Я очень хочу увидеть «Краснодар», не закрытый от мира
Желание Вадима Кораблева.
Чемпионская гонка доказала одну из теорем нашего футбола: «Краснодар» – самый уважаемый клуб страны не из Москвы или Петербурга. Его феномен далеко за пределами поля: я не болею за команду Сергея Галицкого, но ценю ее как явление. Не за модные схемы или игровую философию, а за то, что стала настоящим ориентиром.
В том, как нужно развивать инфраструктуру. Сначала восхищали стадион-колизей, продвинутая академия и парк мечты без заборов и контролеров. Затем – арена из черного стекла для второй команды, похожая на айфон. Свежая история – корпуса базы в виде роскошных яхт, от которых не отвести взгляд, даже когда они еще не достроены. «Краснодар» показал, какими могут быть общественные пространства, если выбирать архитекторов и застройщиков по качеству работы, а не близости к принимающим решения кругам.
В отношении к людям. Оказывается, если предложить комфорт и заботу, они ответят не варварством, а любовью. «Мы рискнули, пошли на отделку [стадиона] дорогими материалами, – рассказывал Галицкий в настольном интервью ютуб-каналу «Русские норм». – Не ставили сетки, как для ловли обезьян. Мне говорили, что я сумасшедший, что сейчас все это будет разорвано, выкинуто, что открытый экран разобьют. Что набегут вандалы, готы, гунны – я не знаю, кто там. Но мы отнеслись к людям с уважением».
В том, как владелец клуба рассуждает об индустрии и вдохновляет других на перемены. Любое появление Галицкого в медиа превращается в событие, потому что так фанатично, оригинально и глубоко не высказывается ни один клубный менеджер.
Но есть нюанс: мы могли знать о прекрасных проектах «Краснодара» намного больше, а сам клуб – стать еще популярнее и интереснее. Вот только он старательно обороняет инфраструктуру от журналистов. У спортивных медиа (и Sports.ru в том числе) уже целый список отказов, приведу два последних наших примера.
1. В мае 2023-го мы рассказали про корпуса базы в виде лайнеров – на основе впечатлений фотографа-любителя, который снимал их с дрона (важно: перед этим его снимки разлетелись по всем краснодарским медиа и крупным телеграм-каналам, сам «Краснодар» писал о стройке на сайте). Сначала связались с клубом, чтобы получить больше информации, но нам отказали даже в помощи со спикерами. Затем нашли владельца архитектурного бюро, которое занималось проектом: он согласился поговорить, но внезапно перестал отвечать на сообщения после диалога с клубом.
2. Чуть позже написали про японский сад в парке у стадиона – крупнейший в Европе. Там высажено 6700 деревьев, 5900 кустарников и 280 000 цветов, а протяженность пешеходных троп достигает 3,5 километра. Текст вышел бы еще подробнее и фактурнее, например, с комментарием садовника. Хотя бы садовника! О людях, которые придумали концепцию, находили решения и занимались логистикой, даже не мечтали. Но в структурах, отвечающих за парк, нас не заметили, клуб тоже помочь не смог.
Это лишь две истории из множества – без подробностей. К сожалению, крепнет ощущение, что такая защита от внимания – сознательная политика клуба. Удивительно, как рядом с прогрессом, который Сергей Галицкий обеспечивает столько лет, соседствует закрытость.
Почему это настораживает? Перед одним ключевым пунктом – несколько базовых, но тоже крайне важных.
● Рассказать о впечатляющей инфраструктуре, которой люди пользуются каждый день, которая преображает город и в существовании которой нет тайны ≠ лезть во внутренние дела клуба. Понимаю, когда «Краснодар» держит в секрете тренировки Ивича или трансферные переговоры, но не понимаю молчания о сливовой роще Умэбаяси в парке.
● Из «Краснодара» я слышал: «Не хотим хвастаться». Но рассказывать о хорошем – важно и полезно (хвастовство связано с преувеличением, а в фиксации фактов ничего такого нет). Чтобы хорошее везде обсуждали и показывали. Чтобы другие стремились делать не хуже. Чтобы хорошее превращалось в норму. Чем больше информации о таком хорошем в медиа, чем многограннее детали и краше фотографии, тем прочнее в обществе формируется запрос на хорошее вокруг. А еще эти медиа читают и смотрят владельцы других клубов, чиновники из самых разных регионов и просто предприниматели, которые захотят научиться так же. И сделать подобное на Алтае и Сахалине, в Бурятии и Коми, Мордовии и Адыгее и других замечательных местах.
Людям нужен пример и вдохновение. Галицкий еще в 2011-м сформулировал, насколько важно не только менять среду к лучшему, но и громко об этом заявлять:
«Рынку нравятся яркие персонажи, которые выступают на злобу дня, но в бизнесе все по-другому, – говорил он «Коммерсанту». – Мое интервью вам – это формирование благоприятной атмосферы. Нужно постоянно говорить о том, что возможно заниматься бизнесом. [Олег] Тиньков берет интервью у предпринимателей и размещает их в сети – это формирует среду. Он дает примеры – нельзя же постоянно говорить только о негативе. Люди подвержены влиянию со стороны СМИ, и нужны позитивные истории, нужен оптимизм».
● «Краснодар» вправе парировать тем, что и так дает оптимизм конкретными делами, но сегодня им нужно дополнительное топливо. Последние два года созидательная повестка тонет в разрушительной, и, если не направить на нее пару дополнительных прожекторов, она просто растворится.
А теперь главное. Эта зажатость приводит к еще более крупному недостатку: «Краснодар» упускает классную возможность заполучить новую преданную аудиторию.
Галицкий часто иронизирует над москвацентричностью России, потому что видит в ней проблему, и возмущается снисходительным отношением к регионам. Но почему тогда «Краснодар» мало и скромно говорит о вещах, которые так профессионально реализует? Стадион и парк – для местных жителей, база – для игроков. Клубу будто неловко красоваться перед другими регионами, хотя, маркетируя успехи иначе, он мог бы завоевывать еще больше сердец.
Ведь стадион, парк и академия – отдельные бренды, которые вспоминают, перечисляя лучшие явления нашего футбола. А еще во многом благодаря стадиону, парку и академии «Краснодар» так симпатичен нейтральным болельщикам и фанатам других команд. Людям, которые, возможно, никогда не были в Краснодаре, но обязательно приедут, если почаще напоминать об особенных местах. Связанных с их любимой игрой.
В феврале возобновится главная гонка в истории клуба. Битва с «Зенитом», к которому у многих масса вопросов, – это шанс переманить на свою сторону десятки тысяч человек. Помочь игрокам стать героями, превратить их главные качества в сверхспособности (например, как тот же «Зенит» делал с Халком). Дать новые ракурсы клубной системы.
«Краснодар» способен стать туристической гордостью целого региона или федерального округа. Новой точкой притяжения.
Но почему же клуб превращается в форпост?
В чем смысл обороны проектов, которые так нравятся людям и подчеркивают вашу самобытность?
Как это рифмуется с образом команды, двигающей наш футбол вперед?
Откуда столько недоверия и опаски?
Вопросы, на которые так хочется получить ответы.
Открытый, а не робкий от внимания «Краснодар» – мое желание на 2024-й.
Смелость Карпина – мое впечатление года
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив; t.me/prostoevgeny; japan.parkkrasnodar.com
Где написано, что "все" и "должны" ?
2) "При том что все должно быть максимально легко"
Где написано, что "всë" и "должно быть" ?
3) "Проснулся, не выходя из дома позвонил лично Галицкому и получил полный отчет по его сегодняшнему дню"
Апелляция к крайности, намеренно подменяющая мнение собеседника
4) "Люди, в отличии от журналистов, работают. Работают - это значит производят какой-то конечный продукт. Не буковки в воздух, не слова на ветер"
Ну да, ну да. Журналистика – не работа, "болтать – не мешки ворочать".
Фантастически глупый комментарий, в пассивно-агрессивных интонациях.
Работа ЦСКА, когда вся работа со сми сводится к обвинению контрагентов и отрицанию инсайдов? (Впрочем это лучше чем наташка)
Работа Спартака с их бравадой, детскими обидами и какими то вызовами непонятно кому? Не зря давно говорят что у них smm-щик школьник. Похоже так оно и есть.
Или работа Локо, где нам на привычном всем из экранов тв чиновничьем жаргоне вещают какие то важные дядьки. Так понимаю там работы со сми вообще нет, просто время от времени какие то шишки из ржд напоминают о себе мотивационными речами.
Про химки даже говорить не буду.
Так где у нас работа со сми?