Бум и бамц
В воскресенье, 24 ноября в Екатеринбурге прошел всемирный матч звезд в женском баскетболе (с участием 14 призерок Олимпиады) под видом игры чемпионата России УГМК «Спартак» (Мособласть). На следующий день в Москве было объявлено о расформировании женского ЦСКА команды, которая наравне с ними относилась к ряду самых звездных в женском баскетболе. Экс-владелец компании «Волгабурмаш» Андрей Ищук, спонсировавший ЦСКА до последнего времени, продал свой бизнес за долги а новым владельцам компании тратиться на женский баскетбол не интересно.
Такие случаи бывали и без всяких кризисов но нет сомнений, что события, происходящие сейчас в экономике, форсируют этот процесс, и дефолты среди клубов различных российских лиг продолжатся. Клубы, конечно, принялись лихорадочно экономить отказываться от полетов на чартерах или выбирать более дешевые места проведения сборов. Но самые большие расходы в спорте это зарплаты, их разом не сократить (хотя задержки выплат, повсеместные в хоккее и баскетболе тоже форма сокращения). Нынешний сезон обещал стать в обоих видах спорта рекордным по части звездности участников. Из Уфы, Ярославля и даже Химок с Люберцами рапортовали о том, что отбили у заокеанских лиг очередного игрока хотя ни в одном из этих городов посещаемость матчей с НХЛ или НБА несопоставима, не говоря уже про цену билетов, телевизионные или маркетинговые доходы. Долго так продолжаться не могло и, общем, уже не продолжится.
Финансовый кризис не мог не сказаться на спорте, и его влияние ощутили даже в самых благополучных лигах. В НХЛ и НБА урезают издержки, готовят понижение «потолка зарпат» и вводят скидки на билеты, чтобы потерявшая часть своих доходов аудитория не забыла дорогу к аренам. В английской премьер-лиге уже зафиксировали падение посещаемости на несколько процентных пунктов, подсчитали убытки от потери нескольких титульных спонсоров и тоже озаботились оптимизацией расходов. Но у того же британского футбола, при всех очевидных трудностях, есть колоссальный «стабфонд»: телекомпании, которые не откажутся от выполнения миллиардных контрактов потому что их бизнес по продаже футбола в розницу остается прибыльным; преданные болельщики, которых даже в трудные для всех времена останется много. Российский спорт падение рекламного рынка и снижение доходов аудитории почти не затронут он и так зарабатывал на этом немного. Преобладающая доля бюджетов дотации акционеров и учредителей. Но в этом, собственно, и содержится роковая опасность: как только у акционеров появляются проблемы клуб перестает существовать, и никакой оптимизацией расходов такую дыру в бюджете не залатать.
Рейтинг проблемных команд возглавляют подмосковные клубы (щедро спонсировавший спорт регион, фактически, обанкротился), какую лигу не возьми от футбола до гандбола. «Мы нервничаем. Часть клубов Подмосковья перестанет существовать. Кризис коснулся всех, говорит главный тренер женской гандбольной сборной России и звенигородской «Звезды» Евгений Трефилов. Никогда не интересовался рыночными котировками, но сейчас с утра просыпаюсь, смотрю бегущую строку как там индекс NASDAQ, что там Доу-Джонс». То, как переживает уважаемый тренер, видно и без его признаний ему, конечно, следовало бы смотреть на совсем другие показатели. В частности, на рынки нефти, газа и металлов, доходы от которых и легли в основу этого российского спортивного бума, на глазах превращающегося в «бамц». Но придираться к Евгению Трефилову не станем кривые у всех этих индексов очень схожи.
Сейчас, конечно, можно было бы побрюзжать о нездоровой природе этого российского бума слишком нацеленного на формальные успехи (в виде национальных и международных трофеев), слишком беспечно упускавщего возможности создать свою «подушку безопасности» в виде лояльной платежеспособной аудитории, востребованных рекламных и телевизионных продуктов. Ведь приглашение мировых звезд в российские клубы, когда оно не способно поднять посещаемость или стоимость коммерческих контрактов хотя бы на пару процентов шаг несвоевременный, как салют среди бела дня, неэффективный, как бы дорог он ни был. Однако про это слишком много говорено в прежних колонках, а теперь это в Уфе, Ярославле, Химках и Люберцах сознают и без нас.
Интереснее всего: может быть, следующий бум российского спорта сумеет принести ему расширение аудитории а не только трофеи? Не забудут ли этих уроков до того счастливого момента, когда за спадом снова последует рост?
P.S. Эта колонка, опубликованная в свежем номере журнала PROспорт, была сдана неделю назад, и с тех пор кое-что успело произойти в частности, женский ЦСКА сумел найти спонсора (по данным Sports.ru, это одна из дочерних структур «Газпрома») и выйти из финансовой комы. Но сути сказанного это, в общем, не меняет.
Марков затеял проект, где определяющим желанием является желание потребителей. Про исполнение я молчу, но прецедент есть.
Если печатают просто от балды что угодно, то это уже контрафакт... Вряд ли...
Надо отделить мух от котлет.
«…Мне лично не нужно существование «самоокупаемого высоко-бюджетного спорта», мне нужно, чтобы наши клубы достойно играли, как в России, так и в Европе…»
Это Вам нужно. Ну, так найдите волшебную палочку. «Раз-два-три! Елочка, гори!»
А как это осуществимо? Малыми деньгами вариант один – общее обнищание народа и закрытие границ. Тогда футболистам будет деваться некуда и они будут резво бегать за хлеб. А при выезде за границу к каждому приставлять по ГБ-шнику, чтобы не сбежали.
Вы учтите, что наш футбол конкурирует за ресурсы с футболом остального мира и потолок зарплат автоматически лишает наши клубы лучших игроков, как легионеров, так и российских (если их не посадить на цепочку).
А без самоокупаемости не может быть частного спорта. Ладно, пошел смотреть ЦСКу.
Петр Макаренко о структуре доходов западно европейского футбола
«Если посмотреть на западноевропейский футбол – что клубный, что на уровне сборных – то основными статьями его заработка являются: а) продажа прав на телевизионные трансляции игр, б) мерчендайзинг (продажа сувенирной продукции с символикой клубных или национальных команд) и в) выручка от продажи билетов на матчи. Приведу некоторые цифры, чтобы можно было представить себе масштабы этого бизнеса.
Первое, что касается телевизионных прав: клубы английской Премьер – лиги получают от их продажи миллиард фунтов в год. Второе, мерчендайзинг: в начале августа 2006 года Андрей Шевченко был продан из «Милана» в «Челси» за сумасшедшие по тем временам деньги – 43 миллиона евро. Но – уже к началу ноября англичане окупили эту сделку. И – исключительно за счет продажи футболок «Челси» с номером и фамилией украинского форварда на спине. Таковых к указанному моменту по всему миру был продан миллион, включая и оригинальные игровые футболки (по цене примерно 60 фунтов за штуку), и так называемые «реплики» (более дешевые, стоимостью по 35 – 40 долларов, но произведенные той же компанией, что и оригинальные). Примерно то же самое можно сказать о переходе Дэвида Бекхэма из «Манчестер Юнайтед» в «Реал»: благодаря ему испанский клуб смог выйти на прежде недоступный ему рынок Юго – Восточной Азии, занимающий первое место в мире по продажам всевозможной спортивной атрибутики.
Что касается выручки от продажи билетов: статистика свидетельствует, что ведущие клубы главных европейских чемпионатов (английского, испанского, итальянского, немецкого и французского) зарабатывают на этом в среднем по 100 миллионов долларов в год. В отдельных случаях довольно существенно на статистику доходов западных клубов влияют продажи еды и напитков в день матча. Тот же «Челси», как известно, скупил все питейные заведения в окрестностях «Стэмфорд Бридж», и теперь они приносят клубу в среднем по полмиллиона фунтов за один домашний тур.
Что же до российского футбола, то у нас структура доходов в силу многих причин – как объективных, так и субъективных – разительно отличается от западной.