Неустойчивый агроценоз
Я совершенно не кокетничал, когда говорил, что в этом блоге случаются комментарии поинтереснее собственно постов. Не все, увы, читают комментарии, особенно на второй-третий и последующие дни после публикации заметок (я это хорошо вижу по внутренней статистике), потому хотел бы вынести в отдельный пост последний комментарий юзера Gauche, оставленный под заметкой «Бум и бамц». Согласен с ним практически по всем параметрам впрочем, как и в случае со многими другими комментариями, которые вы можете найти в «хистори» Gauche. Рекомендую очень достойное чтение, хоть и не всегда бесспорное.
Освещение российского футбола ведется со стратегией, используемой при стабильных показателях, когда роста уже не ожидается. То, что рейтинг футбола на Первом канале низок, свидетельствует в первую очередь о качестве менеджмента Первого канала. Нужно не просто оповещать и напоминать нужно работать на две аудитории, как на приверженцев, так и на неофитов: формировать эффект узнавания, некоторый уровень осведомленности, побуждение к потреблению. Если вдуматься, ни один громкий футбольный переход в России не стал надфутбольным явлением. Косвенно об этом говорят публикации на тему спорта в обычной прессе «для чайников», в которых подробно описываются первоосновы. Фактор полузнаменитости не срабатывает в желаемой мере. Зритель не идет на предлагаемых ему дорогих (по российским меркам) игроков, потому что не переживает за них и неспособен тонко оценивать их игру. Реальная звезда это не просто хороший футболист, но и харизматичная личность. Нашим футболистам с их-то зарплатами этого и не нужно потому они открыты для прессы в основном тогда, когда хочется чего-нибудь сболтнуть. Раскрутка спортивных звезд ведется исключительно на спортивных же ресурсах. Воссоздавать российский футбол необходимо на программном уровне.
Начинать нужно снизу. Самый ходовой тип клуба в российских условиях региональный. Раздувать там бюджеты не имеет смысла. Их надо сокращать в первую очередь за счет географии поездок, путем зонального разбиения. Не думаю, что болельщик, скажем, в Брянске так уж жаждет противостояния с Иркутском, Астраханью или Махачкалой. Ему вполне хватит и противостояний с соседними Смоленском, Калугой, Орлом, Курском, Воронежем, Липецком и т.д. (а в дальние края можно было бы повыезжать на каких-нибудь решающих стадиях).
Важно наличие в регионе конкурентоспособной школы. Зритель пойдет на «своих», на в меру качественное зрелище при в меру качественном сервисе. Миллион-другой-третий рублей можно получать на стадионных сборах с одного матча. Что-то еще прибавится от рекламного сотрудничества, от мерчандайзинга и, если школа нормальная, обязательно от трансферов. Что до прямого спонсирования, то его нужно обложить массой ограничений. Так должен получиться здоровый продукт местного значения. Сейчас ему не дают развиваться (искусственно отнимается целесообразность). Тогда как есть прямая зависимость между силой чемпионата и уровнем второго-третьего его дивизионов. Наверху в любом случае останется пул суперклубов конечно, на европейской арене они будут не очень «супер», но их можно вытянуть на вполне добротный уровень.
Вероятное падение результатов на клубной арене должно будет компенсироваться наличием сильной сборной а она обязательно будет сильной, если в каждой провинции будет ВЫГОДНО заниматься производством футбольных кадров. Надо сделать их существование экономически целесообразным (может быть, закрепить за ними долю с заключаемых молодыми игроками контрактов). Сейчас всему этому изрядно мешает совковая мораль. Изначально спорт в СССР форсированно развивался с целью доказательства высокого уровня жизни. Через какое-то время спортивные результаты сделались самоцелью. И сейчас они продолжают ею оставаться, развращая сознание масс. Не сломав такую установку в сознании, процветания как спортивного, так и экономического (одно уже не может быть в отрыве от другого) не добиться.
Олицетворение нашего футбола и заодно нашей хозяйственной идеологии стадион «Лужники», трава на котором появляется по большим праздникам. Это называется неустойчивый агроценоз. Нужна устойчивость. Нужно сделать так, чтобы трава росла, а не пересаживалась за несусветные деньги из соображений так называемого престижа. Чтобы клубы зарабатывали, а не нахлебничали.
абсолютно верная мысль!
также полностью согласен насчет сетевых фастфудов, правда, думаю, это нереально - кто добровольно откажется от 200%-300% прибыли на еде и напитках, болельщикам-то деваться некуда!
небольшое уточнение насчет «кузьмичей». это узкая группа болельщиков старшего поколения, которая как раз-таки регулярно посещает футбол. просто культура боления у них осталась со времен союза (перед матчем напиться с мужиками, поорать «судья-321» и т.д.) :)
а по-твоему выходит, что это все - кто не являются организованными фанатами (саппортом)
Никогда.
В черкизово крупный спортивный комплекс. Но и только.
Единственное место в округе где можно было «посидеть» перед матчем - кружка около стадиона, и ресторанчик напротив. А где для детей, для женщин, где развлечения и «цивилизация»?
Районный патриотизм (беру по себе) у меня например есть, его создаёт трафик и не только:
- если ехать в парк, то я не поеду в Сокольники, я поеду в Царицыно или в коломенское (это ЮАО).
- если ехать на стадион, то лучше поеду на Восточную, ну в крайнем случае в Лужу или в домодедово на матч Витязя :)
- если ехать в киотеатр, то поеду вообще в своём микрорайоне.
Давайте не будем говорить про «недавних» жителей столицы. Многие «жители» по выходным, начиная с пятницы наглушиваются алкоголем, и им действительно пофиг куда ехать и на кого смотреть. Мне же например из родного ЮАО выезжать не хочется в выходные, максимум на ЮГ м/о :)
Основная проблема ВСЕГО российского спорта - практически полное отсутствие менеджеров, специализирующихся на этой области и имеющих опыт успешных проектов. Мы пытаемся выдумать все заново, хотя всё уже давно придумано в Европе, надо только взять их успехи и не повторять их ошибок.
Я не уверен что ГУУ готовит хороших специалистов, я сравнивал российское и европейское высшее образование изнутри. В европе около 15 школ специализируются на спортивном менеджменте. Необходимо привлекать к работе в клубах их выпускников, пускай не с Российскими паспортами. Имхо.
В США отлично ходят на матчи команд середняков, наш болельщик, если его команда не борется за победу, ходить на матчи не готов.
Вот в штатах когда проф лиги возникали, для команд выезды в гости были существенными тратами. Поэтому разбились на дивизионы. И даже сейчас, когда зарабатывают миллионы - не перестают считать денюжки.
Так почему мы в этом плане до сихх пор ориентировались на европейские чемпионаты? Много причин, но экономической выгоды среди них нет.
Что меня в вашем «програмном заявлении настораживает» - так это частое повторение слова «должен».
А надо выстроить систему так, чтобы было «хотят». И чтобы хотения всех участиков футбола пересклись в одной точке. Такую систему выстроить не просто.
Не получится взять европу за образец: другой уровень доходов и другое их распределение. Нужно придумать что-то свое и новое.
Например так:
ПФЛ (заручившись гос.поддержкой?) объявляет среди клубов первой-второй лиги конкурс: клуб, первым достигший прибыльности получает деньги на строительство нового стадиона (или базы). Опыт этого клуба оформляется как шаблон, пригодный для внедрения в остальных клубах.
Использование этого шаблона ПФЛ сделает обязательным требованием (так же как есть требования по раздевалкам, комплектованию и т.п.) и будет контролировать реализацию.
Зы. С болельщиками на стадионах - беда(( КАК их туда загнать? :) Тут дело не тольк в стоимости билетов.
Я живу в городе с населением полтора миллиона, а на стадион (15-тысячник, кажется?) редко собирается больше 5 тыс.
Так вот я подозреваю, если бы билеты даже бесплатными были, он бы не забивался полностью!
Потому что НЕТ ТАКОЙ ТРАДИЦИИ - ходить на футбол!
Чтобы она появилась, я бы для начала футбол включил в какой-нить «пакет развлечений», чтобы одни заманухи тянули за собой другие. Кино-торговый центр-праздник-футбол.
В подтверждение своей мысли - посмотрел сколько народу приходило на наш стадио в майские праздники:
8 и 10 тыс зрителей. А летом в будни - 3 и 5 тыс.
Вывод: люди ходили НЕ ТОЛЬКО или НЕ СТОЛЬКО на футбол: просто в выходной день они оказались в центре города. И кроме футбола наыверняка планировали потребить еще какие-то девайсы праздничного уик-энда...
Хотя всегда будут отдельные граждане. у которых дензнаков будет много)