3 мин.

Не все то Кутуньо-то

Что может удивить в факте отставки Руда Гуллита?

Уж конечно не то, что он действительно не тренер. В том смысле, когда человек способен собрать команду, расставить футболистов и наладить игру. Во всяком случае, за отведенные ему полгода. Во всяком случае, в условиях нашей незнакомой ему футбольной действительности. Но это же совершенно не удивительно. Это же мы знали заранее, это было ясно при беглом знакомстве с его беглой тренерской карьерой.

Разве может удивить отставка Тото Кутуньо, приглашенного в региональную филармонию учить музыке детей и с этой работой не справившегося? То-то же. Кутуньо хорош на корпоративе, где он и песню затянет, и чужой песне подтянет, и посмеется от души, побалагурит. Рюмку выпьет. Но детей? Учить? Успешно?

Лично меня удивит, если на эту ситуацию именно так, просто и плоско, смотрели в «Тереке». Послушайте, они там взрослые люди, ворочают очень серьезными деньгами и делами. Они же мультфильм про Мюнхгаузена, как минимум, видели. Ну, хоть кто-нибудь из них. И должны помнить сцену, в которой барон понуждает павлина спеть. Ведь птица с таким чудесным оперением, должно быть, на диво голосиста: «о, Аллах!», и обморок.

Давайте пойдем дальше, а, точнее, мимо версий про безголосых певцов, вышедших в тираж, и плохих танцоров, чье время прошло.

Гуллит, кажется, еще нужен был «Тереку» для резонанса, для преодоления информационных границ республики, края, области. Они получили резонанс: к Гуллиту ехали западные репортеры, ему звонили из всяческих центральных «Телеграафов», и в этом смысле он был чеченским футбольным эмиссаром во внешнем мире, оставаясь при этом представителем того мира внутри чеченской реальности. Его можно было, не особенно жадничая, пожирать глазами, находиться рядом, пожимать руку.

Но к звезде из человеческой плоти скоро привыкли и в Сержень-Юрте, и в Ачхой-Мартане, а эмиссар чеченского футбола слегка вышел за границы своих полномочий. В «Тереке» не оценили того паблисити, которое Гуллит создал клубу своим последним интервью. Получилось, как будто Хлестаков еще здесь, а письмо Тряпичкину уже перехвачено. Неловко, в общем.

Брали тренером – тренирует плохо. А реклама как-то неотличима от антирекламы. Тогда зачем нужен такой Гуллит?

Самому Гуллиту нужны были, как он сам сказал, деньги и приключения. По деньгам они вроде бы договорились, а вот от приключений в Чечне хотят уже как-то дистанцироваться, и тут они с Рудом разошлись.

Деньги ему платил, по его словам, спонсор. Подразумеваются, видимо, 4 млн евро в год Булата Чагаева, который, судя по намерениям переименовать швейцарский «Ксамакс» в «Ксамакс Вайнах» и привлечь к работе Марадону, принципиально не против продолжения банкета с Гуллитом в «Тереке», но вообще его роль во всем этом деле загадочна, а молчание – интригующе.

Поэтому говорят другие. Отставка вышла, конечно, громкая. Это нашумевшее заявление пресс-службы клуба за сутки до игры с «Амкаром», о! Слили Руда полноводно, большой кнопкой унитаза. Сработано так, как будто вслух сказано: «Мы хотим ему устроить черный пиар, мы умеем делать черный пиар, и вот мы делаем ему черный пиар, смотрите». То есть прием явно грязный, но выполненный открыто.

Дикость? Да! Откровенная, пропахшая полынью и жаренным мясом. А бывает такая, знаете, Византия, напротив: когда выходит юноша на резное крыльцо и говорит про допущенные упущения, и от стечения шипящих в этой канцелярщине такое чувство, будто испортили воздух в нашем единственно работающем социальном лифте, а лица все отворачивают.

Надежный источник в окружении уже связал две отставки известием, что Красножан интересен «Тереку». Но приглашение этого дисциплинированного, системного человека придется уравновесить, а, точнее, лишить равновесия каким-то летним трансфером на грани безумия. Потому что результаты гарантированно наладятся, но без условного Верона – в пику Махачкале – уже будет скучновато.

Потому что эта история хороша своей цельностью. Не «бабах!» в начале и «пшик» на выходе, а – «бабах-бабах!» Просто петарды, никого не зацепило, но было весело.