Как получить право на проведение матчей ЧЕ по футболу? - на примере ЕВРО-2020
С каждым годом ЧМ и ЧЕ приносят в жизнь спортсменов и болельщиков все больше нового. Помимо соревновательной части, то есть кроме запланированных матчей, за кулисами скрыта объемная и тяжелейшая работа компетентных лиц, которая была направлена на победу в конкурсе городов-претендентов, а затем на процесс подготовки вопросов различного характера для оптимальной организации соревнований. Мы видим лишь конечный продукт, логическим завершением которого, является поднятие кубка командой-победительницей. Однако всему этому предшествует большой временной промежуток, о котором мало кто знает. Более того, даже после успешно проведенного чемпионата, деятельность, связанная с чемпионатом, не прекращается.
Данный материал подготовлен на основе официальных документов УЕФА и несет в себе цель ознакомить читателя с базовыми моментами процедуры выбора городов-кандидатов, предъявляемыми требованиями и иными интересными моментами. Приступим!
6 декабря 2012 года в Лозанне на заседании Исполнительного комитета УЕФА было принято решение, что в 2020 году финальная стадия пройдет в нескольких городах Европы. Формат являлся не привычным, так как стандартной практикой считалось проведение чемпионатов в двух странах. Декабрьское решение позволило расширить единовременную географию Евро и увеличить число желающих подать заявку на участие в конкурсе. Сделано это было в честь 60-летия с момента первого чемпионата Европы-1960.
28 марта 2013 года в Софии на заседании Исполнительного комитета УЕФА были утверждены правила подачи заявок на проведение матчей. Говоря простым языком, следующим этапом, является определение процедурных моментов при формировании и подачи заявки. Требования могут незначительно изменяться от одного ЧЕ к другому, но по большей части их основа не меняется из года в год. Документ имеет скромный объем (менее 20 страниц) и помимо преамбулы содержит 5 базовых разделов (определения, конкурсная процедура, основные положения, основные принципы и заключительные положения). Разберемся что к чему. С терминами все предельно ясно, там раскрываются понятия, которыми оперируют в документе. Второй блок, на наш взгляд, можно выделить как основной, так как в нем содержится перечень действий и временные промежутки (таймлайн), в которые их необходимо выполнить. Первым действием является проявление инициативы заинтересованной стороной, то есть официальное уведомление о желании принять участие в конкурсной процедуре. После чего кандидат должен сформировать «конкурсное досье», согласно установленным требованиям. Завершает все оценочный этап, в котором УЕФА знакомится с поданными досье и определяет их соответствие требованиям и выделяет сильные и слабые стороны. Все заявочные досье сравниваются не только с критериями, но и между собой, с целью определения лучших.
«Основные положения» указывают на соблюдение добросовестности при участии в процедуре, на обязанность нести расходы самостоятельно и полностью отвечать за все свои действия в конкурсной процедуре. Не забывает УЕФА и про права интеллектуальной собственности, напоминая участникам, кому принадлежат права и о том, что необходимо соблюдать все международные акты по данному направлению. Стоит отметить и вопросы коммуникации (взаимодействия). Все общение и документация ведутся на английском языке. УЕФА имеет право запросить дополнительные документы у кандидатов и публиковать свои, которые касаются конкурсной процедуры. УЕФА обладает исключитьельным полномочием по исключению кандидата из конкурса и может применить меры ответственности к нарушителям.
Перейдем к принципам, они просты и понятны, подробного раскрытия не требуют, так что перечислим их: справедливость по отношению к участнику процедуры, соблюдение этических норм, рациональность и соразмерность расходов, запрет «подарков» (антикоррупционная мера, которая позволит исключить неправомерное влияние на результаты конкурса), свобода продвижения (реклама и продвижение своего досье), свобода спонсорских договоров, свобода использования цифровых платформ, запрет визитов официальных лиц вне процедуры заявки (все визиты в рамках официальных мероприятий), обязанность выполнения всех требований досье, конфиденциальность, но при этом финансовая транспарентность.
Данный документ правильнее будет назвать «заявочным регламентом». Именно после его публикации стороны могут полноправо заявить о себе и приступать к подготовке заявочного досье. В связи с чем 12 сентября 2013 года в РФС состоялось очередное заседание Исполкома РФС, на котором было принято решение выдвинуть от России в качестве места проведения матчей финальной части ЕВРО-2020 по футболу город Санкт‐Петербург. Решение было поддержано Министром спорта и Правительством РФ, Губернатором Санкт‐Петербурга. С этой даты в России запустили механизм подготовки. То есть более чем за 6 лет до самого чемпионата. Приличный срок, не правда ли?
25 апреля 2014 года истек срок подачи заявок на проведение матчей ЕВРО-2020. УЕФА получил от 19 национальных ассоциаций окончательные заявочные досье, в которых представлены 19 городов. Матчи ЕВРО-2020 были разбиты на 13 пакетов: 12 стандартных, включающих в себя три встречи группового этапа и одну встречу плей-офф (1/8 или 1/4 финала), а также один пакет, куда входят оба полуфинала и финал. 19 заявок претендуют на эти пакеты.
После чего, 13 мая 2014 года на заседании в Турине Исполнительный комитет УЕФА утвердил процедуру выбора принимающих городов ЕВРО‐2020. Система региональных зон, в каждую из которых будут входить как минимум два города, обеспечит проведение матчей ЕВРО-2020 по всей Европе.
Процедура голосования состоит из четырех этапов:
На первом этапе определится ассоциация/город, где пройдет финал и полуфиналы.
На втором этапе состоится голосование за четыре ассоциации/города, где пройдет по одному четвертьфиналу и три матча группового этапа.
На третьем этапе станет известна одна ассоциация/город из каждой географической зоны, не выбранная на первых двух этапах (они примут по одному матчу 1/8 финала и по три встречи группового этапа).
На четвертом этапе станут известны оставшиеся ассоциации/города, которые примут по одному матчу 1/8 финала и по три встречи группового этапа.
19 сентября 2014 года, принимающие города были определены. 13 счастливчиков из 19 участников сумели пройти отбор. Необходимо уточнить, что представители городов-конкурсантов имели право направить группу специалистов на рабочее совещание в штаб‐квартиру УЕФА для уточнения вопросов заявочной процедуры. Россия таким правом воспользовалась, благодаря чему получила возможность лучше подготовиться.
Перейдем к заявочному досье (заявочной книге). Заявочная книга является фундаментом всего выдвижения. Её главная задача – убедительно продемонстрировать УЕФА готовность города и страны в целом принять матчи ЕВРО-2020. Она позволяет показать, что город полностью соответствует всем требованиям. По своей сути это план по приему матчей турнира с указанием мельчайших деталей.
Заявочная книга Санкт-Петербурга состоит из 12 разделов (с нашими авторскими пояснениями):
1. Введение (обоснование необходимости проведения матчей и общие положения)
2. Видение, концепция и наследие (как будет происходить процесс подготовки и как будет использоваться наследие ЧЕ после завершения турнира)
3. Социальная ответственность и устойчивое развитие (снижение воздействия на окружающую среду, внедрение социального аспекта, недопущение проявления расизма и дискриминации, измерение экономического влияния, свобода доступа к местам проведения соревнований, уважение культуры болельщиков, ограничение влияния табачного дыма на всех лиц).
4. Политические и экономические аспекты (финансовая устойчивость страны, отсутствие возможности гос. переворота и др.)
5. Правовые аспекты (оптимальность законодательства страны)
6. Безопасность (с целью недопущения террористической и иной угрозы в отношении всех лиц)
7. Стадион (основной спортивный объект)
8. Транспортная концепция (разветвленная сеть всех видов транспорта)
9. Размещение и тренировочные центры (гостиницы и спортивные объекты)
10. Информационные технологии и связь (развитие сферы ИТ и простота доступа к ним)
11.Продвижение турнира (промоушен в чистом виде)
12.Коммерческие вопросы (товарные знаки, атрибутика, недопущение «паразитического маркетинга»).
В совокупности, блоки затрагивают всю инфраструктуру города, работу с болельщиками и политические вопросы.
Помимо этого, государство подписалось под следующими гарантиями: Обязательные гарантии:
1. Социальная ответственность и устойчивое развитие
2. Заявление об общественной значимости и поддержке мероприятия
3. Права интеллектуальной собственности
4. Регистрация и отслеживание товарных знаков
5. Таможенный контроль
6. Билеты и аккредитация
7. Реализация защиты прав
8. Иммиграция и разрешения на работу
9. Обмен валюты
10. Антидопинговое законодательство
11. Налогообложение
12. Безопасность жизнедеятельности и охрана правопорядка
13. Отсутствие запретов на полеты в ночное время
14. Подтверждение информации о гостиницах
15. Соответствие требованиям турнира по размещению
16. Требования к радиочастотам
18. Продвижение мероприятия
Дополнительные гарантии:
18. Безвизовый въезд
19. Реклама коммерческих партнеров УЕФА
Отдельного внимания заслуживает процесс корректировки законодательства страны, в которой проведут матчи ЕВРО. То есть, вопрос имплементации требований УЕФА, связанных с организацией и проведением ЧЕ по футболу, в национальное законодательство страны. В доктрине выделяется два вида требований:
1. Требования к законодательству принимающей страны, которые должны быть в нем отражены;
2. Иные требования, выполнение которых возможно посредством издания соответствующих НПА.
Изменения в правовой базе позволяют облегчить вопросы использования товарных знаков УЕФА, вопросы въезда в страну и если потребуется безопасности.
Заявочная книга Санкт-Петербурга была одной из лучших. Как отмечают ее составители, она имеет отличительные особенности по следующим направлениям:
1. Проработка концепции социальной ответственности и устойчивого развития
2. Лучшая финансовая и государственная поддержка
3. Гарантии и поддержка правительства
4. Стадион
5. Гостиницы для команд и тренировочные базы
6. Продвижение мероприятия в городах, не являющихся организаторами – выдающееся предложение, являющееся единственным подобным
7. Коммерческие аспекты в целом.
ЧЕ завершен, но это не освобождает города от ответственности по реализации, заявленных ранее аспектов, которые касаются наследия. Под данным термином можно понимать процесс использования инфраструктуры и иных блоков после турнира. Например, использование стадиона для местных команд и в интересах национальных чемпионатов, продолжение развития транспортной сети, пропаганда ЗОЖ и достижений спортсменов, привлечение детей в спортивную сферу и др.
Именно так, можно коротко посвятить в сложнейшую процедуру конкурса и в заключение, хочется отметить, что процедура выбора страны-хозяйки на проведение Олимпиады, имеет довольно схожий, но на наш взгляд, более сложный характер, чем процедура по выборам городов на ЧЕ. Связано это с разницей масштабов спортивных соревнований. В настоящий момент уже изданы заявочные регламенты на грядущие турниры, с которыми можно ознакомиться на сайте УЕФА, при достаточном уровне английского языка и провести сравнение изменений.
Пишите в комментариях, какие темы Вы бы хотели увидеть на страничке Блога и полезным ли оказался данный материал.