5 мин.

Над законом

Ты помнишь, как все начиналось?..

Андрей Макаревич

Это сейчас имя Стивена Сигала вызывает у многих разве что ироническую усмешку, а двадцать лет назад его можно было без всякого преувеличения называть одной из самый ярких звезд Голливуда. Его фильмы, даже несмотря на неприязнь критиков, зарабатывали отличную кассу, были безумно популярны на видео, в том числе и в нашей стране в эпоху расцвета видеосалонов. Кто же он такой, этот суровый мастер айкидо?  Слухи ходили разные. Его считали и бывшим агентом ЦРУ, и телохранителем иранского шаха. Сам Стивен не без удовольствия для себя эти слухи подогревал. Разумеется, они лежали весьма далеко от истины. Но все равно его биография достаточно интересна и необычна. Один только факт открытия Сигалом собственной школы айкидо не где-нибудь, а в Японии, согласитесь, звучит весьма впечатляюще. Как гласит всезнающая Википедия, в 1982 году Сигал впервые попадает в кинобизнес в качестве эксперта по японскому  фехтованию на съемках фильма Джона Франкенхаймера «Вызов». В следующем году он перевозит свою школу в Лос-Анджелес, участвует как консультант по восточным единоборствам в съемках неофициального фильма бондианы «Никогда не говори никогда», где он случайно ломает запястье самому Шону Коннери. В дальнейшем Сигал обрастает связями в киношной среде, знакомится с продюсером Майком Овицем, пишет вместе с мало кому тогда известным режиссером Эндрю Дэвисом сценарий, который ляжет в основу фильма «Над законом».  Овиц устраивает для Сигала пробу на киностудии «Уорнер Бразерс», весьма впечатлившую ее руководство, и его тут же утверждают на главную роль в фильме по их с Эндрю Дэвисом сценарием. Об этом фильме мы сейчас и поговорим.

                Стивен Сигал играет чикагского полицейского Нико Тоскани, ветерана Вьетнама и бывшего агента ЦРУ, вышедшего на след наркомафии, за которой стоят его недавние коллеги.  Как это водится, для боевиков восьмидесятых сюжет не блещет оригинальностью. Более того, это фактически пересказ ставшего уже легендарным «Смертельного оружия». Но тем не менее, «Над законом» стал успешным, собрал неплохую для своего малого бюджета кассу, а уж про популярность на видео я и не говорю. Именно после этого фильма все последующие работы Сигала в нашей стране стали называть на пиратских видеокассетах «Нико 2», «Нико 3» и т.д. В чем же кроется секрет успеха?

                В первую очередь, это персона самого Сигала. Совершенно очевидно, что зрители узрели в нем совершенно другого героя боевиков, нежели имевшиеся тогда в наличии. Мужественный и харизматичный, импозантный, но не смазливый, он в выгодную сторону отличался от Чака Норриса, Майкла Дудикоффа или Жан-Клода Ван Дамма, начинавшего свою карьеру примерно в те же годы. Конечно,  трудно сказать, что он наделен каким-то актерским талантом, но в подобных ролях он смотрелся куда убедительнее, чем перечисленные мной кинобойцы. Ну и свою роль сыграло его владение айкидо. Сигал действительно блестящий мастер, да и сам вид боевых искусств  тогда оказался пресыщенным каратэ и кунг-фу зрителям в диковинку. В «Над законом» Сигалу не очень-то дали развернуться, но и те несколько отлично поставленных схваток выглядят весьма впечатляюще и позволяют разглядеть его недюжинный на тот момент потенциал. Да и в сценах перестрелок и погонь он выглядит внушительно. Словом, для дебюта получилось здорово.

                Несколько слов необходимо сказать о постановке. Молодой режиссер Эндрю Дэвис, поставивший впоследствии такие известные фильмы, как «В осаде», «Беглец» и «Идеальное убийство», справился со своей работой если не на «отлично», то уж точно на «хорошо». «Над законом», конечно, явно проигрывает в сравнении со «Смертельным оружием» практически по всем параметрам, но, несмотря на это, выглядит вполне неплохо и сегодня, особенно учитывая маленький даже для 1988 года бюджет. Фильм нигде не провисает, держит в напряжении до конца, и в этом заслуга Дэвиса.

                Актерский состав помимо дебютанта Сигала, содержит несколько примечательных фигур. Напарницу Тоскани играет одна из любимых актрис Квентина Тарантино Пэм Гриер, а она и женщина эффектная, и актриса неплохая.

В роли жены Нико мы можем увидеть не кого-нибудь, а саму Шэрон Стоун, правда на тот  момент она еще не была известной и по большому счету играть ей здесь практически нечего.

В роли главного злодея внушительно и харизматично выступил суровый Генри Сильва, который за свою карьеру подобных персонажей играл не один раз.

                В итоге мы имеем далеко не самый лучший, но уж точно примечательный боевик восьмидесятых. Примечательный хотя бы дебютом Стивена Сигала, ставшего на долгие годы одним из самых популярных киногероев и кумиром подростков по всему миру. Посмотреть его вполне можно.