4 мин.

Немецкий порядок

Эталонной в смысле футбольного бизнеса принято считать английскую премьер-лигу. Но в плане эффективности (я, как ведущий спортивно-экономической колонки обязан был ввернуть кодовое слово эпохи кризиса в первый же абзац) она уже не чемпион. Рост затрат – главным образом, на трансферы и зарплаты – в последние сезоны там был выше роста доходов. В этом году чемпионат Англии уступил статус самого прибыльного в Европе бундеслиге. 18 ведущих немецких клубов по итогам сезона-2006-07 (последнего, за который есть аудированные финансовые показатели) принесли 250 млн евро чистой прибыли!

По обороту бундеслига чемпионату Англии, понятно, уступает, и довольно сильно – 1,4 млрд евро доходов за сезон против 2,3 млрд. Но и испанская примера (1,3 млрд), и итальянская серия А (1,2 млрд), и, тем паче, чемпионат Франции (1 млрд) уже позади. Рентабельность бундеслиги сейчас и вовсе выглядит беспримерной: 18 процентов маржи – втрое больше, чем у премьер-лиги.

Германия с ее 82 миллионами жителей – крупнейшая страна Европы, за исключением России, но размер – лишь часть объяснения выдающихся финансовых результатов. Другая важнейшая часть – стадионы. После чемпионата мира 2006 года они в бундеслиге – лучше, чем где бы то ни было, и посещаемость теперь – тоже: 39 тысяч человек в среднем на матче. Причем даже во второй бундеслиге стадионы нередко забиваются под завязку. «Мюнхен-1860» со своей прошлогодней среднематчевой посещаемостью в 44 тысячи человек был бы третьим по этому показателю в Испании или Италии. Немецкие стадионы – современные, удобные и безопасные, но при этом – очень живые. Фанатская поддержка, со всеми этими гигантскими флагами и неплохим вокалом, впечатляет все больше и больше. В отличие от Англии, где некоторый процент фанатов вследствие крайней дороговизны билетов вытеснен категорией, наименованной в свое время Роем Кином «поедатели крветочных сэндвичей». Германии, правда, тут в чем-то повезло. В отличие от Британии, в 70-е и 80-е там не было всех этих трагедий на трибунах, что позволило немцам не отказываться от стоячих секторов за воротами. Именно эти сектора теперь ответственны за «саппорт». И именно они позволяют держать нижнюю планку стоимости билетов на уровне в 7-8 евро. На «Олд Траффорд» за такие деньги не купишь и пресловутого сэндвича с креветками.

Бундеслиге как-то хронически не везло с доходами от телевидения. Сначала банкротство KirchMedia лишило ее изрядной части заработанных уже, казалось бы, денег. А в нынешнем сезоне выйти на новый уровень телевизионных доходов ей не дал антимонопольный комитет, немецкий аналог «рядового болельщика». Бундеслиге не позволили полностью продать права на показ матчей спутниковому телевидению, а передача части трансляций бесплатному ТВ снизила общую стоимость контракта как минимум на четверть – до 410 млн евро в год. Английские клубы получают от национального телевидения в разы больше.

Зато в сезоне-2007/08 Германия обошла Англию по объему доходов от титульного спонсорства: средний немецкий клуб зарабатывает на этом 8,3 млн евро в год. Аутсайдером в данном отношении является «Энерги», но, скажем, в Испании 2,7-милионный контракт этого клуба был бы восьмым по величине.

Немецкие законы не позволяют иностранцам владеть футбольными клубами и вообще здорово ограничивают своеволие частных инвесторов, в связи с чем клубы щепетильно контролируют расходную часть – на дотации никому рассчитывать не приходится. На зарплаты у немецких клубов уходит в среднем лишь 45% денег, которые они зарабатывают. Феноменально скромная цифра не только по сравнению с Россией (где этот показатель всегда зашкаливал за 100%), но даже с Англией (62%). Трансферы там тоже предельно экономны: за прошлое лето 18 немецких клубов потратили лишь 155 млн евро – меньше, чем пара «Манчестер Сити» – «Тоттенхем». Самой дорогой покупкой был 14-миллионный Андреа Бардзальи. Не только в Италии с Испанией были покупки дороже – но даже во Франции, Голландии и России. При этом не скажешь, что эта экономия сильно сказывается на качестве футбола – он в бундеслиге очень приличный. Средняя результативность год от года – выше, чем в остальных лигах «большой пятерки». Имена тоже есть: на Евро-2008 лишь испанская сборная не была представлена футболистами из бундеслиги. Редко ввязываясь в конкуренцию с другими суперклубами за топ-звезд, немцы аккуратно скупают игроков добротного среднего класса и многообещающую молодежь: Ракитич, Брено, Ренато Аугусто, Алекс Силва, Тиаго Невес (а в свое время – Глеб, ван дер Варт и Бербатов).

Недостатки бундеслиги, как бизнеса, являются продолжением ее несомненных достоинств. Ее востребованность на зарубежных рынках (включая российский) остается невысокой; это по-прежнему, скорее, удовольствие на любителя – как шнапс или фильмы Вима Вендерса. Если Англия выручает от продажи трансляций за рубеж около 300 млн евро, а Италия с Испанией – по 60 млн, то Германия – меньше 30 млн. Исторически у Германии есть лишь один (помимо, конечно, сборной) яркий футбольный бренд – «Бавария». И с такой рачительностью другим клубам трудно обратить на себя внимание китайских или американских неофитов.

Но, если у них с доходами внутри страны так все хорошо – может, и не надо?

P.S. Анонс свежего выпуска PROспорт и большое интервью с Ивицей Оличем читайте в блоге журнала.