Немецкий порядок
Эталонной в смысле футбольного бизнеса принято считать английскую премьер-лигу. Но в плане эффективности (я, как ведущий спортивно-экономической колонки обязан был ввернуть кодовое слово эпохи кризиса в первый же абзац) она уже не чемпион. Рост затрат главным образом, на трансферы и зарплаты в последние сезоны там был выше роста доходов. В этом году чемпионат Англии уступил статус самого прибыльного в Европе бундеслиге. 18 ведущих немецких клубов по итогам сезона-2006-07 (последнего, за который есть аудированные финансовые показатели) принесли 250 млн евро чистой прибыли!
По обороту бундеслига чемпионату Англии, понятно, уступает, и довольно сильно 1,4 млрд евро доходов за сезон против 2,3 млрд. Но и испанская примера (1,3 млрд), и итальянская серия А (1,2 млрд), и, тем паче, чемпионат Франции (1 млрд) уже позади. Рентабельность бундеслиги сейчас и вовсе выглядит беспримерной: 18 процентов маржи втрое больше, чем у премьер-лиги.
Германия с ее 82 миллионами жителей крупнейшая страна Европы, за исключением России, но размер лишь часть объяснения выдающихся финансовых результатов. Другая важнейшая часть стадионы. После чемпионата мира 2006 года они в бундеслиге лучше, чем где бы то ни было, и посещаемость теперь тоже: 39 тысяч человек в среднем на матче. Причем даже во второй бундеслиге стадионы нередко забиваются под завязку. «Мюнхен-1860» со своей прошлогодней среднематчевой посещаемостью в 44 тысячи человек был бы третьим по этому показателю в Испании или Италии. Немецкие стадионы современные, удобные и безопасные, но при этом очень живые. Фанатская поддержка, со всеми этими гигантскими флагами и неплохим вокалом, впечатляет все больше и больше. В отличие от Англии, где некоторый процент фанатов вследствие крайней дороговизны билетов вытеснен категорией, наименованной в свое время Роем Кином «поедатели крветочных сэндвичей». Германии, правда, тут в чем-то повезло. В отличие от Британии, в 70-е и 80-е там не было всех этих трагедий на трибунах, что позволило немцам не отказываться от стоячих секторов за воротами. Именно эти сектора теперь ответственны за «саппорт». И именно они позволяют держать нижнюю планку стоимости билетов на уровне в 7-8 евро. На «Олд Траффорд» за такие деньги не купишь и пресловутого сэндвича с креветками.
Бундеслиге как-то хронически не везло с доходами от телевидения. Сначала банкротство KirchMedia лишило ее изрядной части заработанных уже, казалось бы, денег. А в нынешнем сезоне выйти на новый уровень телевизионных доходов ей не дал антимонопольный комитет, немецкий аналог «рядового болельщика». Бундеслиге не позволили полностью продать права на показ матчей спутниковому телевидению, а передача части трансляций бесплатному ТВ снизила общую стоимость контракта как минимум на четверть до 410 млн евро в год. Английские клубы получают от национального телевидения в разы больше.
Зато в сезоне-2007/08 Германия обошла Англию по объему доходов от титульного спонсорства: средний немецкий клуб зарабатывает на этом 8,3 млн евро в год. Аутсайдером в данном отношении является «Энерги», но, скажем, в Испании 2,7-милионный контракт этого клуба был бы восьмым по величине.
Немецкие законы не позволяют иностранцам владеть футбольными клубами и вообще здорово ограничивают своеволие частных инвесторов, в связи с чем клубы щепетильно контролируют расходную часть на дотации никому рассчитывать не приходится. На зарплаты у немецких клубов уходит в среднем лишь 45% денег, которые они зарабатывают. Феноменально скромная цифра не только по сравнению с Россией (где этот показатель всегда зашкаливал за 100%), но даже с Англией (62%). Трансферы там тоже предельно экономны: за прошлое лето 18 немецких клубов потратили лишь 155 млн евро меньше, чем пара «Манчестер Сити» «Тоттенхем». Самой дорогой покупкой был 14-миллионный Андреа Бардзальи. Не только в Италии с Испанией были покупки дороже но даже во Франции, Голландии и России. При этом не скажешь, что эта экономия сильно сказывается на качестве футбола он в бундеслиге очень приличный. Средняя результативность год от года выше, чем в остальных лигах «большой пятерки». Имена тоже есть: на Евро-2008 лишь испанская сборная не была представлена футболистами из бундеслиги. Редко ввязываясь в конкуренцию с другими суперклубами за топ-звезд, немцы аккуратно скупают игроков добротного среднего класса и многообещающую молодежь: Ракитич, Брено, Ренато Аугусто, Алекс Силва, Тиаго Невес (а в свое время Глеб, ван дер Варт и Бербатов).
Недостатки бундеслиги, как бизнеса, являются продолжением ее несомненных достоинств. Ее востребованность на зарубежных рынках (включая российский) остается невысокой; это по-прежнему, скорее, удовольствие на любителя как шнапс или фильмы Вима Вендерса. Если Англия выручает от продажи трансляций за рубеж около 300 млн евро, а Италия с Испанией по 60 млн, то Германия меньше 30 млн. Исторически у Германии есть лишь один (помимо, конечно, сборной) яркий футбольный бренд «Бавария». И с такой рачительностью другим клубам трудно обратить на себя внимание китайских или американских неофитов.
Но, если у них с доходами внутри страны так все хорошо может, и не надо?
P.S. Анонс свежего выпуска PROспорт и большое интервью с Ивицей Оличем читайте в блоге журнала.
А вот насчет «готовы-не готовы» и «хотят-не хотят» тут бабка на двое сказала. С имеющимися в Германии законами (иностранный капитал, антитмонопольные законы и т.д.) футбольным клубам нет смысла лезть в экономическую конкуренцию с английскими, итальянскими и испанскими клубами. И тут мы возвращаемся к теме «семейного ресторана», которую на блоге уже обсуждали: пока этот ресторан работает в своей нише - он непотопляем и заполнен всегда. Оборот - небольшой, но хозяину на весьма безбедную жизнь хватает, а больше ему не надо. Он может развиваться внутри - обновлять меню, интерьер, и т.д. Попытка открыть филиал в соседнем городе может обернуться полным крахом не только для филиала, но и для хозяина. Амбиции - это хорошо, но разум лучше.
с 9 млн. населением, с дост. высокими доходами у населения и посещаемостью 10- 20 тысяч/матч.
Даже при достаточно сильном уровне национальной сборной ввиду изредка появляющихся звёзд, а также изредка играя в Лиге Чемпионов.
Абсолютно реальная и нормальная ситуация - получать определенный стабильный небольшой доход, но сделать рывок к суммам другого порядка, там не сможет ни одна команда, даже при очень сильном маркетинге?
А вот ссылочка Ваша совсем не в тему. Определение, данное в русской версии википедии и близко не отражает всех возможных значений слова. Я как-то уже говорил - не надо на букварь ссылаться, смешно получается. Тем более что википедию пишут все желающие, т.е. гарантии что статью написал не студент-троечник с первого курса нет никакой.
Маржа (margin) - это РАЗНИЦА между операционной или чистой прибыли и доходом.
Рентабельность - это процесс ДЕЛЕНИЯ операционной или чистой прибыли на доход.
Ничего личного.
это - шедевр!!!!!
«разница» - процесс «отнимания/вычитания», % - процесс «деления»
«Маржу» не меряют в %, для этого есть «рентабельность».
Я хочу читать статьи и не «спотыкаться» о ляпсусы. К ляпсусам отношу употребление слов, значение которых автор не знает и употребляет неправильно, и большое кол-во иностранных «измов» слов, когда есть русские аналоги.
Шедевр - это «...разница между ПРИБЫЛЬЮ и ДОХОДОМ». Я, грешным делом, посчитал: «Подумаешь, описался человек». Но нет, в Вашей классификации это грубейший ляп, на который нужно было указать немедля...
Дальше. Если для Вас, после того как вы отняли прибыль от чего-то (Вы уж сами разберитесь что от чего отнимать), полученный результат о чем то говорит сам по себе, то для меня нет. 10 млн. на миллиард это одно, а на миллион -другое. Поэтому для меня не поделить разницу на базу - противоестественно. Кстати в Вашей же куцей ссылке маржу меряют в % (нормальные люди, слава богу, я уж думал Вы там это прочитали).
Наконец, термин рентабельность НЕ ПРИМЕНЯЮТ к финансовым и банковским операциям нигде, кроме, вероятно, учебников. Просто потому, что очень трудно оценить полные затраты на операцию. К тому же в банках нет понятия себестоимости. Там куча разных вариантов (прибыль на активы, на собственный капитал, маржа и т.д., но только не рентабельность). Термин Маржа (margin) применительно к нефинансовым операциям допустим, хотя и не 100% корректен. В данном случае (статья) его использование абсолютно приемлемо, учитывая что Бундеслига не производит осязаемый продукт, а скорее услугу, если пытаться найти русский аналог для «entertainment industry product».
Резюмирую: чтение учебников не дает Вам достаточных оснований утверждать, что Вы что-то знаете. Допустите на секунду мысль, что мир шире, отвлекитесь от выискивания «ляпов»- и будет Вам счастье!
Vitalkharit, +1, только к донкихотству здесь надо добавить чистоплюйство и маразм.
То есть, если попытаться вывести некую утрированную формулу благосостояния лиг (опуская массу деталей, конечно), то выйдет как-то так: это производное размеров населения, его доходов и степени интереса к футболу.
Для примера: размеры населения и его доходы во Франции сопоставимы с Англией, но интерес к футболу в последней куда выше. Или вот Шотландия с ее мизерным – п омеркам перечисленных стран – населением держится на двух других параметрах: его доходы и сумасшедший интерес.
А выручка от маек и прочей ерунды и рядом не валялась по сравнению с телетрансляциями ЛЧ, что у Милана, что у МЮ, что у Шальке.
____________________________________
А в общем контексте - прибыль бундеслиги основывается на контроле расходов (зарплат) и разумно неплохих доходах. У англов доходы значительно больше, но расходы еще жирнее. Но как бывалый в этом деле, замечу, что сокращать расходы обычно проще, нежели увеличивать оборот.
но надо сначала внутренний рынок завоевать. это же целевая аудитория.
как бы не были велики доходы АПЛ от продажи прав зарубеж и от турне по азиям-америкам, это все равно вторично.
**
а мне кажется, они все же нишевый продукт (их ниша - Германия)
в своей нише они чрезвычайно успешны (особенно в сравнении с конкурентами)
но возможности ее экспансивного развития почти исчерпаны
для внешней экспансии нужно многое менять
и это не один день и не один год
Что касается сокращения расходов и увеличения оборота... Главная проблема 90% современных компаний в том, что они стремятся наращивать обороты не очень представляя зачем. Т.е. подход примерно такой: «Рынок прет, надо брать». Соответственно, когда рынок вдруг перестает переть (а он обязательно перестает - все же его нагревают), выясняется что с меньшим оборотом фирма жить не может: народу много, машины закуплены, зарплаты подняты, а ниши своей, железобетонной, нет. Вот и начинают экономить на туалетной бумаге («Спроси меня, откуда я знаю»). Бундеслига, судя по всему, этого успешно избегает.
я пиш не про себя
я говорю про масс-зрителя (за пределами германии)
не про любителей чемпионата с незапамятных времен
к примеру эти бешеные контракты с ТВ в АПЛ и масштабная ТВ-Экспансия(Америка, и, особенно, Азия) пошла после 2002 года, и бешенный рост доходов АПЛ тоже в эти годы
Ливеркузен-Шальке ничем не уступает матчу Арсенал-МЮ, кроме всё тех же денег/имён.
***
и качества футбола
имя - это не только фото в журнале GQ
это еще и толика гениальности и уйма мастерства
концентрация «имен» в АПЛ гораздо выше (об этом пишет и Дима в статье)
и интерес к ним выше
Главная фишка немецкого показа:так называемое «художественное изображение игры».Делает футбол более похожим на блокбастер.Я ж говорю,асы.
p.s. симпатизирую я АПЛ ;) к остальным 3 у меня нет ни симпатий, ни антипатий ;))
беотлон смотреть не буду, каккей из кельна тем более. там чем немецкие телевизионщеги лучше англ?
Предлагаю тебе посмотреть биатлон из Рупольдинга,формулу-1 из Нюрбургринга,хоккей из Кельна ну и пару матчей Бундеслиги.Если у тебя и после этого останутся сомнения в эксклюзивности показа и высочайшем профессианализме ,я тут уже ничем помочь не смогу.
простите, не увидел никаких фактов. меняем слово «немецкие» на «английские» или там «румынские», и что?)
***
Ну Вы в общем-то на этот вопрос ответили в тексте
нет супер-звезд-команд (Кроме Баварии), нет супер-звезд-игроков
Аргументирую чуток
основной потребитель теле-трансляций (вне страны точно) - человек ищущий зрелища и ИГРЫ, и вряд ли настолько разбирающийся в футболе, чтобы искать кайф в тренерском противостоянии в гостевой игре шальке против энерги, где энерги нужна ничья.
т.е. его интересуют топ-матчи
а их в германии то и нет
все знают, что Бавария фаворит почти всегда (кроме тех случаев, когда не в форме)
В англии только с участием биг-фор и только в АПЛ 12 штук (читай 1.5 игры в месяц)
А еще на это накладывается «боление» за игроков
Кто больше забьет: Криштиану или Дидье?
Кто отдаст больше голевых: Лэмпард или Джеррард?
Кто кого: Терри Торреса или Торрес Терри?
Зритель хочет видеть интригу, красоту и нерв.
Причем желательно среди узнаваемых персон и команд.
Средний зритель видит ЧМ, ЧЕ и ЛЧ с плей-офф, потом хочет увидеть тех-же игрков и те же команды.
И такой же по качеству футбол.
Это потом, посмотрев 12-16 топовых матчей АПЛ, зрителя затягивает и он говтов смотреть рубку ридинг-бирмингем. Но как заманить его же смотреть бундес-лигу?
Можно смотреть и восхищаться как немецкая машана останавливает «европейских бразильцев», но смотреть столкновение немецких машин друг с другом каждю неделю..
Я естественно утрирую, но стереотипы для массового зрителя значат едва ли не больше, чем реальное положение дел.
Так что грамотный пиар, суперзвезды и, конечно, успешное выступление в ЛЧ немецких клубов (когда оно было последнее-то?) привлекут зрителей извне германии.
Останется ли на прежнем уровне эффективность - не знаю...
Так что тут я соглашусь с последним абзацом статьи
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Лично я над этим активно работаю)))).
А что касается загран.спроса.Все очень просто.Есть такой продукт «Лига Чемпионов».Она есть мерило и успеха, и популярности,и продаж,и всего остального.Короче говоря,хотя бы пара финалов Лиги с участием немецких клубов и спрос несомненно возрастет.Лично мне так кааатся.)))