4 мин.

Широко открытые глаза

- У нас будет ручная камера, будем сами на нее снимать! – эту новость Вася Уткин объявил так, будто в стране сменилась власть, и теперь все пойдет по-другому. Власть не сменилась. Но по-другому пошло. Каждый корреспондент «Футбольного клуба» подержал маленькую камеру в руках, понажимал кнопочки – ну и понеслось.

Камера поехала с нами на чемпионат мира в Германию. Штатные операторы поглядывали на эту «малютку» ревностно. Ну куда такое годится? Она баланс автоматом берет! Не, несерьезно! Таков был вердикт профессионалов. А наш главный оператор Митя Парфенов, для которого даже репортажная съемка – это искусство, пробухтел что-то про ВГИК и даже вскользь упомянул Эйзенштейна.

В общем, Митя увидел в нашем коллективном порыве дискредитацию профессии. Мы отнеслись с пониманием – Митя у нас тонкая натура. Но от идеи снимать самим отказаться уже не могли.

Со временем операторская ревность сменилась одобрением. Маленькую камеру бросали в самое пекло – в гущу английских фанов, например. Не каждый оператор, да и еще со дорогущей телевизионной аппаратурой туда бы полез. А тут – хоп – и Кирюха Пупшев уже братается с пьяными бритишами. Камера аккуратно при нем… и снимает себе потихоньку. К черту баланс! Это же репортаж из ядерного реактора!

Чемпионат мира отгремел, а наша маленькая «Сонька» закрепилась в основном составе. Тот же Кирюха Пупшев мотанул с ней в Асколи, как только сборная обозначила свой интерес к Виктору Будянскому. Мы первые его показали. Камеру на плечо – и хоть на край света! А судя по рассказам Кирюхи, Асколи от края света совсем не далеко.

Наша «Сонька» постепенно подбиралась все к более ответственным заданиям. В сентябре ей выпало слетать со сборной в Лондон. Там она погоняла зайцев вместе с Билялетдиновым, прокатилась в метро среди болельщиков до «Уэмбли», ухватила Джона Терри и послушала гимн Англии. Она справилась со всеми заданиями. Как Джеймс Бонд. Нигде не было сбоя.

Главное достоинство нашей камеры – мобильность. В быстрой смене событий профессиональный оператор порой становится лишним звеном. Ты что-то увидел, сообщил ему, он включился, взял пресловутый баланс, начал снимать. А там – уже все. Ровно секунду назад Хиддинк перестал размахивать руками. Снято? Не, не успел, – слышен из-за объектива виноватый голос. Ну, здрасти! С «Сонькой» – цепочка проще. Увидел – снял! Ничего лишнего.

Другой плюс – незаметность камеры. Да, да. Ее не нужно делать скрытой, она «скрытая» по определению. Болтаешь с кем-то из футболистов, камера работает, и он это прекрасно видит, но как интервью не воспринимает – просто приятельский треп. Так было в Лондоне.

- Ты боишься Джеррарда? – бросаю Семшову.

- А чо его бояться? Я же его старше…

Есть! Сказал бы он такое в обычном интервью? То-то!

Сборная будет жить в центре города. Тренироваться в «Лужниках». Так-так. Раз мы прошли лондонское пекло, здесь точно справимся. Главное, батарейку зарядить на полную. И смотреть в оба. Вперед!

Секьюрити отеля с подозрением всматриваются в новенького. Беглый взгляд на камеру. Главное, поувереннее прошагать по холлу. А вон и зацепка –  знакомые газетчики. Вид у них будто рейс снова отложили. Они тут явно не первый час. Оказывается, редакция настаивает на почти круглосуточном дежурстве. Мало ли что... Мы с «Сонькой» пришли в правильное место – тут будет, чем поживиться. Мотор.

Гус скоро на исполком, сейчас у них теория, потом обед, после тихий час... Выслушиваю накопленную коллегами инфу. Конечно, посиди тут целый день, так и состав на игру узнаешь. В самом деле, вскоре появляется Гус. Всех  журналистов он уже заучил. Наша «Сонька», кстати, тоже в списке. Уважение у них взаимное. Тренер замирает, как только видит, что она включена – и послушно отвечает на все вопросы. Когда вопросы заканчиваются, Гус уточняет: «Это все. Я пошел?». Идите, идите, мистер Хиддинк. Снято. 

Охрана быстро привыкает к нашим похождениям по холлу. Объектив ищет интересные детальки и почти незаметно юркает в лифт, которой мчит нас на высоту проживания сборной. Ну разве с оператором вот так прорвешься? А тут раз-раз – и все секреты перед нами. Только успевай смотреть в оба и нажимать на кнопку. Снято.  

Тимур ЖУРАВЕЛЬ

Сюжет из программы «Футбольный клуб» от 12.10.07.