Критический разбор статьи «Трахтенберг vs антисемитизм»
Автор Gauche
Название «Трахтенберг vs антисемитизм»
Освещаемая тема. Травля «Спартака» и что с этим делать.
Основная идея. Против Спартака с давних времен развернута кампания с использованием НЛП и пиар-технологий, штатных провокаторов, которым не досталось места на выборах, нужно создавать дееспособное подразделение, возрождать традиции "Спартака", активно атаковать (словесно, пока) «фариссеев-провокаторов».
Цитата. «Пора, пора уже «Спартаку» делать отдел по связям с общественностью боевой единицей. Непрошибаемых не бывает. Слова можно подобрать для каждого – например, для того, чтобы он задумался, стоит ли вообще жить на этом свете. У всех фарисеев-провокаторов, к слову, защита картонная. К сочувствию они не очень располагают. Так чего их жалеть? На войне – как на войне. Это ведь в самом деле война – идеологическая».
Разбор текста.
Заголовок не отражает основную мысль, не является «крючком», не анонсирует идею – более того, способен сбить с толку читателя, не обладающего временем и усердием для поглощения статьи. Для того, что бы стать частью круговой композиции, ему не хватает акцентированности от обратного (например, такого примера – «дело не в Трахтенберге или в расизме, мы должны объединяться вокруг куда более фундаментальных ценностей и фигур…», хотя и этот ход в данном контексте малоэффективен - слишком уж слаб заголовок, который "сидит на двух стульях" – между, например «Нанесет ли Спартак ответный удар» и «Пастушок давно не шутит» (если попробовать апеллировать к известной притче).
Семантическое ядро текста составляют такие речевые единицы как «клуб», «общественность», «война», «заговор», «общественный», « пора», «провокаторов», что вкупе с негативными оценками неконкретизируемых врагов («завзятые фарисеи», «люди с некрепкими мозгами», «осмелев и обнаглев, повылезала всякая шушера»), создает ощущение прочтения какого-либо манифеста, чем, к слову, этот текст отчасти и является.
Если говорить о форме изложения материала, текст несколько выше среднего уровня Трибуны: наличествуют неплохие обороты (вот, например – «что имеется в итоге: есть отдел по связям с общественностью, есть его руководитель – вот только связь клубной политики с тем, чем эта общественность дышит, представляется совершенно эфемерной»), идея ангажированности журналистики хоть и далеко не нова, подана достаточно образно.
Другое дело, что целевая аудитория текста исходя из агрессивности риторики вряд ли способна отдать этим достоинствам должное. "Яйцеголовых" же отпугнет не только агитационная направленность на внешнего врага (в тексте нет ни слова о внутренних проблемах «Спартака», что, впрочем, свойственно творчеству большинства болельщиков). Тут еще и неуместное и некорректное применение термина «гамма-особь», сравнение клубов (очевидно, всех) с «альфами», что приводит к логической путанице, упоминание всуе НЛП, вольное обращение с устоявшимися оборотами («до состояния махровости», «здравый баланс .
Ну и последнее. Основная идея текста – организация борьбы против врагов «Спартака» на информационном поле подана не слишком развернуто – кроме замены устаревшего Трахтенберга других идей я не увидел.
Уже в анализе заголовка автором обнаруживается прямолинейно-академический подход. Слабость данного подхода заключается в том, что он не учитывает такие факторы, как канва событий вокруг предмета обсуждения, вокруг данного блога и жесткая конкуренция между материалами «Трибуны» – привязан только к тексту и ни к чему более. А как по мне, заголовок (к слову, в первоначальной редакции более жесткий) должен был просто просигнализировать тем, кто в теме: проходите, тут кое-что есть. И говорить, что он способен кого-то там сбить с толку – это от поверхностности анализа.
Вообще, автор мог бы, коли считает себя докой в этом деле, подать пример: сделать заголовок собственной статьи составным. Что там такого-то? Я ведь не предлагаю ему, скажем, самому снять кино или выйти на поле в форме сборной. И где, спрашивается? И почему?
Далее. Красной нитью по всему тексту проходит недостаточная осведомленность именно в современных стилях. Также складывается впечатление, что автор запись в блоге, в которой дозволена определенная степень субъективности, оценивал как некий усредненно-приболваненный реферат. Характерная конструкция: «В тексте нет ни слова о внутренних проблемах «Спартака» с последующей глубокомысленностью. Сделаю небольшую подсказку: справа сверху расположена лента блога – там слов о внутренних проблемах великое множество. Так что, могу, наверное, позволить себе лишний раз к ним не возвращаться.
«Кроме замены устаревшего Трахтенберга других идей я не увидел». Ну, уж простите, что не оправдал ожидания по части эпичности повествования. Дело-то, тут, знаете, какое? В условиях мозаичной культуры публика не очень настроена глотать кирпичи. Пока я тут буду растекаться мысью по древу, большая часть читающих меня «потеряет». Может, для автора станет откровением, что внимание аудитории надо зарабатывать? Захватывать посредством сложившейся репутации и того же заголовка и далее, по минуте его продлевая, доносить ключевой месседж?
Ну, и напоследок: стоило бы потратить пару-тройку минут на приведение текста в мало-мальски благопристойный вид. Честно, неряшливость оформления (стиль кавычек, отступы, знаки препинания и т.д.) напрягает – кроме того, может свидетельствовать об уровне организации. Я бы бросил читать такой текст уже после второго абзаца или, скорее всего, вообще бы до него не добрался, кабы он не был посвящен моему творчеству.
Впрочем, как бы то ни было, советую автору продолжать эти свои опыты. Ибо любая критика, несущая конструктив, нужна и важна. В том числе, кстати говоря, критика критики.
Давайте критиковать больше:)
Может быть, сделать вводный пост про этот блог?
Можно ли попросить о критике - или автор это сам решает?
Будут ли еще авторы в этом блоге?
Если автор захочет быть критикуемым, почему бы и нет?
Блог готов принят в свои ряды авторов, имеющих общее представление о понятии литературной критики
Чего хочет автор, что будет в блоге, может ли кто-то еще участвовать в этом блоге и так далее.
Потом можно сходный текст включить в описание блога.
(Пока здесь нет описания.)
Если не секрет - Сергей, вы лингвист?
Я не совсем уверена, что посты в блогах являются предметом именно литературной критики.
Скорее, это разновидность эпистолярного жанра, немного пиара, что-то от журналистики (не всегда лучшее) и так далее.
Описание добавлю