5 мин.

МХЛ. Новая история хоккея?

В последнее время одной из самых интересных тем в российском спортивном инфопространстве является предстоящий старт Молодежной хоккейной лиги. С того дня, когда впервые появилась информация о новом соревновании – участниках, руководстве лиги, календаре, планах, я предполагал, что МХЛ не сможет пойти по тому, «старому» и практически ушедшему в прошлое нашего хоккея пути развития, а придумает что-то неожиданное, интересное и свежее для нашего спортивного рынка.

Ожидания начинают оправдываться. Первым новшеством оказалось простое и логичное желание руководства лиги отказаться от «дублирования» существующих названий клубов. Мера продиктована направленностью на создание нового уникального продукта и планами инвестировать в новую аудиторию, попытаться привлечь внимание «молодых к молодым», что для нашего хоккея и спорта в целом пока, к сожалению, «неведомое чудо». Хоккей и его новые продукты, как МХЛ, так и КХЛ (и точно в ближайшие пару лет к этому присоединится Высшая Лига), как никто нуждаются в молодой аудитории, но для того, чтобы привлечь, ее требуются иные вывески.

С самого начала 90-х реальные и потенциальные потребители российского спорта по всей стране сталкиваются с названиями спортивных команд, которые без смеха не произнесешь либо не выговоришь вообще (да не обидятся на меня авторы данных названий, а также игроки и поклонники этих клубов, многие из которых становились чемпионами страны в своих видах спорта). Из первой категории «шедевров» – «Концентрат», «Содовик», «Мостовик», бесконечные «Динамо-Газовики», «Лучи-Энергии», «Спартаки-Алании», «Локомотивы-Эретиспорты». Из второй (бедные болельщики) – ВБМ-СГАУ, АГУ-АДЫИФ, СКА-ЭШВСМ или чемпионат ДЮБЛ. Удивительно, что никто не додумался назвать команду ПБОЮЛ. И таких примеров еще очень много. Подобные названия больше подходили к закрытым предприятиям, изготавливающим военную технику по неведомым миру технологиям, а не к спортивным клубам, призванным становиться флагманами развития спорта в отдельно взятых регионах и прославлять российский спорт на международной арене.

Я не говорю, что МХЛ будет заполнять 10-тысячные стадионы через пару сезонов, но попытаться повернуть к себе молодежь, которой, по сути, нечем себя занять, Лига обязана

Кстати, если продолжить мысль – в России вообще сложилась традиция все сначала длинно называть, а потом сокращать, но я не понимаю – зачем в качестве вывески крупного магазина помещать надпись «Торгово-развлекательный центр «Заря» (например) или «Культурно-оздоровительный центр для детей и юношества «Буратино» (сокращенно – КОЦДЮБ). Люди, видя на фасаде логотипы продавцов модной одежды или известных ресторанных сетей, действительно думают, что идут в больницу проверять зрение?

В чем-то обвинять авторов подобных именований и переименований нельзя – ориентированное на потребителя мышление отсутствует на большей части российского спортивного пространства. Но когда-то же надо начинать менять ситуацию.

Вот почему я не согласен с протестом отдельных групп болельщиков, которые не принимают запуска новой молодежной лиги с клубами-участниками под названиями, отличающимися от основных клубов КХЛ. В угоду нескольким тысячам лояльных поклонников МХЛ не стоит начинать с позиционирования в качестве «турнира дублеров» и выходить на рынок в надежде завоевать внимание не интересующихся хоккеем и спортом в частности, вооружившись «Спартаками-2», «Автомобилистами-2» или «Металлургами-2». Я ни в коем случае не говорю, что МХЛ будет заполнять 10-тысячные стадионы через пару сезонов, но попытаться повернуть к себе молодежь, которой, по сути, нечем себя занять, Лига обязана. И для этого придется отказаться от подобных «традиций» – тем более, достаточно сомнительных. А для привлечения внимания большего количества народу «двойные» названия – только помеха. И самое главное – а кто трогает названия существующих основных клубов – так называемые «сложившиеся бренды»? И кто решил, что болельщикам это «не нравится», если они сами присылают варианты новых названий?

В Северной Америке каждая лига пропагандирует свою уникальность, а управленцы и владельцы ориентируются на географическую рассеянность команд

Когда-то в Советском Союзе спорт как зрелище был интересен всем – в силу своей диковинности, отсутствия альтернативных вариантов проведения досуга и коммунистической ментальности, подразумевавшей единое отношение к жизни, привычки и образ мыслей. Спорт, подпитанный «правильной» идеологией, привлекал на стадионы огромное количество народа. Тогда и появлялись простые неказистые названия клубов-представителей всесоюзных спортивных обществ, городов или заводов.

Но это осталось в прошлом. Спорт больше не привлекает людей своей «естественной» уникальностью – наличием специальной площадки, двух команд в разной униформе, соревновательностью, демонстрацией тактики и технических возможностей. В спорте должна обязательно присутствовать шоу-составляющая, он должен демонстрироваться в безопасной комфортной среде или в виде высокотехнологичной телетрансляции. А в нашей стране он проигрывает конкуренцию другим видам развлечений либо праздному времяпровождению «с пивом» во дворе или в интернете (если говорить о подростках). И поэтому идея МХЛ отменить существующие названия – первый шаг к созданию интересного и привлекательного продукта. Для этого потребуются свежие идеи, яркие цвета формы и оригинальные логотипы, коммуникации в той среде, где и обитает интересующая Лигу целевая аудитория. Интернет-сообщества, продвижение в школах и вузах, граффити, яркие слоганы, модная музыка. А «двойники» – это шаг назад.

В североамериканских молодежных лигах в принципе не существует привязки к клубам НХЛ, да и городов, имеющих хоть какой-нибудь профессиональный клуб, гораздо больше, чем в России, и поэтому примитивно ссылаться на их опыт я бы не стал. Но то, что там каждая лига имеет и пропагандирует свою уникальность, и управленцы и владельцы ориентируются на географическую рассеянность команд и целых лиг – идея, продиктованная развитием спорта как бизнеса, который также призван развивать и совершенствовать сам вид спорта.

«Гладиатор» против «Алхимика», «Батальон» против «Скелетонов» – это уже хорошее начало

МХЛ, как новому соревнованию, потребуется интересная «история», которая при наличии правильных каналов коммуникаций способна привлечь тех, кто о хоккее и его красоте пока не помышляет. «Гладиатор» против «Алхимика», «Батальон» против «Скелетонов» – это уже хорошее начало. Клубы КХЛ продвигают «историю» среди своих болельщиков и уже разместили на своих официальных сайтах опросы с вариантами названий. Спортивная пресса подхватила тему и начала ее тиражировать. Теперь хорошо бы и молодежной подключиться. Тогда «история» будет реально запущена, подхвачена множеством действующих лиц и постепенно дойдет до потенциального потребителя. И если он увидит в МХЛ атрибуты того, что он считает «своим», то это будет значить, что направление выбрано правильное.

Так может создаться интерес к хоккею, который на следующих этапах потребительского поведения приведет юного поклонника на матч КХЛ. Потребуется раскручивать на молодежных ресурсах официальный интернет-сайт МХЛ и самостоятельные сайты клубов, ориентированные на молодежь, сделанные в нужном стиле – с минимумом сложной текстовой информации, картинками, флэш-играми, форумами, твитерами и конкурсами. А если МХЛ будет проводить свои матчи в других городах, приглашать школьников и тем самым стимулировать еще и интерес к занятиям хоккеем – у нас постепенно станет много новых овечкиных и морозовых. К тому времени кончится кризис, вздохнут региональные власти и спонсоры, возобновится строительство инфраструктуры. Вот тогда мы и сможем реально угрожать Канаде с ее катками на душу населения и претензией на мировое хоккейное господство. Да и хоккей реализует свой огромный потенциал и станет в нашей стране реальным спортом номер 1.

А вам не прикольно в это верить?

Тогда скажите мне – как вы относитесь к самостоятельным названиям клубов МХЛ?

Загрузка...