Семак нашёл новую роль для Мантуана и сделал выводы из предыдущей встречи с Федотовым. «Зенит» заслуженно вырвал ничью
Перед паузой на матчи сборных «Зенит» ожидало трудное испытание. Матч против самого неудобного соперника – ЦСКА.
Перед игрой восстановился после повреждения Эракович, поэтому состав питерцев был в точности тем же, что и в матче со «Спартаком». ЦСКА успел оформить трансфер Келлвена, поэтому теперь он занял место правого латераля, Гайич отправился на левый фланг, а Обляков вернулся на привычную позицию в тройке нападения.
С тех пор как Семак перешёл на схему с тремя центральными защитниками, во время владения команда стала чаще разыгрывать мяч вблизи собственных ворот. Защитники отдавали на вратаря и старались занять максимально широкие позиции. К ним могли опускаться сразу два игрока из центра. Основной задачей было вытягивание соперника в прессинг. Выбирались по-разному: где-то благодаря индивидуальным действиям бразильцев (со «Спартаком» и «Уралом»), а где-то просто удавалось быстро сделать перевод на противоположный фланг и получить численное преимущество впереди (с «Динамо» и «Факелом»).
Такой приём требовал определённого уровня игры ногами от вратаря и центральных защитников. В этой схеме левым ЦЗ начинал играть ещё Ренан и тогда это нивелировало качества Кержакова. Но в последних матчах в старте выходил Алип и «Зенит» в первой линии имел уже двух игроков, которые не всегда уверенно играют под давлением.
Раньше грубых ошибок почти не было: сказывалась разница в уровне («Факел» и «Урал») или плохая организация прессинга соперника («Динамо» и «Спартак»). В этом смысле у ЦСКА было всё, чтобы создать проблемы «Зениту».
Незадолго до матча я отмечал, данную проблему. Уверен, что при подготовке к игре прессинг до вратаря обсуждался тренерским штабом ЦСКА. Да, ошибку Кержакова всё ещё можно назвать несчастным случаем, но это далеко не случайность. Очевидно, на месте Алипа, защитник, обладающий более качественным пасом, сразу перевёл бы мяч на Караваева в этой ситуации.
После забитого гола ЦСКА быстро сел в средний блок. Счёт никак не повлиял на стартовый план Федотова, но теперь хозяева чувствовали себя ещё более уверенно. Получая мяч, армейцы сразу искали вариант впереди для средней или длинной передачи. Если очевидного адресата не было, то чаще всего доводили мяч до Акинфеева после нескольких передач назад. Игорь делал длинную передачу в сторону Заболотного, а дальше – борьба за подбор, попытка быстро перевести мяч на противоположный фланг. Всё то, что мы привыкли видеть от ЦСКА.
Но в этом матче игра хозяев была ещё более вертикальной. В первом тайме мы чаще видели попытки быстрых атак. Среднее число передач в одном владении – 2.7 (рекордно низкий показатель ЦСКА в этом сезоне).
«Зенит» проводил много позиционных атак и по сравнению с предыдущим матчем против ЦСКА это было намного эффективнее. В матче за Суперкубок пару нападающих играли Малком и Кассьерра и тогда более статичная роль была у Малкома, а Кассьерра часто смещался на фланг. Сейчас уже роль Малкома получил сам Матео, а движение требовалось от Мантуана.
Густаво здорово нашёл себя в этой позиции. Он успевал вовремя оказываться на обоих флангах. Слева уводил Набабкина и создавал пространство для Кассьерры.
А справа «Зенит» часто просто перегружал край, за счёт высоких подключений Караваева. Мантуан участвовал в этом, забирая на себя одного из защитников.
Основная причина неудачной игры в Суперкубке для «Зенита» – действия нападающих против Виллиана Роши. Тогда защитник выигрывал почти все единоборства и не позволял «Зениту» даже закрепиться на чужой половине поля. Семак сделал выводы и скорректировал игру атакующей линии.
Во-первых, теперь крайнего центрального защитника уводили не в центр (тогда Дивеев уходил за Клаудиньо), а на фланг (как в примере с Мантуаном).
Во-вторых, Кассьерра, который чаще всего оказывался против Роши, быстрее принимал решение и старался делать передачу в одно касание. Так же, колумбиец лучше действовал 1 в 1, когда нужно было отклеиться от защитника.
Кассьерра показывает, что будет делать забегание за спину и заставляет Рошу сделать движение назад.
После движения в обратную сторону Матео получает мяч между линиями без давления.
В этом матче «Зенит» больше напоминал себя образца прошлого сезона. Команде удавалось создавать треугольники на флангах, но все опасные моменты всё равно возникали после стандартов. Удары головой от Фернандеса и Кассьерры после углового и аута – главные хайлайты первого тайма.
После перерыва ЦСКА активно провёл первые минуты и не позволял «Зениту» выходить на чужую половину. Гости не отказывались от коротких розыгрышей с подключениями вратаря. Понятно, что глобально это приносит намного больше пользы во время выходов в атаку, даже с учётом возможных ошибок, но против ЦСКА проводить такие контратаки почти не удавалось. Но преодолевать давление на своей половине и переводить владение в позиционное получалось. Поэтому вскоре «Зенит» вернул себе контроль.
ЦСКА стал обороняться ещё глубже и в такой игре очень здорово проявлял себя Барриос. В разборе игры против «Динамо» я уже отмечал, что качества колумбийца на мяче часто недооценивают. Тогда была похожая игра во втором тайме. Вендел и Клаудиньо часто оказывались в более высоких позициях и именно от Барриоса требовалось быстро разворачивать атаки во время владений. Как и тогда, Вильмар отлично справлялся, успевая выполнять свои оборонительные задачи. 7 возвратов владения, 6 передач в зону 20 метров до чужих ворот и второе место по остроте передач с игры (после Клаудиньо).
В середине второго тайма оба тренера сделали замены. У «Зенита» теперь Сантос стал левым ЦЗ, а Круговой играл на левом фланге. Сергеев поменял Мантуана по позиции.
Федотов снял с игры Чалова и Келлвена, выпустив Давилу и Мухина.
Оба свежих игрока отправились в тройку нападения к Заболотному, но основная цель этих замен была оборонительной. Чтобы ЦСКА слишком сильно не прижимался к своим воротам, нападающие должны были оказывать больше давления на игроков с мячом.
После этих замен игра «Зенита» изменилась – теперь левый фланг стал использоваться для розыгрышей и создания треугольников (высоко подключался Сантос), а справа вся угроза сводилась к диагональным передачам на Фернандеса и его действиям на втором этаже.
У ЦСКА замена Келлвена была вынужденной, на его позицию отправился Обляков. Непонятно, почему Федотов не поменял их местами с Гайичем, как было в предыдущих матчах. Да, на правом фланге защитнику приходилось много бороться с Фернандесом, но и слева у ЦСКА возникали проблемы, ведь Обляков периодически упускал Кругового.
На финальном отрезке Семак использовал идею, которую мы видели ещё в кубковой игре против «Балтики» – инвертированные фланги. Круговой переместился на правый фланг, а Мостовой занял место Даниила слева. Это использовалось для того, чтобы быстрее доставлять мяч в штрафную после передачи на фланг. Можно сказать, что это сработало. Большое количество навесов позволяло, в том числе и зарабатывать угловые, после одного из которых «Зенит» сравнял счёт. Стандарты всё ещё остаются слабым местом для ЦСКА. Команда находится на 12 месте по качеству обороны на угловых и аутах (хуже только «Ахмат», «Сочи», «Оренбург» и «Пари НН»).
ЦСКА в привычном стиле смог создать проблемы «Зениту» и отобрать очки, но по предыдущим матчам все уже замечали, насколько команде Федотова была нужна пауза. После матчей сборных ЦСКА однозначно должен прибавить, несмотря на то, что армейцам будет очень непросто вернуть себе статус главного конкурента «Зенита».
Вся статистика от канала «Футбол в цифрах».