4 мин.

Советы блогерам. Часть третья

Подобно тому, как известный персонаж Мольера не знал, что он разговаривает прозой, многие блогеры не подозревают, что используют в своих материалах стилистические приемы. Оговорюсь сразу - буду подразумевать под этим понятием  любую технику, повышающую разнообразие текста с точки зрения формы; то есть любую синтаксическую игру. Филологи-лингвисты и сами не могут договориться между собой об определениях; что есть, например, троп, а что фразеологический оборот. Нам это тем более не важно.

Стилистические фигуры.

Стилистические фигуры это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Рассмотрим некоторые из них.

Повторение одного слова в начале предложения или его частиесть анафора,  стилистический прием, сплошь и рядом применяемый не только в поэзии.

«Месси обыгрывался с партнерами, Месси шел в безудержный дриблинг, Месси бил, раз за разом переписывая счет на табло.

Без изысков, с будничной простотой палача.

Солировал в этот вечер только он».

Попробуйте синонимически «разбавить» слово Месси: «нападающий Барселоны», или «Лео», или еще как-нибудь. Текст потеряет себя, анафора уместна только в сочетании с определенным ритмом.

Кроме анафоры, в этом предложении использована градация – последовательное нагнетание (в нашем случае) или ослабление эмоционального подтекста. Классическим примером градации является знаменитая фраза «Пришел. Увидел. Победил».

В тех случаях, когда необходимо выразить сильную эмоцию, часто используется гипербола – чрезмерное преувеличение, неуместное вне контекста.

Например: (о матче Россия-Украина 1999 г.): «Когда Шевченко исполняет вроде бы безобидную подачу в нашу вратарскую, я еще  кричу соседу в ухо что-то жизнерадостное. Секундой позже я  умру).

Противоположна гиперболе литота. «Вклад Иванова в победу можно было сколько угодно рассматривать под микроскопом, даже микробы выглядели крупнее".

К стилистическим фигурам относят и хорошо знакомые вам иронию, сарказм, риторический вопрос, аллюзию. Любопытствующие легко найдут на просторах Интернета ресурсы, из которых можно почерпнуть знания об инвективе, апокопе, хиазме и прочих распространенных сущностях, прячущихся за странно звучащими словами.  

Времена выбирают.

  • «После зимнего перерыва я  наконец-то собрался на стадион. Долго искал  «розу», потом позвонил Толику. «Выдвигаемся», сказал он и радостно рассмеялся в трубку».

  • «После зимнего перерыва я наконец-то собираюсь на стадион. Долго ищу «розу», потом звоню Толику. «Выдвигаемся», говорит он и радостно смеется в трубку.

  • «После зимнего перерыва я наконец-то соберусь на стадион. Буду долго искать «розу», потом позвоню Толику. «Выдвигаемся», скажет он и радостно рассмеется в трубку».

Три абзаца, три интонации, изменяющиеся в зависимости от времени глаголов. «Правильного» варианта, разумеется, нет - все зависит  от атмосферы, которую хочет создать автор.

Большая часть текстов пишется во времени прошедшем: «Дзагоев забил в самом начале матча», «отставка Эмери была обусловлена…».

Пробуйте варианты.

«Дзагоев забивает в самом начале матча», «отставка Эмери обусловлена…». Или с глаголами будущего времени: «Слуцкий делает замену еще не зная, что через десять минут  Дзагоев отправит мяч точно в….».

Текст о собственных переживаниях обычно хорошо смотрится в сочетании «настоящее время - от первого лица».

«Я понимаю, что упускаю главное; я не могу переработать хлынувший на меня поток эмоций в нечто удобоваримое, читаемое, да что там – хотя бы понятное мне самому».

Пробуйте, это интересно.

От перестановки слов…

Еще один стилистический ход – обычная перестановка слов.

Возьмите любой текст - свой, чужой, не важно. Попробуйте переставить слова внутри предложения, найти оптимальное сочетание, поменять логическое ударение. Часто этот нехитрый прием приводит к интересному эффекту, так, например, можно придать повествованию оттенок разговорности, или искренности, или снизить монотонность, которая часто возникает при повторе в одном предложении традиционной последовательности «существительное – глагол».

Если бы «Атлетико» не хотел спастись, Симеоне не шел бы ва-банк, снимая с игры двух защитников.

Если бы «Атлетико» не хотел спастись, не шел бы Симеоне ва-банк, снимая с игры двух защитников.

Или:

Стал бы «Юве» чемпионом или нет? Ответа на этот вопрос дать, наверное, никто не сможет.

Стал бы «Юве» чемпионом или нет? Наверное, никто не сможет дать ответа на этот вопрос.

Синонимы.

Вообще, МЮ - это команда, а Сэр Алекс (как сказал Шмурнов) - это лучший тренер по построению Команд. Наверное, только в такой команде не затерялся Гиггз, спустя полугодового перерыва, вполне успешно играет Скоулз. МЮ - это консервативная команда, в самом лучшем смысле этих слов.

В процитированном абзаце слово «команда» использовано четыре раза, но, в отличие от приведенного примера анафоры, на пользу тексту это не идет.

Используйте синонимы. Если вы не считаете свой словарный запас достаточным, не стесняйтесь пользоваться соответствующими сайтами, их много. Кроме того, в последних версиях текстовых редакторов Word есть функция подбора синонимов (тезаурус).

________

На этом пока все. В четвертой, по-видимому, заключительной части «вредных советов», планирую поговорить на "животрепещущие" темы.

Зачем мы пишем? для кого мы пишем? что отражает рейтинг? так ли важно писать грамммммотно?

И конечно о том, как не стать лучшим блогером "Трибуны".