Роскошный сезон Головина. Рассказываем, почему Александр – топ
Головин не отличался результативными действиями за «Монако» с начала ноября, а в крайнем матче этого года ещё и схлопотал необязательную красную карточку: к слову, первую за последние 2,5 года. Впрочем, не покидает ощущение, что для россиянина этот сезон обещает стать витринным (читай: показательным перед переходом в более статусный клуб). Пускай возможность самопрезентации в еврокубках у него сейчас отсутствует, локальные геройства в Лиге 1 вкупе с красноречивой статистикой сделают Александра, надо полагать, одним из самых лакомых лотов в летнее ТО на французском рынке.
Первое, на что стоит обратить внимание, это количество передач и их кластеризация. Вверенная Головину зона – самая насыщенная и разнообразная с точки зрения типа паса.
Заметно, что сектора 19, 24, 25 и особенно 20 краеугольными камнями ложатся в основу билд-апа «монегасков». В зону левого фланга/полуфланга на чужой половине поля футболисты Хюттера пасуют чаще всего. Характерно, что и получают оттуда больше передач: назад или горизонтально идут преимущественно длинные, а также кроссы; вперёд – рекордное для команды количество коротких (Головин лидер по short passes).
А вот уже персональная карта передач Александра.
Во-первых, получаем подтверждение гипотезы об обилии короткого паса в арсенале россиянина. Во-вторых, обращаем внимание на его любовь к регулярным смещениям в центр, а то и вовсе в правый полуфланг. Впрочем, ещё более содержательно эту тенденцию описывает количественная карта принимаемых передач.
Заметно, что Головин весьма часто открывается под пас (главным образом средний) справа: целых 43 передачи в атакующей части полуфланга против 50 в своей профильной зоне.
Меняется же картина на не менее иллюстративной инфографике отдаваемых передач.
Здесь чувствуется рука Хюттера, постаравшегося адаптировать Головина к игре на бровке. Подчеркну: именно на бровке, а не в полуфланге, так как пасует с левого края Александр чуть ли не столько же.
Важно, однако, заметить и следующее: россиянин получил-таки искомую свободу в финальной трети. Теперь его позицию вполне можно сравнить с амплуа адаптивной «десятки» или же свободного художника (иногда даже «фантазисты»). Его фигура на поле как со структурной, так и со статусной точек зрения, отныне в чём-то сопоставима с ролью Берарди для «Сассуоло». Он почти в той же мере волен распоряжаться свободным пространством и с мячом, и без него; с характерной для вингера «нероверди» внимательностью исполняет роль диспетчера команды. Кроме того, оба склонны к дальним ударам, а ещё одинаково поднаторели в коротком пасе за последние годы. Сравнение, разумеется, не до конца релевантное, но суть, надеюсь, передаёт.
В качестве доказательной базы возросшей свободы Головина приведу карту исходящих передач за прошлый сезон.
Обратите внимание: правый полуфланг в атаке уступает левому почти в три раза, а левой бровке и вовсе в четыре. Для сравнения, в розыгрыше 2023/24, как видно, лишь в два с половиной раза и там, и там. Бросается в глаза и частое использование центрального коридора. В прошлом сезоне Головин совокупно отдал из центра (от своей штрафной до чужой) лишь 133 паса (13,3% от общего числа передач), в этом по итогам одного лишь первого круга уже 116 (или же почти 18%). Заметная и весьма позитивная тенденция, учитывая сильный психологический крен Александра в сторону CAM позиции и роли десятки в формации 4-2-3-1.
Далее – любимейшая, но довольно субъективная метрика. EPV, разумеется. Использовать её в качестве аналитического софта всегда опасно, так как оценка владения в целом, а особенно на долгой дистанции, зачастую носит ещё менее объективный характер, чем попытка оценить нон-шоты, так как берёт некоторые игровые события в вакууме, вне контекста. Тем не менее, отринуть её при анализе не получится. Глобально качество контроля мяча, особенно на архисозидательной позиции «десятки», наиболее показательно отобразит только EPV. А если наложить метрику на представленные выше карты, сложится любопытный пазл.
Вероятно, первое, что бросилось вам в глаза, это 26 сектор, что вполне логично, учитывая непрофильность этого участка для Головина. Откуда же такие цифры? Думаю, что большинство уже догадалось – секрет в угловых. Корнеры – сигнатурная работа Александра. В среднем в этом сезоне «монегаски» подают их около 6,5 раз за матч. Важная ремарка: не все стат. порталы включают угловые в EPV, так как непосредственного владения мячом в динамике нет. Однако визуализация в данном конкретном случае не оставляет сомнений: корнеры точно учитываются, причём не только разыгранные от флажка через короткую передачу.
Как итог, правый непрофильный 26 сектор оценён в два раза выше профильного 30-го. Из последнего, к слову, Головин выполнил одну из двух своих голевых передач: в матче с «Брестом» россиянин удачно подал как раз угловой.
Котировки остальных сегментов поля уже не вызывают столько вопросов. Очевидные лидеры – комфортные для 27-летнего полузащитника зоны перед штрафной: оттуда он чаще всего бил, делал передачи вразрез и забрасывал мячи в штрафную.
«А что на выходе?» – спросит читатель. Как EPV и распределение касаний по зонам коррелирует с реальными голевыми свершениями? На деле всё куда интереснее, нежели на бумаге.
Из 7 результативных действий (5 голов и 2 голевые) Головин совершил лишь 2, действуя со своей бровки. Вот весь послужной список:
1. Забил «Лорьяну» из центра штрафной, перед вбеганием в которую долго следовал без мяча через центральный коридор. Из центра отдал и голевую в том же матче.
2. Забил «Лансу», двигаясь в абсолютно идентичной манере.
3. Мяч «Метцу» со штрафного забит с правого полуфланга, другой – издалека с левого полуфланга.
4. «Брест»: голевая после углового со своего фланга. Гол из центра штрафной после смещения туда всё так же из центрального коридора.
Суммируя, получаем:
1. Центр: 3+1
2. Левая часть (профильная): 1+1
3. Правая часть: 1.
«Где родился, там и пригодился» – ровно так можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, учитывая, какую формацию исповедуют нынешний наставник «Монако» (подробнее об этом здесь), а также отталкиваясь от роли Головина в его системе координат. Александр, будучи прирождённой «десяткой» в схеме 4-2-3-1, заметно тяготеет к своей исконной позиции, однако старается держаться в рамках архитектуры билд-апа Хюттера. Получается, надо сказать, хорошо.
Ниже – хронологическая таблица ожидаемых значений на протяжении всей карьеры Александра. Прошлый сезон, по которому, очевидно, и будут мерить прогресс Головина в настоящем, выдался самым плодовитым. Россиянин превзошёл ожидаемые голы и ассисты, но заметно просел по Key Passes. В этом – явно недобирает с голевыми передачами, но больше нацелен на ворота.
Наконец, круговые диаграммы. Первая иллюстрирует показатели текущие, однако в вакууме она не даёт полной картины. Видны лишь уже ранее подсвеченные сильные стороны Головина: хороший голевой потенциал и умение делать качественные передачи с продвижением.
Куда интереснее выглядит наложение цифр этого сезона на показатели прошлого.
Кластер Attacking неумолимо красноречив: проседание есть, но с поправкой на позицию. Обратите внимание, я специально выбрал классический фильтр – MF, подразумевающий более низкое расположение. Вспоминаем, где именно действовал Александр чаще всего в розыгрыше 2022/23, и всё встаёт на свои места.
Если выбрать более «высокий» фильтр AM, картина изменится: нынешний Головин по-настоящему хорош в созидании и типично голеадорских метриках, но просел, правда незначительно, в оборонительном аспекте.
Впрочем, на мой скромный взгляд, если сравнивать в более подходящей плоскости, накладывать показатели нужно не на прошлогодние, а на цифры выдающегося сезона 2020/21 (5+9).
Отмечу, что три года назад Головин дотянулся практически до той же планки по результативности (5+9), но его среднее время на поле составило лишь 51 минуту, в то время как в минувшем сезоне он отыгрывал в районе 72 минут за матч.
Если выбрать классический фильтр по позиции Головина (MF) и наложить метрики прошлогоднего розыгрыша на цифры трёхлетней давности, получим красноречивый результат. Обращаем внимание на два момента:
1) Кластер Attacking показателен, но не даёт полной картины, если не учитывать сколько креатива исходила от Эмболо и Бен Йеддера (порой они откровенно ели хлеб россиянина).
2) Александр спрогрессировал в чтении игры: Interceptions выросли двукратно (вовремя анализирует следующий ход соперника + быстро встаёт на линию паса), а также в уверенности (об этом говорит как большее число ударов и голов в прошлом сезоне, так и возросший Progressive Passes – полузащитник делает больше рискованных, но умных и обостряющих передач).
А вот это уже сравнение с нынешним сезоном, однако я снова намеренно изменил фильтр: опять AM.
Улучшений, как видим, только два и оба связаны с возросшей культурой паса и желанием обострять.
Резюмировать на позитивной ноте несложно, благо предпосылок измерять всё лишь положительными тенденциями в игре Александра достаточно. Но выносить за скобки возраст (по завершении сезона Головину будет 28), а также очевидно уменьшающуюся конкурентоспособность «Монако» нельзя. Игрушка князя Альбера уже давно не вторая сила лиги, – более того, последние годы намекают, что лигачемпионская зона отторгает клуб как инородное тело всякий раз, как они к ней приближаются. Состав регулярно оскудевает, ведь почти в каждое ТО юные таланты покидают Лазурный Берег.
Сейчас, когда Александр активно укрепляется в статусе центральной фигуры «Монако», три месяца подряд признаётся лучшим игроком клуба, а L’Equipe включает его в символическую сборную 1-го круга в Лиге 1, самое подходящее, как кажется, время доплатить своему агенту за его основную работу. Если он проделает её так же хорошо, как его клиент играет в футбол, следующий сезон Головин начнёт не в красно-белой футболке.
Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог или канал, то вы можете сделать это в комментарии.
Ну и "крайний" в значении "последний" это плохо
Даже в заголовоке мета-анализ можно заменить бы на простую фразу "доказываем цифрами, что Александр Головин - супертоп". Но это, конечно, на ваше усмотрение)
Господа читатели, а дайте пожалуйста обратную связь - не сложен ли текст?