8 мин.

Толстых троллинг

По еще не остывшим следам скандала с ПФЛ Sports.ru опросил известных российских футбольных комментаторов, задав им три простых вопроса и получив на них развернутые ответы.

1) Зачем РФС понадобилось ликвидировать ПФЛ?

2) Решит ли смена власти в ПФЛ проблемы низших лиг?

3) Как вы оцените деятельность и личность Николая Толстых?

Роман Трушечкин

1. Очевидно, потому, что Николай Толстых и группа клубов пошли на открытый конфликт. Причем не просто возмутились на переход на систему осень-весна, который якобы был не согласован с клубами первой и второй лиги, но и написали письмо на имя премьера и президента, что было воспринято Сергеем Фурсенко как акт агрессии. Это и стало поводом для расторжения контракта с ПФЛ.

Мне совсем непонятно, как эта лига существовала 15 лет, все время перезаключая свое соглашение с РФС, — и никаких процессуальных проблем не было. Вот это действительно удивительно.

2. Пока нет ровно никаких реальных фактов, которые указывали бы на то, что сейчас сразу станет хорошо. Раньше соревнования в первом и втором дивизионах проводила ПФЛ, которой РФС делегировал свои полномочия; сейчас будет создана некая другая структура, которая будет по-другому называться — но те же отношения останутся.

3. Я считаю, что работа Толстых была успешной, эффективной, и, более того, прогрессивной. Но все это осталось в 90-х годах, когда Николай Александрович заставлял клубы по всей стране оборудовать свои стадионы подогревом, менять деревянные лавки на пластиковые сиденья. Тогда это был мощный инфраструктурный толчок для всей лиги: тогда все точно так же, как и сейчас, только и делали, что выражали недовольство: «А зачем нам подогрев? Мы же на юге играем». Или: «Мы не хотим кресла. У нас лавки, мы так привыкли». И несмотря на все это Николай Толстых проводил политику, которая в конце концов привела все стадионы к какому-то единому виду.

Сейчас, в принципе, происходит та же самая борьба, но только Николай Александрович оказался в другом лагере: в лагере не тех, кто осуществляет реформы, а в лагере тех, кто им противиться. То есть фактически поменялся ролями сам с собой.

Алексей Андронов

1. В нашей стране не бывает так, чтобы 15 лет организация работала, а потом нашлась некая юридическая зацепка, позволяющая разорвать с ней отношения. На мой взгляд, это в чистом виде рейдерский захват. Вполне допускаю, что какие-то нарушения там и были, но предыдущих президентов РФС они почему-то никогда не волновали. В данной ситуации гораздо важнее суть той деятельности, которую проводила лига.

И, конечно, это решение увязывается с позицией ПФЛ по переходу на систему «осень-весна» — как это было недавно с Андреем Лексаковым, руководителем Высшей школы тренеров. Фурсенко окончательно проявляет себя как президент диктативного плана, а не демократ, о чем он говорит постоянно. Не нравилась ему позиция клубов первого дивизиона — и, по сути, он решил этот дивизион развалить.

Но мне кажется, что сюрпризом произошедшее вчера быть не должно. К такому шагу, в общем-то, общественность на днях подготовил новый член Комитета по этике Анзор Кавазашвили, который заявил, что кто не может играть по условиям РФС, тот пусть вообще не играет. К тому же, мы ведь еще в марте узнали о том, что второй дивизион должен быть отдан межрегиональным объединениям. Фигура гендиректора «Шинника» Рожнова тоже не вчера в первый раз всплыла. Да и одним из первых решений Фурсенко было убрать Толстых из Палаты по разрешению споров. Тогда это было связано с «Крыльями Советов» которые не могли рассчитаться игроками — РФС смог продавить расширение трансферного окна. А для Толстых слово «закон» стояло превыше всего, никакие попытки давления с ним не работают. Его судьба могла быть предсказана уже тогда.

2. Я так понимаю, что сейчас будет создана некая новая организация под названием Национальная футбольная лига. И мы снова, как и в премьер-лиге, получим чемпионат в чемпионате — со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями.

А если Лигу возглавит Рожнов, я не удивлюсь уже ничему. Например, тому, что ежегодно будут принимать решения о расширении чемпионата, а вылетевшие по спортивному принципу будут оставаться.

3. Я вообще считаю, что Николай Толстых — один из наиболее профессиональных людей в управлении российским футболом. Годы, когда он руководил Профессиональной футбольной лигой, — а в свое время это ведь были не только первый и второй дивизионы, но еще и высшая лига, — сами говорят об эффективности Толстых. Я вспоминаю, когда в начале 90-х на одной из конференций ПФЛ владелец «Асмарала» Хусам Аль-Халиди в шутку сказал: «Давайте уже освободим Толстых от должности как непрофессионала: он уже три года управляет, а его «Динамо» еще ни разу не стало чемпионом». Толстых, даже совмещая посты руководителя клуба и руководителя Лиги, никогда не смешивал понятия и никогда не входил в конфликт интересов. Очень многие важные реформы, которые произошли в нашем футболе, связаны с его именем — это не только требования к клубам и их стадионам, но и неприглядные дела, такие как поддельные паспорта футболистов низших дивизионов.

Отчасти можно согласиться с тем, что Толстых не очень пытался зарабатывать на первом дивизионе. В этом его как раз сегодня обвиняют: в том, например, что не реализовывались телеправа, из-за чего лига не получала тех доходов, которые могла получать. Но, понимаете, для первого, а уж тем более второго российского дивизионов это и не самый насущный вопрос, и если мы через 3—4 года получим лигу, которая будет регулярно показываться на телевидении, но в которой будет совершенный бардак в организации, то это будет не очень хорошо.

Константин Генич

1. Я думаю, что это какая-то личная обида и упорное нежелание первой и второй лиг соглашаться с введением системы «осень-весна». Так зачем с ними бороться, когда проще ликвидировать с создать новую лигу, которая будет плясать под твою дудку? Сергей Фурсенко решил монополизировать РФС как орган, который проводит все турниры. Кроме того, наверное, какие-то трения между Фурсенко и Николаем Толстых имеют место быть.

2. Может быть, конечно, контролировать все станет гораздо легче. Но я не думаю, что при создании новой лиги все наши коррупционные проблемы и проблемы судей будут теперь решаться в одночасье.

3. Николай Толстых, на мой взгляд, вообще один из самых эффективных и честных руководителей в российском футболе. Насколько я могу помнить по своей карьере, он всегда делал свою работу правильно и качественно. Я, честно говоря, был очень удивлен, когда Толстых отстранили от должности председателя комитета споров, потому что все футболисты верили этому органу, а сам Николай Александрович всегда стоял на стороне игрока.

И то, что первый дивизион развивается, — его заслуга. Все команды для прохождения обязали оборудовать стадионы пластиковыми сидениями — по сравнению с тем, что было, это небо и земля. По-моему, к личности Николая Толстых в качестве руководителя ПФЛ вообще претензий быть не может.

Дмитрий Федоров

1. Сергей Александрович Фурсенко пытается построить четкую вертикаль, в которой все руководящие должности будут занимать его люди. Еще в «Зените» Фурсенко пытался пристроить на руководящие должности либо лояльных к нему людей, либо родственников — об этом говорил Дик Адвокат.

2-3. Я знаю Николая Толстых 16 лет — он всегда боролся против коррупции. Именно ПФЛ обнаружила игроков, которые делали ставки на свои матчи, и передала их список в Российский футбольный союз. Именно Толстых пытался навести порядок в агентском бизнесе. У РФС, по-видимому, противоположный курс. Если Фурсенко говорит, что он хочет искоренить все негативные тенденции в первом и втором дивизионах и в целом нашем футболе, он должен был опираться на Толстых. В свое время Толстых и Колосков постоянно находились в конфронтации, очень много у них было споров, скандалов, и когда надо было решить какой-то вопрос, в том числе и вопросы, требующие энергичного воздействия на клубы, требующие жесткой позиции, Колосков всегда привлекал Толстых и до сих пор считает его профессионалом. А то, что Фурсенко по сути отказался от Толстых как от футбольного руководителя, говорит о том, что Фурсенко не собирается серьезно реформировать наш футбол. Кроме того, я думаю, что Фурсенко не встречался с представителями первого и второго дивизионов потому, что ему просто ничего им сказать. Он человек достаточно далекий от футбола — достаточно посмотреть его биографию, поэтому он не может на одном языке общаться с этими людьми, в том числе с Толстых.

А заявление о том, что ПФЛ зарегистрирована с нарушением в 95-м году, — это просто смешно. Тогда получается, нужно отменить результаты всех матчей, проводимых под эгидой этой лиги, и назвать незаконным все, что было за эти 15 лет. И я считаю, что своим поступком Сергей Фурсенко наносит страшный имиджевый удар по власти, которая его назначила. Ведь получается, что власть назначила человека, который не признает никакие законы, и может только путем рейдерства, а не, например, убеждением, лишать своих оппонентов полномочий.

Понятно, что первая и вторая лиги в последние годы превратились в болото: падала посещаемость, количество неспортивных матчей было огромным. Но, насколько мне известно, Толстых давно и активно пытался провести какие-то реформы — но не получал совершенно никакой поддержки от РФС. Я хочу напомнить, что несколько лет назад пытался рассмотреть несколько матчей на предмет их странного характера. И Виталий Мутко не стал этого делать, потому что среди подозреваемых команд была «Кубань», которая выходила в премьер-лигу.

Я не могу сказать, что деятельность ПФЛ была идеальной: много было нехороших историй, некрасивых матчей. Но с другой стороны я видел, что Толстых — честный человек, который как мог пытался противостоять этим негативным явлениям. Уходили из футбола многие нечистоплотные люди, исключались клубы, которые себя сознательно банкротили, чтобы деньги распилить — и всегда Толстых занимал жесткую позицию. С ним было просто необходимо вести диалог, а не выбрасывать вот так, как бумажку в мусорную корзину.