Видео
6 мин.

Без страха

Сила Данни и белорусский акцент, сияние Дика Адвоката и аварийная трибуна, шарф Виктора Гончаренко и спецслужбы на футболе. В блоге «Футбольного клуба» – рассказ Дениса Казанского об одном дне, проведенном в Минске.

Поезд «Москва – Минск» уютно пыхтел в ночной тишине Белорусского вокзала. Синие вагоны отбрасывали мягкий свет на перрон. Просквозив к своему вагону, я про себя отметил, что абсолютно все проводники поезда довольно симпатичные молодые девушки. Вот и в моем «восьмом» заведовала дама приятной наружности. От ее улыбки стало как-то тепло на душе: на улице уже подмораживало, а воображение рисовало хрустальный стакан горячего чая в мельхиоровом подстаканнике на серебряном подносе в руках этой особы.

В вагоне все мое романтическое настроение вмиг слетело с лица, словно у поклонника Джона Маккейна после объявления экзит-полов. Перед поездкой в глаза часто бросаются какие-то приметы. Классифицировать их легче легкого – либо что-то хорошее, а значит и вояж выйдет что надо, либо что-то ненормальное. Ну, тогда, сами понимаете, салюта в честь окончания командировки не жди. С двери проводника моего вагона на меня глядела табличка: «Уважаемые пассажиры. Вас обслуживает дежурный проводник СТРАХ С.П.». Вот и думай, что хочешь.

Поезд в столицу Беларуси пришел минута в минуту. В Минске день уже разогревался. За те два года, что я тут не был, он не особо изменился. Потрясающая чистота – вот первое, что бросается в глаза. Второе – размеры улиц и тротуаров, размах здесь имперский. Третье – на улицах почти никого! Ну и – вывески. Они на русском, но с характерным белорусским акцентом. Например: «Министерства сельскай гаспадаркi харчавання Рэспублiкi Беларусь» (это министерство сельского хозяйства и продовольствия), киоски «БелДрук» (Союзпечать), «Кветки»...

Вместе со мной поезд выбросил на перрон небольшое количество шумных питерцев. Но основной контингент ожидался ближе к полудню. Из города на Неве пыхтел чартерный поезд с болельщиками «Зенита». Из новостей местных каналов выяснилось, что из-за его прибытия было изменено расписание всех местных поездов и электричек. Состав встречали несколько бригад телевизионщиков и огромное количество милиционеров с генералами во главе. Понятное дело, надеялись на мирное поведение, но были готовы к худшему.

Однако питерцы не дали повода подумать о себе худо. Разве что официанты местных ресторанчиков и кабачков этот день не забудут никогда. Сам видел, как привыкшие к неспешному ритму, они сходили с ума от частоты заказов, волн посетителей и песен, доносившихся из-за каждого столика. Иногда одиночно, иногда очередью, то тут, то там вспыхивало: «Вперед за Питер!» или «Город над вольной Невой».

Некоторые болельщики приезжали на игру без билетов. В Минске, как впрочем, и в любом городе Европы, билеты раскупаются в миг. Однако у касс стройными рядами клиентов поджидают жучки – и греются тройным номиналом. (Странно, что Александр Григорьевич в этом секторе до сих пор порядок не навел).

До обеда решил почитать белорусских газет. Политические в Минске смысла покупать нет, а вот спортивную прессу проанализировать положение обязывает. Из свежего порекомендовали «Прессбол» и «Спортивную Панораму» (бывший «Физкультурник Белоруссии»).

Передовица «Панорамы» бросалась в глаза шапкой: «Когда закончится нефть». Я не сразу догадался, что это про «Зенит». Если бы фигурировал газ, наверное, было ясней. А нефть... Оказалось, что это строфа из песни «поэта, гражданина и лидера группы «ДДТ» совершенно не случайно вынесена в заголовок. Песня именно сейчас вошла в моду в России, в эпоху мирового финансового кризиса. «И ведь как все связано! – восклицает автор статьи, – Шевчук оставил след в творческом наследии Санкт-Петербурга. В то же время «Зенит», с которым сегодня сразится белорусский флагман БАТЭ, – это вотчина «Газпрома», со всеми нефтяными интересами концерна-монополиста». «Впрочем, – продолжает автор, – оставим в стороне экономику, перекинув мостик непосредственно на спортивные реалии».

Выяснилось, что на «Петровском» у «Зенита» чувствовался комплекс старшего брата, Аршавин и Тимощук – «это, конечно, круто, но их вполне можно пощекотать так, чтобы дрожь пошла и у Адвоката и у всех остальных зенитовцев». Аршавин пережил творческий кризис, не сорвавшись в Англию. «Значит, люди считают, что уперлись в потолок, а их позвоночник начинает прогибаться». Игра Зенита отнюдь не сбалансирована, Адвокату повезло оказаться в Питере, а ведь и без него команда уже рвалась в Европу, он только поспособствовал... ну и так далее. Слава Богу, у «Панорамы» есть Интернет-версия. Я уже стал фанатом издания.

А «Прессбол» задал вопрос на все времена. Защитника БАТЭ Юревича попросили: «Определите цифровой эквивалент мажора в матче с «Зенитом»?». Я живо представил себе лицо защитника Юревича и преданные глаза моего коллеги. Этот прелестный этюд, как и предыдущая статья, выкинули из памяти проводника СТРАХ С.П. и я, с отменным настроением, отправился на стадион «Динамо».

Стадион БАТЭ под нормы УЕФА не подходит, потому борисовчане играют в столице. Арена «Динамо» взята в плен торговыми киосками. Тут вам и ажурное женское белье, и телевизионная техника, и кожгалантерея. У торговых точек мелькают красные огоньки камер наблюдения. Офицеры в штатском (их очень много) держат видеокамеры на уровне пояса и снимают проход болельщиков, а сами внимательно изучают тайны звездного неба, как будто не при делах. Возле поля царят форменные куртки представителей УЕФА. Джонатан Пирс один из супервайзеров Лиги чемпионов. Он из Портсмута. У англичанина абсолютно такие же потрясения от Минска как и у меня, исключая газеты и язык.

- Я слышал, что БАТЭ приличная команда. «Ювентус» они же тут чуть не победили?

– Ну да. А про «Зенит» что-нибудь знаете?

– Да так... Я работал на финале в Манчестере. Но тогда за шотландцев переживал. Знаю, что сейчас в русской команде какой-то сногсшибательно дорогой футболист, так?

– Ага. Данни – под 19-м номером играет.

– Почем?

– 30.

– 30?!!!!!!

– 30.

– УУУх. А вы свою комментаторскую позицию уже видели? – спрашивает англичанин.

– Нет, – отвечаю.

– А вот смотрите. Прямо под этой огромной трибуной-козырьком. Трибуна в аварийном состоянии, так что зрителей на ней не будет.

– То есть... А если... (в дверь памяти ногой открывает дверь проводница СТРАХ С.П.)?

– Никаких «если». Мы бы тут матч не проводили.

Уже после 2-0 мы с англичанином встретились вновь.

– Этот, что за 30, – очень хороший!

В пресс-центре не протолкнуться. Первым входит Адвокат. Улыбка на лице все интервью. В зале Корнелиус Пот. С торжеством оглядывает присутствующих – мы сделали это, а Вы видели! Виктор Гончаренко расстроен, но не убит. Слова об опыте – нужная защита в таких ситуациях. Не скрывает, что хотел забить после стандартов. Не вышло. По-модному повязав шарф, он удаляется. Белорусские коллеги вопросами не донимают. Они сожалеют, что «жар-птица» не ощипана. А кто-то бросает: «Ну, если Адвокат снимает Аршавина и Погребняка, чтобы счет удержать – значит, мы чего-то да стоим».

Смотрите «Футбольный клуб» каждую пятницу в 20:30 на канале «НТВ-Плюс Футбол».