Немецкий порядок
Эталонной в смысле футбольного бизнеса принято считать английскую премьер-лигу. Но в плане эффективности (я, как ведущий спортивно-экономической колонки обязан был ввернуть кодовое слово эпохи кризиса в первый же абзац) она уже не чемпион. Рост затрат главным образом, на трансферы и зарплаты в последние сезоны там был выше роста доходов. В этом году чемпионат Англии уступил статус самого прибыльного в Европе бундеслиге. 18 ведущих немецких клубов по итогам сезона-2006-07 (последнего, за который есть аудированные финансовые показатели) принесли 250 млн евро чистой прибыли!
По обороту бундеслига чемпионату Англии, понятно, уступает, и довольно сильно 1,4 млрд евро доходов за сезон против 2,3 млрд. Но и испанская примера (1,3 млрд), и итальянская серия А (1,2 млрд), и, тем паче, чемпионат Франции (1 млрд) уже позади. Рентабельность бундеслиги сейчас и вовсе выглядит беспримерной: 18 процентов маржи втрое больше, чем у премьер-лиги.
Германия с ее 82 миллионами жителей крупнейшая страна Европы, за исключением России, но размер лишь часть объяснения выдающихся финансовых результатов. Другая важнейшая часть стадионы. После чемпионата мира 2006 года они в бундеслиге лучше, чем где бы то ни было, и посещаемость теперь тоже: 39 тысяч человек в среднем на матче. Причем даже во второй бундеслиге стадионы нередко забиваются под завязку. «Мюнхен-1860» со своей прошлогодней среднематчевой посещаемостью в 44 тысячи человек был бы третьим по этому показателю в Испании или Италии. Немецкие стадионы современные, удобные и безопасные, но при этом очень живые. Фанатская поддержка, со всеми этими гигантскими флагами и неплохим вокалом, впечатляет все больше и больше. В отличие от Англии, где некоторый процент фанатов вследствие крайней дороговизны билетов вытеснен категорией, наименованной в свое время Роем Кином «поедатели крветочных сэндвичей». Германии, правда, тут в чем-то повезло. В отличие от Британии, в 70-е и 80-е там не было всех этих трагедий на трибунах, что позволило немцам не отказываться от стоячих секторов за воротами. Именно эти сектора теперь ответственны за «саппорт». И именно они позволяют держать нижнюю планку стоимости билетов на уровне в 7-8 евро. На «Олд Траффорд» за такие деньги не купишь и пресловутого сэндвича с креветками.
Бундеслиге как-то хронически не везло с доходами от телевидения. Сначала банкротство KirchMedia лишило ее изрядной части заработанных уже, казалось бы, денег. А в нынешнем сезоне выйти на новый уровень телевизионных доходов ей не дал антимонопольный комитет, немецкий аналог «рядового болельщика». Бундеслиге не позволили полностью продать права на показ матчей спутниковому телевидению, а передача части трансляций бесплатному ТВ снизила общую стоимость контракта как минимум на четверть до 410 млн евро в год. Английские клубы получают от национального телевидения в разы больше.
Зато в сезоне-2007/08 Германия обошла Англию по объему доходов от титульного спонсорства: средний немецкий клуб зарабатывает на этом 8,3 млн евро в год. Аутсайдером в данном отношении является «Энерги», но, скажем, в Испании 2,7-милионный контракт этого клуба был бы восьмым по величине.
Немецкие законы не позволяют иностранцам владеть футбольными клубами и вообще здорово ограничивают своеволие частных инвесторов, в связи с чем клубы щепетильно контролируют расходную часть на дотации никому рассчитывать не приходится. На зарплаты у немецких клубов уходит в среднем лишь 45% денег, которые они зарабатывают. Феноменально скромная цифра не только по сравнению с Россией (где этот показатель всегда зашкаливал за 100%), но даже с Англией (62%). Трансферы там тоже предельно экономны: за прошлое лето 18 немецких клубов потратили лишь 155 млн евро меньше, чем пара «Манчестер Сити» «Тоттенхем». Самой дорогой покупкой был 14-миллионный Андреа Бардзальи. Не только в Италии с Испанией были покупки дороже но даже во Франции, Голландии и России. При этом не скажешь, что эта экономия сильно сказывается на качестве футбола он в бундеслиге очень приличный. Средняя результативность год от года выше, чем в остальных лигах «большой пятерки». Имена тоже есть: на Евро-2008 лишь испанская сборная не была представлена футболистами из бундеслиги. Редко ввязываясь в конкуренцию с другими суперклубами за топ-звезд, немцы аккуратно скупают игроков добротного среднего класса и многообещающую молодежь: Ракитич, Брено, Ренато Аугусто, Алекс Силва, Тиаго Невес (а в свое время Глеб, ван дер Варт и Бербатов).
Недостатки бундеслиги, как бизнеса, являются продолжением ее несомненных достоинств. Ее востребованность на зарубежных рынках (включая российский) остается невысокой; это по-прежнему, скорее, удовольствие на любителя как шнапс или фильмы Вима Вендерса. Если Англия выручает от продажи трансляций за рубеж около 300 млн евро, а Италия с Испанией по 60 млн, то Германия меньше 30 млн. Исторически у Германии есть лишь один (помимо, конечно, сборной) яркий футбольный бренд «Бавария». И с такой рачительностью другим клубам трудно обратить на себя внимание китайских или американских неофитов.
Но, если у них с доходами внутри страны так все хорошо может, и не надо?
P.S. Анонс свежего выпуска PROспорт и большое интервью с Ивицей Оличем читайте в блоге журнала.
беотлон смотреть не буду, каккей из кельна тем более. там чем немецкие телевизионщеги лучше англ?
***
Ну Вы в общем-то на этот вопрос ответили в тексте
нет супер-звезд-команд (Кроме Баварии), нет супер-звезд-игроков
Аргументирую чуток
основной потребитель теле-трансляций (вне страны точно) - человек ищущий зрелища и ИГРЫ, и вряд ли настолько разбирающийся в футболе, чтобы искать кайф в тренерском противостоянии в гостевой игре шальке против энерги, где энерги нужна ничья.
т.е. его интересуют топ-матчи
а их в германии то и нет
все знают, что Бавария фаворит почти всегда (кроме тех случаев, когда не в форме)
В англии только с участием биг-фор и только в АПЛ 12 штук (читай 1.5 игры в месяц)
А еще на это накладывается «боление» за игроков
Кто больше забьет: Криштиану или Дидье?
Кто отдаст больше голевых: Лэмпард или Джеррард?
Кто кого: Терри Торреса или Торрес Терри?
Зритель хочет видеть интригу, красоту и нерв.
Причем желательно среди узнаваемых персон и команд.
Средний зритель видит ЧМ, ЧЕ и ЛЧ с плей-офф, потом хочет увидеть тех-же игрков и те же команды.
И такой же по качеству футбол.
Это потом, посмотрев 12-16 топовых матчей АПЛ, зрителя затягивает и он говтов смотреть рубку ридинг-бирмингем. Но как заманить его же смотреть бундес-лигу?
Можно смотреть и восхищаться как немецкая машана останавливает «европейских бразильцев», но смотреть столкновение немецких машин друг с другом каждю неделю..
Я естественно утрирую, но стереотипы для массового зрителя значат едва ли не больше, чем реальное положение дел.
Так что грамотный пиар, суперзвезды и, конечно, успешное выступление в ЛЧ немецких клубов (когда оно было последнее-то?) привлекут зрителей извне германии.
Останется ли на прежнем уровне эффективность - не знаю...
Так что тут я соглашусь с последним абзацом статьи
но надо сначала внутренний рынок завоевать. это же целевая аудитория.
как бы не были велики доходы АПЛ от продажи прав зарубеж и от турне по азиям-америкам, это все равно вторично.
ну разик в месяц посмотреть.. ну два... и достаточно
Vitalkharit, +1, только к донкихотству здесь надо добавить чистоплюйство и маразм.
Что касается сокращения расходов и увеличения оборота... Главная проблема 90% современных компаний в том, что они стремятся наращивать обороты не очень представляя зачем. Т.е. подход примерно такой: «Рынок прет, надо брать». Соответственно, когда рынок вдруг перестает переть (а он обязательно перестает - все же его нагревают), выясняется что с меньшим оборотом фирма жить не может: народу много, машины закуплены, зарплаты подняты, а ниши своей, железобетонной, нет. Вот и начинают экономить на туалетной бумаге («Спроси меня, откуда я знаю»). Бундеслига, судя по всему, этого успешно избегает.
**
а мне кажется, они все же нишевый продукт (их ниша - Германия)
в своей нише они чрезвычайно успешны (особенно в сравнении с конкурентами)
но возможности ее экспансивного развития почти исчерпаны
для внешней экспансии нужно многое менять
и это не один день и не один год
простите, не увидел никаких фактов. меняем слово «немецкие» на «английские» или там «румынские», и что?)