17 лет назад русский футболист навсегда изменил футбол, отменив в Европе лимит на легионеров
Сейчас Игорь Симутенков известен в первую очередь как ассистент тренера в "Зените". Но в свое время он был довольно неплохим нападающим - забивал "золотой" гол в финале Открытого кубка США, приводил "Динамо" к серебру Чемпионата России 1994 года (забил 21 гол в 24 матчах), в том же году был признан лучшим игроком страны, после чего уехал покорять Европу. Четыре года он провел в "Реджане", потом был провальный сезон в "Болонье", а после этого Игорь укатил на Канарские острова в "Тенерифе" - на этом этапе его карьеры остановимся поподробнее.
Симутенков точно не мог изменить европейский футбол своей игрой - он сделал это через суд
К моменту перехода в Испанию Игоря уже перестали вызывать в сборную, а "Тенерифе" вылетел в Сегунду. Уже затухший форвард все равно должен был усилить команду из Сегунды, но в первом сезоне - 99/00 - Симутенков провел на поле всего 200 минут, забил 4 года (что вообще-то неплохо для такого количества времени) и не смог вернуть "Тенерифе" в высший дивизион. В следующем сезоне канарцы уже смогли добиться путевки в Ла Лигу - заняли третье место в Сегунде. А Симутенков начал возмущаться.
В январе 2001 года Игорь обращается в Королевскую Федерацию футбола Испании. Форвард был недоволен своим игровым временем. Но почему Игорь начал конфликтовать не с тренером, не с руководством, а сразу с федерацией футбола?
В 1995 году случилось легендарное "дело Босмана". Благодаря победе в нем Жан-Марка Босмана клубы теперь не могли требовать компенсации за уход тех игроков, у которых истек контракт. Но что более важно для нашей истории, все игроки из Евросоюза перестали считаться легионерами в европейских клубах. А тогда это имело огромный вес, ведь действовало правило "3+2" - на европейском футбольном поле одновременно могли находиться 3 легионера и 2 "натурализованных", которые до этого отыграли в Европе 5 лет. При этом в Сегунде на поле могли выходить только 2 легионера и 2 натурализованных. После 1995 года под это правило не попадают граждане Евросоюза, но Симутенков - гражданин России. Поэтому, после того, как Федерация футбола отклоняет запрос Игоря, ему пришлось судиться.
Судебное разбирательство началось в 2003 году, к тому моменту Симутенков уже ушёл из "Тенерифе"
В следующем сезоне, 01/02, Игорь практически не играл в Примере и уходит в MLS, в "Канзас-Сити Уизардс". Уже в 2003 году начинается разбирательство, причём не где-нибудь, а в Европейском суде.
Какие вообще аргументы были у Симутенкова? Возвращаемся в 1994 год - Симутенков разрывает российский чемпионат, а Российская Федерация подписывает с ЕС "Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве". Согласно ему, "ни один русский гражданин, принятый на работу на законных основаниях, не может быть подвергнут дискриминации на территории членов ЕС". По мнению стороны Симутенкова, грубо говоря, установленный в Испании (да и во всей Европе) лимит как раз-таки подвергает его дискриминации.
Судился Симутенков в первую очередь не с Федерацией футбола Испании, а с Министерством образования и культуры Испании. И главный аргумент Министерства - то, что спортивные лицензии - это не трудовые соглашения, а допуски к спортивным соревнованиям. Аргумент Федерации футбола - в испанских футбольных соревнований федерация имеет права сама устанавливать правила.
Сейчас, с высоты наших дней, аргументы Симутенкова очевидно кажутся более весомыми. Но в начале века это разбирательство затянулось аж на два года - до 2005 года.
В 2005 году Симутенков уже не играл даже в США, сыграв всего один матч в "Рубине". Тогда же заканчивается его скандальный процесс. Заканчивается полной победой Игоря - Европейский суд признаёт лимит легионеров дискриминационным по отношению к российским футболистам.
Эффект от "дела Симутенкова" сравним с делом Босмана - понятие "легионер" почти исчезло из европейского футбола
Судебная победа Игоря помогла не только российским игрокам в европейских клубах. Подобные соглашения ЕС подписывал, конечно, не только с РФ, но и с огромным количеством других стран - из Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов и не только. Сейчас обойти любые лимиты легионеров в Европе очень просто, поэтому устанавливают чаще не максимум для иностранцев, а минимум для "доморощенных".
Интересная деталь напоследок - в сезоне 00/01, с которого, по сути, все началось, Игорь Симутенков отыграл около 1000 минут за "Тенерифе", выйдя на поле 22 раза.
Год назад писал заметку (пересказывал испанскую статью, по сути) о комичной ситуации с лимитом в "Реале". Игроки вернулись из аренд и получилось, что без гражданства ЕС у них Бейл (Великобритания), Винисиус, Родриго, Милитао (все-Бразилия) и еще Рейниер (Бразилия) и Такэфуса Кубо (Япония).
(Причем испанский автор (и я за ним) почему-то еще и Лунина (Украина) забыл...не помню и не знаю почему). Двукратный перебор был. Аренды были неизбежны.
Т.е. лимит этот не работает, но все же существует и палки в колеса вставляет.
.
А с чего вдруг должен? По-твоему, смысл ограничительных мер в направлении их на мелочевку?
.
> Т.е. лимит этот не работает, но все же существует и палки в колеса вставляет.
.
Это ты откуда сделал такой вывод? Расказал историю как Реал встрял когда-то с лимитом, посетовал, что Бразилия попадает под лимит и сделал из этого гениальный вывод, ято димит не работает! Браво! Брависсимо! И ведь не поспоришь же, ведь европейский футбод стагнирует, правда, да?
Я считаю, что в свое время европейцы были бы рады ввести полноценный лимит, но не смогли. Блаттеровская инициатива "6+5" была просто завернута в Европарламенте. Попытки же крутится в политических реалиях ЕС привели, например, к понятию доморощенности... Ну, а по прошествию лет и повесточка поменялась. Сейчас уже сборные выглядят как иностранный легион, так что чего уж к клубам придираться.