Come on, Chiko!
Пятнадцатилетний «олимпиец»
Уже в 15 лет Роке Санта Крус дебютировал в составе одного из самых титулованных клубов Парагвая – «Олимпии» из Асунсьона – и вскоре заслужил от поклонников почетное сравнение с легендарным форвардом Раулем Амарильей (в 80-х защищал цвета каталонской «Барселоны»). Такие же быстрые ноги, пластика и умение пробить головой.
«Я остолбенел, когда увидел, что он вытворяет с мячом и как легко отправляет его в сетку», – признается тогдашний тренер «Олимпии» Луис Кубилья. Но стать настоящей легендой в Асунсьоне Роке было не суждено. Весной 1999-го он показал товар лицом на большой ярмарке юных талантов в Нигерии (чемпионате мира U-20), где в составе парагвайской молодежки забил четыре гола. А уже летом стал главной ударной силой национальной команды на Кубке Америки, проходившем в Парагвае. Скауты из Европы устроили настоящую осаду офиса «Олимпии», которую снял управленец из мюнхенской «Баварии» Ули Хенесс, отдавший за вундеркинда 5 млн долларов. Больше никто не давал. «Вы скоро поймете, какую я рыбку поймал, – хвастал Хенесс. – Теперь ее цена – 30 миллионов!»
Новый Ван Бастен
В конце 1999-го Роке признали игроком года в Парагвае, а немецкая пресса, предвкушая успехи форварда в бундеслиге, окрестила Санта Круса вторым Ван Бастеном. Но рыбка не спешила показывать зубы и превращаться в акулу. В своем первом сезоне южноамериканец хоть и частенько выходил в основе, но забил лишь 5 мячей в 28 матчах. Что, впрочем, не помешало ему стать обладателем серебряной салатницы, Кубка Германии, а вскоре и получить медаль победителя Лиги чемпионов-2001, хоть он и просидел всю игру на «банке» в финале с «Валенсией». Как, впрочем, и в поединке за Межконтинентальный кубок-2001 с «Бока Хуниорс».
На Хенесса стали посматривать с недоверием: дескать, где же ваш хваленый голландский клон? Когда же парагваец регулярно стал брать больничные, о новом Ван Бастене уже никто не вспоминал – отбить бы вложенное. Приведем хронологию травм Роке. Ноябрь 2000-го – надрыв мышцы бедра, июль 2002-го – перелом лодыжки, октябрь 2002-го – перелом запястья, январь 2003-го – надрыв мышцы бедра, апрель 2003-го – повреждение мениска, сентябрь 2004-го – откачивание жидкости из колена…
В перерывах между откисанием в лазарете Chiko (прозвище Санта Круса) успел засветиться на ЧМ-2002, забить гол и помочь Парагваю выйти в 1/8 финала. В Мюнхене, несмотря на многочисленные предложения продать форварда, в него продолжали верить. А тот продолжал зализывать раны: с 2004 по 2006 год Роке провел за «Баварию» в бундеслиге всего 17 матчей, забив в них 4 гола. «Мне казалось, что я никогда не выздоровею. Выходя на поле, я думал не о том, чтобы забить гол, а как бы уйти с него целым и невредимым, – как-то признался нападающий. – Если бы не жена Жизель, то я наверняка бы свихнулся».
В декабре 2003-го благоверная Роке, которая приходится сестрой его бывшему партнеру по сборной Рикардо Таварелли, родила сына, которого нарекли Тобиасом. Но не успел Санта Крус как следует порадоваться, как к его игровым травмам добавилась душевная – 30 января 2005 года в автокатастрофе погиб его 23-летний брат Оскар Даниэль.
Самый сексуальный
Но Роке не пал духом, сумев вернуть в душу гармонию, а себя – на поле. Правда, выходил он в основном на замену, довольствуясь ролью сменщика Макая и Писарро. Что, впрочем, не помешало ему в ноябре 2005 продлить свой контракт до 2009 года. Правда, весной следующего года он снова получил травму колена и выбыл на три месяца, но успел восстановиться к немецкому мундиалю и сыграл на нем все три матча. Кстати, согласно опросам Kicker и Die Welt, Санта Круз был признан самым сексуальным игроком ЧМ-2006 среди всех его участников. «Я бы с удовольствием согласился бы на последнее место в этих рейтингах – в обмен на то, чтобы Парагвай прошел как можно дальше», – заявил тогда Chiko.
Он решил провести еще один сезон в «Баварии», которая сдавала позиции по всем направлениям. Роке сыграл 26 матчей в бундеслиге, впервые ни разу не захандрил за весь сезон, но забил всего два гола. Руководство мюнхенцев решило расстаться с так и не заигравшим в Германии нападающим.
«Я хотел уехать еще в 2005-м, но тогда меня угораздило провести парочку удачных матчей, и я решил продлить контракт, – говорил Санта Крус. – Многие утверждали, что я спекся и никогда не встану на ноги, и для меня их слова стали вызовом». Прошлым летом парагваец за 5 млн евро перешел в «Блэкберн», хотя признается, что мечтал об Италии, конкретнее – о «Роме» и «Милане».
Настойчивость на Альбионе к парагвайцу также проявлял «Манчестер Сити», но «горожане» слишком долго торговались и медлили. Куда настойчивее оказался тренер «бродяг» Марк Хьюз, после личного разговора с которым Роке решил перебраться в Ланкашир. «Я долго следил за Роке, у которого есть все задатки великого форварда, – говорит Хьюз. – Многие отговаривали меня выкупать его трансфер, пеняя на травмы, но, я думаю, не они были первопричиной проблем Роке. Он пришел в «Баварию» слишком юным, к таким ребятам нужен бережный подход. Прежде всего, в плане психологии. Посмотрите на Криштиану Роналду в «МЮ» – сэр Фергюсон ему как отец, оберегает, подсказывает. В Германии у Санта Круса такого грамотного педагога не оказалось. Надеюсь, что в моем лице он обретет его в Англии».
«Это же я, Роке!»
Вера Марка в талант парагвайца себя оправдывает: в 20 матчах этого сезона он уже выполнил свою двухгодичную мюнхенскую норму! Отдав к тому же пять результативных передач. Их тандем с африканцем Маккарти впечатляет – кажется, что они всю жизнь играют вместе. «Тому, что мне так удачно удалось влиться в состав «Блэкберна», во многом поспособствовало знание английского, – признается Роке. – Когда я приехал в Германию, то немецкий мне показался таким сложным, что я первым делом выучил язык страны, где сейчас играю». Кстати, освоить английский Санта Крусу помог его большой приятель, бывший игрок «Баварии», а ныне «МЮ», Оуэн Харгривз. Он же и посоветовал перебраться и в АПЛ.
В 2004-м Роке вместе с рок-группой Sportfreunde Stiller записал песню «Ich, Roque!» («Это я, Роке!»), которая попала в Top-40 в Германии и Австрии. Ее на «Ивуд Парк» еще не поют. Зато фамилию автора тянут, не жалея глоток.
Александр ХАРЛАМОВ
Он бы сюда не поехал, и правильно
«Когда же парагваец регулярно стал брать больничные, о новом Ван Бастене уже никто не вспоминал.»
- логичнее было бы написать наоборот: что лишь этим-то он и напомнил Ван Бастена))...