С чего начинается футбольный матч: со свистка, удара по мячу? Нет, с обмена вымпелами!
История появления старой футбольной традиции
Одной из старейших традиций в футболе является обмен вымпелами. В этой процедуре перед началом матча участвуют капитаны команд, которые тем самым демонстрируют взаимное уважение и признательность к своему сопернику. Вымпелы составляют часть интерьера, хранятся в клубных музеях и являются одним из лучших вещественных напоминаний о когда-то состоявшемся событии.
Предположительно данный ритуал, как и, собственно, футбол, пришел к нам из Англии, где когда-то команды, чаще всего заводские, обменивались эмблемами своих гильдий. Это было прообразом вымпелов, корни возникновения которых уходят в Древний Рим. Римские легионеры, а позднее рыцари, использовали их во время боевых сражений и турниров. Внешне они напоминали миниатюрные флаги, выполняющие функцию отличительных знаков. Еще одним прародителем современных вымпелов служат военные штандарты - узкие и длинные флаги с тесьмой и хвостами, которые развевались на мачтах кораблей, военных частей и штабов.
Первые футбольные вымпелы появились в начале XX века и использовались исключительно для обмена капитанами в память о проведенной встрече. К первому чемпионату мира 1930 года эта традиция укоренилась во многих уголках земного шара и широко применялась на внутренних и международных соревнованиях. Оформлению вымпелов уделялось большое внимание: на них изображали не только логотип, название команды и год ее основания, но и дату, город проведения матча, стадион и наименование турнира. До наших дней сохранились редкие экземпляры вымпелов из Испании, Италии, Франции и других европейских стран, которые выделяются из общей массы внушительным размером, искусной вышивкой и другими атрибутами роскоши, представляя серьезную ценность.
В СССР использование вымпелов долгое время не приветствовалось и считалось излишеством. Всемирно принятая традиция обмена вымпелами перед матчем не поддерживалась, и участники соревнований в лучшем случае ограничивались преподнесением букетов цветов. Из-за этого производственной базы для изготовления вымпелов не было, а единичные экземпляры, сделанные кустарным способом, в подавляющем большинстве не сохранились, т.к. из-за отсутствия стойких красителей изображение на них просто выцвело. Однако после Великой Отечественной войны возобновились международные матчи и возникла острая необходимость в вымпелах, поскольку зарубежные команды при рукопожатии всегда обменивались вымпелами. Благодаря матчам с заграничными клубами и сборными Советский Союз сумел привить себе эту прекрасную традицию, без которой трудно представить современный футбол.
В отличие от иностранцев, овладевших к этому времени искусством изготовления вымпелов (все они делались вручную), в СССР поступали гораздо проще. Если те дарили вышитые экземпляры, которые могли быть украшены бахромой, кисточками и металлическим подвесом, то советские футболисты вручали, как правило, шелковые или ворсистые вымпелы однотипного дизайна. На лицевой стороне изображалась эмблема добровольного спортивного общества, от которого выступала команда, на оборотной – остальные элементы, наносившиеся краской. Вымпелы тех лет являются подлинной редкостью и предметом охоты коллекционеров.
Если посмотреть многочисленные фотографии, на которых капитаны производят обмен вымпелами, то можно увидеть различия и сходства в вымпелах той или иной страны. Например, в Германии принято делать треугольные вымпелы на цепочках, а в Англии национальная сборная долгие годы предпочитала использовать деревянную плакетку с эмблемой футбольной ассоциации. И таких параллелей много. В них прослеживаются особенности каждой нации, их неповторимость и свое отношение к футболу не просто как к игре, а как к важному событию общественного значения.
Сегодня вымпелы не делают такими вычурными и искусными, как раньше. Тогда эту работу выполняли талантливые мастера, которые были призваны отразить уникальность каждого вымпела. С 70-х их производство освоили швейные предприятия и фабрики, с помощью которых можно заказать высококачественную продукцию для любого матча. Таким образом, необходимость ручного участия в изготовлении вымпелов отпала. В практике все больше и больше стандартизированных и напечатанных вымпелов, чей внешний вид уже не кажется таким богатым и изысканным. Несмотря на это, лучшие зарубежные команды, особенно в международных турнирах, не отошли от вышитых экземпляров, сохраняя им законную символическую ценность. В матчах еврокубков, чемпионатов мира и Европы и других континентальных первенств такими вымпелами пользуются почти все. В России они были у «Зенита», «Локомотива», ЦСКА и других топовых команд, игравших в Европе.
С развитием интернета появилось много коллекционеров, собирающих вымпелы, посвященные конкретным матчам. Пожалуй, самым крупным из них является итальянец Марко Чианфанелли, заразившийся своим увлечением в подростковом возрасте. Как и большинство новичков, поначалу он собирал малоценные вымпелы, не осознавая реальной ценности других вымпелов, считающихся раритетами. В дальнейшем Чианфанелли удалось повысить качество коллекции, которая на данный момент насчитывает около 9500 только редких вымпелов. 10 лет назад итальянец создал сайт, представляющий виртуальный музей собираемой коллекции.
Впрочем, собирание вымпелов не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, достать подлинный вымпел с матча, даже его дубликат (не путать с новоделом), крайне сложно. Во-вторых, его стоимость достаточно высокая, чему есть логичное объяснение. В свободной продаже обменных вымпелов нет, они изготавливаются ограниченными тиражами в несколько штук и предназначены только для официальных лиц соперничающих команд. А если рассуждать о вымпелах прошлого века, существующих в большинстве случаев в единственном экземпляре, то их цену можно сравнить с дорогими предметами антиквариата, которые с каждым годом становятся только дороже.
Вымпелы, как памятные символы и артефакты истории, занимают важное место в футбольной истории. Они предшествуют началу матча, ими украшают клубные музеи и кабинеты руководителей. Красота и дух эпохи, сочетающиеся в вымпелах, создают отдельный вид искусства, волнующий миллионы болельщиков со всех континентов. И пока сохраняется традиция их обмена, футбол продолжит выполнять важнейшую миссию дружбы и мира во всем мире.
Николай Петрович и сам был остер на язык. Мы как-то раз летели из Испании, и я в аэропорту в duty free на оставшиеся песеты купил в подарок друзьям бутылок пять мартини и чинзано. Сложил их аккуратно в свою спортивную сумку и решил первым пройти таможенный контроль, чтобы внимания начальства к себе не привлекать. И только подхожу к таможенникам, как за мной тут же появляются Бесков со Старостиным. А у нас тогда со спиртным очень строго было. Если бы Константин Иванович узнал про бутылки – беда! Осторожно ставлю сумку на ленту, но там ведь пять литров. Как ни старайся, все равно звенят. Бесков заинтересовался этим звоном, заглянул даже в монитор у таможенника, но там ничего не разобрать без подготовки. Полосы темные идут по сумке, а что это такое – не поймешь.
Багаж мой с другой стороны выехал, стараюсь осторожно поднять сумку. И опять не получается: все равно что-то там внутри звякнуло.
– Ну все, – думаю, – сейчас точно спросят, что у меня там сложено.
И только делаю шаг, Старостин сзади мне:
– Гаврила, ты давай поосторожней, вымпелы не побей. (С)