Без угроз
Отстроенные улицы Грозного и разговоры с охраной президента, поиски человека с автоматом и напрасные опасения, двое суток в Чечне и три часа отснятого материала. Тимур Журавель в блоге «Футбольного клуба» делится впечатлениями от поездки в Грозный.
– Это площадь «Минутка», здесь самые ожесточенные бои были… Я едва успеваю вертеть объективом ручной камеры. - А вот туннель, где генерала Романова взорвали, замкнутое пространство, детонация сумасшедшая… Голос рассказчика дрожит. Врач «Крыльев» Кюри Чачаев сам из Грозного. Он видел другой город. Но теперь каждому гостю вынужден показывать эти места. Их нельзя не показать.
– Вот видишь пустырь, здесь жилой район был, ничего не осталось. Грозный – это либо новые дома, либо пустые пространства. Кто не был здесь раньше, тот не заметит ничего особенного. Ну да, пустырь. Место для новых домов. Просто старые дома восстановлению не подлежали. Их сравняли с землей. - Не было в Грозном ни одного здания, в которое бы не попал снаряд, – Кюри заканчивает рассказ, наш автобус подъезжает к стадиону.
Командировка в Грозный возникла внезапно, я даже не успел морально подготовиться. Сумку с камерой на плечо – и в самолет. В Грозный, между прочим, три рейса в день летают. Как электрички прям!
«Ты там поаккуратнее!» – напутствовали смски. Но, оказавшись в самом Грозном, я не понимал, к чему столько предостережений. Сам изначально думал, что тут кругом блокпосты, люди с автоматами. Но чтобы поймать на камеру автоматчика, пришлось хорошенько поискать. На стадионе обычной милиции было меньше, чем, к примеру, в Раменском. Так-то.
Грозный оказался скорее типичным кавказским городом. Разве что домов новых много и портреты Рамзана Кадырова кругом. Видно, у президента Чечни огромный авторитет. И раз ему хочется, чтобы здесь играли в футбол, значит, безопасность будет обеспечена. Эта мысль посетила меня при тщательных обысках за три часа до матча. - Да я журналист, ничего, кроме камеры. - А мы президента охраняем, – был ответ.
Ребята в черной спецодежде осматривали все, вплоть до кассеты, заряженной в камеру. Когда, пройдя все кордоны, я снимал антураж внутри стадиона, на беговых дорожках появился сам Кадыров. В куртке «Терека», рядом ни одного человека охраны. Я даже записал пару его реплик на микрофон и проникся свободой действий. Рановато.
Следующее, что сняла моя воодушевленная телекамера, – машина президента и несколько гуляющих около нее охранников. Я уже хотел вернуться обратно в чащу стадиона, как почувствовал на плече чью-то руку. - Вот машину ты зря снял, – сказал спокойный голос, – отдай, пожалуйста, кассету. Как-то очень быстро вокруг меня возникло плотное кольцо из крепких ребят. Если бы я отдал кассету, то вместе с последними сорока секундами запретных кадров, лишился бы кучи всего интересного. Ребята были спокойны, я старался тоже не поддаваться панике. - Давайте, прямо при вас сотру последнюю минуту съемки, – предложил я решение проблемы. Повисла пауза. Они думали. И тут в это кольцо вклинился, видимо, начальник охраны. Почти отеческим голосом он повторил просьбу. - Лучше отдай нам кассету.
Дело швах, мелькнуло в голове. Но при этом я понимал: миролюбие и спокойствие этих людей должно оставлять надежду. Я взялся рассказывать, что за сюжет здесь снимаю, что это программа «Футбольный клуб»… В итоге передо мной возник оператор какой-то местной телекомпании. Он понимал в устройстве камеры – охранники ему доверяли. Мы затерли последнюю минуту съемки, и все остались довольны. Охрана сделала свое дело, а я привез из Грозного три часа отснятого материала.
После матча эмоции улеглись быстро. Зрители рассыпались по улицам, игроки «Терека» около автобуса болтали с друзьями из «Крыльев». Кюри Чачаев принимал поздравления за всю команду, в Грозном у него кругом знакомые. - Ну что, приедешь к нам на ЦСКА? Тогда и увидимся. Я останусь тут на пару дней, у меня же квартира вон там, недалеко от стадиона… И Кюри растворился в очередной компании своих друзей. P.S. Сюжет из Грозного смотрите в ближайшем «Футбольном клубе» в пятницу в 20.30 на «НТВ-Плюс».
ну-ну...
сразу в голову приходит мысль как будут арбитров встречать и «холить и лелеять» в грозном
Не понравилась мне заметка. Чувствуется, что Тима, сочиняя ее, ни на секунду на забывал, что ему, возможно, придется еще туда ехать. Потому и умолчал об общеизвестных негативных моментах и нарисовал эдакую пасторальную картинку.