C неба на небеса. 30 лет авиакатастрофе сборной Замбии
В футбольной системе координат сборная Замбии никогда не претендовала на лидирующие позиции. Даже на родном континенте ее долго не воспринимали всерьез, и лишь яркое выступление на Олимпиаде-1988 заставило общественность обратить внимание на дерзкую команду этой скромной страны. Спустя два года замбийцы взяли «бронзу» Кубка Африки, а уже в 1993-м взялись за задачу, еще недавно едва ли посильную – пробиться в финальную часть чемпионата мира. Выполнение этой миссии было поручено, пожалуй, сильнейшему поколению в истории замбийского футбола, так и не раскрывшему свой потенциал.
Отборочный цикл к ЧМ-1994 для Замбии стартовал в октябре 1992 года. Тогда замбийцы в рамках первого раунда укатали на своем поле Танзанию, впоследствии снявшуюся с розыгрыша, но затем допустили досадную осечку в игре с Мадагаскаром. Для выхода во второй раунд квалификации требовалось 27 февраля 1993-го побеждать в последнем туре тот же Мадагаскар, и Замбия с этим успешно справилась. Но лишь для того, чтобы ровно через два месяца ее самолет, летевший в Дакар на матч с Сенегалом, потерпел крушение над побережьем Габона.
На эту игру замбийская сборная полетела необычным образом. Поскольку накануне она проводила в Маврикии отборочный матч Кубка Африки, местная ассоциация футбола из соображений экономии времени приняла решение добираться до Дакара на самолете военно-воздушных сил Замбии. Маршрутом предполагалось три технических остановки, причем уже на первой остановке, сделанной в Браззавиле, возникли неполадки в левом двигателе. Впрочем, экипаж отнесся к этому легкомысленно, и махнув рукой на проблему, направился к предпоследнему промежуточному пункту в Либревиль. Оттуда самолету предстояло отправиться в Абиджан, но до Кот-д’Ивуара он не долетел. Спустя несколько минут после вылета из столицы Габона у машины отказал левый двигатель, что неизбежно привело к взрыву. Катастрофы было не миновать. Все 30 человек, находившиеся на борту, погибли на месте.
По счастливой случайности на борту не оказалось главных замбийских звезд – Калуши Бвалии из ПСВ, Джонсона Бвалии из швейцарского «Бюля» и Чарльза Мусонды из «Андерлехта», которые должны были добираться в Сенегал самостоятельно. Таким образом, смертельный полет унес жизни 18 футболистов, четырех членов тренерского штаба, пяти членов экипажа, а также президента футбольной ассоциации, журналиста и врача. Тела шести погибших так и не были найдены. Всех жертв катастрофы похоронили на родине в Лусаке, рядом со стадионом Независимости. Несмотря на все, Замбия не стала сниматься с отборочного турнира и через 9 недель после трагедии вышла на матч со сборной Марокко. К огромному удивлению команда, собранная с нуля, победила 2:1. Правда, для решения главной задачи этого не хватило. В ответном матче замбийцы уступили марокканцам и не смогли воплотить мечту о мундиале в реальность.
Замбийскую команду оплакивал весь футбольный мир, который долгое время оставался в неведении касаемо подробностей произошедшего. Лишь спустя 10 лет после трагедии правительство Габона опубликовало доклад, где причинами катастрофы назывались ошибки пилота и неисправность системы оповещения. Почти столько же пришлось ждать семьям погибшим, изначально не получившим компенсации за моральный ущерб. На всех она составила жалкие 4 миллиона долларов – это около 130 тысяч на семью. Более того, несмотря на все обещания и заверения властей, до сих пор не опубликован замбийский отчет по трагедии, хотя министр спорта Замбии Чишимба Камбвили неоднократно заявлял, что очень скоро это произойдет. С того момента прошло более 10 лет, но родственники погибших, не признающие официальную версию, по-прежнему не теряют надежду узнать правду, за которую борются вот уже три десятилетия. «Без отчета пробел в нашей жизни никогда не будет заполнен, пока мы не умрем», — сказал однажды Нумба Мвила-младший, чей отец был одной из жертв авиакатастрофы.
Тайна замбийской трагедии, которой сегодня исполняется 30 лет, еще не раскрыта и ждет своего разрешения.