Палата N16
«Здравствуйте-здравствуйте. Я Дмитрий Федоров». Так я привык начинать свои репортажи и передачи. Если честно, в последнее время произношу эту фразу не столь эмоционально, как раньше, телевизионный процесс занимает меня меньше, чем год-два назад. Я практически перестал писать статьи в газеты и журналы, любая деятельность в СМИ отвлекает от того, что стало для меня главным от сочинительства. Сочинительство мало пополняет кошелек, зато приносит уйму увлекательных ощущений. Написал удачную страницу и как будто Петрич забил Англии!
Часто задаю себе вопрос, какие обстоятельства подтолкнули меня к тому, чтобы писать книжки. И упираюсь в один и тот же ответ я много времени провожу в 16-й комнате. В ней обитают все творческие работники футбольных каналов «Плюса». Это совсем небольшая комната, в которой прописано (страшно подумать!) около пятидесяти человек. Они, конечно, не собираются одновременно, но считают своим рабочим местом именно ее 16-ю. В ней пишутся тексты сюжетов, изучается интернет, идет подготовка к комментариям, просматриваются видеоматериалы, и одновременно работают два телевизора с включенным звуком.
В комнате давно не было ремонта. Убираются в ней спорадически и без моющих средств пыль и разбросанные бумаги столь же естественны, как вода в колодце. 16-ю можно было бы сравнить с классом, но все-таки у школьников есть персональные парты. Некоторые даже выцарапывают на них свои имена точно так же собаки метят территорию. В 16-й не больше десятка компьютеров, примерно столько же столов. Юра Розанов считает, что у окна его личный стол, но за тот же стол садятся десятки других людей, и Юрию Альбертовичу с ворчанием приходится сгонять молодежь, когда он приходит на работу. Так что скорее это не класс, а школьная рекреация, где на переменке ученики носятся, сталкиваются, занимаются азартными играми, дерутся и спорят. Практически отсутствует индивидуальное пространство, за которое борется цивилизованный европеец.
Зато в 16-й весьма занимательные люди. Они сумасшедшие! Не вижу в этом слове ничего оскорбительного. Мировую историю, прогресс, если хотите, вершат не совсем благонадежные с точки зрения современной психиатрии люди. Страны и народы ассоциируются с маргиналами и чудиками. Испания Дон Кихот, Франция Жанна Д`Арк, Германия барон Мюнхгаузен, Италия Пиноккио. Самые знаменитые персонажи, созданные британским гением Шекспира, Гамлет и король Лир, тоже готовы выйти на подиум мировой истории в экстравагантных смирительных белых рубашках.
Русь в этом хит-параде может быть представлена харизматическим Иваном-дураком или более изысканным образом бродившего по Москве абсолютно голым Василия Блаженного. Именем которого, кстати, назван самый красивый храм страны, хотя официально он Покровский. Да и среди гениев литературы, живописи, музыки найти абсолютно нормальных людей так же трудно, как выиграть чемпионат России, не купив для подстраховки пару-тройку матчей.
Когда программу «2:1» вели, периодически меняясь, Шмурнов, Дементьев и Мельников, мне на ум пришел образ из «Алисы в стране чудес». Помните главу про безумное чаепитие? Шмурнов болванщик, Дементьев мартовский заяц, Мельников ореховая соня. Приглядитесь они! Я рассказал о своем наблюдении действующим лицам. Никто не обиделся. Кажется. Думаю, погостив месяцок в 16-й, Льюис Кэрролл мог бы написать что-нибудь не хуже «Алисы». Тем более он любил цифры, был математиком. А цифры в 16-й выскакивают в воздух, точно Газзаев со скамейки запасных.
Тут настоящее шпилевое братство, во главе которого Великий магистр Юрий Розанов, поэтому коэффициенты букмекерских контор я уподоблю нотам, исполняемым целым оркестром. С утра идет обмен мнениями, а потом с депозита делаются ставки. Ставки можно делать в режиме онлайн, и шпилевая музыка в 16-й звучит до ночи. Еще интереснее сесть большой бандой на облезлый зеленый диван (помните, у Бивиса и Батхеда был такой), слушать комментарий Розанова из телевизора и строить догадки, на что конкретно он сделал ставки. В конце концов, все склоняются к тому, что матч обложен ставками со всех сторон, как тамбовский волк ушлыми егерями. И угловые, и карточки, и фолы...
16-я абсолютно антисексуальна по своему духу. Тут не принято говорить о любовных переживаниях разговор не поддержат. Не припоминаю, чтобы кто-нибудь рассказал об интимных подробностях романтического приключения выходных. (Хотя в обычной мужской компании это принято.) Здесь лучше обсудят «доезд» экспресса Журавеля на последней минуте.
Вполне естественно, что свою первую книгу «Игрокамера.Bet» я начал вскоре после возвращения на «Плюс» и наполнил ее образами азарта. Во всех его проявлениях. Во всех исторических эпохах. Сконцентрироваться сугубо на спортивном аспекте не удалось, потому что в 16-й помимо футбола чем только не увлекаются. Авторским кино, литературой, историей, музыкой. Вася Уткин смотрит все, что движется на экране, от Тарантино и до Бондарчука.
Группа инициативных товарищей регулярно совершает набеги на оперу в Большой театр. Ходили в музей-усадьбу Останкино, где в 19-м веке был театр, и провели параллель между крепостными труппами и футбольными командами. И то, и другое существует (существовало) для удовлетворения тщеславия олигархов (богатых вельмож). Меняются только формы, а суть человека остается прежней. Ну как, скажите, уберечься от путешествия в историю, если возникает такая аналогия... У нас сложилось общество любителей Крестовых походов. Не то чтобы мы в них отправляемся, но мы про них очень любим читать. Хотя Олег Пирожков высказал идею в отпуске пройтись-проехаться маршрутом рыцарей например, от Стамбула и до Иерусалима. Эх, были бы помоложе!.. Так вот, Тимур Журавель узнал, что византийский император Алексей Комнин позвал крестоносцев отвоевывать Святую землю, обещал им всяческую поддержку, но в тайне вел переговоры с мусульманами о совместных действиях против латинян. Историки назовут такое поведение коварством, циничным расчетом и т.п. Тимур же сказал, что, по его мнению, Алексей Комнин играл тривиальную «вилку». Натяжка? На следующий день Тимур пересказывал этот сюжет в 16-й. Розанов услышал краем уха и, даже не дослушав, крикнул то же самое «вилка»! Это называется «историческая реабилитация».
В 16-й часто спорят. Отчаянно! Глобально. Ну, скажем, будет ли возмездие за договорняки? Не в практическом смысле от РФС (это слишком земные, мелкие масштабы), а в экзистенциальном, метафизическом, историческом плане. В другом углу спор возникает, например, из-за театра. А тут еще Шмурнов в телевизоре орет так, что даже если звук убрать до нуля, то его все равно слышно лучше всех. И он тоже вроде как участвует в споре сам по себе.
Короче, атмосфера напоминает «Ад музыкантов» Иеронима Босха. Того и гляди театралы схлестнутся с футбольными спорщиками. И тогда будет «Битва поста и масленицы» Питера Брейгеля. И стоит ли после этого удивляться, что репортажи «плюсовых» комментаторов напичканы цитатами и реминисценциями, аллюзиями и окказиональными метафорами.
Творчество по своей природе иррационально, поэтому атмосфера постоянного безумного чаепития в 16-й дает кучу идей, дает ощущение сказочного пространства, оторванного от скучной действительности. Футбол создал новую реальность. И мне хочется сделать его составной частью высокой культуры. Вот так самонадеянно! Но я же не один. Перед чемпионатом Европы у меня должна выйти вторая книга (там, кстати, будет веселенькая повесть о нашем противоречивом попадании на Евро) в ней тоже много идей и образов, которые мне подсказали друзья: Тимур Журавель, Олег Пирожков, Сергей Акулинин и, конечно же, Юрий Альбертович. Можно сказать, что я суммирую творчество целой артели. Как это было в Средневековье. Конец года вроде последней страницы бухгалтерской книги. Издательство АСТ предоставило мне площадь для встречи с читателями. Я не веду блоги и конференции, потому что не верю в Интернет-общение. В Сети люди зачастую надевают маски, пытаются выглядеть мерзавцами или наоборот добряками. Они оставляют комментарии, точно зная, что в Интернете все дозволено. Поэтому давайте встретимся лицом к лицу. Так, я думаю, благороднее. Поговорим о литературе. И итогах футбольного года.
Дима ФЕДОРОВ
Встреча Дмитрия Федорова с читателями (и болельщиками) состоится в Доме книги «Медведково» (прямо рядом с метро) 22 декабря в субботу в 14:00. Адрес: Заревый проезд, 12.
![](https://www.sports.ru/images/object_79.1197921732.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Дима, это ж античитабельно! графоманство какое-то..
еле эту заметку до конца прочёл, а что уж о книге говорить...
«осилить»-не значит прочитать....
реакция вторая: автор-графоман и еще рифма на последнее слово в словосочетании.
реакция третья: Дима пиарится. Только не вовремя. После «Атаки Клонов(Уток)» на КУС-2 и «Империя(И.Рабинер) наносит ответный удар» любое упоминание о вышедшей недавно книге будет сопровождаться ехидством(А где рецензия от Васи???).
реакция четвертая: акромя пиарства Димон решил нас сразить своим интеллектуальным уровнем. И с этим небольшая промашка. Парням с олбанским такой текст не осилить(см. п.1), а ребят, чей IQ выше 130, такими текстами не удивишь.
В связи с этим вопрос автору: Дмитрий, это мода такая, книженции варганить? Вам мало платят по профилю? Или «строки сами выскакивают из-под пера»?
P.S. Поразил ассоциативный ряд: Дон Кихот-Жанна Д′Арк-Мюнгхаузен-Гамлет с Лиром-Пиноккио(???)-Иван-Дурак. Из них сумасшедший только первый. Да и остальные далеко не маргиналы. Д′Арк-одержимая, Мюнгхаузен просто фантаст, Гамлет явно грибы ел перед сном(шприцов тогда не было), Пиноккио-ДЕРЕВЯШКА, ну а Дурак-он и в Африке Дурак, просто lucky loser. Если уж хотел магиналов по странам, то вспомнил бы Дали, Ван Гога, Кромвеля(тоже выбивается из ряда, но хотя бы не Пиноккио), Де Сада...почти все они, правда, плохо кончили, в отличие от Вани-дурака...зато хоть реальные персонажи, не совсем выдуманные. У вас же по 16-й комнате Карлссончик не летает...хотя тоже маргинал еще тот..и Уткин на него похож чем-то...
порадовало