16 мин.

Вода должна течь. Огонь должен жечь

 Есть все же что-то в разделении команд чемпионата на восьмерки. Если брать верхнюю половину распополамленной таблицы, то почти каждый матч – шедевр уездного масштаба, если рассматривать Россию как часть европейской футбольной семьи. Плохо ли, что судьбы медалей разрешаются не в двух, а в четырех играх «Спартака» и ЦСКА? Понятно, что не только в этих матчах, но четыре вывески – это в два раза больше, чем две.

И хотя упреки в снижении интереса к розыгрышу мест с 9-е по 16-е справедливы, но, во-первых, никто не мешал командам группы «Б» в свое время занимать места повыше, во-вторых, каждая игра найдет своего зрителя. Согласно статусу матча и любви болельщиков. Те же «Крылья» в Самаре собирают стадион с большим успехом, чем московские команды. 

И хотя некоторые мои знакомые отмечали, что дерби – уже не торт (один красно-белый знакомый несколько экспрессивно высказался, что градус противостояния сместился на северо-запад, и это он не мне приятное хотел сделать, а в принципе так считает), Лужники собрали больше 60000 зрителей. И любви друг к другу они не испытывали, хотя и призывали, скажем так, возлюбить соперника. 

Как бы там ни было – дерби. По нашим меркам – так даже Дерби. Два соперника, антагонистичные друг другу до шнурков на бутсах.

Помимо раскладов межфанатских, в дело вступала и банальная математика. У ЦСКА задача была определена чрезвычайно кратко: только победа позволяла сохранять темп в борьбе за золото. 6 очков – это, конечно, не дыхание в затылок, но хотя бы в зоне прямой видимости, даже в поворотах. «Спартаку» три очка давали бы иллюзию участия в золотой гонке, но, что важнее, закрепляли бы его на второй, лигочемпионской позиции. Ничья же могла устроить только «Зенит» и потенциальных конкурентов в борьбе за серебро и бронзу.

Тактическая расстановка оказалась удивительной.

Слуцкий выстроил классические 4-4-2 с даймондом. Ровно так же «Динамо» тремя днями ранее пыталось противостоять «Зениту», что получилось – уже история, для кого-то славная, для кого-то крайне неприятная. Карпин ответил расстановкой если и ожидаемой по схеме, то не по составу уж точно. Кадровые решения генерального директора «Спартака» начисто убили потенциально возможное численное преимущество в центре поля.

 

Но об этом начали задумываться, уже увидев расстановку на поле. Перед матчем же участники соревнований на трибунах устроили перформанс. Сразу же оговорюсь, что армейский гостевой показался блеклым. Красно-белые же постарались, ничего не скажешь. Вот только «по силам» все же пишется раздельно, да и в очередной раз пологие трибуны Лужников явили свой коварный нрав. Честное слово, из всей массы фотографий я выбрал самую приличную. Но все равно ребенку на ночь показывать бы не стал.

А со стартовым свистком многие недоуменно покосились в сторону спартаковской скамейки. Если сама расстановка 4-2-2-2 имела право на существование, позволяя нивелировать Дзюбу под нападающими и Тошича с Мусой на флангах, то вот ее наполнение... Билялетдинов, который должен был закрыть наконец-то недостаток креатива в созидании после ухода Алекса, был задвинут на фланг, где был заперт Щенниковым в атаке и практически не помогал в обороне. Дзюба же в роли разыгрывающего... Сначала это воспринималось как какая-то ошибка, но потом стало ясно: это действительно тренерской задание.

В общем-то долгое время Карпин отчаялся сделать из страйкера Ари полноценного разыгрывающего. Оставим даже то, что изначально идея была, прямо скажем, странная. Но Дзюба в этой роли смотрелся намного, намного ужаснее. Почему вместо него на эту позицию не выдвинули Билялетдинова, которого на фланге мог заменить Комбаров – на этот вопрос спартаковский тренер не ответил никому. 

Итогом же стало то, что основной конструктив у «Спартака» порождал Кариока, но на протяжении практически всего первого тайма опасным моментом хозяев стоит признать только один штрафной удар.

 Армейская же классика тихо, но верно начала прижимать «Спартак» к своей штрафной. Оба фланга работали одинаково эффективно, а вот помощи от сразу двух опорных оборона хозяев почти не получала. Здесь опять же странное тренерское решение: де Зеув был выдвинут чуть выше зоны классического опорного, но значительно ниже позиции под нападающими. В итоге весь матч он провел в полупозиции, практически выключившись из игры. Действия же в обороне красноречиво говорят, что выбранная Карпиным схема не отработана на тренировках, иначе такие провалы не объяснить.

При этом я, наверное, впервые у ЦСКА увидел практически идеальную для 4-4-2 игру крайних полузащитников, которые не приклеивались к бровке, а не гнушались смещаться в центр, создавая численное преимущество уже в штрафной «Спартака». Каждое подключение Мусы было сродни, да простят меня те, кто не знаком с главным творением белорусских программистов, пропущенному прорыву Т-54 или «батчата» к вражеской артиллерии. 

Тошич был не столь эффектен, но не менее эффективен.

Задача Верблума, подпиравшего собой атакующих, была проста и незамысловата: уничтожать все, что шевелится, что не шевелится – шевелить и уничтожать. С этой задачей он справился великолепно, хотя манера игры «вас тут не стояло» удивляет тем, что за свою карьеру он ни разу не удалялся. В созидании же Верблум уступит многим, первый пас явно посредственный.

Кстати у «Спартака» в начале года в этом плане выгодно отличается Кариока. Если сравнивать КПД в атаку, то бразилец у шведа выигрывает за явным преимуществом. Вот только игра красно-белых во многом держалась, пока Кариоке не стало скучно. После команда начала разваливаться.

Да, он виноват в этом. Но не его вина, что он оказался единственным игроком, который склеивал всю схему.

Еще о персоналиях:  свежее приобретение ЦСКА – Муса. Быстр, техничен, но пока «безголов». Слишком увлекается улучшением позиции, передерживает мяч. Слишком молод, пока для него футбол – это в первую очередь удовольствие, а не работа. Как то ни странно, порой такая восторженность мешает.

У Нецида игра не пошла. То, что это игрок буратинистый, ни для кого не секрет, но в понедельник даже Папа Карло мог бы задуматься, как такое у него могло получиться. Практически ни одного действия в плюс, огромное количество потерь. Да, напрягал оборону движением, но пара Думбия – Вагнер по сравнению с нынешней смотрелась будто с другой планеты.

Пока Вагнер не заскучал по бразильским березкам, или по чему там скачут дикие обезьяны.

Дзюба, конечно, тоже страшен. Прежде всего для своих ворот: его фол на Думбия был стопроцентным, пенальти там был очевиднейший. Но судья за телом Дзюбы щуплого (по сравнению) ивуарийца мог и не увидеть. Ой, там за ним кто-то еще был? А чего он лежит?..

А первый армейский гол случился прежде всего из-за позиционных ошибок красно-белых. Пареха где-то загулял, де Зеув и Кариока не успели, Паршивлюк Тошича даже не видел, играя по Нециду, хотя тот остановился.

Тошич скорее всего именно бил. 

Хотя со стороны это так было похоже на пас, что на табло сначала появилась фамилия ивуарийца, а не серба. Но Думбия только проводил мяч, не стремясь отобрать гол у Тошича.

«Сумерки», новая серия. Из неизданного.

После перерыва спартаковские трибуны традиционно (? Не в первый раз наблюдаю) взорвались файерами. Баннер со словом «секта» – это всерьез или самоирония?

Ритуальное сожжение вражеской атрибутики было обставлено красочно – чуть ли не на стационарном помосте.

Аутодафе для врагов. Рассмотрел символику ЦСКА, Динамо, Локомотива. Кто-то из сочувствующих армейцам фотографов, глядя сквозь 400 мм объектива (у меня, извините, всего 200 мм, комплексовать впору) , зло пробурчал: «что на Арбате на лотках нашли...»

И пока вражеские шарфики тлели, Дзюба распечатал ворота юниора. Здесь тоже впору говорить о позиционной ошибке защиты. Началось все с глупого выброса Верблума, закончилось неуемным желанием Игнашевича и Березуцкого спасти Красную Армию, желательно в одиночку, желательно с подвигом. Такие эгоистичные устремления враз превращают эскадрон в табун, тем более что Макеева уже встречал Дзагоев, а по факту Эменике и Дзюба вываливали вдвоем на одинокого Чепугова.

И вот тут «Спартак» мог. Армейцы сбились с шага, а красно-белые полетели додавливать.

Была в Петербурге такая группа – «Химера», некоторые меломаны могли вспомнить ее уже по названию этого поста. В детстве она называлась «Депутат Балтики», на гитарах там играл Геннадий Бачинский, потом он перешел на административную работу, и группа, сменив имя, родила собственный, ни с чем не сравнимый звук. Слушаешь – какофония, но понимаешь – гениально.

Красно-белые в эти минуты играли все ту же дисгармоничную музыку, поставленную дирижером, что и с начала матча, но были близки к овациям. И будь порасторопнее Эменике, кто знает, какой была бы концовка этого альбома.

Увы, судьба «Химеры» была печальна, но эта музыка останется еще надолго.

О десяти минутах вдохновенной игры «Спартака» в проигрышном матче мало кто вспомнит уже через месяц. Скорее будут рассказывать о печальном лице Билялетдинова, поставленного на нелюбимую позицию.

Единственные шансы «Спартака» были в немногочисленных стандартах. Но соревноваться с жирафами в защите ЦСКА мало кто сможет.

Что подействовало на Эменике, мне неведомо, но его словно подменили. Человек, затаптывавший по осени вся и всех, выглядел бледной (насколько это возможно) тенью себя самого. То ли турки назойливы, то ли холодно, но не бежится человеку.

Чепугов же почувствовал уверенность, тем более что армейская школа обязывает играть на выходах. Без страха и упрека. Если Веллитона нет рядом, хехе.

А если не приглядываться, то можно подумать, что это Месси уходит от Эменике на зло рекордам.

Армейские фанаты не могли оставить сожжение их атрибутики супостатом и подготовили свои костры. Где они брали вражески флаги, история умалчивает.

Веллитон удостоился персонального баннера, но...

...главное трололо устроил Василий Березуцкий.

В этот момент Акинфеев, по инсайдерской информации, предал группу «Руки вверх» и распевал древнее «Ах, Вася, Вася, почему ж ты не со мной: не били бы панки...» и далее по тексту.

Веллитону, конечно, выздоровления, но никак не получается не вспомнить даже не сами эпизоды с его участием, сколько многочисленные слова после. При этом Березуцкий шел жестко, но и в самом деле в мяч. А дальше да – плечо не убрал. Формально имел право так действовать. Неформально – был в праве тафгая. Признавая это, отмечу, что футбол все же от хоккея отличается не только в худшую сторону, и некоторые его аспекты на футбольном поле уместны ограничено. Но, что сделано, то сделано.

Асимметричный ответ Дзюбы был слишком интеллигентен. 

Попытки Карпина спасти игру в целом следует признать неудовлетворительными. Макгиди даже с учетом ужасной формы был не в состоянии закрыть позицию в центре, где Дзюба совсем раскис и начал фолить при каждом контакте. 

И еще один секрет успех ЦСКА – слишком много Березуцких на квадратный метр поля. От одного отвернешься – тут такой же.

Довести дело до победы – это был вопрос технический. ЦСКА мог закончить матч разгромом, и даже не Дикань тут вытаскивал, хотя и не без его участия, скорее прощали армейцы. «Спартак» был переигран в первую очередь на бумаге – в заполненных строчках стартовых протоколов. Потому как состав красно-белых хотя и уступает армейцам, но не критично. Разница могла быть нивелирована настроем, формой и тренерской мыслью вплоть до победы, и эта победа даже близко не была бы сенсацией.

А Березуцкий под присмотром Березуцкого учит Верблума плохому.

Верблум – ученик старательный, тем более что учиться плохому легко и приятно.

– Экспрессивнее! Вот! Уже лучше!

Карпину же было не до шуток, как мальчику, боящемуся потерять спартаковские одеяла. Тренеру предстояло по пути до раздевалки и дальше до конференц-холла придумать слова, которые не разойдутся с глумом по гостевым. Не могу сказать, что получилось. И в очередной раз виновные были найдены – полузащитники, которые не возвращались. 

Без комментариев.

А спартаковцы понимали (все, кроме счастливого голу в ворота ЦСКА Дзюбы), что борьба за золото закончена, потому как 11 очков за 9 матчей в сильнейшей восьмерке, где даже «Кубань» (да простят поклонники) в трех матчах набирает 4 очка, практически невозможно.

А ЦСКА сохраняет дистанцию. Да, отрыв «Зенита» по-прежнему велик, но одна осечка петербуржцев, и все кинутся смотреть таблицу и считать варианты с удвоенной силой.