Кажется, «Спартаку» вредят бесконечные смены схемы и усложнения Абаскаля
Колонка Дорского.
В конце апреля 2023-го сложно представить, что в сентябре я писал о предсказуемости «Спартака».
На старте сезона эта предсказуемость была скорее позитивом: «Спартак» выходил с ромбом в полузащите, все ротации (например, уход Промеса в глубину с Зобниным, отвечающим в таких ситуациях за ширину) были отлажены. Через полтора месяца соперники начали привыкать и пользоваться недостатками ромба – так «Зенит» разорвал правый фланг «Спартака».
Абаскаль нашел решение в 4-3-3, при этом он сохранил некоторые ротации ромба и добавил интересные решения под конкретные матчи (так осенью мы впервые увидели Соболева на позиции крайнего нападающего).
Зимой казалось, что 4-3-3 останутся главной расстановкой «Спартака» во второй части сезона – и на флангах мы можем увидеть как, например, Соболева, так и Игнатова. То есть в рамках базовой расстановки «Спартак» мог по-разному атаковать в зависимости от состава, что делало игру вариативнее.
Чемпионат вернулся. В начале весенней части сезона можно было упрощать игру из-за качества поля на «Открытии» вне зависимости от схемы – так полетели длинные забросы на Соболева от центра поля, выросло количество кроссов, делались замены под силовое давление в чужой штрафной. А в последние недели в «Спартаке» творится полный хаос.
Переход на 4-4-2 («Ахмат»), движение от ромба при обороне к классическим 4-4-2 по ходу первого тайма с «Динамо», полноценный ромб против «Торпедо», три центральных защитника против «Краснодара» (впервые со старта в РПЛ при Абаскале).
И это просто перечисление расстановок «Спартака» в последних матчах. В каждой из них один игрок может быть наделен разными функциями даже в двух играх.
Конечно, это очень непросто – мы это наблюдаем на примере Дуарте. Или другая история: Тавареш способен исполнять роль ложного крайнего защитника, но тогда встает вопрос командного взаимодействия и перемещений кого-то в его номинальную зону.
В первом тайме против «Краснодара» при прессинге на Рамиреса мог выдвигаться Пруцев – тогда «Спартак» оборонялся в пятерке защитников. Если выдвигался Тавареш, Дуарте уходил ближе к флангу к Батчи, а Чернов переключался на Кордобу. Во втором тайме на поле не было Пруцева – на его месте играл Игнатов, который не способен давать такой же беговой объем. Теперь на Рамиреса выдвигался только Тавареш – и Дуарте был вынужден постоянно тусоваться около Баши.
Против «Ростова» «Спартак» имел фактически три расстановки в трех фазах. При давлении на чужой половине Денисов и Тавареш выдвигались на крайних защитников «Ростова», если это делал только Денисов, «Спартак» образовывал ромб с Даниилом в роли правой восьмерки. При переходе «Ростова» в длительную позиционную атаку Денисов садился правым защитником – там уже была классическая пятерка. При атаке «Спартака», естественно, Денисов снова поднимался, но уже шире – к флангу часто отходил и Дуарте. На этом же краю часто оказывался Игнатов, а слева за ширину отвечал Промес.
Маслов в центре поля (никогда там не играл на серьезном уровне) и на месте левого центрального защитника, Мартинс – единственная шестерка (никогда не играл в этой роли при Абаскале) – много-много вопросов.
Окей, против «Краснодара» Абаскаль не мог рассчитывать на двух основных игроков центра поля из-за дисквалификаций (Литвинов и Мартинс), а Зобнин был не готов на 90 минут. Но против «Ростова» Абаскалю были доступны все.
Все равно получили неожиданный состав, большие роли игроков, которые, кажется, к этому не совсем готовы (Дуарте и Денисов) и отсутствие хотя бы двух игроков в середине, способных двигать мяч за счет передач. Мартинс и Зобнин точно не про это, а Игнатова как раз постоянно двигают с места на место – это не способствует стабильной качественной игре.
Зачем столько перемен?
Разве что для подтверждения осеннего тезиса о тактическом хамелеоне.
Телеграм-канал Дорского
«Спартак» тащит матчи на характере, но игра конкретно сломалась
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Абаскаль работает с очень предсказуемыми игроками, умеющими делать достаточно хорошо только что-нибудь одно (а то и ничего вообще), из этой общей массы выбивается разве что Промес (и, возможно, Литвинов - хотя скорее в перспективе). В результате любая тактическая находка становится одноразовой: через матч-два более-менее сильные соперники успевают разобраться, что к чему, и находят противоядие. Приходится придумывать следующую находку, а фантазия не безгранична, да и ошибки периодически случаются (ибо не ошибается только тот, кто ничего не делает).
По факту, конечно, клуб с таким бюджетом и амбициями должен бы иметь хотя бы несколько игроков, которые либо в состоянии переучиваться, либо их основной козырь настолько хорош, что соперникам просто нечего ему противопоставить. Но таких Абаскалю не купили.
Особенно по персоналиям. Да, Промес - уровень, вопросов нет. Литвинова отнесем туда же, соглашусь (на будущее, хотя надеюсь на Европу для него).
А вот дальше - нет.
Соболев сюда так же подходит. Под него не подстроишься в РПЛ. Он часто хорош не за счет тактических изысков команды, тут индивидуальный уровень. Хоть обтасуйся составом и схемами, он как был хорош на втором этаже и в игре спиной, так и будет. Это индивидуальные качества.
Судя по всему сюда можно отнести Тавареша, который с тем же Краснодаром неплохо бегал в центр поля. Пока что есть ощущение, что это игрок хорошего уровня.
Не буду говорить про Бальде (пока не понятно), но там же есть Мозес (все очевидно).
Пруцев не так просто как кажется. Он играл у нас и шестерку и восьмерку, причем одинаково успешно. У него широкий функционал.
Зиньковского, опять же, схема не остановит без вреда для игры. Тут индивидуальная техника игрока.
Так что игроки то есть для его тактических изысков. Но они все то лечатся, то набирают форму, то еще что-то.