4 мин.

Он возглавлял самый крутой футбольный журнал «нулевых». Где сейчас Игорь Гольдес

Профессия журналиста – штука публичная. И почти каждый, работающий в этой сфере, стремится быть известным. Социальные сети делают для этого все, но есть и обратные примеры. Один из наиболее ярких и в то же время противоречивых - экс-главред легендарного журнала «Мировой футбол» Игорь Гольдес. Он никогда не питал страсти к популярности, зато был крайне увлечен футбольной историей и статистикой. Долгие годы Игорь Вячеславович входил в число лучших пишущих отечественных журналистов, но в какой-то момент его имя пропало со всех радаров. О судьбе Гольдеса никто не знает, и даже бывшие коллеги, хорошо знавшие его, не могут сказать, где сейчас известный когда-то историк футбола.

Первое отчетливое появление Игоря Гольдеса в российской журналистике относится к началу 1990-х. Тогда Игорь Вячеславович работал корреспондентом в «Спорт-Экспрессе» и много писал о международном футболе, к чему тяготел на протяжении всей своей деятельности. Говорят, что именно он нарек знаменитого бразильца Роналдо прозвищем Зубастик, хотя эта версия оспаривается. А после того, как прогремел чемпионат мира во Франции (кстати, оказавшийся для Зубастика несчастливым), Гольдес перешел в «Советский спорт», где стал заведующим отделом международного футбола. Наконец, весной 1999-го он возглавил, пожалуй, самое культовое на тот момент футбольное издание – русскую версию журнала World Soccer (позже «Мировой футбол» и «Весь футбол»).

Начало 2000-х. Игорь Гольдес

В «Мировом футболе» как нигде уделялось большое внимание зарубежным чемпионатам, статистике и истории футбола. По информативности, красочности, наличию цветных фотографий и постеров, а также разнообразию тематик с ним не мог сравниться ни один российский спортивный журнал «нулевых». Не случайно на его страницах в 2001 году Гольдес запустил грандиозный проект под названием «История чемпионата мира». Ежемесячно читатели «Мирового футбола» знакомились с подробнейшим рассказом о мундиалях, в том числе об отборочных турнирах, где было представлено большое количество редчайших фактов и фото. И лишь закрытие журнала в январе 2010 года оборвало это чудесное повествование, окончившееся на обзоре чемпионата мира 1962 года в Чили. У Гольдеса, до последних дней существования издания занимавшего должность главного редактора, наверняка был припасен материал для будущих номеров, но он так и не был опубликован.

Обложка первого журнала World Soccer за май 1999 г.

Интересно, что футбольные интересы Гольдеса не ограничивалась одним журналом. Параллельно Игорь Вячеславович упорно работал над более серьезными литературными трудами и издал за короткий срок несколько книг и справочников. Наверное, его главное достижение в этой области - трехтомник «100 легенд мирового футбола», содержащий множество очерков о футболистах и тренерах прошлого. Эти книги до сих пор пользуются спросом у любителей футбольной литературы, дающих высокую оценку им и их творческому гению. Кроме того, на протяжении долгого времени Гольдес являлся членом IFFHS - Международной федерации истории и статистики футбола (и по-прежнему им числится на официальном сайте организации), где получал еще одну возможность глубже окунуться в историю и цифры любимой игры.

После того, как «Мирового футбола» не стало, Гольдес стал публиковать статьи в российском журнале SportWeek. Однако и это издание с англоязычным названием приказало долго жить. Очень скоро журнал исчез с прилавков газетных киосков, а с ним и сам Игорь Гольдес. Сначала на это никто не обращал внимания, но шли годы, и загадочное исчезновение бывшего спортивного главреда стало настораживать. Последние публикации Гольдеса датируются 2012-м годом, и с тех пор о нем ни слуху, ни духу. Я пробовал узнать о судьбе Игоря Вячеславовича у его бывших коллег и собратьев по журналистскому цеху – Владимира Стогниенко, Игоря Рабинера, Николая Саприна. Но и они не смогли ответить на вопрос, где же теперь Игорь Гольдес.

Игорь Гольдес. Фото с сайта IFFHS

Игорь Вячеславович оставил нам богатое наследие в виде своих замечательных книг и статей. Каждый, кому доводилось читать материалы этого футбольного прозаика, признавали его незаурядный талант и литературное мастерство. Писать об истории футбола так живо, увлекательно, словно это художественное произведение, мог только он. За более чем 10 лет появилось огромное число новых авторов, да и стиль и формы освещения футбола сильно изменились. Но есть уверенность, что, если бы сейчас Игорь Гольдес вдруг вернулся к своей профессии, он бы не затерялся среди более молодых коллег.

Если у вас есть какая-то информация о том, где сейчас находится Игорь Вячеславович, свяжитесь пожалуйста с автором этой статьи.