6 мин.

День радио

Лондон – город больших возможностей. Футбольных и не только. И у каждого, кто попал в Лондон, есть свой способ проверить это на себе. В блоге «Футбольного клуба» – полтора лондонских дня, в которые уместились футбол, хоккей и кое-что еще.

Лондонский мир не идеален, но удивителен. Наша компания – Тимур Журавель, Ровшан Аскеров и я – пошла в воскресенье на «Эмирейтс» посмотреть «Арсенал» – «Челси». «Канониры» в очередной раз показали, что в Англии уже не большая четверка, а большая тройка, но не это главное. Шокировало гигантское табло нового стадиона. Оно абсолютно не функционально. На нем можно посмотреть повтор опасного момента и составы команд, но в списке только те, кто на поле в данный момент. Оно не отображает, на каких минутах забиты голы.

Напротив фамилий отличившихся красуются мячики, но, по-видимому, автоголы компьютерной программой табло игнорируются, поэтому после оплошности Туре табло по-прежнему фиксировало лишь двух голеадоров матча – Алекса и Анелька. А после замены Малуда ситуация стала совсем абсурдной. Его фамилия из списка одиннадцати исчезла, счет 1:4 в пользу «аристократов» – пять забитых мячей, а метки на табло только у трех игроков. Если бы подобным образом работало табло где-нибудь в России, то я бы намекнул на жуткий «распил» бюджета строительства, а здесь я просто констатирую нелепость. Без выводов.

На следующий день мы улетаем – наш полуотпуск закончился. На протяжении всей недели я не включал мобильный – хотелось отдохнуть от российской действительности, но утром в понедельник нужно отправить sms. И в тот момент, когда я активизировал телефон, прозвучал звонок. Первые цифры абонента 775, как у нас в Останкино. Наверное, с работы, думаю, дай-ка отвечу.

– Дмитрий, здравствуйте. Это Рафаэль из русской службы ВВС. С победой нашей хоккейной сборной! Вам удобно разговаривать? Вы сейчас в Москве?

– Нет, я в Лондоне.

Надо сказать, что примерно раз в месяц радиостанция ВВС просит меня дать небольшое интервью по поводу какого-нибудь спортивного события. Я никогда не отказываю – даже если очень занят. Ведь для человека из советской эпохи ВВС – три магических буквы, означающие независимость, свободу и вместе с тем здоровый консерватизм при отменном качестве работы. На этот раз мне предлагают рассказать о значимости победы наших хоккеистов над канадцами. Есть выбор – или мне перезванивают через два часа, и я говорю с лондонской студией по телефону, или я должен сам подъехать в офис ВВС в «Буш хаус». По большому счету, это не выбор – это подарок судьбы.

Я знаю, что Тимур, с которым мы прогуливаемся по Пикадилли и собираемся купить штаны, легок на подъем и тоже будет рад побывать в легендарном здании, которое долгие годы олицетворяло антисоветский Запад. Сопровождающий нас сотрудник русской службы чуть позже сообщит любопытнейшую подробность. Многие фильмы, где фигурирует зловещий КГБ, снимались в годы холодной войны именно в ВВС, так как серый камень, узкие коридоры и лестницы с широкими деревянными перилами живо напоминают об имперском стиле сталинской эпохи. Противоположности обязательно имеют точку соприкосновения. Хотя бы в архитектуре.

В этой истории весь Лондон – шел покупать штаны, а попал на ВВС. Неделю не разговаривал по мобильному, а взял его в руки – и вот сразу жизнь закрутилась-завертелась. Меня искали в Москве, где я вроде бы должен находиться, а обнаружили там, где я как раз был нужен. До самолета не так уж много времени – всего четыре часа, а нам еще надо в гостиницу за вещами, но мы нисколько не сомневаемся, что это последнее лондонское приключение должно быть самым увлекательным.

Приезжаем заранее и садимся в аппаратной понаблюдать за процессом. Творческие работники радиостанции – русские, технический персонал – англичане. Поэтому важное профессиональное требование к нашим соотечественникам – идеальное знание языка для полноценной координации действий.

Эфир проходит спокойно, хотя мы чувствуем, что имеются некоторые сложности со связью – в эфир должна выйти корреспондент из Грузии. И вот после обзора политических событий очередь доходит до меня. Ведущего зовут Саша. Он начинает интервью с какой-то исторической байки. И дальше во всем чувствуется приятная располагающая вальяжность и взвешенность в оценках. Никакого пафоса, лозунгов, заводного ура-патриотизма. BCC выше этого. 

Вечерний интерактивный опрос, что приятно, также посвящен победе российской сборной на чемпионате мира. Хоккейная тема интересна ВВС не со спортивной точки зрения, а как явление общественной жизни. Аудитория у Русской службы, как выясняется, около двух с половиной миллионов человек! Это не считая слушателей в бывших союзных республиках. Солидно!

После передачи нам показывают комнаты, где сидят сотрудники, и Тимур неожиданно встречает университетского товарища – Диму Шишкина. Он сразу предлагает нам зайти в паб и выпить по кружечке пива, но мы в цейтноте, и тогда Дима просто провожает нас до метро. На бегу говорим о том, о сем и вдруг узнаем, что Дима – босс! Недавно он был назначен главным редактором Русской службы ВВС, и в его подчинении больше сотни журналистов. Он совсем молодой, а уже начальник.

Что приятно, заграница не отбила у него отличную русскую черту – простоту в общении. Он интересуется, как бы наладить контакт с Аршавиным. Понятное дело, всегда можно связаться с пресс-службой «Арсенала» и она, наверное, обеспечит интервью с новой звездой «канониров», но неформальное общение важнее. Тем более, с тем же Смертиным, когда тот играл в Англии, Дима даже дружил семьями. Обещаем подумать, как бы свести его с Аршавиным, и прощаемся.

И тут мне на ум пришла забавная мысль: в Лондоне должны были появиться два российских игрока не только потому, что наша сборная успешно выступила на Евро, но скорее потому, что именно в столице Англии сходятся информационные, экономические и политические потоки со всего света. Конкурент разве что Нью-Йорк. В Лондоне сотни тысяч иностранцев и мигрантов, и этот огромный котел, вероятно, был бы не столь наваристым, если бы в его футбольном отсеке не оказалось русского человека. Просто для полноты картины. Но Павлюченко и Аршавин не только создали хороший фон, но еще и в какой-то момент на передний план выдвинулись!

В аэропорт успеваем, что называется, с запасом, но процедура получения Tax free многоступенчатая и долгая. Возврат денег осуществляет всего один неторопливый молодой человек. Я свою порцию фунтов получаю, а Тимур нет, потому что не хотим рисковать и бежим на посадку. Лондонский мир, конечно, не во всем совершенен, но он всегда будет удивлять и подталкивать к тому, чтобы вернуться.