16 мин.

Ральф Шумахер вышел из тени Михаэля: чего он добился в «Ф-1» и как сложилась жизнь дальше?

Неожиданное признание.

Ральф Шумахер – один из самых загадочных и странных пилотов «Формулы-1» на рубеже XX-XXI веков: в лучшие дни демонстрировал феноменальную скорость и чемпионское упорство, пережимал напарников и боролся за победы, а в худшие – словно заранее сдавался перед серьезными испытаниями и буквально исчезал с гоночных трасс. 

Несмотря на отдельные успехи, большую часть карьеры Ральф провел в тени великого брата – семикратного чемпиона «Формулы-1» Михаэля Шумахера.

Братья Шумахеры с мамой

Все началось с успехов старшего из сыновей Рольфа Шумахера: Михаэль промчался по младшим гоночным категориям, добился попадания в программу «Мерседеса», а позже дебютировал в «Ф-1» и уже там продолжил творить чудеса. Собиравшиеся вокруг него спонсоры и партнеры облегчили путь к вершинам автогонок и младшему Шумахеру.

Михаэль даже после первых успехов в автоспорте никогда не стеснялся черновой работы над картом вместе с отцом и братом

«Я задаюсь вопросом: «Добрался бы я вообще до «Формулы-1» без выступлений Михаэля?» – рассуждал Ральф после ухода из гонок. – И не могу ответить. Вряд ли». 

Тем не менее, бесталанный гонщик точно остался бы ни с чем еще на ранних стадиях карьеры – Ральф же громил конкурентов на родине в картинге, затем пересел в болиды с открытыми колесами, выиграл Гран-при Макао, а затем рискнул и поехал в Японию. 

Считалось, что европейскому пилоту будет сложно адаптироваться к дальневосточному быту и как следует изучить местные трассы, поэтому контракт Шумахера-младшего на выступления в «Формуле-Ниппон» закладывался на два года. Но нет – чтобы как можно быстрее вернуться в Европу и пробиться в «Ф-1», Ральф взял титул уже в дебютном сезоне.

Появление в «Формуле-1», борьба с талантливым новичком и упущенная победа

И после этого попал в «Джордан». О пилотажном стиле новичка «Ф-1» вспоминает технический директор команды тех лет Гэри Андерсон: 

«В конце 1996-го ради наката для Ральфа мы поехали на тесты в Маньи-Кур и внезапно столкнулись с проблемой – на машине ломались и выпадали передачи. Внимательно изучив данные, мы с удивлением выяснили: Ральф умудрился проезжать 1-2-3 повороты вообще без сброса скорости! Он постоянно давил на газ на полную, потом зажимал педаль тормоза левой ногой и разом понижался на три передачи. После повторения такой процедуры несколько раз коробка просто не выдерживала. 

Я попросил Ральфа определиться и дать машине понять, чего именно он хочет. Ведь зажимом «газа в пол» он требовал, чтобы машина ехала быстрее, а при ударе по педали тормоза – медленнее. Делать и то и другое одновременно и достаточно долго для машины невозможно. Конкретно в данном случае отказала коробка передач, но в целом Ральф просто в два раза быстрее изнашивал бы тормоза – они нагревались намного сильнее». 

Напарником стал Джанкарло Физикелла – фактически тоже новичок и главная итальянская молодая звезда. Неудивительно, что амбициозные пилоты быстро превратили соперничество во вражду: Физико и его инженер скрывали часть информации от второго гаража, а Шумахер в ответ ментально давил на напарника и пользовался его психологической нестабильностью.

Ральф опережает Физико в Монако-1997

В 1998-м у Ральфа появилась отличная возможность одержать первую победу в «Ф-1»: на Гран-при Бельгии случился массовый завал, и за несколько кругов до финиша во главе пелотона оказались два желтых «Джордана». К несчастью для Шумахера – он финишировал позади напарника, Дэймона Хилла, который убедил команду избежать любой внутренней борьбы. Раздосадованный немец постарался как можно быстрее перебраться в более достойный коллектив – и уже в следующем сезоне рванул в «Уильямс».

Победе в Спа больше всех радовался Эдди Джордан. Шумахер-младший не скрывал разочарования

Жизнь вне «Ф-1»: странные романы, свадьба с эротической моделью

Если в гонках Ральф более-менее шел по пути Михаэля, то в личной жизни все обстояло не так – в то время как старший брат женился и завел детей, младший оставался холостяком, а о его отношениях с девушками ходили странные слухи. Роман с моделью Кэти Прайс (она собрала хорошую коллекцию спортсменов) продлился всего месяц – по полуофициальной версии пара рассталась из-за языкового барьера, по неофициальной – Ральф необычно вел себя в постели.

Кэти Прайс на руках у Шумахера – журналисты мечтали о большем

Спустя три года, в 2001-м, он наконец-то женился – на эротической модели Коре Бринкманн, а перед свадьбой оббежал местные магазины и выкупил журналы для взрослых, которые публиковали фотографии обнаженной Коры. В октябре того же года у Ральфа родился сын – Дэвид. Имя малышу Ральф специально подобрал так, чтобы оно легко читалось на многих языках, но в первую очередь – на английском – и это короткий штрих к портрету человека, который, по мнению многих, зачастую действовал необдуманно. 

Годы в «Уильямсе»: наконец-то топ-пилот, борьба с Монтойей и братом за титул

В «Уильямс» немецкий гонщик попал в не самые лучшие годы коллектива: после череды побед в Гроу разразился кадровый и управленческий кризисы – еще в 1997-м коллектив покинул ведущий инженер Эдриан Ньюи, а в конце того же сезона гоночную программу свернули мотористы «Рено». Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд бросились искать нового мощного партнера, но переходного периода и падения результатов не избежали – и Ральфу вместо побед пришлось довольствоваться очками в топ-6 и редкими подиумами. Хорошая новость была одна – напарника, Алекса Дзанарди, вернувшегося в «Ф-1» из CART большим и сильным пилотом, Ральф полностью раздавил.

Первый подиум с «Уильямсом» – в первой же гонке

А в 2000-м «Уильямс» получил супермотор от «БМВ» и к следующему сезону превратился в команду, способную не просто биться за подиумы, но даже за победы.

«Честно ли назвать наш мотор технически лучшим на тот момент? – размышлял Шумахер после завершения кареьры. – Ну, да, я бы сказал, что иногда наш двигатель вырабатывал на 60-70 л.с. мощности больше, чем у кого-либо. Правда, в 2001-м, например, «Феррари» все равно была быстрее на прямых, поскольку аэродинамический пакет у нас словно собрали в гараже в подполье. Простите, но это правда! У болида оказался отличный баланс, но эффективность просто никуда не годилась». 

Вот только статус главной звезды «Уильямса» Шумахеру-младшему пришлось доказывать вновь – его партнером по команде стал другой успешный пилот американской серии CART – Хуан-Пабло Монтойя. Колумбиец своей дерзостью и невероятной скоростью быстро заслужил любовь болельщиков и уважение руководства «Уильямса», и иногда казалось, что Ральфу противопоставить напарнику нечего.

Отношения с Монтойей были непростыми

Однако выяснилось, что Монтойя лучше смотрится в квалификациях, в целом набирает больше очков, но в те дни, когда Ральф в ударе – он побеждает чаще!

«У нас были некоторые трения с Хуаном-Пабло Монтойей, – вспоминает немец. – С его стороны тоже. Мне кажется, он немного удивлялся моей скорости – ведь когда он перешел в «Ф-1», его моментально оценили как следующего чемпиона, а в конце концов мы оказались на примерно одинаковом уровне. Когда я читал интервью в то время, то видел комментарии, которые он отпускал в мой адрес. Он изнутри пытался сделать все возможное, чтобы я нервничал. Хуан был из когорты политических гонщиков. Но я его понимаю: он хотел идти вперед и добиваться успеха».

Отдельные гонки 2001 года – пик Ральфа Шумахера в «Ф-1». В Имоле он одержал первую победу в карьере (Дэвид Култхард, пытавшийся догнать «Уильямс», невероятно удивлялся скорости бело-синей машины: «Они что, поехали на пять пит-стопов?!» ), а через три этапа, в Канаде, мир увидел историческое событие: Ральф не просто борется с Михаэлем за победу, но и наконец-то вырывается вперед!

«Мы с Михаэлем реально жестко боролись друг с другом при случае. Все всерьез. Когда у него что-то получалось, я радовался за него. Когда я оказывался быстр и опережал его – чувствовал то же самое с его стороны. Никогда никаких проблем. Но мы никогда не обсуждали в деталях гонки, обстоятельства в команде или секретные вещи», – отмечал младший Шумахер.

Гран-при Канады 2001 года – одна из лучших гонок Ральфа в карьере

Особенность пилотажа немца в те годы – максимально поздние и стабильные торможения, но не стоит недооценивать и другие качества, вроде хорошего понимания работы шин.

Будущий руководитель «Торо Россо / Альфа Таури» Франц Тост, работавший в нулевых операционным инженером в «БМВ», вспоминает: «В 1996-м Ральф проводил тесты за рулем «Макларена» с шинами «Гудьир» – а в Японии уже успел опробовать покрышки «Бриджстоун». Так что когда он выбрался из болида, то заметил: «Если «Гудьир» ничего нового не придумает – у них скоро возникнут проблемы в борьбе с «Бриджстоун». Так и случилось».

Карьеру Ральфа Шумахера подкосили жесткие аварии в 2003 и 2004 годах

Тост уверен, что Ральф мог выиграть и титул: «Его главная проблема – он никогда не оказывался в нужном месте в нужное время. А еще его сломали две аварии – в Монце в 2003-м и Индианаполисе в 2004-м».

В следующем году «Уильямс» построил неудачное шасси с «моржовыми клыками», но это было не самое худшее – на девятом этапе сезона в Индианаполисе из-за прокола машину Шумахера развернуло в скоростном бэнкинге и выкинуло задней частью в ограждение.

Чудовищная авария в Индианаполисе, возможно, добила карьеру Ральфа

Последствия крэша: перегрузки при ударе достигли 75G, гонщик получил сотрясение мозга и переломы двух позвонков.

Главный же итог – не только пропуск большей части сезона, но и неспособность вернуться к былой гоночной форме на постоянной основе. Как сильный гонщик Ральф закончился именно тогда.

Переход в «Тойоту» – вынужденная ошибка, после чего карьера в «Ф-1» завершилась

Считается, что в 2005-м Ральф погнался за большими деньгами – в «Тойоте» швыряли доллары направо и налево, и младший из Шумахеров тоже угодил под денежный дождь – по слухам, его зарплата в год достигала 20 млн долларов.

«Я был полон мотивации, а у японцев никогда не было проблем с деньгами, – отмечал гонщик. – Помню, когда мы только подписали контракт и вышли за дверь, обеспокоенный [менеджер] Вилли [Вебер] спросил, что же мы наделали, и я спокойно ответил: «Или все сработает, или это три моих последних года в «Формуле-1». Да, были и другие варианты, но по факту рассматривать было нечего – «Тойота» была лучшей.

Однако японская часть команды не доверяла европейской. Японцы больше занимались составлением отчетов, чем работой. Европейская часть организации просто не играла той роли в компании, которую должна была.

Японские директора не верили, что в самой успешной автокомпании мира может что-то пойти не по их плану. В итоге к европейской базе просто не было доверия, и японская часть хотела все контролировать. К примеру, моторный департамент находился в Кельне, но «Тойота» сделала второй двигатель в Японии только для того, чтобы доказать работникам из Кельна, что мотор теоретически может быть лучше. В итоге у них не получилось, но они все равно попробовали. И на это ушло огромное, безумное количество денег. Были и другие вещи вроде этой».

Откатав на дорогих бело-красных бензовозах три года, Ральф бесшумно покинул «Ф-1».

Но в ДТМ за пять следующих сезонов особых успехов не добился – в большинстве гонок Ральф катался в хвосте пелотона. Так что когда победитель 6 Гран-при в «Ф-1» объявил о завершении карьеры гонщика – все вздохнули с облегчением: мучения прекратились.

Ральф после гонок: занимается виноделием, работает экспертом, удивил мир каминг-аутом

С 2013-го Ральф занимался автоспортивным менеджментом, был совладельцем гоночных команд в младших немецких сериях, а также увлекся винным бизнесом – и что интересно, свою продукцию развозил на «Ниве»!

С 2019-го Ральф – эксперт на немецких телеканалах, транслирующих «Формулу-1». Он вполне прилично рассуждает о разных вещах, пока речь не заходит о племяннике, Мике Шумахере.

Ральф всегда поддерживает Мика Шумахера

Например, в этом году посоветовал «Мерседесу» на место Хэмилтона подписать именно Мика: 

«Мик, без сомнения, один из лучших вариантов среди молодежи. Считаю, у Мика хорошие шансы, и, полагаю, он этого заслуживает. В паре с Расселлом он стал бы человеком с заделом на будущее».

А еще недавно возмущался, что Мика не подписали в «Альфа Таури»: 

«На самом деле у Франца Тоста на уме было имя совсем другого гонщика, а не де Вриса. Франц понимает, что гонщику (новичку) нужно 2-3 года для того, чтобы вырасти и адаптироваться. И такой гонщик как раз был свободен – в лице Мика. Но потом объявился Гельмут Марко, который то ли по личным, то ли по каким-то другим причинам не захотел подписывать Мика.

У Марко, судя по всему, либо проблемы с фамилией Шумахер, либо лично с Миком. В противном случае я не понимаю, почему они даже не провели переговоры». 

Зато в остальных темах Ральф более чем рассудителен. Он много лет предрекал кризис автоспорта в Германии: 

«Нашей самой большой проблемой стала продажа прав на «Формулу-3». Раньше «Формула-3» была пропуском в «Формулу-1», а в качестве гонок поддержки ДТМ она также становилась центром немецкого автоспорта, привлекала гонщиков из других стран.

Теперь же Германия перестала быть незаменимой. Так почему кто-то должен захотеть заниматься автоспортом именно здесь? Вдобавок ко всему, в Германии почти не осталось картинговых трасс. А те, что еще есть – старые и находятся в плохом состоянии».

Или еще в конце прошлого сезона объяснял, почему Норрис не может стать реальным соперником Ферстаппену: 

«Норрис стал преследователем номер один. Но он все еще допускает слишком много ошибок, особенно в квалификациях. И чем-то напоминает Леклера.

Тем не менее, в гонках Норрис выступает прекрасно. Проблема в том, что он хочет слишком многого в квалификациях, переходит грань и слишком часто ошибается». 

А что же личная жизнь? Отношения с Корой закончились еще в 2009-м, но пара развелась только в 2015-м – после долгой борьбы за состояние экс-гонщика и права воспитывать сына. Но более удивительным было молчание бывшей жены о Ральфе – несмотря на участие в многочисленных шоу, она не раз делала разные намеки о муже и объясняла, что иногда люди женятся даже если не встретили настоящую любовь, но о большем не говорила – из-за подписанного договора о неразглашении информации.

С Корой
Свадьба Коры и Ральфа осенью 2001-го

И все же к лету 2024-го Ральф не выдержал сам – и совершил каминг-аут: 

«Это не стало новостью для семьи и близких друзей, они давно знали. Но тем временем вовлекалось множество людей, и я хотел рассказать сам. Мой сын Дэвид недавно снова победил в GT Masters, это пока самый большой успех в его карьере. Я решил, что это подходящий момент». 

Да, необычным способом Ральф наконец-то вышел из тени Михаэля.

Что еще почитать о Ральфе Шумахере?

Однажды у Шумахера закончилось шампанское на подиуме. Михаэль отобрал бутылку у брата и продолжил обливаться

Брат Михаэля Шумахера тоже ехал к титулу «Ф-1». У него были лучший мотор и богатые команды, но все разбилось об упрямство боссов

«Мой брат не будет за вас выступать!». Оказывается, Михаэль Шумахер выкупил контракт Ральфа из «Джордана» в 1998-м

Триумф русского автопрома: теперь на «Ладе Ниве» ездит Ральф Шумахер! Купил ее для развоза вин собственного производства

Фото: imago sportfotodienst, POP-EYE/Weihs via www.imago, IMAGO/BEAUTIFUL SPORTS/Erlhof, Hasan Bratic/Avensimages/Globallook Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts/Getty Images, Bongarts, Tobias Heyer/Bongarts, Marcus Brandt/Bongarts, Christof Koepsel/Bongarts, Clive Mason, Vladimir Rys/Bongarts, Christopher Lee, Alexandra Beier, Alex Grimm