Легенда, умноженная на три
По ощущениям, это происходит каждый год с момента смены владельца и переезда московского «Торпедо» с Автозаводской в «Лужники» во второй половине 90-х. То самое легендарное «Торпедо» не раз «двоилось» и даже «троилось», но это не останавливает новых владельцев всякий раз пытаться начать с нуля. Несколько дней назад опять объявили о планируемом возрождении великого клуба. И снова «затроилось».
Есть алешинское, настоящее, «Торпедо». Пусть простят меня многие за «настоящее», но когда легендарный ЗИЛ оказался не в состоянии нести платежное бремя клуба, нашлись добрые люди, не давшие умереть торговой марке. Другое дело, в каком состоянии эта марка сейчас.
Есть еще и «Москва». Многие говорят – «клуб городу не нужен». Но этот клуб, хоть и вопреки потребностям столичной аудитории, был создан, потихоньку вышел и закрепился в премьер-лиге, а теперь медленно, но верно набирает болельщиков в своем Южном округе, несмотря на громадное препятствие в виде устаревшего стадиона.
О возможном слиянии с лужниковцами уже сообщают, но даже при условии, что с Алешиным удастся договориться, это не изменит ситуации. С «Норникелем» компромисс пока вряд ли возможен – если только это не будет выкуп клуба на очень выгодных для «Спортивных Проектов» условиях. В этом случае, став единственным и неповторимым «Торпедо», шансы на успех (не только на поле) есть. Но пока этого не произошло, рассмотрим ситуацию так, как она видится на данный момент.
Рынок спорта «для зрителей» в Москве не только перенасыщен событиями и командами, но и четко разделен на любящих и нелюбящих спорт
Рынок спорта «для зрителей» в Москве не только перенасыщен событиями и командами, но и четко разделен на любящих и нелюбящих спорт. Для первых (обобщаю) поход на спортивные события (разово или более) это must – их не останавливает и порой не совсем гостеприимный уровень сервиса, и в некоторых случаях непростые погодные условия. Для вторых сложившаяся репутация спорта в городе (утрированно) – абсолютное препятствие (хулиганы, излишне строгие правоохранительные органы, опять же ненавязчивый сервис) и в то же время есть серьезный стимул посещать другие развлекательные мероприятия (кино, клубы, рестораны, светские события). Спортивные организации и клубы по игровым видам спорта только недавно начали раскачиваться и пытаться привлекать на свои матчи целевые аудитории, пока равнодушные к спорту – хотя четкая «благотворительная» направленность функционирования клубов и делает такие действия необязательными (все равно на болельщиках много не заработаешь).
Тут еще и ГУВД города жалуется, и милицию можно понять. Каждую неделю Москва просто задыхается от спортивно-зрелищных мероприятий. Март-май и сентябрь-ноябрь – вообще пик. Сейчас, плей-офф КХЛ (не дай Бог играли бы «Спартак» и «Динамо», но «Спартак» и СКА тоже афиша, что надо) будет соседствовать с первыми турами РФПЛ плюс баскетбол с волейболом, а потом еще и майские гуляния с Евровидением, да и День Города не забываем. Перебор.
При амбициях подозреваемого в инвестициях в клуб известного бизнесмена, сложно предположить, что «возрожденное» «Торпедо» будет 5 сезонов сражаться с различными (не хочу обидеть) краснознаменсками и павловыми посадами. Но даже если клуб и приобретет мастеров, способных с ходу преодолеть второй дивизион, а потом и первый, и выйдет в премьер-лигу – для кого он будет играть? За два сезона такого пути выше обычной для лужниковского «Торпедо» посещаемости в 3000 – 3500 зрителей за сезон (когда клуб играл в высшем эшелоне) он никак не поднимется. Слишком много утеряно за последние 10 лет. Будут играть на БСА «Лужников»? Тогда РФПЛ и телевизионщикам впору договориться о запрете на трансляции большинства матчей такого клуба. Если даже «Спартак» или ЦСКА с их 15-20 тысячами на большинстве матчей смотрится на фоне пустых трибун огромной чаши сомнительно, то как будут выглядеть 3 тысячи? Не так давно эти времена прошли, не хочется, чтобы они возвращались. А если такой матч покажут в Европе?
Строительство футбольных арен в нашей стране – колоссальная проблема. И если ледовый или баскетбольный дворец можно использовать хоть 24 часа в сутки круглый год, то футбольный стадион профессионального клуба, даже первого дивизиона – проблематично. Выдвижное поле – дорого. Корпоративные команды вытопчут. Детям заниматься тоже вряд ли дадут, да и нужно ли им заниматься на естественном газоне? Вот и получается – футбольные клубы в нашей стране бегут впереди собственной инфраструктуры (за редким пока исключением). Построить в столице новый футбольный стадион с нуля безумно сложно и дорого – если даже именитые клубы решают такие вопросы годами (даже без учета кризиса). И это несмотря на наличие в городе полузаброшенных футбольных стадионов, на которых когда-то в массовом порядке проводился чемпионат Москвы.
Отсутствие собственной инфраструктуры и предпосылок к быстрому росту аудитории делает реальной только одну стратегическую основу деятельности клуба – подготовку и продажу игроков. Здесь – также больше вопросов, чем ответов. С какой московской футбольной школой будет договариваться новый клуб? Либо в кратчайшие сроки будет налажена работа селекционеров и в клуб поедут талантливые ребята со всей России? И тут тоже нужно учитывать фактор амбиций владельцев, которые с определенного момента захотят приобретать готовых игроков, способных эти амбиции (не иначе, как постоянное место в Лиге Чемпионов) реализовать.
Но если основные составляющие любого нового клуба по науке – собственный стадион и определенное количество лояльных болельщиков – не будут приняты во внимание, то останется задавать все тот же вопрос, который задают и сейчас. Для кого создается новый клуб?
На мой взгляд, наиболее разумным решением при готовности к долгосрочным инвестициям и наличии стратегического плана развития было бы учреждение нового (или на базе действующих) клуба в одном из ближайших к Москве областных центров, но обязательно в привлекательном в экономическом плане регионе и с наличием хотя бы площадки для строительства современного стадиона на 15-25 тысяч мест в зависимости от численности населения (или капитальной реконструкции существующего, хотя это подчас сильно дороже). Сделаю небольшую сноску – речь совсем не идет о Московской области.
Калуга могла бы быть стратегически важным местом для создания нового клуба – наличие развивающегося предприятия Volkswagen позволило бы новичку со временем стать российским «Вольфсбургом»
Доподлинно известно, что потребность в зрелищах и в футболе в частности в таких городах очень высока. При наличии должного маркетингового подхода этот потенциал реализуем в течение нескольких сезонов. Принять новый клуб способны такие города, как Владимир, где матчи одного из лидеров второго дивизиона «Торпедо» вызывают в городе большой интерес (минимум 2500 за игру) и другие старожилы дивизиона – Рязань, Тамбов, Иваново, Кострома, а также не имеющие в данный момент профессиональных клубов – легендарная Тула со своим симпатичным стадионом, и Калуга.
Близость этих регионов к Москве выгодна и с экономической точки зрения – матчи будут охотно посещать и болельщики приезжих (в основном, московских) команд, и при цивилизованном решении проблемы хулиганов-визитеров данное обстоятельство будет работать на местный клуб.
Организация клуба «с нуля» должна быть похожа, например, на организацию в России производства автомобилей зарубежной марки – все только по самым современным технологиям и под жесточайшим контролем специалистов, искушенных в маркетинговых коммуникациях, работе с болельщиками, прессой и спонсорами, организации качественного сервиса на стадионе и продажах билетов, атрибутики и лож гостеприимства. И никаких бабушек с семечками у входа!
Кстати, об автомобилях. Калуга могла бы быть стратегически важным местом для создания нового клуба – наличие развивающегося предприятия Volkswagen позволило бы новичку со временем стать российским «Вольфсбургом» (заинтересованность работников предприятия, потенциальный спонсор или как минимум долгосрочный технический партнер) – что в этом плохого?
При клубе необходимо основать собственную футбольную академию (наподобие эффективно работающей в Самарской области академии имени Коноплева), чтобы обеспечить приток в состав местных игроков. Это будет соответствовать ужесточающемуся в России лимиту на иностранцев, а также простимулирует развитие футбола в регионе и станет дополнительным источником доходов. «Раскрутив» местных игроков как гордость региона, а также снабдив клуб правильной маркетинговой стратегией, новый клуб постепенно получит преданность всего региона, как это происходит сейчас с «Амкаром» или «Томью».
А в заключении своим читателям я опять предложу опрос.
Загрузка...
И наконец, зачем перевозить что-то в Нижний, если можно поднять местную команду, не имея никаких проблем с болельщиками? То есть, это имело бы смысл, если бы у команды были какие-то активы, игроки, там, специалисты. Торпедо сейчас -- не тот случай, к сожалению. Так на кой чёрт строить пиар, поднимать флаг, раздавать бесплатные билеты в Москве (или в Томске... или в Нижнем Тагиле...). Чтобы кубки за стёклышко поставить? Фетишизм какой-то...
Кроме того не стоит забывать, что сокращение московских команд выгодно. Вырастит посещаемость оставшихся. Вырастет интерес к телетрансляциям. При хорошем раскладе московскому региону даже новые стадионы не нужны. Динамо покупает стадион в Химках, ЦСКА - в Раменском, у Локо уже есть стадион, Спартак или строит новый, или реконструирует один из оставшихся в Москве.
Ответ №3. Сокращать надо в Москве и московском регионе клубы. Излишек клубов - в регионы. Торпедо в Нижнем вообще будет шикарно смотреться, особенно как автозаводская команда, с традициями, историей. Рискну предположить, что уже в первой лиге будет собирать тысяч по 7-9 зрителей, а в ПЛ под 20-25.
Максим Белицкий Вы не знаете как Алёшкин издевается над командой. Людям переживающим за команду постоянно плюют в лицо, причем уже на протяжении 10 лет. О каких вообще болельщиказ может идти речь.
Лучше я напишу о некоторых фактах прошлого сезона. К примеру на игру Торпедо-Кубань пришло 6-7 тысяч. На выезде в Калининграде выездных болел Торпедо было более 500 человек. К примеру кубковый матч ЦСКА в том же городе собрал менее 100 человек на гостевом секторе. У команды нету даже клуба болельщиков. С ними НИКТО не работает, а наоброт заявляют что они НЕ НУЖНЫ. Когда Москва называлась ЗиЛом и играла в первой лиге, то на нее ходило порядка 10 000. И эти люди никуда не делись. Торпедо при нормальной работе маркетингого отдела может собирать аудиторую на уровне Динамо, а то и более.
Нужно просто сделать все по-человечески
это Спартак, ЦСКА, Динамо и Торпедо.
Вот так и должно быть в будущем.