24 мин.

Ник Дэвидсон. «Пираты, панки и политика» Глава 9: Социальный романтик

ПРЕДИСЛОВИЕ

  1. Пираты, панки и политика. Мифы о «Санкт-Паули»

  2. Посторонние, заглядывающие посмотреть. Краткая история района Санкт-Паули

  3. Просто очередной футбольный клуб

  4. Каперы лиги. Метаморфоза от клуба к «Культу»

  5. Millerntor Roar! Бундеслига вернула болельщиков на «Миллернтор»

  6. Fanladen и AFM

  7. Реттер и Регионаллига

  8. Ультрас «Санкт-Паули»

  9. Социальный романтик

  10. Пивные стаканчики, серпантин и подставные игры

  11. Беспорядки и файера

  12. Помня прошлое, защищая будущее + Благодарности и Библиография

Книга рекордов футбольного клуба «Санкт-Паули» в кампании Бундеслиги 2010/11 годов имеет дело исключительно с фактами: 34 матча в лиге принесли 8 побед, 5 ничьих и 21 поражение, в результате чего команда заняла последнее место в лиге с 29 очками и разницей мячей минус 33.

Не ошибетесь, сказав, что это было удручающее возвращение в высший дивизион. Минусов было много: 13-матчевая безвыигрышная серия, длившаяся с февраля до конца сезона; количество голов, пропущенных на последних минутах, которые превратили победы в ничьи, а ничьи в поражения; унизительное поражение 1:8 от «Баварии» в последней домашней игре сезона. Это был не тот способ для поклонников «Миллернтора» попрощаться с менеджером Хольгером Станиславски. Между тем, плюсов было немного: победа в день открытия во Фрайбурге в погожий летний день обещала многое; три победы подряд в январе и феврале, благодаря которым «Санкт-Паули» поднялся на достойное 11-е место, кульминацией чего, конечно же, стал победный мяч Джеральда Асамоа на «Фолькспаркштадион» против HSV 16 февраля.

Но то, что происходило на поле, не было настоящей историей — фоном, да — но сезон запомнится не недостатками на поле, а событиями, которые происходили вне его, на трибунах и в других местах, в барах, кафе, домах, офисах и в киберпространстве.

То, что клуб вернулся в высший дивизион немецкого футбола в сезон своего столетия, было чем-то сказочным. К сожалению, одно из главных достижений возвращения в Бундеслигу — это непреднамеренное устранение давних разногласий между теми, кто управляет клубом, и теми, кто его поддерживает.

Возможно, самым очевидным проявлением этих различий стала «Гаупттрибуне» — новая трибуна, строительство которой было завершено летом 2010 года, с бизнес-местами и ложами для руководителей. Как прокомментировала Sozialromantiker (подробнее о ней в ближайшее время): «Старая главная трибуна ("Гауптрибуне") на "Миллернторе" немного отличалась от многих других тем, что на ней собирались болельщики с разным происхождением, была относительно небольшая секция гостеприимства и даже неформальная группа поддержки». Подтекст был ясен: старая «Гаупттрибуне», хотя и не была таким очагом поддержки, как «Гегенгераде» или «Норд» и «Зюйдкурве», все же была особым местом для тех болельщиков, которые предпочитали сидеть там. Несмотря на, возможно, самые лучшие места на «Миллернторе», старая «Гаупттрибуне» была не домом для корпоративных «гостей», а местом встречи обычных болельщиков, тех, кто предпочитал сидеть, а не стоять.

Как уже упоминалось ранее, к началу сезона 2010/11 годов «Миллернтор» представлял собой идеальную визуальную дихотомию старого и нового, разделительная линия представляла собой четкую диагональ между новой Южной трибуной и «Гаупттрибуне» и пришедшими в упадок «Нордкурве» и «Гегенгераде». Конечно, все было не так однозначно, как это архитектурное разделение между гладким бетоном новых трибун и разрушающимися, побитыми непогодой ступенями старых. Стоячая трибуна на «Зюйдкурве» уже была присвоена болельщиками с помощью серии наклеек, рисунков и аэрозольных красок; в то время как «Гаупттрибуне» не полностью состоит из бизнес-мест и принимает у себя некоторые активные, хотя и немного более старые группы болельщиков, среди которых замечательно названные St. Pauli Oldtras [прим.прим.: Обыгрывается слово Ultras — от слова Old, то есть, старый].

С новым «Гаупттрибуне», безусловно, возникли проблемы, которые не были четко определены при строительстве новой «Зюйдкурве». Для начала, перестройка «Зюйдкурве» была необходима для того, чтобы клуб сохранил профессиональную лицензию, выдаваемую DFB. Кроме того, новая южная трибуна, хотя и содержала такую же высокую долю бизнес-мест и представительских помещений, также включала новую стоячую трибуну, которая предлагала дешевые места для 3 000 зрителей. «Гаупттрибуне», с другой стороны, была спроектирована как «главная» трибуна стадиона, шикарная часть, с примерно половиной из 4 800 мест, продающихся как «бизнес-места» для корпоративных клиентов. Еще одним очагом напряжения при ее строительстве стала установка вдвое большего количества предложенных кабинок для руководителей, или Séparées (ироничный намек на кабинки в стриптиз-клубах Репербана). Строительство вдвое большего количества лож возмутило многих болельщиков, особенно тех, кто считал, что баланс новой трибуны уже итак слишком сильно склоняется в пользу корпоративных мероприятий или «модных» болельщиков.

Затем, раздувая пламя и без того щекотливой ситуации, клуб решил отдать одну из новых представительских лож в распоряжение «Susi's Showbar», местного стрип-бара. Для болельщиков футбольного клуба «Санкт-Паули», которые на протяжении многих лет боролись с сексизмом в футболе так же упорно, как с расистскими, фашистскими и гомофобными взглядами, это был удар в самую челюсть. Все усугубилось еще и тем, что в ложе, арендованной «Susi's Showbar», во время матча танцевали на шесте скудно одетые женщины. Для всех, кроме тех, кто подписал контракт с «Susi's Showbar», это было отвратительным пятном на репутации футбольного клуба «Санкт-Паули». Социальные романтики (Sozialromantiker) прокомментировали это в интервью, которое я взял у них в сентябре 2012 года: «"Susi's Showbar" был неуместен по многим причинам, но, кроме того, они широко использовали его, чтобы получить освещение в СМИ, которое стоило намного дороже, чем они заплатили за ложу, при этом нанося ущерб (или изменяя) "имиджу" клуба. Подобно «Kalte Muschi» (см. ниже), они использовали клуб как средство личной наживы, что противоречило ценностям и этике клуба, получая от этого больше прибыли, чем вкладывали в него».

Были и другие опасения. По общему мнению, щупальца коммерциализации начинают душить сам клуб. Хотя большинство болельщиков признавали, что клубу необходимо получать доход, чтобы выжить — призрак кампании «Retter» 2002 года все еще таился на фоне празднования выхода клуба в Бундеслигу — среди болельщиков росло чувство беспокойства.

Еще до передачи в аренду места для «Susi’s Showbar, фанаты были возмущены решением клуба присвоить звание «официального клубного напитка» бренду «Kalte Muschi» (что переводится как «Холодная киска»). Болельщики восприняли это как еще одно оскорбление идеи антисексизма «Санкт-Паули» и упорно лоббировали, чтобы клуб отменил свое решение. Были и другие мелочи, которые на английских футбольных стадионах воспринимаются с покорным пожатием плеч, например, логотип спонсора, украшающий стену клубных яслей на стыке Южной трибуны и «Гаупттрибуне», или объявление составов команд, предваряемое названием спонсора. Строительство яслей широко приветствовалось болельщиками как прогрессивный шаг, но многие хотели, чтобы бетонная стена была расписана детскими рисунками, а не использовалась в качестве дополнительной рекламной площади.

И снова клуб и болельщики обнаружили, что просто быть «Санкт-Паули» — это как ходить по натянутому канату. Клуб, хотя и пытался максимизировать доходы, обнаружил, что вещи, которые считаются нормой в остальном футболе, просто не являются таковыми в «Санкт-Паули».

По мере развития сезона напряженность продолжала нарастать. Было выражено недовольство поддержкой со стороны болельщиков на бизнес-местах, отчасти из-за того, что они не присоединились вокально к скандированию «призыв и ответ», которое вел USP на «Зюйдкурве», но больше из-за пустых мест сразу после перерыва матча. Подобно сценам на новом «Уэмбли» или «Эмирейтс» в Лондоне, многие из этих «модных» болельщиков неохотно покидали теплые врата корпоративного гостеприимства, чтобы вернуться на свои места на второй тайм. Опять же, это была та проблема, которая раздражает фанатов по всему миру, но в большинстве случаев эти же фанаты чувствуют себя бессильными что-либо с этим сделать. Но в «Санкт-Паули» все не так.

Как и в большинстве случаев, для того чтобы вывести участников из равновесия, потребовалось лишь незначительное дуновение ветерка и особенно ледяной день. В последней домашней игре перед зимним перерывом, против «Майнца», клуб совместно со своим «официальным беспроводным партнером» преподнес болельщикам причудливый рождественский подарок: прокручивающиеся светодиодные экраны, установленные высоко на новых трибунах, способные отображать текстовые SMS-сообщения от болельщиков. Без сомнения, это было задумано, как и многие другие маркетинговые идеи, как небольшое развлечение, возможность для болельщиков взаимодействовать с действиями на поле, отправляя сообщения поддержки команде. Послания поддержки перемежались с личными приветствиями и даже текстами из секции выездных болельщиков: «Приветствую вас из секции выездных болельщиков».

Однако терпение многих фанатов просто лопнуло. Какую бы метафору вы ни выбрали: падение с натянутого каната или соломинка, сломавшая спину верблюда — внедрение светодиодного экрана было воспринято многими как действие, окончательно нарушившее хрупкое равновесие между клубом и болельщиками. Да, прокручивающиеся SMS-сообщения являются неотъемлемой частью круглосуточных новостей и спортивных трансляций, но многие считают, что им не место на «Миллернторе» во время футбольного матча.

Зимняя пауза дала фанатам возможность поразмыслить, собраться с мыслями и организоваться. 22 декабря, всего через шесть дней после дебюта светодиодного экрана, группа под названием «Sozialromantiker Sankt Pauli» опубликовала заявление и запустила петицию на своем сайте под названием «Хватит». Группа Sozialromantiker получила свое название от пренебрежительного комментария, сделанного Корни Литтманном по отношению к группе фанатов, выступавших против валюты «Миллернталер», предназначенной для замены денег в пунктах общественного питания внутри «Миллернтора». Быть «Социальным романтиком» означает, что у тебя устаревший, романтический, нереалистичный взгляд на события, взгляд, который часто противоречит современным бизнес-моделям получения прибыли. Подтекст был ясен: нет места этим романтическим идеалам, если хочешь управлять успешным, коммерчески жизнеспособным футбольным клубом. С хорошим поворотом, «Sozialromantiker» рассматривал это как положительный ярлык для группы людей, которые верили, что эти старомодные, романтические идеалы — именно то, чем должен быть «Санкт-Паули».

«Sozialromantiker Sankt Pauli» смогла мобилизовать достаточно поддержки, чтобы остановить «Миллернталер». Замена наличных денег на «стадионную валюту», которая обычно выдается через систему платежных карт, была введена на ряде немецких стадионов. «Миллернталер» сделал еще один шаг вперед, предложив обменять наличные деньги на покерные фишки, спонсируемые сайтом онлайн-покера. Как прокомментировала сама Sozialromantiker, «вместо того, чтобы добавить еще одну карту к массе пластика в кошельке, она должна была состоять из монет разного номинала, то есть настоящей альтернативной валюты. Это имело бы несколько дополнительных недостатков: болельщикам понадобился бы второй кошелек или любой другой способ хранить монеты, а поскольку они были очень непрактичны, их оставляли бы дома и, скорее всего, забывали на следующий матч или даже теряли, давая клубу здоровую дополнительную прибыль или, по крайней мере, беспроцентный кредит». В конце концов, благодаря работе Sozialromantiker, фанатам удалось остановить развертывание «Миллернталера».

В 2010 году, до публикации статьи «Хватит», были опасения не только по поводу того, в каком направлении движется сам клуб, но и по поводу единства фанатской среды. Расколы и разногласия между различными группами начали ставить под вопрос сам характер поддержки футбольного клуба «Санкт-Паули». И все же в течение нескольких недель эти же фанаты должны были собраться вместе, продемонстрировав невероятное единство и солидарность.

Заявление «Sozialromantiker Sankt Pauli» начиналось с простого утверждения: «Так больше не будет продолжаться. Мы говорим "стоп"».

Они считали, что пришло время высказаться, что просто молчать больше нельзя. «Sozialromantiker» считала, что пришло время мобилизовать сопротивление изменениям, происходящим на «Миллернторе»: «Многие сторонники были недовольны, но не было единственного большого скандала, который сам по себе вызвал бы протесты. Поэтому мы решили дать небольшой анализ и призыв к сопротивлению, чтобы дать возможность высказаться обеспокоенным и недовольным сторонникам. Каждому пожару нужна помощь, и мы решили, что пришло время раздать спички».

Они даже выбрали метафору, говоря о двух пьедесталах: один принадлежит клубу и его необходимости генерировать доход, другой — болельщикам, символизируя их представление о том, каким должен быть футбол в «Санкт-Паули». «Sozialromantiker Sankt Pauli» говорила о «глубоком каньоне ничтожности», который лежал между этими двумя пьедесталами — о реальной угрозе того, что «Санкт-Паули» может упасть в пропасть и стать просто еще одним футбольным клубом. Они ссылались на список идеалов, составленный на прошлогоднем конгрессе болельщиков, который подчеркивал уникальность «Санкт-Паули»: тесные социальные и политические связи между районом и футбольным клубом; отказ продавать название стадиона коммерческим спонсорам; отказ заключать контракты со спонсорами, подозреваемыми в фашистских, расистских или гомофобных симпатиях; желание сохранить 90 минут футбола свободными от излишней коммерции.

Далее «Sozialromantiker» рассказала о том, как в результате череды мелких шагов пьедесталы отодвинулись друг от друга, перечислив множество причин, о которых говорилось выше: ложи для руководителей, места для бизнесменов, спонсорские сделки, светодиодный дисплей. Они продолжили метафору, заявив: «Вы реально задвинули свой пьедестал так далеко, что от балансирования болит каждая косточка, каждое сухожилие, каждый нерв. И за последний месяц вы попросили нас "быть столь любезными", чтобы передвинуть наш пьедестал тоже... в вашу сторону. НО ЭТОГО МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ДЕЛАТЬ! ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ МЫ ДОГОВАРИВАЛИСЬ!»

Затем они перечислили следующие требования:

  •  Никакой дополнительной рекламы в согласованное время (т.е. за 5-10 минут до начала матча)

  • Отсутствие дополнительной рекламы на бетоне новых стендов

  • Аннулирование контракта на ложу с «Susi's Show Bar»

  • Отсутствие светодиодных дисплеев на стадионе и аудиовизуальной рекламы во время матча

  • Трансформация секций бизнес-мест в доступные сидячие места

  • Роспись стен клуба яслей

  • Больше никакого пустословия от официальных лиц клуба

Если эти требования не будут выполнены, «Sozialromantiker» пообещала «открытое сопротивление», она угрожала вставлять палки в колеса и начать действия, о которых клуб даже не мечтал. Она угрожала бойкотировать пункты продажи еды и напитков на стадионе, спамить электронные почтовые ящики спонсоров, созвать внеочередное общее собрание членов клуба и, что самое страшное, бойкотировать матчи. В заключение она заявила: «Мы будем делать все, пока вы не поймете, как нас много!»

Это была смелая позиция «Sozialromantiker Sankt Pauli», и она застала всех врасплох. Начнем с того, что никто не мог точно сказать, сколько их было. Онлайн-петиция постоянно росла, но клуб уже сталкивался с этим раньше с петициями против «Миллернталера». Сначала казалось маловероятным, что протест получит большое развитие за пределами относительной анонимности Интернета, но все быстро свернулось в снежный ком.

К новому году петиция «Sozialromantiker» собрала более 3 000 подписей. Более того, протест действительно привлек внимание болельщиков «Санкт-Паули». У протеста также появилась своя иконография. В ловком подрыве официального (и защищенного товарным знаком) символа клуба, «Веселого Роджера», болельщики начали производить самодельную его модификацию, «Веселый румянец». Этот черный череп и скрещенные кости на красном фоне тоже имеет свою историю: это был символ, который пираты выбирали для налета, когда намеревались действовать «без пощады» или не брать пленных. Это был идеальный символ, изюминка оригинального «Веселого Роджера», принесенного на «Миллернтор» Доком Мабузе все эти годы назад, того самого «Веселого Роджера», который был присвоен и запатентован в сложных лицензионных соглашениях ради корпоративной выгоды. Образ, который был переупакован и продан фанатам как символ «бунтарства» и «контркультуры». Было ощущение, что что-то было возвращено, и вскоре самодельные флаги «Веселый румянец», плакаты, наклейки и листовки стали изготавливать фанаты по всему городу. Это было похоже на то, как будто кто-то пробудил DIY дух панка, простой акт символической диверсии, воодушевивший всю фан-сцену желанием перемен. Никто не был уверен в том, кто именно является «Sozialromantiker», и сколько их на самом деле. Теперь становилось совершенно ясно, что вся фанатская сцена — это «Социальный романтик».

4 января 2011 года «Sozialromantiker Sankt Pauli» призвала к проведению дня акции на первой домашней игре после перерыва между кругами, которая состоялась против «Фрайбурга». Под знаменем «Веселого румянца» и лозунгом «Верните "Санкт-Паули"» они призвали болельщиков превратить «Миллернтор» в море красного цвета в знак протеста против продолжающегося отказа клуба удовлетворить требования болельщиков. Момент нарастал. В преддверии игры интернет пестрил фотографиями и блогами с подробным описанием создаваемых флагов и баннеров. Наклейки стали появляться на фонарных столбах и вывесках по всему району, а «Веселый румянец» был замечен висящим на многочисленных дверях квартир и зданий по соседству. Было ощущение, что сейчас произойдет что-то особенное.

По мере приближения дня матча среди болельщиков все еще ощущалась нервозность. Да, судя по множеству блогов и социальных сетей в Интернете, кампания «Вернуть "Сант-Паули"» получила реальный импульс. Но интернет может ввести в заблуждение, это место, где информация может распространяться настолько избирательно, что работа преданной группы активистов может показаться более значительной, чем конечный результат. Однако по мере приближения начала матча стало очевидно, что это не акция избранных, что под знаменем движения «Sozialromantiker» и флагом «Веселого румянца» возникла единая сила.

Приближаясь к стадиону через Хайлигенгайстфельд, красные флаги «Веселого румянца», футболки и баннеры были в изобилии. Фанаты, одетые в красное, некоторые с крашеными волосами, собрались у контейнера AFM, так как в воздухе витало настоящее чувство общей цели. Даже паб болельщиков «Веселый Роджер» временно сменил вывеску на «Веселый румянец». Внутри стадиона сцена была еще более драматичной. «Зюйдкурве» и «Гегенгераде» были залиты красным, фанатская группа «Nord Support» на «Нордкурве» поменяла свои гигантские коричнево-белые и бело-коричневые сердечные флаги на два не менее впечатляющих флага: один с черным черепом и скрещенными костями на красном фоне, другой — с красным черепом и скрещенными костями на черном фоне. «Oldtras» вывесили на «Гауптрибуне» баннер с лозунгом дня «Верните мне "Санкт-Паули"».

За несколько мгновений до выхода команд весь стадион подхватил мантру «Oldtras», распевая «Верните мне "Санкт-Паули"!» под мелодию традиционной шотландской народной песни «My Bonnie Lies Over the Ocean». Это был момент высоких эмоций, весь стадион пел в унисон, трибуны стали ярко-красными от 10 000 напечатанных открыток и еще тысяч самодельных флагов и баннеров. Когда заиграла песня «Hells Bells», море флагов осветило пасмурный день, словно маковое поле в несезонное зимнее цветение. Это было поистине трогательное зрелище не только для тех, кто находился на стадионе, но и для тех, кто следил за игрой по всему миру с помощью различных нестабильных интернет-трансляций.

Сам матч почти не имел значения, и, возможно, так бы и было, если бы не необходимость команды набирать очки для выживания в Бундеслиге. Гол, забитый Мариусом Эбберсом, отправил «Санкт-Паули» на перерыв при счете 1:0. Перерыв, который обычно является поводом поболтать с друзьями, сходить в туалет или заправиться пивом Astra, вызвал эмоциональное массовое исполнение песни Теса Ульмана «Das hier ist Fussball». Во втором тайме «Санкт-Паули» упустил свое преимущество 1:0, снова забил, сделав счет 2:1, а затем пропустил еще один дорогостоящий гол под конец матча, разделив очки с соперником.

Однако 15 января 2011 года результат на поле вообще не был главным. Вместо этого он запомнится как день, когда болельщики клуба объединились так, как не представлялось возможным всего за шесть недель до этого, и вернули себе частичку клуба. То, как расцвело движение «Sozialromantiker», застало врасплох даже самых преданных поклонников. Фанатская база, которая, казалось, раскалывалась с пугающей легкостью, снова объединилась под знаменем «Красного румянца». В пиратских терминах это можно было бы классифицировать как мятеж фанатов против руководства клуба, когда болельщики отвоевывают идентичность клуба у денежных воротил. По крайней мере, в краткосрочной перспективе этот день превзошел все ожидания.

После игры от 500 до 1 000 болельщиков, не поддавшись ветреному дождю, прошли маршем солидарности с районом Санкт-Паули по улицам города. Движение вышло за рамки футбола. Под лозунгом «Верните "Санкт-Паули" — отвоюйте свой район» болельщики и жители города собрались на асфальтированной площадке у «Зюйдкурве», чтобы выразить протест против ползучей джентрификации и неприглядной городской регенерации, которая не только лишает жителей социальных пространств, но и заставляет арендную плату расти по восходящей спирали, вытесняя людей, составляющих самое сердце сообщества Санкт-Паули. В каком-то смысле это была знакомая история, напоминающая о демонстрациях на Хафенштрассе и протестах против «Спорт Доум». Прошло почти 20 лет, но по-прежнему болельщики и жители города объединяются, чтобы сохранить образ жизни Санкт-Паули, в то время как он подвергается угрозе извне.

После игры во Фрайбурге стало ясно одно: движение «Sozialromantiker» не ограничивалось 4 000 или около того человек, подписавших онлайн-петицию, не ограничивалось самыми активными членами фанатской сцены и не было эксклюзивным для USP на «Зюйдкурве». Это было движение, которое поддерживали все внутри «Миллернтора».

Движение «Sozialromantiker», первоначально отвергнутое клубом как «просто еще одна группа болельщиков, которым нужно поныть о наших решениях в интернете», вызвало немалый ажиотаж. Они утверждали, что «сообщения из гостеприимных секций стадиона рассказали нам об очень срочных встречах официальных лиц клуба в перерыве матча с "Фрайбургом"».

Конечно, после матча события развивались быстро. На запланированной встрече Комитета болельщиков и клуба доминировали требования петиции «Социального романтика» (хотя сама группа «Sozialromantiker» на встрече не присутствовала). Клуб объявил, что собирается создать рабочую группу из официальных лиц для рассмотрения всех новых рекламных кампаний, чтобы убедиться, что новые компании придерживаются существующих критериев, хотя «Sozialromantiker Sankt Pauli» продолжала настаивать на том, что комитет продвинется к истинной объективности, только если в нем будет представитель болельщиков. Многие другие вопросы, включая продолжение аренды представительской ложи для «Susi's Show Bar», остались нерешенными. Танцы на шесте во время матча были запрещены, но разрешены до и после него. Группа «Sozialromantiker» также продолжала призывать к демонтажу ряда бизнес-мест. Однако, несмотря на громкие заявления о том, что «время встреч и разговоров прошло», реальный успех кампании «Верните "Санкт-Паули"» заключался именно в этом: в возобновлении конструктивного диалога между фанатами и клубом. Для руководства клуба это было своевременным напоминанием о том, что любая коммерческая деятельность должна осуществляться с широкого согласия болельщиков.

«Веселый румянец» продолжал развеваться на домашних матчах в течение всей кампании Бундеслиги 2010/11, но именно демонстрация силы и единства на матче с «Фрайбургом» запомнилась всем присутствующим. Были и другие ощутимые признаки успеха. Светодиодный экран, отображающий SMS-сообщения, так и не вернулся, а в следующем сезоне было объявлено, что двухсезонный контракт с «Susi's Show Bar» не будет продлен. «Санкт-Паули» не был побежден за один день — это просто невозможно — но болельщики собрались вместе в самом большом проявлении коллективной солидарности со времен кампании «Retter» почти десятилетие назад. И тем самым они показали, что вместе они все еще могут оказывать значительное влияние на клуб, который они любят. Позаимствовав метафору у самой «Sozialromantiker Sankt Pauli», можно сказать, что значительное давление со стороны болельщиков заставило официальных лиц клуба осторожно пододвинуть свой пьедестал немного ближе к пьедесталу, занимаемому болельщиками. Конечно, для нас, устаревших романтиков и несбыточных мечтателей, это было недостаточно близко. Но это было только начало. И, что более важно, оно показало две вещи: во-первых, что болельщикам не все равно; и, во-вторых, что клуб все еще замечает — при всех своих недостатках коммерческая структура «Санкт-Паули» не уплыла в море корпоративной жадности, возможно, она не совсем осмелилась, поскольку знала, что для того, чтобы добраться до этих вод, нужно обойти и перебить сборище пиратов под флагом, указывающим, что они дадут сдачи.

В сезоне, который в итоге закончился неизбежным, но не менее сокрушительным разочарованием от выбывания, тот промозглый январский день стал кульминационным моментом. Для тех, кому повезло оказаться внутри «Миллернтора», это был один из тех жизнеутверждающих моментов, когда вспоминаешь, почему ты вообще полюбил этот клуб. Даже для тех, кто наблюдал это событие воочию, через видеоклипы, вырезки из прессы или блоги, это было эмоциональное событие, когда все объединились под восстановленным флагом «Веселого румянца». Футбольные фанаты по определению являются социальными романтиками, не желающими принимать перемены, и у болельщиков «Санкт-Паули», как и у большинства других, есть все основания защищать свое наследие. Как заявляют сама «Sozialromantiker Sankt Pauli» : «Этот клуб — просто жемчужина. Лучшее, что можно найти в немецком футболе. У этого клуба есть болельщики, которые пойдут в ад и обратно. Болельщики, для которых клуб — это чистый труд любви».

С этим трудно не согласиться.

«Веселый румянец» пролетел над «Миллернтором» примерно 18 месяцев спустя, 25 сентября 2012 года на игре против «Аалена». И снова реконструкция стадиона сыграла свою роль, но на этот раз спор шел не о бизнес-местах или представительских ложах, а о предложении разместить новый полицейский участок под новой «Гегенгераде», прямо рядом с предполагаемым местом расположения фан-зоны и других мест для болельщиков, включая фан-ложу. В одном смысле клуб был верен своему слову. После строительства «Гаупттрибуне», популярная трибуна «Гегенгераде» была следующей в очереди на перепланировку. Культовый статус «Гегенгераде» как места рождения «мифологии "Санкт-Паули"» означал, что болельщики не потерпят подобной джентрификации новой трибуны. В результате новая трибуна должна была быть построена со впечатляющими 10 000 стоячими местами плюс несколькими обычными местами (т.е. никаких бизнес-мест) над огромной трибуной. Уже давно планировалось отвести значительное пространство под новой «Гегенгераде» для фанатских проектов.

С 2007 года проект Fanräume (комнаты болельщиков) собирал средства для создания пространства, ориентированного на болельщиков, в перестроенной «Гегенгераде». Для завершения проекта Fanräume необходимо было собрать €400 тыс. Это самофинансирование было вызвано тем, что клуб не мог сам финансировать строительство, а также обеспечение независимости Fanräume от клуба. Идея заключалась в том, чтобы сделать различные фанатские проекты доступными под одной крышей. Fanladen должен был переехать со своей базы на Бригиттенштрассе, а AFM также согласился арендовать помещение у Fanräume. В помещении также будет храниться архив фанатской культуры и медиа, который будет открыт для публичного просмотра.

Благодаря усердной работе всех участников (даже случайные иностранные посетители могли заметить их киоск, торгующий атрибутикой) это фан-пространство в южной части «Гегенгераде» было задумано как центральная точка для болельщиков. Проблема была не в этом выделенном месте, а в их потенциальных соседях — полиции.

Было предложено, чтобы новое полицейское управление — которое находилось в веселом, хотя и немного обветшавшем здании на Хайлигенгейстфельд на углу «Нордкурве» и «Гегенгераде» — было расположено по соседству с Fanräume в новой «Гегенгераде». Было признано, что модернизация штаб-квартиры полиции, которая будет включать камеры для задержанных болельщиков на стадионе или в непосредственной близости от него, была необходима в соответствии с лицензионным соглашением DFB. Но больше всего болельщиков возмутило решение клуба разместить его рядом с фан-зоной. Непростые отношения болельщиков с гамбургской полицией сделали бы их близкое соседство друг с другом в лучшем случае глупостью, а в худшем — откровенным оскорблением.

По мере продвижения работ по строительству «Гегенгераде» (она была открыта со значительно уменьшенной вместимостью к первой домашней игре сезона 2012/13, несмотря на то, что старая трибуна была снесена всего за пару месяцев до этого) оппозиция фанатов к полицейскому штабу становилась все более явной. Клуб утверждал, что его размещение в «Гегенгераде» имеет финансовый смысл, поскольку это позволит сэкономить на финансировании строительства дополнительного здания. Болельщики выступали за строительство отдельного полицейского участка, возможно, на месте старого штаба, но они также были согласны с тем, чтобы он располагался под «Нордкурве» после возможной перестройки этой трибуны. Эти предложения казались разумными для полицейского участка, который будет обслуживать ФК «Санкт-Паули» не только в дни матчей, но и в то время, когда на Хайлигенгейстфельде будет работать ярмарка «Дом».

Фанаты отчаянно искали альтернативы, но одно было ясно: «Гегенгераде» была священна. Сама идея полицейского участка, расположенного на месте духовного рождения «Черного блока», вызывала отвращение у значительного числа фанатов. Мало того, болельщики «Санкт-Паули» хотели, чтобы в помещении, которое должно было быть передано полиции, разместился музей, рассказывающий об истории клуба. Учитывая успех временного музея, созданного из грузовых контейнеров, который стоял на Зюдворплац в течение большей части сезона, посвященного столетию клуба, это казалось разумной просьбой, которая еще больше способствовала тому, чтобы пространство под «Гегенгераде» использовалось для общественных целей.

14 сентября 2012 года в Centro Sociale было созвано собрание, с которого быстро активизировалась кампания за создание музея вместо полицейского участка. Ходили слухи, что в домашней игре против «Аалена» через 11 дней «Миллернтор» снова окрасится в красный цвет. Дух «сделай сам» снова начал действовать, и с приближением начала матча (в недружелюбное для болельщиков время 17:30 во вторник днем — это была неделя Англии!) «Миллернтор» превратился в море красных флагов, баннеров и плакатов. В связи со смертью одного из своих членов, Яна Хоппе, USP сделали «Зюйдкурве» черным в преддверии начала матча, чтобы отдать дань памяти другу. Но после этого, несмотря на печаль по поводу потери одного из своих, USP также присоединились к акции протеста. Фотографии с игры показывают стадион, купающийся в красных баннерах в поддержку музея, которые видны в каждом уголке поля. Скорость, с которой был мобилизован DIY характер протеста, была, как и в случае с игрой во Фрайбурге, просто ошеломляющей. Поступило сообщение о том, что несколько болельщиков в бизнес-салоне «Гаупттрибуне» в грубой форме отказались иметь что-либо общее с протестом, но это был очень единичный случай. В других местах флаги и транспаранты висели даже на руководительских ложах.

И снова болельщики высказались. Послание было четким: фанаты хотели музей, а не полицейский участок. Им нужно было пространство, в котором можно было бы праздновать уникальную культуру и историю клуба, а не место, кишащее полицейскими, которые полностью подрывали бы концепцию среды, ориентированной на болельщиков. В очередной раз и без обиняков они рассказали клубу о своих чувствах.

На следующий день была созвана пресс-конференция. Не для того, чтобы прямо ответить на подавляющий сигнал, посланный всем стадионом, который накануне вечером развивался под флагами «Красного румянца», а для того, чтобы уволить менеджера Андре Шуберта. В игре против «Аалена» «Санкт-Паули» потерпел поражение со счетом 0:1, что усугубило неудачное начало кампании 2012/13. Шуберт, которому удалось избежать пули в конце предыдущего сезона — он присутствовал на подобной пресс-конференции, созванной на следующий день после победы 5:0 над «Падерборном» в конце сезона, ожидая, что его уволят, но вместо этого был убран спортивный директор Хельмут Шульте — был наконец уволен с поста тренера.

Однако среди вопросов об увольнении и поиске нового руководителя один журналист спросил о местонахождении нового штаба полиции. Президент Штефан Орт в ответ заявил, что штаб полиции будет построен за пределами стадиона, и что «мы должны объединить наши усилия, болельщиков, любительские дивизионы, AFM ...», чтобы сделать это реальностью.

Вопрос финансирования внешнего полицейского участка все еще оставался нерешенным, но подразумевалось, что клуб — наконец-то — понял озабоченность болельщиков и готов работать с ними, чтобы найти приемлемое решение. Пока вопрос не будет решен, а штаб-квартира полиции не будет построена в другом месте, будет оставаться элемент сомнения и опасения, что клуб может передумать, но, не считая этого, ответ Орта выглядел как еще одна победа фанатской власти и «Веселого румянца».

Автор перевода и редактор: Антон Перепелкин

Если вы хотите поддержать проект донатом, то это можно сделать в блоке с комментариями!

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK