Истории ЧМ-22, по которым нужно снять кино
Прошёл ровно месяц с момента окончания чемпионата мира в Катаре, и он уже стал историей. Но не одной – целой россыпью интересных, захватывающих и – в отдельных случаях – даже легендарных историй, которые заслуживают того, чтобы быть рассказанными, услышанными и, как вариант, показанными. С последней задачей справилось бы кино. Там уже несколько лет подряд доминирует над другими одна проблема: нет новых идей. Что ж, попробуем подкинуть парочку. Благо, «киношных» сюжетов на ЧМ-22 было предостаточно. Выделим главные, самые памятные и попросту лучшие и предложим свои идеи для успешной экранизации каждого из них. Короче говоря, представим, как могли бы выглядеть истории ушедшего мундиаля, если бы кто-то взялся за создание фильмов по ним.
ВАЖНО: наши ленты будут не документальными, а художественными (не «на основе реальных событий», а «вдохновлено реальными событиями»), а значит, и элемент творческой выдумки найдёт там своё место. Мы можем быть субъективными. Мы можем добавлять в историю собственные незначительные элементы. Мы можем дожимать там, где реальная футбольная история не дожала, и мы можем расставлять собственные акценты.
«Хао́с» (спортивная драма о судье, который хотел быть звездой)
Что за история? Рефери Лаос ужасно отсудил матч 1/4 турнира между Голландией и Аргентиной: непоследовательные решения, потерянный контроль над игрой, 48 свистков о фолах, 17 жёлтых (с учётом тех, что для игроков вне поля и тренеров), статус самой заметной персоны топ-поединка.
Почему надо показать? Истории об игроках популярны и регулярно выходят на экраны, но истории о рефери – нет. Обычно из-за того, что они неинтересны. Наш случай – исключительный.
Как показать? Первая сцена – комната судей в подтрибунном помещении. Там Лаос обменивается несколькими фразами с коллегами (можно даже что-то само собой разумеющееся) и отправляется на пару минут в уборную. На пути в эту комнату он встречает тренеров, игроков, работников стадиона (кого угодно, кто причастен к поединку), которые обсуждают предстоящий матч. Интриг огромное множество: 1) сможет ли Месси выиграть кубок? 2) что придумает Ван Гал? 3) а кто затащит, если дойдёт до серии пенальти? Наконец-то Лаос в уборной. Умывается, становится у зеркала и смотрит в него. После 10 секунд гляделок со своим отражением он говорит: «А ведь в детстве я мечтал совсем о другом!»
Дальше мы переносимся в детство Матео. Показываем его жизнерадостным ребёнком, который проводит свободное время на воздухе и всем сердцем жаждет приключений. А потом прибегает домой и делится с родителями: «Сегодня я…» Получает стандартную порцию похвалы и внимания, но осознаёт: ему этого мало. «Мама, папа, хочу быть звездой, когда вырасту!» – произносит он. Родители интересуются, в какой сфере хочет «сиять» их сын, – тот и отвечает: «Это неважно. Главное – чтобы меня запомнили, чтобы именно обо мне говорили, чтобы меня знали». Мама и папа с умилением реагируют на слова ребёнка, а один из них завершает своей репликой эту сцену: «У тебя точно всё получится. Я знаю».
На этом флешбэк Лаоса прерывается фразой из-за двери: «Эй, Матео, нам пора начинать!» Испанский судья что-то лениво отвечает зовущему и в последний раз смотрит в зеркало. «Если ты рефери, то не будешь сиять», – проговаривает он. А потом останавливается на полушаге и ловит себя на мысли, рассуждая вслух шёпотом: «А что, если всё же попробовать?» Матео воодушевлённый вылетает из уборной, подзывает коллег-судей, собирает команды и выводит их на поле. В момент, когда он решает с капитанами коллективов, кто начнёт матч, комментатор встречи (мы его покажем) произносит: «Судья сегодняшнего поединка – Матео Лаос. Его часто критикуют за излишнюю заметность во время матчей. Нам остаётся лишь верить, что сегодня поводов для полемики в отношении рефери не будет».
Дальше показываем уже сам матч, в котором Лаос чудит почти с первых минут. Показываем одинаковые фолы в исполнении 2 разных команд, на одни из которых рефери реагирует карточкой, на другие – нет. Показываем назначенный пенальти. Показываем спорные моменты с нарушениями и горчичниками. И всё – с комментариями про себя Лаоса и комментариями вслух от игроков, тренеров, зрителей, комментатора (все они недовольны и не понимают, что происходит). В голове испанца то и дело проходят такие мысли: «Если дам ЖК здесь, то трибуны меня заметят! Да, точно заметили! Все смотрят на меня!» А вообще все вокруг в недоумении. Зритель и комментатор говорят только о рефери, а один игрок в каком-то из эпизодов говорит своему противнику: «Я его не понимаю! Как он судит?!»
Матч длится 120 минут, а Лаос вручает футболистам карточки даже после серии пенальти. Игроки ссорятся друг с дружкой: Матео настолько потерял нити игры, что та стала неуправляемой. Но он не терял: он осознанно выпустил их из рук. Трибуны кричат, а на поле после финального свистка настоящий хаос. И каждый второй (да что уж там, мы же в кино: каждый первый!) говорит о Лаосе и его судействе. Матео не спешит покидать поле, как иногда делают рефери, которые не любят лишнее внимание. Нет, он им наслаждается. Сегодня он звезда, а это момент его славы. Он всё же уйдёт в подтрибунку через 5 минут после того, как мы покажем множество реакций на его работу. Покидая поле, он скажет: «Всё получилось. Я засиял».
Кстати, восприятие зрителем кино будет напрямую зависеть от его личной системы ценностей. Он может прикипеть к Лаосу и его детской мечте. Или может, например, воспринять такое желание рефери быть заметным враждебно. В первом случае смотрящий будет переживать и радоваться за Матео, во втором – быть раздражён его поступками. Но ни один, ни другой не останутся равнодушными.
«Уверен, они победят» (комедия о необъяснимом)
Что за история? В спортивных кругах существует шутка о «проклятии» рэпера Дрейка, поддерживаемые которым игроки/команды регулярно проваливаются. То же с блогером Васантом с YouTube-канала «Мяч Production». Перед финалом ЧМ первый поставил 1 млн. долларов на победу Аргентины в основное время, а второй спрогнозировал победу Франции в кубке – оба не попали.
Почему надо показать? История даёт возможность для мощного кроссовера между жанрами. Комичная ситуация, драматичный сюжет, достойное фантастического фильма совпадение, и всё это в спортивной «обёртке» – это кино сможет угодить вообще всем.
Как показать? Уже на этом этапе нужно проговорить: вместо Васанта здесь мог бы быть кто-то другой, кому критически не везёт с прогнозами. Но мы в нашей истории возьмём именно парня из YouTube: у него яркий образ и его знают многие зрители в русскоговорящей среде. Фильм начнётся с того, как он просыпается и едет в студию записывать очередной выпуск. Показываем всё в спешке до момента начала записи. Дальше переключаемся на Дрейка, который спорит с каким-то своим другом о результате финала и сообщает тому, что сегодня поставит 1 млн. на Аргентину: «Да, я сделаю это. Прямо сейчас пойду и сделаю ставку!»
В кадре снова Васант. На записи выпуска он говорит какой-то аргумент в пользу выигрыша кубка сборной Франции. Снова переключаемся на Дрейка: он с чемоданом денег идёт в БК, заходит внутрь, подходит к кассе, открывает чемодан (да, наш фильм стартует настолько пафосно, насколько только возможно!) и просит принять ставку на победу Аргентины. Снова в объективе Васант, который говорит финальную фразу в пользу французов и завершает: «Уверен, они победят». То же самое с Дрейком. Его переспрашивают, действительно ли он хочет поставить на аргентинцев так много, но тот неумолим: «Я уверен, я уверен. Уверен, они победят!»
На описанное выше фильм потратит 15 минут. Следующие 45 он будет активно разгонять тему ставки Дрейка и прогноза Васанта. Первую упомянут в новостях, а второй станет топ-темой для обсуждения в соцсетях. Люли будут то и дело вспоминать о том, как прошлые ставки и прогнозы этих парней не заходили. Мы покажем и быт обоих, где то и дело их близкие, друзья и знакомые, вспоминая предыдущие неудачи героев, будут шутить, что «теперь точно другая команда победит». За 45 минут фильма мы разгоним эту тему так, что перед стартом поединка ставку Дрейка и прогноз Васанта упомянут и комментатор матча, и зрители на трибунах и телеэкранах.
Все будут следить за прогнозами наших героев и ждать, что в итоге случится: чьё невезение наконец-то закончится, а чьё – прервётся. Зритель будет держать в голове эти данные, наблюдая за событиями на поле, которые мы, конечно, покажем. Сначала будет вчистую проваливаться ставка Васанта: Аргентина легко поведёт в счёте 2:0 и будет чертовски близка к победе. Естественно, мы то и дело будем включаться на наших парней, показывая их реакции на события на поле: в этот момент один уже будет праздновать победу. Но вот игра переворачивается с ног на голову: Франция реализует 1-й и 2-й свои моменты в матче и спасается. Игра переходит в ОТ, а Дрейк выключает телевизор.
Теперь единственная ставка, которая может сыграть, у Васанта. Комментатор то и дело упоминает это, а блогер внимательно следит за событиями поединка. Там снова обмен голами – счёт уже 3:3. На последних секундах Франция получает топ-шанс и… упускает его. В серии пенальти Аргентина оказывается сильнее. Прогноз Васанта тоже промазал. Последние сцены фильма: 1) рэпер говорит с другом о том, что он был близок и в следующий раз его ставка точно сыграет; 2) блогер готовится к записи нового выпуска, в котором собирается дать прогноз на победу другого коллектива со словами: «В этот раз я абсолютно уверен: они победят». Титры.
То же «Сияние» – культовое кино, но в нём не объясняется, как именно работает фантастика. Вопрос «почему?» там регулярно напрашивается на ответ «такие правила кино». А людям по душе: они тянутся к необъяснимому и непонятному. Аномальный нефарт Дрейка и Васанта – нечто фантастическое. Весь фильм зритель будет ждать их провала – и они реально провалятся, но всё равно удивят смотрящего («нельзя же быть такими невезучими!»). Кино без глубокого смысла, но цепляющее своей интригой. А ещё здесь «всё просто» с главными ролями: Васант мог бы сыграть Васанта, а Дрейк – Дрейка. Вряд ли бы они отказались.
«Лузеры/чемпионы» (спортивная драма о восприятии вещей через призму результата)
Что за история? Испания – самая спорная команда этого ЧМ. Её не понимали перед стартом первенства, хвалили по ходу и критиковали после вылета. На реакцию публики влиял лишь результат.
Почему надо показать? Эталонный пример того, что негласное правило «главное в спорте – результат» действительно работает.
Как показать? Стартуем выпуском спортивных новостей, в котором сообщают: сборная Испании не взяла на турнир Рамоса, Тьяго и Де Хеа – элитных футболистов. Дальнейшую историю наблюдаем глазами какого-то журналиста, прикреплённого к испанской команде на время чемпионата. У парня не будет своей сюжетной линии, его задача в кадре – наиболее полно познакомить нас со сборной. Он полетит на ЧМ, чтобы там наблюдать за бытом коллектива («сегодня сборная больше обычного времени провела в отеле», «сегодня коллектив не тренировался», «сегодня тренер отрабатывал с игроками тактику»). Мы покажем испанскую команду нетипичной и эксцентричной: она будет делать то, чего не делают другие сборные.
Например, больше других времени проводить за тактическими занятиями. Тренер Энрике будет говорить футболистам, что конкретно делать в той или иной ситуации, а не полагаться на творчество своих игроков. Все эти данные наш журналист будет передавать на канал (просто сообщения/полноценные сюжеты). А там раз за разом эксперты будут спорить, гениально ли всё, что делают испанцы, или глупо. И такая последовательность будет повторяться раз за разом: 1) журналист что-то узнаёт о сборной; 2) сообщает каналу, а канал освещает; 3) местные эксперты спорят о том, правильно ли поступают испанцы. Здесь будет и приход Энрике в Twitch (его тоже обсудят на ТВ). В целом, комментарии экспертов будут сдержанными.
Пусть телеканал проведёт опрос среди зрителей: «Верите ли вы в успех сборной Испании?» Соотношение голосов будет примерно 50 на 50. Именно с такой позиции команда начнёт турнир. А там стартует с победы 7:0 над Коста-Рикой. Теперь эксперты хвалят методы Испании и лично Энрике, а зрители в аналогичном прошлому опросе отдают 97% голосов за «да, верим». Акцентируем внимание на том, как результат повлиял на мнение общественности. Теперь испанцы – любимцы публики. Их хвалят, ими восхищаются. Одна победа на несколько дней превратила «очень спорный проект» в «гениального тренера и великолепную команду».
А дальше Испания уступит последовательно Японии и Марокко, из-за чего покинет турнир. Те же эксперты, которые осыпали команду комплиментами, на телеканале почти в один голос будут кричать: «Я с самого начала не верил в этот коллектив!» А сам канал проведёт опрос «стоит ли уволить Энрике?» среди зрителей и получит 98% ответов «да, стоит». А потом наш журналист одним из первых сообщит, что «завтра случится отставка тренера». История сборной Испании на ЧМ закончится бесславно, а её нетипичные методы (от желания играть в тики-таку и невызова топ-игроков до знакомства Энрике с современной соцсетью) назовут такими, которые никак не могли дать результат и даже помешали команде.
Побеждаете – герои и всё делаете правильно. Проигрываете – неудачники, которые принимают неверные решения. Мышление большинства зрителей в футболе работает именно так. Здесь легко стремительно взлететь вверх, но ещё проще свалиться с небес на землю. Фильм о том, как порой результат твоих стараний определяет мнение о тебе, а сами твои старания – совершенно нет. Осторожно: кино после просмотра может разочаровать в людях. Если снимем хорошо, то даже должно.
«Великий. Развязка» (спортивный триллер о старении и принятии)
Что за история? Роналду много лет был лучшим футболистом мира, но его позиции пошатнулись перед ЧМ. Турнир должен был ответить на вопрос, достаточно ли Криш хорош. В итоге португалец провалил чемпионат, а его великая карьера де-факто закончилась.
Почему надо показать? Зритель устал от сюжетов, где главный герой оказывается в сложном положении и справляется. Нужны истории и без хэппи-эндов. История конца карьеры Роналду – это антоним к слову «хэппи-энд».
Как показать? Начнём отрывками из интервью Роналду Моргану. Там он сожжёт все мосты и сделает ставку ва-банк на ЧМ. Теперь он либо выстрелит на мундиале, либо будет вынужден пойти на понижение. Ставки очень высоки. Всё или ничего. Нагнетаем постоянными предложениями для Роналду от слабых команд и его вопросами агенту о том, не интересуются ли им топы (нет, не интересуются). Всё это будет лишь сильнее его раздражать. Но ещё и мотивировать. Криш поедет на мундиаль максимально заряженным всем всё показать и доказать. Единственный такой шанс может дать ему сборная, где он лидер, лучший бомбардир и просто легенда.
Если вы смотрели «Тачки 3» (да, мультфильм, но это и показательно: примеров подобного кино настолько мало, что первая ассоциация с такой историей – анимационная), то вы понимаете, что мы должны показать. Там главный герой выиграл всё, что хотел, но из-за возраста перестал вывозить. Он не может смириться, что теперь не лучший и не может быть лучшим. Но если в «тачках» всё заканчивается принятием главным героем факта своей старости по меркам спорта, то в нашем случае всё будет наоборот. Криш не примет того факта, что больше не справляется, ни вначале фильма, ни в его конце. Это история о неспособности принять изменения, на которые не можешь повлиять.
Роналду будет проводить на ЧМ один плохой матч за другим, не забьёт ни разу из игры, МЮ расторгнет с ним контракт, он получит стопку критики в свой адрес, а его извечный конкурент проведёт блестящий турнир, забив тем самым последний гвоздь в крышку этого гроба Криштиану. Вы всё это знаете. Пиковый, ключевой момент фильма – решение тренера оставить форварда на скамье в матче со Швейцарией. Вместо Роналду на поле вышел молодой парень – оформил хет-трик и доказал, что лучше легенды здесь и сейчас. Кульминация – неспособность футболиста помочь команде в матче с Марокко и его дальнейшие слёзы при уходе со стадиона.
Историю будет повествовать рассказчик за кадром. Он будет вводить зрителя в курс дела, знакомить его с Роналду весь фильм. А в конце он проговорит фразу о принятии – мораль фильма. Закончим мы ленту эпилогом, в котором Криштиану на пресс-конференции в Аль-Насре скажет, что переехал в Южную Африку (на самом деле – в Азию). А дальше художественный элемент. Сразу после завершения этого интервью ему подскажут, что он оговорился, а Криш, до сих пор не принимая факта своего поражения, на это ответит: «А какая разница? Всё равно я скоро вернусь обратно в Европу».
Зрителю будет больно смотреть на то, как тот, кто постоянно побеждал, проигрывает и не может с этим смириться. Он будет разрываться между мыслями «да как ты раздражаешь! пора заканчивать, прими это» и «пусть у него получится, ведь он так сильно этого хочет». Роналду с его харизмой, характером и яркими моментами карьеры – абсолютно киношный персонаж. Но, если бы эти фильмы сняли, они – почти все – были бы о победах и свершениях. Все, кроме одного – этого. Здесь Роналду проиграл, а его обидчиком стала старость.
«0:2» (спортивная драма о трусости/геройстве)
Что за история? В концовке матча Аргентины и Польши поляки, проигрывая 0:2, удерживают счёт более 20 минут, даже не пытаясь забить, ведь при нём проходят дальше, опережая Мексику по дополнительным показателям (только по числу жёлтых каточек). Игра оканчивается, а европейцы празднуют, что проиграли всего лишь 0:2.
Почему надо показать? Спорт – это о победах, а футбольное поле – это именно то место, где команда должна побеждать. Сборная Польши в важнейший для себя момент предпочла пренебречь спортивными принципами и была за это награждена – нетипичная ситуация, которая способна разжечь пламя дискуссии между зрителями.
Как показать? Зритель должен прикипеть к полякам в первом акте. Это несложно: достаточно просто откапать какие-то личные истории футболистов команды, для которых был крайне важен этот мундиаль. Например, самая очевидная – у Левандовски. Он был близок к получению ЗМ, стал одним из лучших футболистов последнего 10-летия, но так и не осуществил мечту детства – не забил ни разу на ЧМ. В Катаре отличился – не смог сдержать слёз. Короче говоря, берём несколько таких историй и повествуем о команде. Польша должна вызвать симпатию. А потом начнётся ЧМ.
Во втором акте у команды многое будет не получаться на поле. Она проведёт пару средних матчей, но добудет в них очки. Пожалуй, это первый в данной статье фильм, в котором нам обязательно (!) нужно качественно и правдоподобно, а не карикатурно или точечно-примерно показать футбол. Драма Роберта, геройства Щенсны, ещё что-то. Наша цель – продемонстрировать, что поляки проделывают большую работу, но выглядят неуверенно, выступают средне. У нас будет интрига: пройдёт ли эта несимпатичная визуально, но вызывающая симпатию отдельными перформансами футболистов и их историями сборная дальше? Войдёт ли она в историю?
Счёт 0:2 в названии будет обманывать зрителя: он будет готовиться к неудаче команды, но она действительно квалифицируется в следующий этап турнира. Но важно то, КАК она это сделает. Не только при тотальном поражении по статистике (4:25 по ударам, в створ – 0:13), но и при полном отсутствии попыток отыграться после 0:2. Мы покажем, как сборная Польши тянет время и продолжает оборонять счёт 0:2, ведь он позволит ей пройти дальше. Недавно Тальяфико рассказал, что один из польских футболистов просил «не атаковать их ворота, пожалуйста» при 0:2. Мы покажем и это. Мы изобразим, как команда уступает 0:2 и не пытается ничего с этим сделать, ведь в моменте этот счёт для неё – лучший.
Ещё один фильм, который должен вывести зрителей на дискуссию: поляки совершили подвиг или струсили? Нормально ли вообще защищать счёт 0:2 и просто верить, что команды в параллельной встрече помогут? Часть зрителей будет рада за коллектив, а часть – огорчена их поступком. Тому, кто это посмотрит, придётся выбирать, какой подход ему ближе. Решить, готов ли он добиваться чего-то ценой позора и критики общественности. Что важнее: результат или сохранение верности спортивному принципу? Результат или достоинство? Мы вынудим зрителя задаваться всеми этими вопросами.
«Злой козёл» (спортивная драма об изменениях в человеке и их влиянии)
Что за история? Месси – один из лучших игроков в истории футбола, а ещё «хороший парень» на футбольном поле. Чтобы окончательно стать лучшим, ему не хватает кубка ЧМ. Он приезжает на последний для себя такой турнир в карьере и становится «плохишом» – в том числе благодаря этому изменению выигрывает и поднимается на самую вершину.
Почему надо показать? Из-за масштаба. Большая спортивная личность, большой турнир, большие ставки. Крутость и важность всего закручены до максимума. И герой побеждает. Сценаристу должно быть легко работать со столь качественно написанной жизнью историей. А зритель получит шанс прикоснуться к чему-то легендарному.
Как показать? Мы проведём экскурсию по карьере Месси для зрителя. Он будет переживать вместе с Лео победы и поражения. Постепенно мы подведём человека у экрана к мысли: если Месси затащит на ЧМ, то он безусловно лучший. Покажем первые успехи Лео в Барселоне, провалы в сборной, победы с клубом, снова неудачи в сборной, выигрыши ЗМ и т.д. Мы расскажем историю становления лучшего футболиста мира. А рассказывать будем устами его бывших и нынешних партнёров. Например, о его парижском этапе карьеры расскажет Мбаппе, о последних годах в Барселоне – Суарес, а о сборной каждый раз будет вещать Ди Мария (эмоциональный + прошёл с Лео все большие турниры).
Мы поменяем нескольких рассказчиков по ходу фильма. Каждый будет говорить как за кадром, так и иногда в кадре (сидя на удобном стуле, как часто бывает в документалках – украдём у них этот приём). И каждый станет повторять примерно одно и то же, только разными словами: «Месси – гений/умеет всё/один из лучших в истории». Но каждый проговорит: «Лео – хороший парень». Где-то час времени фильм будет убеждать зрителя в том числе в правильности последнего тезиса. И убедит. Так, как убедил и нас Месси в течении своей карьеры. Он образцовый мальчик.
Когда Лео проиграет ЧМ-14, Ди Мария скажет, сидя на своём удобном стуле в кадре: «Тогда нам чего-то не хватило…» А уже при воспоминании о ЧМ (3-й акт) проговорит: «В Катаре стало ясно: в Бразилии 8 лет назад нам не хватило его злости. Нам не хватило злого Месси». И мы покажем зрителю того Лео, который приехал на последний мундиаль. Ссорящегося с соперниками, дающего откровенные комментарии, искренне празднующего забитые голы, агрессивного на поле – настоящего плохиша. Мы расскажем не о том, как Месси выиграл ЧМ. Наш сказ – о том, почему он этого добился.
Благодаря спортивной злости. В нашей версии событий именно она станет фактором «Х», который сделает из Месси лучшего в мире. Центрируем историю вокруг Лео, но не вокруг его таланта и работы над собой в зале, как наверняка будут это делать через годы, желая рассказать о его победах. Мы пойдём по неочевидной дорожке. Лео возвысился над всеми благодаря тому, что в решающий момент открылся для изменений, вышел из зоны комфорта, стал лучшей версией себя на время турнира, ведь понимал, что только это позволит ему и его команде победить.
Зритель не оценит историю о таланте – ему будет сложно отождествлять себя с Лео во время просмотра, ведь никто не может ответить наверняка для самого себя на вопрос: а талантлив ли я? А вот история о характере и боевых качествах будет принята и будет понятна. Фильм о врождённом гении может превратиться в кино о мотивации, если правильно расставить акценты. Например, так, как это сделали выше мы.
«Футбол + ЧМ» (сборник историй о ЧМ)
Что за истории? Солянка из 6 самых разных сюжетов этого ЧМ.
Почему надо показать? Это единственный фильм-аттракцион в нашем списке: тут зрителю вообще не придётся думать. Только смотреть и наслаждаться, удивляться, радоваться за героев/быть недовольным ими. Спортивное кино, которое позволит хорошо провести время и покажет все яркие краски катарского мундиаля.
Как показать? Фильм продлится около 2 часов, каждый рассказ – в районе 20 минут. Тут мы решили собрать в единое кино все истории этого ЧМ, которые не тянут на отдельную ленту (некоторым просто не хватает объёмности), но наверняка придутся по душе зрителю или по крайней мере его развлекут. Перед началом каждого из рассказов сборника на экране будет появляться название истории. А раз название всей ленты «Футбол + ЧМ», то и названия отдельных её фрагментов должны быть соответствующие – «математические».
«Саудовская Аравия + 1 матч». Возможно, один из самых памятных поединков ушедшего ЧМ. Саудитов считали главными аутсайдерами первенства, а аргентинцев – одними из пары главных фаворитов. Тем сложнее было принять итоговые 1:2 на табло. Это история о чуде, для которого не было ни единой предпосылки. Мы покажем разговоры игроков перед матчем, в которых они и не мечтают о победе. Расскажем о том, что Мартинес общался с психологом после матча (а ведь это правда!), о том, что каждого из футболистов СА наградил за победу король страны, а следующий день в государстве объявили выходным. История о большом чуде, короче.
«Катар ± болельщики». Героем 20-минутки станет один выдуманный парень из Пакистана, который даже не был фанатом футбола, но согласился на предложение катарцев посетить ЧМ по этому виду спорта ради денег, жилья, еды. Представим, что сначала он просто выполнял свою работу: ходил на матчи и болел за тех, за кого нужно. А дальше полюбил этот вид спорта и втянулся – начал болеть искренне и уже после ЧМ стал настоящим фанатом футбола. Скажете: «Такого же не было!» Но наверняка было: в Катар приехало слишком много «подставных» фанатов. Как минимум 1 из десятков тысяч духом игры миллионов наверняка проникся.
«Комментаторы + Кимы». У нас слишком мало забавных историй – нужно компенсировать это. Пожалуй, проблем с произношением корейских фамилий не было только у комментаторов из Кореи. Другим было тяжко: попросту нереально «водить мяч» и отличать футболистов, когда почти половина игроков на поле имеет одну и ту же фамилию! Мы бы показали комнату с 3-4 комментаторами из разных стран, работающими на матче сборной Южной Кореи. Все будут страдать («Ким на Кима, Ким, Ким, снова Ким, но другой»)… кроме самого корейца. Тот покажет мастер-класс своим коллегам, как нужно справляться с такой ситуацией. Другие комментаторы будут в шоке, но впечатлены, зритель – тоже. История о колоритности ЧМ, которая достигается в том числе благодаря вот таким мелочам.
«Германия – форвард». Можно спорить о причинах провала Германии на ЧМ, но мы будем акцентировать внимание на одной – на отсутствии в её стартовом составе наконечника. Мы покажем упёртость Флика, который не хотел вызывать в сборную Фюллькруга, но был вынужден, когда из его обоймы из-за травмы вылетел Вернер. Ханси не использует нападающего в стартовом составе ни разу за весь турнир, из-за чего и вылетит: каждый раз, выходя на замену, немецкий форвард приносил пользу. Это небольшая история об избыточной упёртости, которая перечёркивает всю ранее проделанную работу, и её плачевных последствиях.
«Бразилия + танцы». Бразильцы приехали на ЧМ побеждать и нести позитив своими танцами. С первым не срослось, но они запомнились. Мы бы показали путь латиноамериканцев на турнире и особое внимание уделили бы их хореографическим празднованиям забитых мячей. В сложный для всего мира год коллектив подарил зрителю радость и положительные эмоции – это очень ценно. Футбол – это именно об эмоциях. Рассказ о команде, завоевавшей сердца миллионов без громких побед, обязан быть в нашей подборке. А главным героем пусть будет… случайный хореограф, который разбирал бы танцы бразильцев на турнире для футбольной передачи. Такого не было? Это не наше упущение, что такой рубрики никто так и не придумал.
«Мартинес + победа». Хронологически последний сюжет списка закроет наш сборник. Эми выиграл турнир и праздновал ярче всех победителей: сначала использовал не по назначению приз лучшего вратаря турнира, а на празднование победы в своей стране притащил куклу Мбаппе – футболиста, проигравшего в финале. С одной стороны, это чрезмерно и слегка неуважительно. С другой стороны, всё это – об искренних эмоциях, которые и должны вызывать футбол и победы в нём. Мартинес повеселит зрителя и лучше всех покажет, что такое настоящая эйфория от виктории в спорте. Как нам кажется, именно такой должна быть заключительная история в сборнике.
А какую ещё историю ЧМ считаете подходящей для художественной экранизации вы?
Мой тг-канал, где я делюсь более футбольными мыслями, упоминая кино гораздо реже