Дикий темп и аллергия на перекат – это «Наполи» Мадзарри. Трио Гамшик-Лавесси-Кавани никого не щадило
Андрей Клещенок – о команде, которая едва не вынесла «Челси».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/0/e6/413581d6841cab6726550a9071b07.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
За шестнадцать лет в Серии А Де Лаурентис презентовал немало ярких версий «Наполи». Любить их было легко. Почти всегда они оставались воздушными, забивными и романтичными. Иногда тренеры разбавляли коктейль тактическим превосходством, и неаполитанцы набирали страшную мощь. Команды Спаллетти и Сарри наверняка войдут в пантеон новейшей итальянской истории.
Лучано подарил Неаполю скудетто, Сарри – признанную исключительность. Но есть болельщики, которые до сих пор скучают по «Наполи» начала 10-х. По «Наполи» Вальтера Мадзарри, если быть точным – команде скорее мечтательной, чем успешной, сражавшейся за футбол, которого больше не существует.
Мадзарри играл без середины поля и поднял «Наполи» в итальянский топ
Первое появление Вальтера удивительно напоминало сегодняшнее. Донадони закончил сезон-2008/09 двенадцатым, и Де Лаурентис задумался об отставке. Когда неаполитанцы проиграли 4 игры из 7 и свалились на 15-е место в новом розыгрыше, владелец уже не задумывался. Команду принял Мадзарри.
В первом же сезоне неаполитанцы поднялись на 6-е место. Через год стали третьими.
Впрочем, полюбили его еще до первых ощутимых успехов. Во вселенной нового тренера не существовало переключения передач – только постоянное ускорение: атаки начинались на 1-й минуте и заканчивались с финальным свистком. Владение не навязывалось. На любой вызов «Наполи» отвечал вертикальным пасом и голодным броском на отскок, а дальше как получалось – либо дожимал впереди, либо летел назад.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/d/a3/e01d862e04f6ea7544a939c3bbabd.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Болельщики были в восторге. Мадзарри ставил самый нетерпеливый футбол в Европе. В игре было всего два режима, спринт вперед и назад, и «Наполи» парадоксально расцветал в них. Чем сильнее контекст опрокидывал тактику, чем дальше игра скатывалась в сумятицу, сражение энергии и характеров, а не задумок, тем больше прибавляли неаполитанцы. Хаос принадлежал им. Скорости вдохновляли.
Настройки удачно легли на фундамент и превознесли характеристики игроков. В Неаполе почти не было звезд, по крайней мере на момент перехода, но сверхзвуковой футбол приподнял иных к топу. Бандитская оборона наслаждалась резней на подборах. Инлер и Гаргано теряли себя в борьбе за контроль, но царили в системе, не предполагавшей смены ритма: швейцарец вертикализировал игру длинными передачами, уругваец – самонадеянными проходами. Суньига и Маджо перепахивали края.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/f/9f/38f4794d54afe8816682cc34d9911.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мадзарри расположил их в 3-4-1-2 – отчасти из любви к персональному прессингу и тройке защитников, отчасти из желания насытить первую и последнюю треть. В середине он не нуждался. «Наполи» питался эмоциями, а не контролем. Был командой подвигов, а не доминирования.
Мадзарри едва не оставил «Челси» без победной ЛЧ и принес Де Лаурентису первый трофей
Проект вышел на пик с переходом Эдинсона Кавани.
Недостатки Мадзарри исходили из того же, что составляло главное его достоинство. Игра в одном темпе, разреженная середина и нехватка заученных механизмов лишали неаполитанцев контроля над ходом матча. Успех часто зависел от череды выигранных единоборств. Без мяча работали все, включая атакующую тройку, и гигантское количество дуэлей и спринтов требовал выносливости и особенной ментальной устойчивости. Большинство форвардов не потянуло бы такой объем. Немногие оставшиеся совместили б его с голами.
Что еще хуже, дуэльный футбол предполагал зависимость от атакующей линии – требовался исключительный творческий потенциал, чтобы регулярно конвертировать подборы в остроту без поддержки системы, и точность, чтобы забивать больше созданного. Мадзарри повезло с атакующей тройкой. Гамшик и Лавесси созидали почти по желанию, Кавани забивал из любой точки. Все трое вкалывали от штрафной до штрафной. Без них рискованный, во многом основанный на случае стиль вряд ли принес трофеи.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/0/63/884292bc948c1adfe48c78735dd6c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Чтобы хоть отчасти уменьшить негативное влияние модели на свежесть форвардов, Мадзарри подстроил под них задачи в среднем прессинге. Три тенора держались максимально близко друг к другу, перекрывая центр. Если «Наполи» отбирал мяч, они неосознанно оказывались в естественном треугольнике с численным превосходством в зоне. Эта маленькая корректировка придала особую опасность быстрым контратакам.
К сезону-2011/12 трио сыгралось и превратилось в одно из самых опасных на континенте. Гранды уже атаковали клубные факсы, но Де Лаурентис сохранил прим еще на сезон – и точно об этом не пожалел. В Серии А не задалось практически сразу (и закончилось падением на 5-е место с прошлогоднего третьего), но неаполитанцы компенсировали кубками.
В Лиге чемпионов «Наполи» угодил в компанию к «Ман Сити», «Баварии» и «Вильярреалу». Итальянцев считали аутсайдерами, но первый же матч перепутал ставки. Неаполитанцы устроили перестрелку на «Этихаде»: 40 ударов на двоих, 3 попадания в стойки, вынос с линии, 1:1. Никто такого не ожидал. Когда Мадзарри продолжил победой над «Вильярреалом» и ничьей с немцами, на команду взглянули по-новому.
В ноябре он покорил еще одну великую арену, на этот раз в Мюнхене – правда, все равно уступил (2:3). К этому моменту стало понятно, что испанцы неконкурентны, и борьба за выход в плей-офф свелась к неаполитанской игре с «Ман Сити». «Наполи» ее выиграл: один Кавани перевесил Давида Сильву, Туре, Балотелли и Агуэро. В 1/8 ждал «Челси».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/3/0e/a9622f9954c268ad7a32c6fc9d368.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Параллельно Мадзарри крошил соперников по Кубку Италии. Неаполитанцы добрались до финала, пройдя «Чезену», «Сиену» и «Интер», но жребий предполагал остановку в шаге от трофея. В финале их встретил триумфальный «Юве» Антонио Конте. В Италии уже подозревали, что в ближайшие годы туринцам сложно будет что-то противопоставить, а «Наполи» понял это одним из первых: недавний апрельский матч закончился оглушительными 0:3. Персональный прессинг сгорал от соприкосновения с техникой Пирло, Вучинича и Дель Пьеро.
Решающий матч вышел концентрированной дозой мадзаррибола. «Наполи» ловил удачу в каждой дуэли, на каждом отскоке, выпрямлял игру так, что Конте выглядел подражателем Пепа с наивными долгими розыгрышами. Даже ввод мяча в начале тайма был вертикальным. «Юве» давил, но все летело во вратаря – включая случайные рикошеты.
На 63-й Лавесси сбежал от защиты и споткнулся о кипера – Кавани забил с пенальти. На 83-й неаполитанцы терпеливо переждали очередной умный розыгрыш, перехватили и варварски разорвали реорганизованную структуру: несколько передач от своей до чужой штрафной, удар Гамшика, 2:0. «Наполи» выиграл первый трофей за 22 года. Первый при Де Лаурентисе.
Второй пиковой точкой проекта стал матч с «Челси». Лондонцы выиграли ту ЛЧ, но сказка едва не оборвалась в самом начале. «Наполи» разнес их дома – 3:1. Кавани и Лавесси казались неудержимыми.
В конце концов неаполитанцы проиграли там, где всегда побеждали: в столкновении характеров и энергетик, в соревновании подвигов. Терри, Дрогба и Лэмпард реваншировались на «Стэмфорд Бридж» – 4:1. Матч был равным (45 ударов на двоих!). Хребет у «Челси» оказался крепче.
***
Мадзарри довел «Наполи» до 2-го места и ушел вроде как на повышение – в еще не расставшийся с памятью о величии «Интер». Через полтора года его уволили. То же случилось в «Уотфорде» и «Торино», а «Кальяри» не вытерпел и года. Тренер остался тем же. Но в его стиле, слишком зависимом от сантиметров и эксплуатировавшем талант атакующей линии, маятник качнулся в другую сторону. Теперь сантиметры играли против.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/87/ad6cf64fe4258b562e501f10932fe.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Поэтому у него нигде больше толком не получилось. Больше не было Кавани, не было Гамшика и Лавесси. Были Бальде и Трой Дини. В лучшем случае был пиковый Андреа Белотти – и даже его Мадзарри утопил объемом работы: бомбардир стал ремесленником.
Но тот «Наполи» жив. Возможно, он не был лучшей версией самого себя, не все выжал из тогдашней атаки. Но зато был очень драйвовым. Неаполитанцы играли в футбол, а не шахматы. И те, кто случайно включил их матч, уже не отрывались.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Фото: /ANDREW YATES / AFP, ROBERTO SALOMONE / AFP; /Paolo Bruno, Tullio M. Puglia
Но думаю в этот раз у Вальтера и Наполи не покатит)
Наполи радовал красотой игры. И без космических покупок, все эти Гамшики Суниги Каннаваро и Лавесси там и состоялись.
Теневой герой - Вальтер Гаргано,классный опорник был.
PS " Маленькая злобная Суньига" (с) помоему Стогниенко.