«Стоунволл» — английский клуб, который меняет футбол
90-е — пик гомофобии и эпидемии СПИДа в Великобритании. Финский эмигрант Микко Куронен размеcтил в лондонской газете объявление о сборе в одном из местных парков представителей ЛГБТ для игры в футбол. На это предложение откликнулся и основатель первого в Великобритании футбольного ЛГБТ-клуба Эсли Питтер. Но почему команду назвали «Стоунволл» и что она из себя представляет? Сейчас расскажем!
Америка, гомофобия и «Стоунволл-инн»
В 1950—1960-е годы гомосексуалы в США подвергались немалой дискриминации. Однако конец 1960-х годов стал очень остро дискуссионным: он отметился активизацией множества общественных движений, таких как движение чернокожих за гражданские права, феминистское, антивоенное и другие. Эта социальная активность вместе с либеральной общественной средой Гринвич-Виллидж (одного из районов Нью-Йорка) оказали катализирующее влияние на Стоунволлские бунты.
В 1950-х и 1960-х годах очень немногие заведения приветствовали не скрывающих свою сексуальную ориентацию ЛГБТ-людей. В основном это были гей-бары, при этом их владельцы и менеджеры редко являлись геями. Один из таких баров, «Стоунволл-инн», как и многие подобные заведения, в то время принадлежал мафии. Он был популярен среди беднейших и наиболее ярких представителей ЛГБТ-сообщества: драг-квин, трансгендеров, женственных юношей, хастлеров и бездомной молодёжи.
Бар «Стоунволл-инн», расположенный на Кристофер-стрит 51-53, вместе с несколькими другими заведениями города принадлежал семье Дженовезе. В 1966 году трое членов семьи перепрофилировали ресторан «Стоунволл-инн» в гей-бар, инвестировав в него 3500 $. Раз в неделю полицейский забирал конверт с наличными.
У «Стоунволл-инн» не было лицензии на продажу алкоголя, в баре отсутствовал водопровод и стаканы мылись в специальной посудине. Пожарные выходы в баре также отсутствовали. Наркотики в баре продавались свободно, тем не менее «Стоунволл-инн» не пользовался популярностью среди местных хастлеров. Это был единственный бар для геев в Нью-Йорке, где свободно можно было танцевать друг с другом, поскольку изначально «Стоунволл-инн» позиционировал себя как танцевальный клуб.
С 1969 года всех посетителей бара встречал вышибала, который проверял пришедших через дверной глазок. В первую очередь посетители должны были быть старше 18 лет. Во избежание нежелательных посетителей, а именно переодетых полицейских, которых называли: «Лили Законница», «Алиса в синем платье» и «Бэтти со значком», охранник обычно пропускал только постоянных клиентов, либо людей с ярко выраженной гомосексуальной внешностью. Стоимость двух входных билетов (в выходные дни) составляла $3. Внутри бара билеты можно было обменять на два напитка. В баре располагалось два танцпола, интерьер был окрашен в чёрный цвет, что делало помещение очень тёмным. По периметру бара были развешаны специальные прожекторы. В случае, если в бар прорывалась полиция, прожекторы резко включались. Это было своеобразным сигналом для посетителей.
Клиентами «Стоунволл-инн» в основном были мужчины, однако и лесбиянки иногда приходили в бар. Возрастной диапазон клиентов составлял от 18 до 30 лет. «Стоунволл-инн» очень быстро приобрёл известность за пределами Гринвич-Виллидж. Полицейские рейды по гей-барам проходили в среднем раз в месяц. Во время рейда в баре зажигали свет, клиенты выстраивались в шеренгу и предоставляли удостоверения личности для проверки. Клиенты бара, у которых не было при себе удостоверения, арестовывались, остальным же позволялось спокойно уйти. Женщины обязаны были носить минимум три элемента женской одежды. В противном случае они арестовывались. При этом сотрудники и руководство баров также подвергались аресту.
В 1960-х годах полицейские рейды на гей-бары в США являлись обычным делом, однако в июне 1969 года полиция быстро потеряла контроль над ситуацией, поскольку около бара «Стоунволл-инн» собралась толпа, неожиданно оказавшая сопротивление. Это столкновение в последующие дни продолжилось в массовых протестах и беспорядках. В течение нескольких недель жители гей-квартала быстро организовались в группы активистов, концентрирующих усилия на создании мест для геев и лесбиянок, где можно было бы открыто говорить о своей сексуальной ориентации, не боясь при этом быть арестованными.
После Стоунволлских бунтов геи и лесбиянки преодолели гендерные и классовые различия, став сплочённым сообществом. В течение шести месяцев были сформированы две правозащитные гей-организации, концентрировавшиеся на активной протестной тактике, и учреждены три газеты для поддержки прав геев и лесбиянок. В течение нескольких лет организации по защите прав гомосексуалов были основаны в США и во всём мире.
Путь к мировому признанию
После пары игр вместе игроки задумались чтобы заявиться в низшие дивизионы, чтобы играть в футбол регулярнее. Однако до их первой игры вышла статья в Daily Mirror с заголовком «Королевы Юга», где было сказано, что команда состоит из одних геев. После этой статьи один из игроков потерял работу просто за то, что был представителем ЛГБТ.
В этой статье Daily Mirror цитируется игрок одной из команд, с которой «Стоунволл» сражался в сезоне 1991-92: «Тот факт, что их игроки — геи, не имеет никакого значения. Нам было наплевать».
Но далеко не все соперники «Стоунволла» были столь же непредвзяты. Один из основателей клуба, Эсли Питтер, рассказал об игре, в которой игроки соперника в раздевалке перед игрой пели песню Buju Banton об убийстве гомосексуалистов и неоднократно плевали в него на поле. Судья ничего не сделал. Это был всего лишь один случай из многих. Но несмотря на ненависть и отсутствие поддержки со стороны властей, «Стоунволл» выстоял. Затем начал приходить успех. Довольно большой, по меркам клуба.
В 1995 году «Стоунволл» выиграл свой первый Кубок мира Международной ассоциации гей и лесбийской футбольной ассоциации в Лос-Анджелесе. После триумфа на чемпионате мира IGLFA 1995 года один из заголовков выглядел так: «Англия выигрывает чемпионат мира», подзаголовок: «Но это всего лишь геи». Есть несколько игроков «Стоунволла», которые считают себя натуралами, но, конечно поддерживают ЛГБТ.
Однако другая сторона медали — возможности, которые приносит внимание.
В середине 2000-х, когда «Стоунволл» еще только зарекомендовал себя как нелиговая команда, расходы выросли, и клуб погрузился в финансовые трудности. Это почти привело к ликвидации. Но смена руководства вытащила клуб из пропасти и в 2007 году им удалось получить спонсорство от Barclays. Теперь же комплекты «Стоунволла» имеют логотип EA Sports и поставляются Adidas. Их можно купить так же, как и комплекты профессиональных клубов.
Футболисты «Стоунволла» обыграли «Уилберфорс Уондерерс» в знаменательном матче 1-го дивизиона округа Миддлсекс, который состоялся на стадионе «Уэмбли» 30 ноября 2018 года. Это стало знаменательным событием в ознаменование партнерства «Стоунволла» и Футбольной ассоциации в поддержку большего разнообразия в футболе.
«Это было просто сюрреалистично», — говорит Леннон. «Клуб, созданный 26 лет назад, играет на поле Уэмбли. Не потому, что мы его наняли, а за наши достижения».
«Стоунволл» проводит свои домашние матчи на London Marathon Community Track. Этот стадион был построен в 2017 году как разминочный для чемпионатов мира по легкой атлетике и сейчас является частью «Лондон Стэдиум».
Первые мужские команды играют в синем, вторые — в красном, а команда Unity и Women & Non Binary — в верхней части, выполненной в цветах флага трансгендеров. Это один из первых комплектов такого рода в мире, разработанный как демонстрация солидарности с транс-сообществом
Председатель клуба Бен Биггс признает, что «Стоунволл» менял отношение к ЛГБТ-сообществу «от поля к полю, от команды к команде и неделя за неделей», а один из основателей клуба Эсли Питтер подытожил 30-летнюю деятельность клуба:
«Было бы неплохо, если бы на 50-й годовщине вспомнили имена основателей, но мы знаем реальность. Кто помнит основателей «Арсенала»? Я бы хотел, чтобы люди считали «Стоунволл» новаторским, видели нас по-настоящему инклюзивными, успешными и частью более широкого, очень разнообразного сообщества ЛГБТ».
«Лично я считаю, что наше самое большое достижение — это то, что мы изменили восприятие геев в футболе. Да, трофеи и медали за эти годы помогли, но это не то, что я бы назвал самым важным».
«Единственное, что не изменилось с момента основания клуба, — это наша приверженность созданию футбольной среды, в которой люди могут чувствовать себя комфортно и быть самими собой. Благодаря этим амбициям мы гордимся тем, что стали движущей силой в борьбе с дискриминацией в игре, и будем продолжать борьбу с гомофобией, трансфобией и бифобией с помощью универсального языка футбола», — говорится на сайте клуба.
Сейчас первый в Великобритании футбольный клуб, поддерживающий интересы ЛГБТ+, силен как никогда: в его состав входят шесть команд, он получает спонсорскую поддержку от Adidas и EA Sports, а год назад он стал победителем London Unity League. Это первая победа «Стоунволла» в лиге ЛГБТ+ в своей истории.
Председатель клуба и вовсе теперь входит в Совет ФА, а «Стоунволл» является неотъемлемой частью кампании ФА в поддержку ЛГБТК.