Легенда, умноженная на три
По ощущениям, это происходит каждый год с момента смены владельца и переезда московского «Торпедо» с Автозаводской в «Лужники» во второй половине 90-х. То самое легендарное «Торпедо» не раз «двоилось» и даже «троилось», но это не останавливает новых владельцев всякий раз пытаться начать с нуля. Несколько дней назад опять объявили о планируемом возрождении великого клуба. И снова «затроилось».
Есть алешинское, настоящее, «Торпедо». Пусть простят меня многие за «настоящее», но когда легендарный ЗИЛ оказался не в состоянии нести платежное бремя клуба, нашлись добрые люди, не давшие умереть торговой марке. Другое дело, в каком состоянии эта марка сейчас.
Есть еще и «Москва». Многие говорят – «клуб городу не нужен». Но этот клуб, хоть и вопреки потребностям столичной аудитории, был создан, потихоньку вышел и закрепился в премьер-лиге, а теперь медленно, но верно набирает болельщиков в своем Южном округе, несмотря на громадное препятствие в виде устаревшего стадиона.
О возможном слиянии с лужниковцами уже сообщают, но даже при условии, что с Алешиным удастся договориться, это не изменит ситуации. С «Норникелем» компромисс пока вряд ли возможен – если только это не будет выкуп клуба на очень выгодных для «Спортивных Проектов» условиях. В этом случае, став единственным и неповторимым «Торпедо», шансы на успех (не только на поле) есть. Но пока этого не произошло, рассмотрим ситуацию так, как она видится на данный момент.
Рынок спорта «для зрителей» в Москве не только перенасыщен событиями и командами, но и четко разделен на любящих и нелюбящих спорт
Рынок спорта «для зрителей» в Москве не только перенасыщен событиями и командами, но и четко разделен на любящих и нелюбящих спорт. Для первых (обобщаю) поход на спортивные события (разово или более) это must – их не останавливает и порой не совсем гостеприимный уровень сервиса, и в некоторых случаях непростые погодные условия. Для вторых сложившаяся репутация спорта в городе (утрированно) – абсолютное препятствие (хулиганы, излишне строгие правоохранительные органы, опять же ненавязчивый сервис) и в то же время есть серьезный стимул посещать другие развлекательные мероприятия (кино, клубы, рестораны, светские события). Спортивные организации и клубы по игровым видам спорта только недавно начали раскачиваться и пытаться привлекать на свои матчи целевые аудитории, пока равнодушные к спорту – хотя четкая «благотворительная» направленность функционирования клубов и делает такие действия необязательными (все равно на болельщиках много не заработаешь).
Тут еще и ГУВД города жалуется, и милицию можно понять. Каждую неделю Москва просто задыхается от спортивно-зрелищных мероприятий. Март-май и сентябрь-ноябрь – вообще пик. Сейчас, плей-офф КХЛ (не дай Бог играли бы «Спартак» и «Динамо», но «Спартак» и СКА тоже афиша, что надо) будет соседствовать с первыми турами РФПЛ плюс баскетбол с волейболом, а потом еще и майские гуляния с Евровидением, да и День Города не забываем. Перебор.
При амбициях подозреваемого в инвестициях в клуб известного бизнесмена, сложно предположить, что «возрожденное» «Торпедо» будет 5 сезонов сражаться с различными (не хочу обидеть) краснознаменсками и павловыми посадами. Но даже если клуб и приобретет мастеров, способных с ходу преодолеть второй дивизион, а потом и первый, и выйдет в премьер-лигу – для кого он будет играть? За два сезона такого пути выше обычной для лужниковского «Торпедо» посещаемости в 3000 – 3500 зрителей за сезон (когда клуб играл в высшем эшелоне) он никак не поднимется. Слишком много утеряно за последние 10 лет. Будут играть на БСА «Лужников»? Тогда РФПЛ и телевизионщикам впору договориться о запрете на трансляции большинства матчей такого клуба. Если даже «Спартак» или ЦСКА с их 15-20 тысячами на большинстве матчей смотрится на фоне пустых трибун огромной чаши сомнительно, то как будут выглядеть 3 тысячи? Не так давно эти времена прошли, не хочется, чтобы они возвращались. А если такой матч покажут в Европе?
Строительство футбольных арен в нашей стране – колоссальная проблема. И если ледовый или баскетбольный дворец можно использовать хоть 24 часа в сутки круглый год, то футбольный стадион профессионального клуба, даже первого дивизиона – проблематично. Выдвижное поле – дорого. Корпоративные команды вытопчут. Детям заниматься тоже вряд ли дадут, да и нужно ли им заниматься на естественном газоне? Вот и получается – футбольные клубы в нашей стране бегут впереди собственной инфраструктуры (за редким пока исключением). Построить в столице новый футбольный стадион с нуля безумно сложно и дорого – если даже именитые клубы решают такие вопросы годами (даже без учета кризиса). И это несмотря на наличие в городе полузаброшенных футбольных стадионов, на которых когда-то в массовом порядке проводился чемпионат Москвы.
Отсутствие собственной инфраструктуры и предпосылок к быстрому росту аудитории делает реальной только одну стратегическую основу деятельности клуба – подготовку и продажу игроков. Здесь – также больше вопросов, чем ответов. С какой московской футбольной школой будет договариваться новый клуб? Либо в кратчайшие сроки будет налажена работа селекционеров и в клуб поедут талантливые ребята со всей России? И тут тоже нужно учитывать фактор амбиций владельцев, которые с определенного момента захотят приобретать готовых игроков, способных эти амбиции (не иначе, как постоянное место в Лиге Чемпионов) реализовать.
Но если основные составляющие любого нового клуба по науке – собственный стадион и определенное количество лояльных болельщиков – не будут приняты во внимание, то останется задавать все тот же вопрос, который задают и сейчас. Для кого создается новый клуб?
На мой взгляд, наиболее разумным решением при готовности к долгосрочным инвестициям и наличии стратегического плана развития было бы учреждение нового (или на базе действующих) клуба в одном из ближайших к Москве областных центров, но обязательно в привлекательном в экономическом плане регионе и с наличием хотя бы площадки для строительства современного стадиона на 15-25 тысяч мест в зависимости от численности населения (или капитальной реконструкции существующего, хотя это подчас сильно дороже). Сделаю небольшую сноску – речь совсем не идет о Московской области.
Калуга могла бы быть стратегически важным местом для создания нового клуба – наличие развивающегося предприятия Volkswagen позволило бы новичку со временем стать российским «Вольфсбургом»
Доподлинно известно, что потребность в зрелищах и в футболе в частности в таких городах очень высока. При наличии должного маркетингового подхода этот потенциал реализуем в течение нескольких сезонов. Принять новый клуб способны такие города, как Владимир, где матчи одного из лидеров второго дивизиона «Торпедо» вызывают в городе большой интерес (минимум 2500 за игру) и другие старожилы дивизиона – Рязань, Тамбов, Иваново, Кострома, а также не имеющие в данный момент профессиональных клубов – легендарная Тула со своим симпатичным стадионом, и Калуга.
Близость этих регионов к Москве выгодна и с экономической точки зрения – матчи будут охотно посещать и болельщики приезжих (в основном, московских) команд, и при цивилизованном решении проблемы хулиганов-визитеров данное обстоятельство будет работать на местный клуб.
Организация клуба «с нуля» должна быть похожа, например, на организацию в России производства автомобилей зарубежной марки – все только по самым современным технологиям и под жесточайшим контролем специалистов, искушенных в маркетинговых коммуникациях, работе с болельщиками, прессой и спонсорами, организации качественного сервиса на стадионе и продажах билетов, атрибутики и лож гостеприимства. И никаких бабушек с семечками у входа!
Кстати, об автомобилях. Калуга могла бы быть стратегически важным местом для создания нового клуба – наличие развивающегося предприятия Volkswagen позволило бы новичку со временем стать российским «Вольфсбургом» (заинтересованность работников предприятия, потенциальный спонсор или как минимум долгосрочный технический партнер) – что в этом плохого?
При клубе необходимо основать собственную футбольную академию (наподобие эффективно работающей в Самарской области академии имени Коноплева), чтобы обеспечить приток в состав местных игроков. Это будет соответствовать ужесточающемуся в России лимиту на иностранцев, а также простимулирует развитие футбола в регионе и станет дополнительным источником доходов. «Раскрутив» местных игроков как гордость региона, а также снабдив клуб правильной маркетинговой стратегией, новый клуб постепенно получит преданность всего региона, как это происходит сейчас с «Амкаром» или «Томью».
А в заключении своим читателям я опять предложу опрос.
Загрузка...




Извините грешного, за то, что оскорбил вас журналистом. Я не со зла.
Читал внимательно. В конце действительно было много интересного. Бабушки с семечками, Калуга, Volkswagen..
Ну да бог с ними, топиком статьи было Торпедо. Не так ли?
Так вот, по поводу перспектив Торпедо - я в корне с вами не согласен. Тут естественно миллион если, но все же, коли ввязался, напишу обстоятельно. Если подойти к проблеме с головой (у нас в тране это редко случается), то затея более чем перспективная. Ноша тяжелая, бесспорно, ну так и клуб великий. Итак, с чего надо начать? С одного обязательного условия, без которого всё остальное теряет смысл. Я о выкупе у Алешина бренда Торпедо. Необходимо вернуцо к одному Торпедо. Это главное и основное! Необхдимо выкупить клуб из рабства, в котором он 10 лет находится. Это будет нелегко! Да и сам клуб истощал, у него авитаминоз, на руках не хватает нескольких пальцев. Алешин отрезал их и слал в конверте потенциальным покупателям. Торговался. Клуб короче в плачевном состояние, чего уж тут. Ну, а кто горит, что будет легко?
Сериал «Мое Торпедо лучше твоего!» по определению Москву покинуть не может. На маркетинговые правила в нем давно уже наплевали, так что любые аргументы влияния не возымеют.
Есть, конечно, забавная и читаемая логика в том, чтобы вынести клуб в среднее Подмосковье (страна у нас такая: столица – город, остальное – пригород). Но конечный-то смысл в чем? Станет одним клубом-мутантом больше – что изменится?
Да и потом, что за чудо – нашелся один инвестор? Десятки, если не сотни, среднего пошиба инвесторов, способных подкинуть по 5-10 миллионов (оптимальный показатель бюджета для среднего клуба из небогатой страны), от вакханалии, захлестнувшей большой российский спорт, давно самоустранились. Что им с этого? – деньги на ветер, и удовольствия никакого.
И в любом случае, такие спонсоры – паллиатив. Ведь главный инвестор, как ни крути – население. Точно так же, как главное богатство человека – его ум, знания, навыки и умения. Другими словами, способность это богатство воспроизводить. Есть же мудрость: дай человеку рыбу – и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь. Надо доводить население до готовности к реальным инвестициям. Если бы механизмы развивались нормально, через некоторое время ведущие клубы, уверен, вышли бы на сопоставимый с нынешним уровень финансирования.
Но сейчас вместо эволюции происходит ее имитация. Разбогатевшие дяденьки играют в свои игры, вершат свои дела, не боясь суда истории. Хотя были уже в истории и футбольный ньюйоркский «Космос», и отечественный Ту-144 – проекты антиэкономические, но, так сказать, статусные. И они свою оценку получат.
Знаете, отсталость страны определяется степенью ущербности обывателя в ней. Он не задумывается над тем, сколько денег, по какому принципу он реально зарабатывает – он получает. В этом плане новорусские футбольные проекты духовно (если речь может идти о какой-либо духовности) ему близки. А боссы этих проектов носят модные костюмы, дорогие часы, пользуются навороченной техникой, ездят на престижных авто – но мозгами, ментальностью в массе своей они в позапрошлом веке. Вот это и есть истинный характер отсталости государства. Все остальное – суть проявляющиеся закономерности.
Представьте себе такой сюжет. В одной стране овладевают методом Франкенштейна – с этого момента рожать и воспитывать обычных детишек становится непрестижно и «неконкурентоспособно»: мол, человечек ваш таких мышц агромадных не накачает. И, хотя чудища дороги в содержании, ненадежны, неповоротливы и малость туповаты, с них только что пылинки не сдувают – ведь они стоят на защите престижа страны!
В теории вероятностей есть распределения нормальные и дискретные. Сейчас футбольная Россия не представляет из себя единого пространства – просто отдельное ограниченное количество случаев на нем. Вместо множества нормальных предприятий – отдельные циклопические проекты (впрочем, кажется, не только в футболе – не только в спорте). В целом по стране нет оснований заниматься серьезным развитием футбольных клубов, кроме некоторых известных нам обсуждавшихся ранее. В большинстве российских городов их нет. Эти города не отличаются так уж сильно уровнем жизни, климатическими условиями, величиной интереса к футболу от тех, в которых футбол прописан на уровне многомиллионных затрат. Что, в Томске условия для футбола оптимальнее, чем в Омске, Нижнем Новгороде, Волгограде? Да нет, конечно. Просто в одних местах сочли за надобность содержать монстров, в других предпочитают от этого воздерживаться.
Как следствие – стагнация жутчайшая, режим неблагоприятнейший. Система подготовки кадров крайне неэффективна: в ход идут только необильные жиденькие сливки, все остальное – «на технические нужды». Инфраструктура хиреет, потому что надежды на какое-никакое процветание нет абсолютно – соответственно, нет интереса к делу.
И нет бы, вышли бы люди, по-настоящему ответственные за страну, и сказали: ребята, хватит. Давайте сделаем из этого бизнес. Давайте умерим наши амбиции и дадим мотивацию к заработку всем – каждому по способностям. Давайте платить игрокам и тренерам хорошую городскую зарплату – разумную, выработанную нашими условиями – и оставаться при этом в плюсе. Неужто десятки, сотни тысяч болельщиков ее не обеспечат? И тогда зародится снизу и пойдет наверх прямой интерес к тому, чтобы готовить футболистов, чтобы поддерживать условия для их подготовки. Не будем профанировать рынок – создадим ему условия для роста.
Что этому мешает? Обманчивая близость европейского успеха. Только чудовищный комплекс неполноценности способен породить столь же чудовищную манию доказывать собственную состоятельность – всеми методами, включая жлобские, непрактичные и жалкие. И исключая столь тяжелые для восприятия цивилизованные.
Что ж – это, видимо, сложный философский вопрос: можно ли догнать Европу, двигаясь не в фарватере европейской мысли.
В современном российском футбольном хозяйстве он является делом десятым. Что-то более-менее пристойное в игровом плане имеется только там, где есть особенные условия – спонсоры-содержатели. Из-за этого на всем остальном пространстве утрачена финансовая целесообразность функционирования футбольных клубов: даже идеальная разработка болельщицкого ресурса не сделает клуб конкурентоспособным. Это тот случай, когда отсталость страны проявляется как в материальном плане (болельщики не способны своим участием содержать клубы т.н. европейского уровня), так и в идейном (местечковые успехи команд-содержанок затмевают необходимость разработки эффективных механизмов).
Вы предлагаете учредить клуб в ОДНОМ из ближайших к Москве облцентров. Я же считаю, что иметь хороший футбольный клуб достоин любой российский облцентр – Калуга, Тверь, Воронеж. Хороший – значит, пользующийся популярностью. И это было бы реализуемо при средней зарплате игрока, скажем, в миллион рублей в год – должно же быть соблюдено нормальное соотношение заработка спортсмена к заработку среднестатистического болельщика.
Думаю, имело бы смысл создать в нашей стране молодежную лигу на манер популярнейшего в Америке баскетбольного чемпионата NCAA. Возраст ее участников ограничить, скажем, 25 годами: не получилось в футболе – извини, дорогой, у тебя есть время заняться в этой жизни чем-то другим. Можно учредить еще одну лигу – для ребят постарше, решивших остаться в футболе.
Ведущим клубам страны это было бы только на руку. Во-первых, приток молодых перспективных игроков. Во-вторых, приток болельщицкой аудитории: калужский, тверской, воронежский болельщик может с чистой совестью болеть как за клуб из своего города, так и за клуб, скажем так, федерального значения. В-третьих, общее повышение культуры футбола в стране.
И самое главное: когда высоки шансы достойно пристроить рабочую силу, появляется твердый стимул для массовой ее подготовки.
Рядовой игрок второй лиги – это, можно сказать, состояние души. Людского уважения шибко не требуется (все равно любую неудачу спишут на убогость), горы сворачивать не надо. С одной стороны, особой конкуренции нет – главный конкурент делает карьеру в другом месте. Можно потешиться незаменимостью. С другой – не всем так просто мириться с собственным убеждением насчет шлака своей профессии. Трудно без водки с пивом. Вот и в обществе к этому интерес соответствующий.
Но ведь можно сделать местечковый футбол престижной городской работой. Для молодых пацанов – источником неплохого стартового капитала. За этих ребят можно будет болеть искренне: в юном возрасте неудачников не бывает. Лигу чемпионов не выиграют, но соседней области кузькину мать покажут.
Калуга прекрасно подходит для учреждения нового клуба: стадион в 15 минутах ходьбы от вокзала, от Москвы добираться 2-3 часа, при этом никаких футбольных традиций в регионе - местным жителям, что Локомотив, что Торпедо - все равно, а интерес к зрелищу есть, на кубковый матч с Зенитом в 2001 что ли году легко собрались 10.000 человек, а это был еще прежний Зенит;
только этого увы не будет, скорее в премьер-лиге будут не только Химки, но еще и Реутов, Подольск, Видное и Лобня (
существуют различные формы участия в спортивной организации. Я совсем не говорю, что VW будет основным инвестором. Он и так есть. Но сделать клуб одним из нестандартных способов коммуникации с потребителем (как и множество автомобильных компаний во всем мире) - это РЕАЛИЯ, а не утопия.