Кристоф Бирманн. «Футбольные хакеры». Разведка цифрового пространства, часть 1
***
Внезапно как о топ-игроках заговорили о лучших скаутах и деньгах за трансферы целых командных штабов. Один из них — Свен Мислинтат, перешедший из «Дортмунда» в «Арсенал». Но мы также встретим человека извне с удивительно проницательной чуйкой на данные.
СЛЕДУЮЩИЙ ГЕРОЙ ФУТБОЛА
В последние несколько лет скаут был выбран как последняя великая романтическая фигура футбола: одинокий человек в бесконечном путешествии в поисках талантов, которых другие недооценили. Писатель Майкл Кэлвин присоединился к «Людям из ниоткуда» [The Nowhere Men], как он их называл в своей одноименной книге, на провинциальных полях Англии, написав «неизвестную историю истинных искателей талантов в футболе». В Германии Рональд Ренг посвятил целую книгу истории малоизвестного скаута Ларса Мроско — «Таланты Мроско» [Mrosko’s Talente]. Обе работы были названы Футбольной книгой года в своих странах; обе рисовали картину мира страстных людей, трудящихся на работе, которая приносит им мало уважения и не намного больше денег. Их награда приходит в виде того, что их суждение оказывается правильным — когда они предвидели, что неизвестный игрок возвысится и превратится в звезду.
Примерно в то же время, четыре-пять лет назад, также появился нарратив о суперскаутах. Они были безликими людьми, стоящими за историей успеха, создателями тайных клубов, искусными в последовательном выявлении талантов.
Одним из наиболее известных примеров был Стив Уолш. Потратив относительно немного денег, глава отдела по подбору персонала «Лестер Сити» собрал ключевых игроков в команду Лис, выигравшую чемпионат 2016 года: Джейми Варди, Рияд Марез, Н'Голо Канте и Кристиан Фукс. Варди был куплен у клуба третьего дивизиона «Флитвуд Таун». Уолш случайно наткнулся на Мареза, вингера второго французского дивизиона за €500 тыс., желая найти там другого игрока. Австрийский крайний защитник Кристиан Фукс был подписан на правах свободного агента из команды Бундеслиги «Шальке». Канте, еще одна находка из Франции, обошелся в €9 млн. После победы в чемпионате с «Лестером» боевитый полузащитник был продан в «Челси» более чем за втрое большую сумму, и он снова выиграл Премьер-лигу. Два года спустя невероятно скромный уроженец Парижа выиграл чемпионат мира со сборной Франции и стал мировой суперзвездой.
Через несколько месяцев после того, как Уолша провозгласили гением, пришло время Луису Кампосу получить свои аплодисменты. Португальский скаут раскопал многих игроков, которые прошли весь путь до полуфинала Лиги чемпионов с «Монако» в сезоне 2016/17. Кампос покинул мадридский «Реал» четырьмя годами ранее, поработав скаутом талантов и тактики у Жозе Моуринью. В свой первый сезон в «Монако», клубе, принадлежащем российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву, Кампос потратил княжескую сумму в €160 млн. на таких известных звездных игроков, как Хамес Родригес и Радамель Фалькао. «Монако» заняло второе место в Лиге 1, но в следующем сезоне деньги на инвестиции иссякли. Клуб получил чистую прибыль на трансферном рынке в размере €50 млн., а в 2015/16 годах они даже установили новый рекорд по продажам игроков за один год. «Монако» получило €180 млн., продав своих старых игроков и потратило €110 млн. на новых.
В одночасье клуб с Лазурного берега превратился в футбольную биржу, где очень талантливые игроки покупались и продавались с огромной прибылью. Переходный характер команды поначалу не повлиял на их игру на поле: d 2017 году «Монако» забило 107 голов и впервые за 17 лет выиграло чемпионат. Вскоре после этого они побили свой рекорд по продажам: Килиан Мбаппе был куплен «Пари Сен-Жермен» за €180 млн. Кампос тоже покинул клуб, чтобы присоединиться к «Лиллю».
Рамон Родригес Вердехо, широко известный как Мончи, является еще одним членом суперскаутской лиги. Бывший специалист «Севильи» был нанят испанским клубом в качестве спортивного директора в 2000 году, но его основной компетенцией было развитие игроков, потенциал которых был недооценен другими клубами. Дани Алвес был одним из таких. Бразилец был продан почти за €30 млн. больше, чем «Севилья» заплатила клубу «Баия» за его услуги. Подписание и продажа таких игроков, как хорватский полузащитник Иван Ракитич, колумбийский нападающий Карлос Бакка, а также многих других, также оказались хорошим бизнесом. Однако с Мончи во главе «Севилья» была не просто процветающим импортно-экспортным магазином. Андалузцы также были очень успешны на поле. За десять лет они выиграли как минимум пять трофеев Лиги Европы.
Свен Мислинтат тоже является одной из звезд индустрии, пусть он и терпеть не может ярлык «суперскаут». Почти всегда небритый и непритязательный немец слишком для этого приземлен. Бывший футболист-любитель, наделенный скромным талантом, он родился в Камене, городке на периферии Дортмунда, наиболее известном своей развязкой на автобанах, и с детства был фанатом BVB.
В течение многих лет он проделывал такую блестящую работу на четвертом этаже клубных офисов «Боруссии», расположенных рядом с двухполосной дорогой, что «Арсенал» выплатил семизначную компенсацию команде Бундеслиги за то, что заманил его на «Эмирейтс» в ноябре 2017 года.
Его офис в Дортмунде был скудно обставлен. Большой, аккуратный письменный стол с компьютерным монитором, телевизор на стене и картина на противоположной стене. Самым привлекательным был вид через дорогу на стадион, расположенный в нескольких сотнях метров от кабинета. По соседству находился офис спортивного директора Махаэля Цорка, а в нескольких шагах — скаутский отдел.
Свен Мислинтат — легенда европейского скаутского сообщества. Кто в 2010 году еще мог подумать о том, чтобы искать игроков во втором японском дивизионе? Именно там Мислинтат нашел Синдзи Кагаву. Он подтолкнул клуб подписать 21-летнего японского атакующего полузащитника на правах свободного агента из клуба «Сересо Осака». Два года спустя любимец болельщиков и двукратный победитель чемпионата Германии за €16 млн. перешел в «Манчестер Юнайтед». Это то, из чего сделаны мечты каждого футбольного скаута.
Кагава не был разовым случаем. За десять лет, что Мислинтат проработал в BVB, клуб мог похвастаться самой успешной трансферной политикой среди всех немецких профессиональных клубов. Поучительно посмотреть на их чистые трансферные расходы — разницу между деньгами, потраченными на новых игроков, и гонорарами, полученными за продажу старых — в связи с развитием рыночной стоимости игроков. Сравнение основано на оценках, сделанных transfermarkt.com. Определение рыночной стоимости игрока не является точной наукой, но цифры на веб-сайте дают достаточно точные рекомендации.
В период с 2012 по 2017 год составы всех команд Бундеслиги, за исключением нескольких, выросли, но упали для тех, кто вылетел из высшего дивизиона. Снижение стоимости «Вердера» и «Гамбурга», которые в те годы не вылетали, в значительной степени намекает на плохую трансферную политику. Некоторые клубы в основном повышали ценность своей команды, тратя деньги на трансферы. Например, «Вольфсбург» потратил €138 млн. на трансферы, но за тот же промежуток времени стоимость команды увеличилась только на €135 млн. «Бавария» в этом отношении тоже перерасходовала средства, в то время как «РБ Лейпциг» инвестировал агрессивно, но при этом создавал бо́льшую ценность.
Следующую таблицу не следует рассматривать как простое отражение успешного скаутинга. Прежде чем покупать игроков спортивные директора и тренеры должны быть на одной волне; в идеале, клуб также должен иметь четкое представление о том, в какой футбол они хотят играть, и соответственно выбирать своих игроков. Кроме того, тренеры, которые развивают и улучшают игроков, тоже создают бо́льшую ценность.
Как всегда, не следует недооценивать элемент удачи. Например, за Кагавой присматривало агентство игроков Томаса Крота, которое с самого начала специализировалось на профессионалах из Японии. Крот, бывший игрок «Дортмунда», офис которого находится в этом городе, традиционно имеет тесные связи с «Боруссией». Именно он предупредил Мислинтата о потенциале Кагавы. После просмотра видеозаписи интерес скаута BVB был настолько разожжен, что он полетел в Японию, чтобы лично посмотреть на его игру. По возвращении он не переставал приставать к менеджеру Юргену Клоппу, спортивному директору Михаэлю Цорку и боссу клуба Хансу-Йоахиму Ватцке с просьбой подписать игрока, даже несмотря на то, что они не смогли по-настоящему оценить его потенциал, просмотрев видео. Качество футбола, в который играли во втором дивизионе Японии, было настолько скромным, что они не могли себе представить, на что может быть способен Кагава в Бундеслиге. «То, как игроки боролись за мяч (там), больше напоминало волейбол, чем футбол», — сказал Михаэль Цорк, начальник Мислинтата. Юрген Клопп тоже с насмешкой отнесся к обсуждаемому трансферу. «Как я должен объяснить японскому игроку из второго дивизиона, что он не нашего уровня игрок?» — он усмехнулся. Но когда Кагава начал тренироваться с командой, Клопп сразу же пришел в восторг.
* все в миллионах евро
Источник: Transfermarkt.de / По состоянию на: 1.9.2017
Кагава был лучшим бомбардиром второго японского дивизиона, забив 27 мячей в 44 матчах. Это звучало довольно впечатляюще, но вызывало вопрос, который часто возникает при трансферах между странами. Как игру в одной лиге сравнить с игрой в другой? Будет ли быстрый вингер из второго дивизиона так же опасен в высшем дивизионе? Можно ли ожидать, что норвежский вратарь будет также хорош в Премьер-лиге, как он был в своей собственной стране? И сколько должны значить голы во втором японском дивизионе в немецком футболе?
Спортивные директора и скауты постоянно сталкиваются с проблемой экстраполяции способностей игрока в разных лигах, поскольку футбол стал глобальной игрой. Одна компания многое сделала для того, чтобы способствовать такому сближению знаний: Wyscout, из Кьявари, что на севере Италии. Их банк данных содержит 40 000 игроков из 250 соревнований со всего мира, а клиенты могут получить доступ к видео из 220 000 игр. Каждую неделю добавляется еще по 2000 матчей. Видеоматериалы Wyscout поставляются с предварительными тегами. Таким образом, клиенты могут искать отснятый материал игрока с использованием ключевых слов, таких как удары, подкаты или передачи. Любой спортивный директор или скаут, использующий этот инструмент, может мгновенно составить первое впечатление об игроке, даже если он базируется в малоизвестном клубе второго дивизиона в Японии.
Компания Wyscout была основана в 2004 году Маттео Камподонико, бывшим экономическим аналитиком, работавшим в отделе стратегии банка. В первые годы своего существования фирма несколько раз меняла свое название и бизнес-модель, пока в марте 2008 года не решила стать инструментом скаутинга. Первоначально Wyscout предлагала статистическую информацию об игроках и DVD-диски, доставляемые курьером. Полгода спустя больше не было необходимости рассылать видео; теперь клиенты могли смотреть их на веб-сайте компании. С 2010 года, когда они выбрали Wyscout в качестве названия, вся платформа стала цифровой.
Wyscout ни в коем случае не является единственным поставщиком в этой области. Подобную услугу уже давно предлагает английская фирма Scout7, которая была поглощена OptaPro в 2018 году. Базирующиеся в США STATS и InStant из России также принадлежат к более известным фирмам, специализирующимся в этой области. Opta также сотрудничает с американской фирмой TruMedia в объединении данных с видеофрагментами. Общая цель состоит в том, чтобы создать наиболее обширный видеоматериал с наилучшими тегами, который сочетается с максимально подробными наборами данных.
Такому клубу, как дортмундская «Боруссия», предлагают около 2500 игроков за сезон. Многие из них в лучшем случае достаточно хороши, чтобы играть в четвертом дивизионе за вторую команду Черно-желтых. Но даже они должны быть сначала отобраны из списка возможных покупок. К счастью, это делается достаточно быстро с помощью видео и данных. Плутоватые агенты больше не могут заставить среднестатистического игрока выглядеть чемпионом мира на DVD-нарезках с потрясающим саундтреком. Если появится интересный игрок, отделы скаутов большинства клубов высших европейских лиг способны в течение 24 часов составить электронное досье, в которое войдут наиболее важные данные, а также видео со всеми соответствующими сценами минимум из трех матчей. В результате скауты избегают бесчисленных ненужных поездок, чтобы понаблюдать за претендентами в действии.
Однако Мислинтат сразу решил, что не будет полагаться исключительно на постоянное совершенствование технологических решений, предлагаемых коммерческими поставщиками с точки зрения цифрового поиска. Он хотел конкурировать на мировом рынке игроков с международными элитными клубами, что, казалось бы, было невозможно.
В Дортмунде Мислинтат координировал работу десяти скаутов, довольно большой команды по сравнению со многими немецкими клубами, но почти смехотворно маленькой по сравнению с размерами отделов регулярных участников Лиги чемпионов. В лучших командах Англии, Испании и Италии работает до 50 специалистов по выявлению талантов в каждой. «Манчестер Сити», называя лишь одну из них, нанимает скаутов-специалистов для Скандинавии, африканского юношеского футбола, а также лиг Японии, Кореи и Китая. С их армией местных экспертов такие клубы никогда не упускают перспективных игроков.
Мислинтату нужно было придумать другой способ.
MATCHMETRICS И ПАРАДОКС СОБЕХА
Важный день шел действительно хорошо — поначалу. Был февраль 2013 года, и Свен Мислинтат представлял своим боссам проект под названием Matchmetrics, над которым он работал около года в свободное время. Главный скаут «Дортмунда» объединил усилия со спортивным ученым, который долгое время пытался вести статистический учет футбольных матчей, и был экспертом в области информационных технологий. По иронии судьбы, именно «Манчестер Сити» свел их троих вместе. Команда Премьер-лиги провела конкурс в 2012 году, пообещав вознаградить наиболее интересную информацию, полученную из набора данных игр «Сити», которые они предоставили общественности. На самом деле из конкурса не вышло ничего примечательного, но Майкл Маркефка был достаточно вдохновлен и проанализировал подсчеты. Бывший студент юридического факультета ранее работал в артхаусном кинотеатре, но его основной интерес заключался в программировании — и в футболе. Когда его кинотеатр совместно с «Дортмундом» организовал мероприятие, он обратился к Мислинтату с целью познакомить его со своими идеями об анализе данных. Он был заинтересован. Шесть месяцев спустя они делились плодами своего труда с самыми важными людьми во втором по величине клубе Германии.
С помощью разумно используемых данных они хотели легче просеять огромное количество игроков со всего мира. Ключевым моментом, по их мнению, было сопоставление данных о событиях для игроков с позиции, где эти события происходили. Они разделили поле на 100 квадратов и присвоили им разные значения важности. Успешный подкат во вратарской был, очевидно, важнее, чем в центральном круге.
То же самое касалось точных передач и, конечно же, ударов по воротам, как мы видели на примере Ожидаемых голов и модели Dangerousity Даниэля Линка. Мислинтат и его коллеги рассчитали значения для своих 100 квадратов на основе исторических игровых данных и разработали алгоритм, который под конец должен был выдать одно окончательное число для игрока.
По сути, это был индекс игрока. Сама по себе идея не была новой. Еще в 2009 году компания по производству моторных масел Castrol спонсировала одноименный индекс ФИФА, который помог разработать Арсен Венгер. В то время медиакомпании начали использовать поставщиков данных для сопоставления своих собственных индексов, чтобы сообщить своим читателям, кто сыграл хорошо или плохо. Они чувствовали, что кажущаяся объективной цифра может показаться более убедительной, чем субъективное мнение репортера. Но индекс полностью зависит от приложения базовых данных. Алгоритм, лежащий в основе, выдает взгляд его автора на футбол. Таким образом, различные индексы могут быть столь же не сопоставимыми, как оценки игроков в газетах. Вдобавок ко всему, большинство индексов страдают от проблемы, заключающейся в том, что их цифры не прикладываются в соответствии с расположением событий на поле.
Поначалу презентация произвела на боссов «Дортмунда» должное впечатление. Но внезапно Мислинтат и его люди потеряли аудиторию. «Все шло хорошо — пока мы не показали им наш лучший состав», — вспоминал Мислинтат. Одним из игроков в «команде сезона», выбранной системой, был Лассе Собех, бывший игрок молодежной команды «Дортмунда», который был отдан в аренду претендентам на вылет команде «Гройтер Фюрт» после того, как получил некоторое игровое время в «Санкт-Паули» в Бундеслиге 2. Собех, несомненно, был приличным игроком, но уж точно не выдающимся талантом. Спортивный директор Михаэль Цорк и генеральный директор Ханс-Йоахим Ватцке были ошеломлены. Как эта система могла определить его как одного из лучших центральных защитников в первом дивизионе Германии?
Мислинтат тоже понимал, что Собех не был элитным защитником. Но лишь позже он понял, почему алгоритм подбросил его вверх. В том году «Гройтер Фюрт» очень глубоко оборонялся и позволял своим соперникам простреливать чаще, чем это делала любая другая команда высшего дивизиона. Собех, высокий и хорошо игравший в воздухе, вынес головой большое количество этих кроссов и, соответственно, получил высшие оценки от системы. Команда разработчиков Мислинтата не стала масштабировать действия игрока по отношению к действиям его команды. Если бы у такой команды, как «Фюрт», было в общей сложности 1000 защитных действий, а Собех отвечал за 200 из них, его результативность составила бы пятую часть оборонительного результата. В «Баварии», наоборот, у Джерома Боатенга, возможно, было всего 50 защитных действий, но они вполне могли составлять четверть всех соответствующих вмешательств, поскольку «Бавария» оборонялась гораздо выше по полю и в первую очередь не позволяла своим соперникам оказывать большое давление на оборону. Для нападающих все было наоборот. Как и следовало ожидать, у нападающих «Баварии» было гораздо больше возможностей добраться до мяча, чем у тех, кому было поручено забивать за «Фрайбург» или «Майнц».
Без этой жизненно важной корректировки, являющейся частью модели, презентация сильно провалилась. Мислинтат и его команда искали инвестора, который помог бы им завершить проект, над которым они работали бо́льшую часть 12 месяцев, но боссы BVB не придали большого значения финансированию программы, которая классифицировала Лассе Собеха как лучшего защитника Бундеслиги. Как такая явно несовершенная система должна была помочь найти перспективных игроков в Испании или даже Чили, где игроки были гораздо менее известны? Мислинтат связался с другими клубами в Германии и Англии. Но никто не был готов инвестировать. И что же они сделали дальше?
Неудачная система обнажила одну из структурных проблем футбола. Профессиональные клубы по всему миру осаждают стартапы, стремящиеся продать им спорные инновации и предполагаемое конкурентное преимущество — тренажеры, концепцию питания, физиологические или психологические методы лечения, программное обеспечение для анализа данных. Но ни один официальный представитель клуба не в состоянии должным образом оценить, приносят ли все эти пищевые добавки, тренажеры или компьютерные программы реальную, решающую пользу. Клубы, переполненные деньгами под влиянием динамики социального доказательства, поэтому склонны покупать то, что уже покупают все остальные. Никто не хочет, чтобы его видели без последнего модного гаджета. Но позже многие из этих дорогостоящих приобретений, в том числе высокооплачиваемые специалисты, так же быстро опять забываются. Как бы ни было здорово работать аналитиком данных в клубе Премьер-лиги, есть большая вероятность, что на самом деле никто не читает твои отчеты и выводы.
Одна из вещей, которую Мислинтат извлек из своей неудачной попытки продать свою идею, заключалась в том, как важно сделать свои выводы визуально привлекательными. Он и его команда не были обескуражены отказом и продолжали работать над своим стартапом Matchmetrics. Они наняли статистика и молодого визуалиста данных из Берлина, которые создали привлекательный интерфейс, даже получивший награду за дизайн. «В тот момент, когда это выглядело так хорошо, все вдруг это захотели, — сказал Мислинтат. — Раньше никто не был заинтересован, когда то же самое было в Excel. Спортивный директор клуба, увидев это на своем iPad, должен немедленно понять, что происходит. Теперь, именно так это и работает».
До 2019 года основатели Matchmetrics выбрали стратегию эксклюзивности. На любой определенной территории только один клуб мог купить их программное обеспечение. Сейчас он открыт для всех, но первый клуб в любой стране по-прежнему имеет шанс приобрести эксклюзивность на своей территории. Положение о конфиденциальности не позволяет Мислинтату называть имена своих клиентов.
В Дортмунде у него было специальное соглашение с клубом: он будет использовать системы для своей работы, но только ограниченное число сотрудников BVB имели доступ к данным. Когда он переехал в Лондон, дортмундской «Боруссии» пришлось принимать новые меры.
РАБОТА С ЦИФРОВЫМ ФИЛЬТРОМ
Было интересно наблюдать за программой Мислинтата, своего рода инструментом реального футбольного менеджера под названием Scoutpanel, в действии. Когда я посетил его весной 2017 года, он сымитировал поиск левого крайнего защитника, чтобы продемонстрировать возможности системы.
Появились профили 1300 игроков со всего мира, обработанные данными, полученными от таких провайдеров, как Opta, и уточненные его собственным алгоритмом. Первый фильтр, устанавливающий минимум 200 сыгранных минут, отобрал 300 имен. Далее: возраст от 16 до 23 лет. В-третьих, позиция. «Оборонительный левый вингер» был супер-категорией, которая включала в себя как «Левый винг-бек», так и «Левый крайний защитник».
Количество совпадений снова резко сократилось, как только Мислинтат добавил качественные фильтры. Один из них определял общее значение, сумму всех показателей эффективности. Кроме того, мы выбрали особенно высокий рейтинг «Успешности» при действиях один на один. «Удары» означали способность игрока завершать комбинации, и когда также были запрошены высшие оценки за кроссы, осталась лишь горстка игроков. Одним из них был Рафаэль Геррейро, которого «Боруссия» купила у французского клуба «Лорьян» за €12 млн. в начале сезона 2016/17. В шорт-листе также был игрок бельгийской команды «Гент», но как Мислинтат сравнил выступления в Бельгии с выступлениями в Германии? «Мы учитываем выступления соответствующих лиг в еврокубках», — пояснил он. Наименьший коэффициент был — 0,7, наибольший — 1. Однако Мислинтат часто отключал фильтр страны. Он беспокоился, что в противном случае может упустить талантливых игроков.
Наилучший возможный рейтинг для игрока — десять. Игрок, который постоянно выступает на этом уровне в низшей лиге, будет оценен системой всего на семь баллов, что немного лучше среднего. «Я хочу оставить это на мое субъективное усмотрение, сможет ли голландский игрок с лучшими показателями в своей лиге адаптироваться к Бундеслиге. Это навык, который находится не в ногах, а в голове».
Я нашел метрику «Стабильность» особенно интересной. Игрок, который стабильно выступает на высоком уровне, получает высокие баллы «Стабильности». Можно было бы назвать это рейтингом Филиппа Лама: бывший капитан мюнхенской «Баварии» и сборной Германии едва ли провел плохую игру за всю свою карьеру.
Внимание Мислинтата привлекают очень молодые игроки, которые демонстрируют низкую стабильность, но колеблются между показателями среднего и высшего класса. «Если он все еще молод, мы могли бы сделать из него игрока мирового класса. Вот какое мышление стоит за этим», — сказал он. Усман Дембеле очень рано привлек его внимание таким образом. Мислинтат предложил «Боруссии» приобрести французского вингера за год до того, как 19-летний футболист перешел к ним из «Ренна» за €15 млн. Всего 12 месяцев спустя он был продан в «Барселону» за частично зависящую от его игры сумму, которая еще может вырасти до €147 млн.
Индекс, создаваемый программным обеспечением, варьируется в зависимости от введенных спецификаций. Общий рейтинг составляется из множества подкатегорий, каждая из которых имеет свою собственную оценку. Не так-то просто ориентироваться в этом мире цифр. Некоторые защитники высоко оценивают работу в обороне, потому что они успешно проводят множество подкатов, но они могут быть менее искусны в выполнении перехватов. Их профиль может быть профилем игрока, который хорош в ситуациях один на один, но более ограничен в своем понимании игры. Важно не смотреть на исходную статистику по отдельности. Необходимо соединить все точки. В конце концов, данные подобны языку со своей собственной семантикой и идиомами. Не все так свободно владеют им, как Мислинтат и его коллеги по Matchmetrics.
Однако речь идет не только о поиске незамеченных талантов или недооцененных игроков. Избежать дорогостоящих ошибок на трансферном рынке едва ли не важнее.
Португальский полузащитник Ренату Саншеш представляет собой интересный пример. «Бавария» очень гордилась тем, что выкупила предполагаемого супер-талантливого игрока за €35 млн. из «Бенфики» перед Евро-2016, где тот получил награду как лучший молодой игрок. Саншеш — заметный игрок, не в последнюю очередь из-за его длинных дредов, которые напоминают людям Руда Гуллита. Он обыгрывает множество игроков, хорошо пасует и сразу же привлекает внимание толпы. Он является примером эвристики доступности футбола: Саншеш делает на поле много вещей, которые люди запоминают с положительной точки зрения.
Однако, согласно индексу Matchmetrics, его действия в обороне были ужасающими для опорного полузащитника. Он был почти полным провалом, когда дело доходило до прикрытия своих защитников.
Саншеш не смог заявить о себе в «Баварии». Его аренда в «Суонси Сити» тоже была своего рода катастрофой; больше всего его запомнили за то, что он принял рекламный щит за товарища по команде. «Бавария», возможно, не решилась бы покупать его, если бы знала, насколько низко оценивается его вклад в оборону. В качестве альтернативы, они могли бы решить заиграть его в более продвинутой роли, чтобы использовать лучшие стороны его игры и смягчить слабые.
За последние несколько лет было много разговоров о больших данных во всех сферах жизни, включая футбол. Многое из этого — напыщенная чушь или пустая болтовня, особенно если объем данных, о которых идет речь, на самом деле совсем не велик. Matchmetrics фиксирует примерно 23 000 игроков в 51 000 играх, с 2500 событиями для каждого матча. Не совсем большие данные, но большие цифры для футбола. Они легли в основу выдающейся трансферной политики дортмундской «Боруссии».
Важно отметить, что Мислинтат не помешан на данных, несмотря на его склонность к техническим решениям. Изучая спортивные науки, он начал заниматься скаутингом игр для BVB в 2006 году в качестве фрилансера. 12 месяцев спустя он был назначен координатором скаутинга. Первоначально планировалось, что бывший игрок «Боруссии» станет главным скаутом, но этот план так и не воплотился в жизнь. «Дортмунд» был охвачен финансовым кризисом, который угрожал существованию клуба; на скаутинг было не так много денег. Мислинтату было поручено управлять четырьмя скаутами, которым было за 50 и которые были гораздо более опытными. «Я открыто сказал им, что мне нужно узнать, как они работают», — сказал он. Он сказал им, что он аналитик, способный оценить качество игрока в техническом смысле, но что он не считает себя скаутом. Другими словами, главный скаут был обучен скаутскому делу своими же скаутами, и вместе они стали одной из самых больших историй успеха немецкого футбола.
Одному из членов бывшей команды Мислинтата, экс-тренеру Бундеслиги Хайнцу Редепеннингу, сейчас за семьдесят, но он продолжает выезжать за границу на матчи в Европе. По прозвищу «Разрушитель» он печально известен своими суровыми приговорами игрокам и вниманием к мельчайшим деталям: он обращает внимание на то, как игроки плюют на поле или жуют резинку. «Если он говорит, что мы должны подписать игрока, на самом деле нет необходимости посылать кого-то другого на повторный просмотр», — рассмеялся Мислинтат. Но он также работал с парнем лет двадцати с небольшим, разбиравшимся в техническом жаргоне современного тренерства. «У нас отличное сочетание очень разных взглядов, образования и футбольного опыта».
Как только игрок был выбран в качестве реального претендента, все скауты отправлялись наблюдать за ним, каждый из которых использовал свои собственные критерии и точки зрения. Выуживать великие таланты из океана данных, а затем показывать их крепкому тренеру — Юргену Клоппу — было процессом, о котором, возможно, мечтал отдел маркетинга.
После успеха Синдзи Кагавы к скаутам в «Дортмунде» прислушались. Во многих других клубах они остаются второстепенными фигурами, обреченными охотиться за талантами в полном одиночестве. Многие спортивные директора или менеджеры предпочитают полагаться на свою сеть агентов в том, что касается подписания новых игроков.
«Это никогда не должно быть просто Маниболом. Но подход также не должен быть полностью лишен математики — в противном случае у нас будут только субъективные мнения», — сказал Мислинтат. Иногда скаутам нужно было распознавать проблемы, которые также не могут быть выражены в цифрах. Например, игрок, которому не повезло играть не в той команде.
Возьмем Юлиана Вайгля. Он явно был отличным распасовщиком в центре поля, но редко получал мяч. Его команда, «Мюнхен-1860» из второго дивизиона, предпочитала разыгрывать длинные забросы мяча от защиты. «Мы должны были заметить его качества в те несколько моментов, когда он реально получал мяч. Он был выдающимся специалистом по анализу ситуации. Прежде чем он получал мяч, он трижды поднимал голову и оглядывался через плечо, что позволяло ему сразу же отдавать пас». Вайгль перешел в «Дортмунд» за €2,5 млн. в 2015 году и добился большого успеха в своем первом сезоне на «Сигнал Идуна Парк».
Самый совершенный алгоритм не сможет обнаружить способность игрока к анализу, это сделают только люди. Они должны получить представление о том, кто этот игрок на самом деле, там, на поле; они также должны понять его мотивацию и его страхи. Но в наши дни было бы абсурдно искать игроков без использования цифровых средств предварительной сортировки.
Переезд на «Эмирейтс» означал, что Мислинтат, по иронии судьбы, вернулся в исходную точку. «Когда я начинал, "Арсенал" был моим личным показательным клубом», — сказал он. Он хотел, чтобы «Дортмунд» делал то, на чем специализировался менеджер Канониров Арсен Венгер: подписывал очень талантливых игроков и превращал их в больших звезд.
ЛУЧШИЕ В МИРЕ ДАННЫЕ — СДЕЛАНО В ЛАОСЕ
Когда в декабре 2012 года «Арсенал» купил американскую информационную компанию StatDNA за £2,165 млн., сделка была окутана чрезвычайной тайной. Название фирмы даже не упоминалось в годовых отчетах клуба; оно фигурировало только как аббревиатура: AOH-USA LLC.
Зарегистрированная в Чикаго, AOH расшифровывалась как Arsenal Overseas Holdings [зарубежные холдинги «Арсенала»]. Человеку, который руководил покупкой и отвечал за чикагские связи внутри клуба Северного Лондона, даже не разрешили говорить о своей работе с другими сотрудниками «Арсенала». «Люди в моем офисе на самом деле не знали, что я делаю», — говорит Хендрик Альмштадт. Название должности на его визитной карточке тоже было намеренно неясным. «Футбольные операции». Это могло быть что угодно.
Альмштадт живет в одной из самых впечатляющих квартир Лондона — если ты фанат «Арсенала», то так оно и есть. Она расположена на верхнем этаже бывшей западной трибуны «Хайбери», ныне переоборудованной в элитное жилье. Балкон Альмштадта выходит во внутренний двор, где раньше было футбольное поле. С другой стороны его квартиры также открывается прекрасный вид: из окон можно увидеть стадион «Эмирейтс».
Альмштадт родом из Бремена, что на севере Германии. Он уехал из дома в возрасте 21 года, понятия не имея, что однажды будет работать в футболе, не говоря уже о секретной миссии в одном из крупнейших клубов мира. Альмштадт учился в Лондонской школе экономики, а затем в течение трех лет работал в инвестиционном банке Goldman Sachs во Франкфурте. В возрасте 29 лет он получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса, перешел в General Electric, а затем снова в инвестиционный фонд в Лондоне. Когда его фонд потерял довольно много денег во время финансового кризиса 2008 года, ему пришлось искать новую работу. «Я спрашивал себя: что же мне дальше делать?»
Альмштадту в то время было 35 лет. После периода самоанализа он понял, что на самом деле хочет заняться спортом. В идеале — футболом. Он подал заявку на должность в «Арсенале», был принят на работу в 2010 году и подчинялся тогдашнему генеральному директору Ивану Газидису.
Поначалу это была типичная работа в спортивном бизнесе. Альмштадт отвечал за продажу билетов и VIP-лож, а также планировал предсезонные турне клуба. Однако однажды Газидис попросил его бросить взгляд финансового эксперта на состав команды «Арсенала». Нет проблем, ответил Альмштадт. «Ты можешь смотреть на команду как на портфолио. Оно содержит 30 активов различных профилей».
Газидис нашел чисто аналитический подход Альмштадта и итоговый отчет достаточно интригующими, чтобы позволить ему представить их Арсену Венгеру. «В конце встречи Арсен сложил бумагу и положил ее в карман. Это был знак: он принял мои выводы».
Обязанности Альмштадта эволюционировали: он перешел от коммерции и бизнеса к спортивному менеджменту. В основном перед ним стояла задача повысить эффективность трансферных расходов «Арсенала» и заработной платы. Самое главное, он должен был помочь клубу избежать подписания дорогостоящих игроков, которые могут провалиться.
В то время было два примера дорогостоящих ошибок. Один из них, Маруан Шамах, перешедший на правах свободного агента из «Бордо», забил 11 мячей в своих первых 22 матчах в 2010 году и забивал в шести матчах Лиги чемпионов подряд. Но той осенью его игра пошла под откос. Марокканский нападающий был выведен из обоймы и его роль была сведена к второстепенной, после чего он дважды уходил в аренду. Три года спустя он был наконец продан в «Кристал Пэлас» чуть более чем за £1 млн.
Южнокорейский форвард Пак Чу Ен даже не очень хорошо начал в «Арсенале». После своего перехода в последние минуты трансферного окна за £5 млн. в Лондон из «Монако» в 2011 году бывший Лучший молодой футболист года в Азии провел в Премьер-лиге всего семь минут. После серии аренд он покинул клуб, исчерпав контракт три года спустя и снова оказался в «Аль-Шабабе» в Саудовской Аравии, где его дела тоже шли не намного лучше.
В обоих случаях «Арсенал» не платил огромных трансферных денег. Но общая стоимость заработной платы, подписных бонусов и агентских комиссий по-прежнему составляла примерно £34 млн.
Альмштадт смог показать Венгеру, что данные StatDNA заранее указали бы на обе сделки как на проблемные. Цифры показали, что у Шамаха в основном был низкий рейтинг ожидаемых голов в «Бордо», так как он бил из невероятных позиций. Его удачная серия в начале недолгой карьеры в «Арсенале» была не более чем «полосой везения», как говорят в покере. Ему просто везло. Система оценки его выступлений в «Бордо» также указала на серьезные технические ограничения, которые привели к тому, что он не внес большого вклада в действия команды с игры. Статистика Пака также ставит под серьезное сомнение его способность играть в клубе такого уровня, как «Арсенал».
Увидев презентацию Альмштадта, Венгер признал, что не подписал бы ни одного из игроков, если бы заранее был посвящен в эти данные. Француз санкционировал приобретение такой компании, как StatDNA.
Если бы цифры могли помешать подписанию лишь одного неоправдавшего надежд игрока в будущем, то затраты на их покупку были бы с лихвой компенсированы сэкономленными «Арсеналом» деньгами. Клуб решил приобрести StatDNA. «Компания является экспертом в области анализа спортивных данных, которая является быстро развивающейся областью и, по моему мнению, будет иметь решающее значение для конкурентоспособности "Арсенала", — сказал Газидис The Guardian в 2014 году. — Аналитические данные, полученные компанией, широко используются во всех наших футбольных операциях — в скаутинге и выявлении талантов, при подготовке к матчам, в анализе после матча и в получении тактических идей».
StatDNA была особенно привлекательным предложением, учитывая, что они не просто предоставляли обычные игровые данные. Основатель и генеральный директор Джейсон Розенфельд также был соучредителем Digital Divide Data, компании, оказывающей социальное воздействие и занимающейся созданием устойчивых рабочих мест в беднейших странах мира. В работе Digital Divide Data занято 500 человек в Камбодже и Лаосе, что составляет часть рабочей силы StatDNA.
Восемьдесят мужчин и женщин в офисе в Лаосе работают над техническим анализом футбольных матчей. Они в мельчайших деталях кодифицируют каждый отправленный им матч и регистрируют классические данные о матчах, такие как удары, передачи и подкаты, но на уровне детализации, который другие компании редко предоставляют — по соображениям стоимости. Есть и другие параметры. Использовал ли игрок для удара свою сильную ногу? Какова была позиция вратаря? Рассчитанное там значение Ожидаемых голов уже давно является гораздо более точным, чем в большинстве моделей, поскольку учитывается количество защитников между бьющим и воротами, а также давление на бьющего. Трудоемкий характер работы ограничивает количество игр, которые могут быть кодифицированы. Но это не проблема для «Арсенала»: за несколькими редкими исключениями, клуб в любом случае заинтересован только в игроках из пяти лучших лиг.
Альмштадт и его сотрудники продолжали добавлять новые категории, которые могли бы улучшить поиск игроков. Одна из метрик, на которую они часто полагались, называлась «Ценность передачи». Она измеряет влияние конкретного действия на поле — например, паса — на вероятность забитого гола. Затем каждому игроку присваивается оценка «Создание ценности». Интересно видеть, что попытки количественно оценить производительность, как правило, приводят к аналогичным идеям. Даниел Линк разработал сопоставимую метрику под названием «Ценность действия» для расчета Dangerousity, как мы уже видели ранее.
«Арсенал» старался максимально объективно привести свою структуру заработной платы в соответствие с уровнем производительности. Качество атакующих игроков относительно легко вычислить, посмотрев на их результативность. Но чем дальше вниз смотреть на поле, тем труднее становится делать то же самое, как мы уже видели раньше.
«Арсенал» и StatDNA попытались разработать новые наборы данных для защитников, чтобы решить эту проблему. Взгляд на обычные цифры не показал бы, что клуб обязан в 2011 году купить Пера Мертесакера. Немецкий центральный защитник, выступавший в то время в бременском «Вердере», не совершил необычайно большого количества удачных подкатов. Он не перехватывал огромное количество мячей, и его процент выигранных воздушных дуэлей тоже был далек от впечатляющего.
Но лаосская команда научилась выявлять и классифицировать «Оборонительные ошибки». Ошибкой может быть слишком медленная игра, нахождение не на своей позиции или неправильная форма тела при выходе на мяч.
Применив этот фильтр, «Арсенал» мог бы автоматизировать часть предварительного поиска и незаметно выделить серьезных претендентов, которые в противном случае были бы упущены — например, Мертесакера. Они также разработали новые параметры для вратарей, поскольку существующие данные были сочтены бесполезными. Но когда Мислинтат работал с этим, у него сложилось впечатление, что эта концепция имеет тенденцию недооценивать защитников, которые любят вступать в физические единоборства со своими противниками.
«Арсенал» тратит $2 млн. в год на высококлассную аналитику. Они, вероятно, будут одним из клубов с самыми передовыми данными в международном футболе. Масштаб инвестиций не отпугнул американского владельца «Арсенала». Стэн Кронке владеет командами НБА «Денвер Наггетс», «Колорадо Эвеланш» (НХЛ) и «Колорадо Рэпидз» в МЛС. Он также является совладельцем франшизы НФЛ «Лос-Анджелес Рэмс». Инвестирование в данные для него естественно, и он также дружит с Билли Бином, звездой Moneyball. «Я всегда интересовался Маниболом», — сказал Кронке в своем выступлении на спортивной конференции Слоан 2016 в Бостоне. «Одним из героев Билли Бина оказался наш менеджер в "Арсенале" Арсен Венгер. У Арсена степень бакалавра экономики, и он всегда занимался аналитикой. Аналитика игроков — это то, что касается всех этих разных команд».
Бин, кстати, начал интересоваться футболом. С 2015 года он работает в голландском клубе «АЗ Алкмар», которым руководит бывший профессионал Главной лиги бейсбола Роберт Энхорн, над адаптацией своих бейсбольных идей к футболу. Он также является частью консорциума, который захватил клуб второго дивизиона «Барнсли». Группу возглавляет китайский бизнесмен Чен Ли, который уже владеет «Ниццей», где раньше тренировал Люсьен Фавр.
Альмштадт и сегодня поражен тем, что один из самых известных менеджеров в мире обсуждал с ним трансферы. «Я извлек выгоду из того факта, что Арсен любит цифры. Он также слушает людей, которые не сыграли 50 матчей за сборную». Венгер не хотел, чтобы публика или даже люди в клубе знали, что Альмштадт выполнял для него работу. Однако скауты клуба об этом знали. Тот факт, что Венгер, несомненно, ценил вклад Альмштадта, заставил их относиться к нему серьезно, хотя и с неохотой. «Они не приняли меня в свою группу», — говорит Альмштадт. Возможно, они чувствовали давление со стороны лысого эксперта по цифрам, или они просто не оценили его очень уверенную манеру держаться, пережиток его работы в Сити.
Однако широкая по охвату доступность сложной аналитики не превратила «Арсенал» в клуб, основанный исключительно на данных. Иногда данные позволяли идентифицировать интересного игрока, например Костаса Маноласа, выступающего за «Олимпиакос». Но греческий защитник не смог убедить скаутов «Арсенала» и вместо этого в 2014 году перешел в «Рому», где стал игроком стартового состава. С другой стороны, некоторые трансферы, как утверждается, сорвались из-за данных. Француз Антуан Гризманн, который не был подписан из «Реал Сосьедад», очевидно, был одним из таких случаев, но окончательное решение в любом случае принималось не скаутами, а Арсеном Венгером.
Тем не менее, «аналитический процесс в "Арсенале" уже стал автоматизмом», — говорит Альмштадт, оглядываясь на свое время в «Эмирейтс». У стоявших там у руля людей теперь было нечто большее, чем интуиция и гений великого тренера, на которые можно было положиться. Это развитие в сторону более аналитического подхода продолжилось с наймом Свена Мислинтата — для начала.
Альмштадт стремился реализовать свои идеи в более доминирующей роли и покинул «Арсенал» в 2015 году ради беспорядочного года в качестве спортивного директора «Астон Виллы». Его опыт не слишком отличался от того, что было у Криса Андерсона в «Ковентри». Ему не нужно было платить водителю автобуса или следить за тем, чтобы у администратора по экипировке было достаточно стирального порошка, но в борьбе за власть он неоднократно конфликтовал с менеджером Тимом Шервудом. Шервуд нашел союзников в местной бульварной прессе, которая регулярно критиковала «парня из Гарварда», но в конце концов оба были уволены. Альмштадт перешел на работу в PGA Tour [Американский профессиональный гольф-тур], а позже последовал за своим бывшим боссом в «Милан», где осенью 2018 года Газидис занял пост генерального директора.
Нет никаких сомнений в том, что работа Альмштадта проложила путь в 2017 году к переезду Свена Мислинтата из Дортмунда. Клуб даже был готов расстаться с самой высокой трансферной суммой, которую когда-либо получал руководитель отдела по подбору персонала. Мислинтат прибыл в клуб в переходный период. Всего через шесть месяцев после того, как он начал там работать, Арсен Венгер покинул клуб после 22 лет у руля команды. Вскоре Газидис тоже объявил об уходе из стана Канониров после десятилетия работы.
В первые два трансферных периода Мислинтат добился подписания трех игроков, которых знал по дортмундским временам. Бомбардир Пьер-Эмерик Обамеянг сразу же добился успеха и стал лучшим бомбардиром «Арсенала». Сократис, крепкий греческий защитник, тоже зарекомендовал себя в стартовом составе команды, в то время как Генрих Мхитарян перешел из «Манчестер Юнайтед» в обмен на Алексиса Санчеса. Обмен игроками сократил ведомость заработной платы «Арсенала» и заменил одного игрока, который был не в лучшей форме, на надежного исполнителя. Все это были безопасные трансферы в том смысле, что они были сопряжены с небольшим риском. То же самое можно было сказать и о покупке немецкого голкипера Бернда Лено, который в воротах вскоре заменил Петра Чеха.
Однако Мислинтат целился выше. Он хотел вернуть клуб к его корням, способствующим развитию игроков, и открыть таланты, способные вырасти в футболке «Арсенала». Полузащитник Лукас Торрейра из Уругвая является примером этой стратегии. Мислинтат нашел его благодаря функции в своем программном обеспечении под названием «Похожие игроки». Она следует логике алгоритма Amazon: «Клубы, которым нравится этот игрок, также могут быть заинтересованы в этих игроках». Стремясь придать больше устойчивости полузащите «Арсенала», Мислинтат проверил игроков с такими же данными, как у француза Н'Голо Канте. Система предложила Торрейру из «Сампдории». «Я знал его, и я также заметил, что он и раньше хорошо играл», — сказал Мислинтат. Но, не глядя на статистику, он, возможно, и не подумал бы о южноамериканце. Торрейра мгновенно стал безоговорочным фаворитом болельщиков «Арсенала» после того, как в 2018 году в матче против «Тоттенхэма» в дерби Северного Лондона, закончившимся со счетом 4:2, стал Лучшим игроком матча.
Болельщикам клуба также сразу понравился француз Маттео Гендузи, перешедший в команду из «Лорьяна» второго французского дивизиона. В кои-то веки приход энергичного молодого полузащитника не имел ничего общего с анализом данных, а стал результатом какой-то старомодного скаутинга, мало чем отличающейся от того, что было с Юлианом Вайглем. Мислинтат увидел в 19-летнем парне качества, которые нелегко измерить цифрами: мужество, силу духа, энтузиазм и лидерство.
За 14 месяцев, проведенных в «Арсенале», Мислинтат доказал, что его способ ведения дел работает в Премьер-лиге. Однако недавно назначенный футбольный директор «Арсенала» Рауль Санллехи в том, что касается подбора персонала решил больше доверять своей агентурной сети. Мислинтат воспринял это поразительное развитие событий как сигнал. Его контракт был расторгнут по обоюдному согласию.
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе.