единомышленниками в субботу 16 декабря 1899 года .
Официально же общественность узнала о новой команде только в понедельник, 18 декабря, из заметки в популярной газете «La Gazzetta dello Sport». В качестве первого офиса для администрации команды использовался бар-ресторан «Fiaschetteria Toscana» на улице Беркет в Милане. Уже в январе 1900 года первый президент и один из основателей «Милана», английский бизнесмен Альфред Эдвардс, оформил членство команды в Итальянской федерации футбола (F.I.F.).
В своем первом сезоне команда приняла участие в единственном официальном матче – против «Торино», который завершился в пользу гостей. Однако проигрыш «россонери» «гранатовым» не оставил клуб без первого трофея – миланисты завоевали «Медаль Короля», которую команде вручил итальянский монарх Умберто I.
Но уже следующий сезон 1900-01 годов сложился для молодой команды просто триумфально . «Милан» выиграл свой первый чемпионат Италии , прервав трехлетнюю гегемонию «Дженоа», так же команде удалось стать двукратным обладателем «Медали Короля».
В чемпионате Италии в 1902-1905 годах дела команды пошли не лучшим образом, однако второе «скудетто» покорилось уже по итогам кампании 1905-1906 годов, а еще через год «Милан» стал трехкратным чемпионом Италии.
Команда, капитаном которой был Килпин, завоевывала все больше симпатий, и в результате за несколько лет, благодаря футбольным успехам и классной игре, стала самой популярной и посещаемой в Ломбардии.
Клуб добился успеха в первое десятилетие своего существования, выиграв несколько важных трофеев, в том числе, среди прочего, трижды Медалья дель Ре,
Palla Dapples 23 раза и турнир FGNI пять раз проводилось соревнование, организованное Итальянской федерацией гимнастики, но официально не признанное Итальянской федерацией футбола.
В 1908 году в Милане произошел раскол, вызванный внутренними разногласиями по поводу подписания контрактов с иностранными игроками, что привело к формированию другой миланской команды, F.C. Internazionale.
Ведущим игроком «Милана» в последующие годы стал Луис Ван Хеги, голеадор с невероятной средней результативностью – 1,1 гола за игру! К сожалению, в 1914 году Луис покинул команду из-за начала Первой мировой войны (параллельно был приостановлен и розыгрыш национального первенства Италии). Чемпионат страны возобновился лишь 5 лет спустя, в 1919 году. Во время трагических событий войны пост Президента клуба занял Пьетро Пирелли, руководивший клубом два десятилетия подряд (это рекорд президента-«долгожителя» в «Милане»!), которые вместили в себя значимое событие клубной истории – открытие стадиона «Сан-Сиро». Кроме того, в 1919 году происходит смена названия клуба — громоздкая фраза «Клуб Футбола и Крикета «Милан» уступает место наименованию «Футбольный клуб «Милан» (Milan FC), с которым клуб вступил в новое десятилетие.
1929-1949. Период перестройки ,войны и возрождения
Два десятилетия (1929-1949 года) стали для «Милана» периодом постоянных изменений и трансформаций; периодом перестройки команды. В спортивном плане эти годы обошлись без заметных взлетов и падений.
В 1936 году происходит смена названия команды с Футбольный клуб «Милан» на Спортивная Ассоциация «Милан». В руководстве клуба в это же время происходят многочисленные изменения, в результате которых Президентом «Милана» стал Умберто Траббатони, руководивший командой с 1940 по 1954 год. Чемпионат Италии для «Милана» складывается не лучшим образом – команда переживала период нестабильности. «Россонери» курсировали вверх-вниз по турнирной таблице, традиционно финишируя в середине, и крайне редко занимая место в четверке лучших команд.
С началом Второй мировой войны розыгрыш национального первенства был приостановлен. Старт нового чемпионата состоялся в 1946 году. Сезон 1946-1947 годов был разыгран в один круг – команды встречались друг с другом только по одному разу. «Милану» удалось зацепиться за место в четверке, пропустив вперед великолепное «Торино», «Ювентус» и «Модену». В последующие два сезона (1947-1948 и 1948-1949 годов) команда заняла второе и третье место соответственно, чемпионом оба раза стал «Торино». Прогресс команды в первые послевоенные годы был налицо. Однако мало кто мог предположить, что настоящий взлет «россонери» уже не за горами!
1949-1955. Возвращение к победам
Началом новой эпохи для «Милана», который уже давно не рассматривался соперниками как претендент на «скудетто», стало прибытие в стан команды шведского форварда Гуннара Нордаля. Вместе с Гуннаром (который в первом же сезоне стал лучшим бомбардиром «россонери», забив 35 голов!), команду пополнили еще два шведа – Нильс Лидхольм и Гуннар Грен. Эта троица прозванная от сокращения их фамилий Гре-Но-Ли , вместе с вратарем Буффоном, стала серьезным усилением для «Милана».
В сезоне 1950-1951 годов подтвердились амбиции команды – «россонери» завоевали четвертый по счету титул чемпионов Италии, а увенчался успешный сезон победой в «Латинском кубке» (Coppa Latina).
В последующие четыре года «Милан» уверено держится на лидирующих позициях в чемпионате Италии, а Гуннар Нордаль трижды подряд (в 1952-53,1953-54, 1954-55 годах) выигрывает спор бомбардиров. В сезоне 1954-1955 годов Нордаль, примеривший на себя капитанскую повязку «красно-черных», привел команду к пятому «скудетто».
Значимым событием в этот период стала покупка у «Пеньяроля» (Уругвай) Хуана Альберто Скьяффино по прозвищу «Пепе», которому суждено стать одним из главных героев команды в последующие годы.
1955-1960 . Международный дебют
В сезоне 1955-56 годов «Милан» принял участие в первом розыгрыше только учрежденного Кубка чемпионов. «Россонери» потерпели поражение на стадии полуфиналов, уступив по сумме двух встреч будущему победителю турнира — мадридскому «Реалу». Однако «миланистам» удалось во второй раз завоевать «Латинский кубок» после разгрома в финале клуба «Атлетико» из Бильбао со счетом 3-1.
С прибытием на тренерский мостик Джипо Виани, «Милан» выиграл чемпионат сезона 1956-57 годов, однако настоящим сюрпризом стала игра нападающего Гастона Бина. Бин, главное открытие чемпионата, сумел отличиться 17 раз и стал истинным бриллиантом атаки «россонери». В следующем сезоне и без того конкурентоспособная команда стала еще сильнее после того, как в нее вливается Жозе Альтафини. Благодаря выдающейся технике и скорости, бразилец быстро завоевал любовь и уважение «Сан-Сиро». Жозе, вместе со «старым» капитаном Линдхольмом, Чезарре Мальдини и маэстро полузащиты «Пепе» Скьяфино, завоевал для «Милана» новый титул после захватывающего противостояния с «Фиорентиной», которое продолжалось до последних туров .
В последнем для Скьяффино сезоне в составе «Милана» команда играла не очень ярко и не смогла завоевать титул, однако «россонери» удалось одолеть принципиального соперника — «Интер» — в весеннем дерби, которое завершилось со счетом 5-3 в пользу «Милана» благодаря покеру Хуана Альберто.
1960-1970. Европейский триумф
Несмотря на то, что предыдущие годы были отмечены доминированием иностранных игроков в стане «россонери» (вспомним троицу Гре-Но-Ли, и парочку Скьяффино-Альтафини), десятилетие 1960-1970 гг. стало «звездным» для итальянских игроков «Милана» — они сумели громко заявить о себе не только внутри страны, но и за ее пределами благодаря своим талантам.
После Олимпийских Игр в Риме в 1960 году в команду пришли игроки олимпийской команды — Траппатони, Требби, Альфиери, Нолетти и талантливый парнишка по имени Джанни Ривьера. Ривьера сыграл свой первый матч в майке «Милана» в возрасте 17 лет (!) против своей бывшей команды — «Алессандрии 1912» , которая была обыграна новым клубом Ривьеры со счетом 5-3. «Красно-черные» в том сезоне вели борьбу за скудетто до самого окончания чемпионата, однако проигрыш в двух последних матчах («Бари» и «Фиорентине») отбросил команду на почетное второе место.
С уходом Нильса Лидхольма на тренерский пост «Милана» пришел Нерио Рокко (он же — Парон), что ознаменовало начало новой эры — успеха «россонери» не только на внутренней арене, но и в международных соревнованием. Первым трофеем «Милана» под руководством Рокко стало завоваение «скудетто» в сезоне 1961-62 годов, однако более значимым и запоминающимся достижением для всех, кто застал это время, стало завоевание первого Кубка чемпионов.
Финальный матч против «Бенфики» , состоявшийся на стадионе «Уэмбли» 23 мая 1963 года, стал захватывающим зрелищем — игроки «Милана» подняли кубок над головой после победы над португальцами (дублем за «Милан» отметился Альтафини, точный удар за «Бенфику» нанес Эусебио). Несомненно, в памяти всех болельщиков «россонери» сохранилась такая картина — капитан Чезаре Мальдини вместе с тренером Рокко поднимает Кубок над головой.
«Милан» не смог закрепить свой успех победой в Межконтинентальном Кубке — «россонери» проиграли решающий матч на стадионе «Марокана» бразильскому «Сантосу» со счетом 1-0 . По окончании сезона 1962-1963 годов со своего поста ушел Президент «Милана» Андреа Риццоли, руководивший клубом девять лет, в течении которых команда завоевала четыре титула в национальном чемпионате, один «Латинский Кубок» и свой первый Кубок чемпионов. Но Риццоли помнят не только за спортивные успехи — по его инициативе была создана учебно-тренировочная база «Миланелло» – жемчужина, радующая нас по сей день.
После нескольких неудачных лет, когда команда выступала ниже своих возможностей, в сезоне 1967-68 годов «Милан» вернулся на вершину, завоевав свой девятый титул национального чемпиона, а так же — победив в престижном европейском Кубке обладателей кубков впервые в своей истории. В финале со счетом 2-0 был повержен «Гамбургом» .
Вернув себе корону во внутреннем первенстве, «Милан» добился права выступать в Кубке Чемпионов, а дуэт Ривера-Прати позволил команде добраться до финала на стадионе «Сантьяго Бернабеу» , где был обыгран голландский «Аякс» с молодым Йоханом Кройфом в составе. Финальный счет того матча — 4-1 в пользу «россонери». Вратарь «красно-черных» Фабио Кудичини свой игрой против «Манчестер Юнайтед» в полуфинальных матчах заработал прозвище «черный паук» . Кроме того, «Милан» наконец-то стал сильнейшим клубом мира, после того как по сумме двух матчей на Межконтинентальный кубок «россонери» одолели «Эстудиантес» — за победой 3-0 на «Сан-Сиро» последовало поражение «Бомонере» в Буэнос-Айресе со счетом 0-2.
Классная игра и прирожденный талант Джанни Ривьеры принесли плеймейкеру «Милана» «Золотой мяч» — самую престижную персональную награду футболиста – как лучшему игроку Европы в 1969 году, а так же эти фантастические слова в адрес таланта из «Милана» — «в скучном и бледном мире футбола Ривьера единственный, кто дарит чувство поэзии».
1970-1985
Самый мрачный период в истории клуба; период, который принес очень мало поводов для радости. Но все же такие поводы нашлись – над эмблемой клуба появилась звезда, которая ознаменовала завоевание «Миланом» десятого «скудетто» в 1979 году. Кроме того, трижды был завоеван Кубок Италии, и один раз — Кубок обладателей кубков.
«Милан», ставший чемпионом в 1979 году, тренировал Нильс Лидхольм, под началом которого состоялся дебют в команде молодого игрока; игрока, который затем стал капитаном клуба и одним из лучших защитников мира — Франко Барези. Барези дебютировал в составе «россонери» 23 апреля 1978 года в победном для «миланистов» матче с «Вероной» (2-1).
Эти годы запомнились «тиффози» «красно-черных» постоянной сменой тренеров на скамейке «Милана», а так же тем, что легендарный полузащитник, звезда клуба Джанни Ривьера завершил игровую карьеру, но остался в команде на посту вице-президента.
Начало восьмидесятых годов стало разочарованием для фанатов «Милана», которые стремятся забыть эти времена — клуб отступил от победных традиций и провел два сезона в Серии B. Но эти годы так же отмечены дебютом в большом футболе Паоло Мальдини, наследника Барези в качестве капитана команды. Первая игра Паоло пришлась на матч с «Удинезе» (1-1) 20 января 1985 года.
1985-1999. Непобедимые
С учетом достижений на посту тренера в предыдущих сезонах, а так же тренерской чехарды в «Милане», Нильс Лидхольм был восстановлен в качестве главного тренера «россонери». Тем не менее, это не принесло значительных улучшений результатов — ни в лиге, ни в кубковых состязаниях «Милан» не выглядел претендентом на победу. Клуб достиг критической точки, которая требовала кардинальных и решительных мер, в результате чего 24 марта 1986 года Сильвио Берлускони стал 21 Президентом «Милана» и владельцем клуба.
Новый президент пожелал серьезно усилить команду, что вылилось в необычайную активность «Милана» в трансферное окно. В сезоне 1987-1988 годов, были подписаны такие игроки как Роберто Донадони, Дарио Бонетти, Дзузеппе Кальдеризи, Даниэле Массаро и Джованни Галли. Кроме того, к команде присоединились английские звезды Марк Хатили и Рэй Уилкинс. Новичкам требовалось время сыграться, однако «Милану» было необходимо попасть в Кубок УЕФА, несмотря на неубедительное выступление в чемпионате. «Россонери» решили поставленную задачу благодаря победе над «Сампдорией».
Сезон 1988-89, ставший для клуба переломным, начался с назначения Арриго Сакки на пост наставника команды. Новый тренер был сторонником «игры в зону», тотального футбола, а так же — прессинга и скоростной манеры передвижения игроков. Среди футболистов, пополнивших клуб, были голландские звезды — Марко Ван Бастен и Рууд Гуллит, а так же — Карло Анчелотти и Коломбо. К команде примкнул и воспитанник клуба – молодой Алессандро Костакурта. «Милан» начинает новый сезон как на крыльях — при ошеломляющей поддержке своих болельщиков, за которую игроки платили своими победами; и несмотря на некоторые наказания (самый яркий пример которым — поражение «Роме» 2-0 по решению спортивного арбитражного суда), упорно борется за чемпионство с «Наполи», ведомым Диего Марадоной. Встреча с этим клубом позволила «Милану» занять вершину турнирной таблицы. Победа 3-2 над «адзури» 18 мая 1988 года (на домашнем стадионе «Наполи» «Сан-Паоло») принесла «Милану» 11 титул чемпиона Италии и первый трофей эры Берлускони.
К парочке из Нидерландов — Гуллиту и Ван Бастену — добавился их соотечественник — Франк Райкаард, и вместе они составили еще одно трио из одной страны — подобно шведам Нордалю, Лидхольму и Грену (знаменитому «Гре-Но-Ли»), действовавшему в 1950-е годы. С тех пор успех следовал за успехом. В сезоне 1988-89 годов «Милан» правил бал в Европе — победил в Кубке чемпионов после того, как выбил из розыгрыша софийский клуб «Виточа» , югославскую «Црвену зведу» (Белград), бременский «Вердер» , а на пути к финалу с бухарестским «Стяуа» в полуфинальных матчах был повержен мадридский «Реал» . Более 100 тысяч болельщиков смогли увидеть триумф «Милана» на стадионе «Ноу Камп», ставшим в тот вечер красно-черным — соперник был разгромлен со счетом 4-0. Под руководством Арриго Сакки команда сумела завоевать титул чемпиона страны, два Кубка Чемпионов, два Суперкубка Европы, два Межконтинентальных кубка и один Суперкубок Италии.
На старте сезона 1992-93 годов команду, сменив Сакки, возглавил экс-полузащитник «Милана» горицианец Фабио Капелло, но и при нем «россонери» доминировали в Италии и Европе — выиграно четыре чемпионских титула в Италии (три из них — подряд), три Суперкубка Италии, один Kубок чемпионов (выигранный в незабываемом матче в Афинах против фаворита — «Барселоны» со счетом 4-0) и один Суперкубок Европы.
Десятилетие 1986-1996-го, вне всякого сомнения, самый продуктивный период в истории команды, но не только со спортивной точки зрения и числа завоеванных трофеев на футбольных полях, «Милан» устраивал прекрасные спектакли и демонстрировал привлекательный стиль игры. «Бессмертные» и «Непобедимые» — под такими прозвищами была известна команда — подняли свою игру на недостижимый соперниками уровень. Однако конец 1990-х годов был не столь успешным, как начало и середина. Клуб соблюдал правопреемственность между успешными тренерами (Табарез, затем Сакки и снова Капелло), но только с прибытием Альберто Дзаккерони в 1999 году «Милан» выиграл 16 титул чемпиона Италии. (А случилось это в год столетия клуба!).
2000-е. Продолжая славные традиции
Оставшаяся часть истории клуба приведет нас в настоящее время — Карло Анчелотти принял команду от Фатиха Терима, что совпало с периодом доминирования «россонери» в Италии и Европе — шестой Кубок Чемпионов команда выиграла в соперничестве с другим итальянским клубом — «Ювентусом». Так же в 2003 году «красно-черные» сумели завоевать Кубок Италии и Суперкубок Европы.
Титул чемпиона Серии А вернулся в офис «Милана» на Виа Турати по окончании сезона 2003-2004 годов. Это стало 17-м по счету чемпионством «Милана», а на старте следующего сезона команда завоевала Суперкубок Италии, который Мальдини поднял над головой 21 августа 2004 года.
Однако сезон 2004-2005 года оставил привкус горечи, несмотря на несколько выдающихся игр, так как команда не сумела достичь тех же высот, которые были покорены годом ранее. Сезон 2006-2007 годов стал выдающимся в плане приложенных усилий, продемонстрированного мужества и успехов на спортивных аренах. «Милан» имел мало шансов на повторение успеха в лиге после штрафа, который был наложен на клуб представителями спортивного правосудия перед началом сезона, но игроки и тренерский состав принялись за дело «закатав рукава» и работали настолько усердно, насколько было возможно. Игроки были раньше отозваны из отпусков, некоторые из них буквально несколько дней назад стали чемпионами мира. Команда собралась на своей базе «Миланелло», объединилась и набралась решимости, что стало залогом успешной квалификации в групповой этап Лиги чемпионов после двойного успеха в матчах с белградской «Црвеной Звездой» в 3-м квалификационном раунде.
В чемпионате Италии «Милан» так же стартовал успешно, но к концу 2006 года поплатился за слишком раннее начало предсезонной подготовки — в игре команды наступил спад. Однако тренировки в хороших погодных условиях на Мальте в зимний перерыв позволили команде восстановить силы, благодаря работе по индивидуальным программам. Подопечные Карло Анчелотти подошли к середине сезона в великолепной форме и сумели достичь поставленной цели — попасть в зону Лиги чемпионов по итогам чемпионата и завоевать титул в Лиге чемпионов. Забронировав за собой четвертое место в Серии А, команда отправилась на финал Лиги чемпионов в Афинах, победа в котором продемонстрировала характер команды, способность преодолевать трудности и зависть и несчастья, которые свалились на команду.
Одним из последних завоеванных командой трофеев стал Суперкубок Европы, выигранный «россонери» 31 августа 2007 года на поле Монте-Карло в матче против обладателя Кубка УЕФА «Севильи»; матч был сыгран без особого энтузиазма, т.к. его проведение было омрачено преждевременной смертью игрока андалусийцев Антонио Пуэрты. Вместе с тем, еще одним важным мероприятием для клуба в сезоне 2007-2008 годов стала поездка в Японию с целью победы на Чемпионате мира среди клубов.
«Милан» покинул Италию и прибыл в Йокогаму, готовый к очередному спортивному вызову, и только с одной целью — стать самым успешным клубом в мире, клубом с наибольшим в истории числом международных трофеев, а так же с задачей обыграть аргентинскую «Боку Хуниорс». После победы в полуфинале над японским клубом «Урава Рэд Даймодз» подопечные Анчелотти добились права участвовать в финальном матче против «Боки Хуниорс». «Мировое дерби» удалось — «Милан» показал почти идеальную игру, а зрелищный и драматичный матч завершился со счетом 4-2 в пользу «россонери», которые примерили на себя корону самого успешного футбольного клуба в мировой истории.
Город, фанаты и игроки «Милана» — все вместе отпраздновали это великолепное достижение, которое стало возможным благодаря удивительной прочности и стойкости союза этих людей, переживших в последние годы столь много значимых моментов.
В течении последних пяти сезонов «Милан» четырежды становился полуфиналистом престижнейших европейских турниров, и зарекомендовал себе в качестве одного из главных действующих лиц на национальном и международном уровне.
10-е .Современные страницы
В 2010 году «Милан» возглавил молодой тренер Массимилиано Аллегри. И руководство «россонери» не ошиблось в назначении — в первый же год под руководством Аллегри «Милан» стал в 18-й раз чемпионом Италии. В том сезоне в команде заблистали такие сильные игроки как как Златан Ибрагимович, Робиньо и Алешандре Пато.
После 18-го Скудетто результативность клуба снизилась. «Милану» не удавалось пройти квалификацию на европейские соревнования в течение нескольких лет, и единственным завоеванным трофеем стал Суперкубок Италии 2016 года , завоеванный под руководством Винченцо Монтеллы после победы над «Ювентусом» в серии пенальти.
27 ноября 2017 года Монтелла был уволен из-за плохих результатов и заменен бывшим игроком Дженнаро Гаттузо . «Милан» квалифицировался в групповой этап Лиги Европы УЕФА 2018–19 после того, как занял 6-е место в сезоне Серии А 2017–18 , но был отстранен УЕФА от участия в европейских соревнованиях из-за нарушений правил финансового фэйр-плей из-за неспособности выйти на уровень безубыточности. «Милан» подал апелляцию в Спортивный арбитражный суд, и решение было отменено 20 июля 2018 года.
В первом полном сезоне Гаттузо «Милан» превзошел ожидания и провел большую часть кампании в топ-4. Однако несмотря на победу в последних 4 играх, «Милан» пропустил Лигу чемпионов на одно очко. После того, как «Милан» не смог пройти квалификацию в Лигу чемпионов, Гаттузо ушел с поста тренера.
19 июня 2019 года «Милан» нанял бывшего тренера «Сампдории» Марко Джампаоло по двухлетнему контракту. После четырех месяцев руководства Джампаоло был уволен после поражения в четырех из первых семи игр, что усугублялось плохой игрой и отсутствием доверия болельщиков.
Стефано Пиоли занял его место и проделал отличную работу по переформированию группы и приданию ей четкой идентичности. Начиная с июня 2020 года, после карантина, вызванного пандемией Covid-19, «россонери» собрали важную победную серию и сумели обыграть почти всех соперников. Сезон 2020/21 стал для клуба возрождением: команда показала в лиге очень хорошие результаты. «Милан» финишировал вторым с 79 очками, выиграв 24 матча и впервые за семь лет квалифицировавшись в Лигу чемпионов.
Кульминацией сезона 2021/22 стала победа в Серии А — идеальный приз для амбициозного проекта. Первое место, 86 очков, 26 побед и 69 забитых голов – вот лишь некоторые цифры, благодаря которым «Милан» выиграл свой 19-й Скудетто .
В сезоне 2022/23, несмотря на то, что «россонери» не смогли сохранить скудетто, они продолжали двигаться вперед и впервые за 16 лет вышли в полуфинал Лиги чемпионов .
Положение команд перед туром
«Ювентус»
Туринский «Ювентус» накануне важной игры с «Миланом» провел ответную встречу в полуфинале Кубка Италии против «Лацио». «Бьянконери» после победы в первом матче (2:0) были близки к тому, чтобы упустить преимущество и уйти в дополнительное время. Команду спас Милик, который забил важный мяч за 7 минут до конца основного времени. В чемпионате Италии в 2 крайних турах «Юве» сыграл вничью с «Торино» и «Кальяри». После 33 туров хозяева занимают 3 строчку в турнирной таблице, отставая от «Милана» на 5 очков. И предстоящий матч это отличная возможность для подопечных Массимилиано Аллегри сократить расстояние до минимума.
«Милан»
«Россонери» испытывают большие трудности в последних играх. Команда вылетела из Лиги Европы от «Ромы», а в последнем туре Серии А отдала досрочное чемпионство в руки «Интеру», уступив со счетом 1:2. На Стефано Пиоли оказывается колоссальное давление и есть большая вероятность, что после завершения сезона в «Милане» появится новый наставник. Сейчас главная задача для клуба – сохранить 2 строчку в турнирной таблице. Отрыв от «Ювентуса» комфортный, и равен 5-ти очкам. Если в очной встрече удастся его как минимум сохранить, то вероятность на серебряные медали станет еще выше.
Несмотря на то, что в случае победы «Юве» не поднимется на 2 строчку, команда точно почувствует уверенность в своих силах, так что, как всегда, верим в победу туринцев. Forza Juve!
Начало «Милану» было положено примерно за неделю до католического Рождества, в субботу, 16 декабря 1899 года. О месте проведения организационного собрания единого мнения нет. Не исключено, что помещение отцов-основателей в шикарный Hotel du Nord на площади Республики (по одной из распространенных версий) продиктовано в большей степени стремлением приукрасить и облагородить банальную попойку, в результате которой и появился «Крикетно-футбольный клуб Милана». Куда правдоподобнее выглядит рассказ о встрече троих приятелей в винном погребе магазина «Фьяскеттерия Тоскана». Трое — это работник швейной фабрики Килпин, служащий турагентства Эллисон и сапожник Дэвис. Все трое — британцы. Как ни странно, но к утру никто из них не забыл, какая идея накануне согрела их сильнее кьянти, и уже в понедельничном выпуске Gazzetta dello Sport появилась заметка о создании Milan Cricket & Foot-Ball Club. На просьбу о содействии откликнулись местные промышленники Эдвардс, Натан и Барнетт. В январе 1900 года Альфред Ормонд Эдвардс был избран президентом и зарегистрировал «Милан» в итальянской федерации, после чего клуб получил право выступить в чемпионате. Футбольный клуб в те времена вовсе не был коммерческим или спонсорским проектом. Существовал он в большей степени на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Костяк команды составляли рабочие парни. Отсюда и первое прозвище — Cascivit («гаечные ключи»). Более того, за то, чтобы поиграть в «Милане», нужно было заплатить! И даже тренироваться имели право исключительно члены клуба, то есть люди, у которых в членских книжках была наклеена марка об уплате ежегодного взноса в размере 20 лир, для студентов скидка – 12. Следили за поступлением средств и их использованием строго. Так капитан команды Гвидо Мода забыл внести двадцатку, и был с позором изгнан с тренировки. А бомбардир Анджелони однажды и вовсе был бит за присвоение некоторой суммы общественных денег.
Огонь. Огоннище. И это ей 51 там. капец.