13 мин.

Как удержать молодых перспективных спортсменов в России? Законодательные инициативы и действующие нормы

Отток специалистов высокого класса и перспективных молодых кадров, является исторической проблемой нашей страны. Этот процесс продолжается и по сей день, но теперь, стал иметь более острый характер для сферы спорта. Переходы отечественных спортсменов в иностранные спортивные клубы, по большей части, несут в себе отрицательные последствия для РФ. Так как для подготовки атлетов высокого уровня необходимо затратить огромные суммы из бюджета и время работы тренера. Отказ спортсменов от выступлений в профессиональных лигах РФ, можно рассмотреть, как трату государственных денег и времени специалистов на подготовку в пустую, поскольку, взамен государство почти ничего не получает, разве что имеется возможность пригласить игрока в сборную команду, если он соответствует ей по уровню. Местные чемпионаты теряют зрелищность, спортивные мероприятия не могут достаточно заинтересовать аудиторию, спортивный продукт слабо привлекает спонсоров. Перспектива вложений в спортивную подготовку при таких обстоятельствах теряет для государства смысл. Значимые плюсы можно обнаружить только у спортсмена, который может принять участие в соревнованиях сильнейших зарубежных лиг и заключить контракт на выгодных условиях при достижении высоких результатов. Не стоит забывать и про то, что спортсмен, покидая нашу страну, может вернуться назад в любой момент. Либо атлет использует свой шанс и закрепляется в иностранном клубе и показывает конкурентный уровень, либо возвращается назад , а возможно вовсе завершает свою карьеру.

С одной стороны, отъезд отечественных спортсменов можно связать с высочайшим профессионализмом и уровнем их квалификации. Посмотрев с другой, отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Потенциал достаточно большого числа лиц, которые планируют в дальнейшем выйти на профессиональный уровень, остается нереализованным.

Переход игрока в иностранную спортивную организацию вполне можно признать вынужденным. Факторов, влияющих на принятие такого решения огромное множество. Например, дефицит тренерских кадров. Основная причина – низкий уровень заработной платы. Тренеры не могут уделить достаточно времени каждому подрастающему спортсмену. И в случае неординарного набора умений, игроку проще покинуть страну и реализовать себя за границей. Особое внимание стоит уделить неравенству регионов РФ. Выражается оно в разнице финансирования, количестве спортивных объектов и школ. По большей части, шансы на заключение контрактов получают атлеты из западной части страны, если только вид спорта не подходит иному региону, например по климатическому признаку. Из-за этого юниоры переезжают в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия, а также лучшие условия для обеспечения учебно-тренировочного процесса. Остальным, либо необходимо иметь отличные антропометрические и иные данные, чтобы заявить о себе большим клубам, скаутам и агентам, либо «природный талант». Однако готовность именитых спортивных организаций к подписанию контракта с молодым спортсменом не дает для последнего почти никаких гарантий. Даже после прохождения процедуры драфта может последовать скорое расторжение контракта. Такое часто происходит в хоккее. Молодежные лиги не могут похвастать конкурентным уровнем заработной платы и высоким уровнем самого чемпионата. А ведь именно они, должны являться трамплином в большой спорт. По этой причине, предпринимаются попытки отправиться в страны Европы или за Атлантический океан за своей мечтой, так как терять таким игрокам особого нечего. Названные выше обстоятельства, пагубно сказываются на развитии всей спортивной сферы, но сильнее всего на профессиональном спорте.

Демонстрируя негативные последствия, важно сделать оговорку. Проблематика оттока молодых спортсменов характерна не для всех видов спорта. Самые серьезные потери несет хоккей. С завидной регулярностью нам удается выпускать хоккеистов мирового класса и все большее число игроков (около 400 человек ежегодно) в возрасте от 14 и до 23 лет хотят реализоваться в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) и юниорских лигах Канады и США. А что в это время происходит в футболе? Картина довольно удручающая. Высказываются различные позиции по данному вопросу, но их объединяет одна мысль – отъезд российского футболиста в иностранную профессиональную лигу можно считать экстраординарным событием и достижением футбольной отрасли. Плюс к этому, Международная федерация футбола (ФИФА) имеет качественное регулирование вопросов, связанных с переходами спортсменов и полагающимися выплатами в своих регламентирующих документах. В спортивной гимнастике и фигурном катании такой проблемы в общей массе не имеется в силу возраста, в котором спортсмены выходят на свой пик и в связи с возможностями выступлений на соревнованиях высочайшего уровня внутри страны.

Меры направленные на поддержку карьеры молодых атлетов существуют давно и определяются регламентными нормами в ведущих спортивных лигах. Наиболее известная из них – лимит на легионеров (квота иностранных игроков на конкретный матч или в заявке на сезон), идея довольна старая и про ее эффективность можно долго спорить. Благодаря лимиту, по задумке разработчиков, спортсмены своей страны имеют возможность попасть в состав, а молодые игроки из их числа будут получать больше игрового времени и должны быть востребованы среди отечественных клубов. Такие нормы, например, можно встретить в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) и в Российской премьер-лиге (РПЛ). Также, к данному направлению можно отнести механизм аренды игроков. В случае если, молодой игрок не получает достаточно игрового времени в своем клубе, ему могут предоставить возможность перехода в иной клуб, где он сможет играть и развиваться. После чего, вернется обратно и продолжит выступления за свой клуб.

Интересная мера была предложена в 2006 году Президентом Федерации хоккея России (ФХР) Владиславом Третьяком. По его инициативе, клубы Российской хоккейной суперлиги обязаны были уплатить так называемый «налог на иностранных вратарей» в размере более 4 миллионов рублей. Такое обременение должно было оказать влияние на команды при подборе ростера и вынудить привлекать молодых российских «стражей ворот».

Времена меняются и появляются новые концепции, в связи с чем в сентябре 2021 года, Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации). Данный законопроект, в первую очередь, направлен на урегулирование данной проблемы в хоккее. Первичная редакция сразу стала крайне обсуждаемой темой в СМИ и дала почву для размышлений спортивным юристам страны. Необходимо разобраться с положениями законопроекта и понять, является ли он ключом к решению возникшей ситуации или его не стоит принимать без коренных изменений.

В пояснительной записке к законопроекту, ее составители обращают внимание на то, что иностранные спортивные организации используя явные недочеты в законодательном регулировании и фактически рекрутируют российских спортсменов в возрасте до 23 лет, так как они не состоят в трудовых отношениях, а НХЛ имеет особый статус, который не предусматривает подчиненность Международной федерации хоккея (ИИХФ). Такой механизм вполне можно признать выгодным, так как НХЛ в абсолютном большинстве случаев не тратит на подготовку ни единого цента, а при спаде уровня игрока или иных обстоятельствах, без особых проблем возьмет себе нового претендента без выплат за переход и компенсаций за подготовку. В пояснительной записке уточняется еще один интересный факт. Заключается он в том, что договоры отечественных спортивных организаций с зарубежными коллегами не являются эффективными и отдают приоритет второй стороне соглашений. Исходя из практики подписания такого рода документов, та же НХЛ получает возможность выкупа игрока за скромную сумму и в любой момент времени. Такой механизм используется НХЛ при взаимодействии с хоккейной лигой Швеции и иными странами. Сумма выплат по такому «трансферному соглашению» не превышает 200 тысяч долларов. Россия защитилась от «черпающей руки НХЛ» заключением иного документа – «Меморандума о взаимном уважении контрактов». Он был сформирован на основе джентельменского соглашения и в соответствии с ним КХЛ и НХЛ признают в полной мере контракты игроков, заключенные в каждой из лиг, в следствии чего, игрок не имеет права перебраться из одной лиги в другую при действующем контракте.

Обратимся к положениям законопроекта и разберем их более подробно. Изменения затрагивают статью 19.1 329-ФЗ. Дополнения в виде трех новых частей с 11 по 13, закрепляют необходимость введения для спортсменов в возрасте до 23 лет, которые зарегистрированы иностранной спортивной организацией для участия в спортивных соревнованиях, компенсационной выплаты (для покрытия суммы расходов по подготовке спортсмена) в адрес российской спортивной организации. Расчет суммы и порядок ее выплаты отнесен к компетенции соответствующей спортивной федерации, а в отдельных случаях – лиге. Утверждает такой порядок Минспорта РФ. На данный момент может показаться, что спортсмены становятся «крепостными», но это не совсем так. По мнению С.В. Алексеева, «поправки соответствуют международному спортивному праву и передовой зарубежной и международной практике по данному вопросу». Проект предусматривает три основания освобождения от выплат: 1) российский спортивный клуб не предложил контракт спортсмену в течение 6 месяцев после окончания спортивной подготовки; 2) были допущены существенные нарушения условий договора о спортивной подготовке; 3) спортсмен оплачивал услуги по своей подготовке и данная сумма покрывает компенсационную выплату в 100% размере.

Для реализации положений, указанных выше, Правительство предлагает закрепить в статье 34.2 новое понятие «Договор оказания услуг по целевой спортивной подготовке». О точном смысле целевой направленности, в настоящий момент можно только догадываться. В случае принятия закона в первичной редакции, крайне любопытно понаблюдать за тем, как будет реализовываться механизм по заключению целевого договора. Не до конца ясна необходимость выделения целевой направленности в самостоятельное направление, поскольку часть договора дублирует положения, закрепленные в ФЗ ранее. На этом моменте, законопроект, на наш взгляд, остался недописанным. А тот текст, который был представлен на рассмотрение в Государственной Думе, содержит недочеты и по юридической технике. Напрашивается вывод, что проект был сформирован на «скорую руку» и имеет достаточное количество неурегулированных вопросов. Вероятно, это все и послужило основанием для неоднократного переноса сроков внесения поправок, а затем и рассмотрения законопроекта в целом.

К первому вопросу можно отнести отсутствие механизма, который бы позволял контролировать осуществление выплат конкретными спортсменами. Необходим ли специальный реестр, который должны вести федерации? Или данные по атлетам и по суммам их выплат должны иметь конфиденциальный характер? Как необходимо выявлять уехавших за рубеж спортсменов? Требуется ли система взаимного уведомления между спортсменами, федерациями и лигами? По нашему мнению, механизм должен быть максимально транспарентным, понятным и находиться в сфере открытых данных. Это позволит отследить реальную эффективность данного проекта и облегчить коммуникацию субъектов отношений.

Вторым блоком предлагаем рассмотреть необходимость целевого характера таких компенсаций. Все поступления должны быть потрачены на подготовку детей, школьный и студенческий спорт. С регулярными отчетами по использованию денежных средств. Деньги не должны уходить в профессиональные немолодежные лиги. Данный внебюджетный источник финансирования обязан функционировать и приносить пользу на низовом уровне системы подготовки спортсменов.

Третьим разделом видим решение по установлению ответственности за уклонение от осуществления выплат. Этот вопрос является наиболее сложным. Теоретически, атлет может покинуть страну навсегда, не осуществив выплату. Как федерация сможет получить деньги в такой ситуации, абсолютно не ясно, ведь даже судебное решение просто останется неисполненным.

К четвертому направлению стоит отнести расширение перечня, по которому спортсмен освобождается от обязанности выплачивать компенсацию. В качестве примера, можно привести высокие спортивные достижения (победы на ОИ, ЧМ и ЧЕ). Или исходить из конкретных обстоятельств на усмотрение федерации. Тогда логично указать как четвертый пункт «И в иных случаях».

Пятая задача - необходимость определения механизма отсрочки и уменьшения суммы, а также привязка выплаты к контракту и уровню лиги. Суть инициативы заключается в том, что при переходе, например, в чемпионат Румынии по хоккею, игрок получает возможность уменьшить сумму, так как контрактные условия и уровень лиги явно не соответствуют НХЛ. Также, логичным видится возможность выплаты постфактум, после получения части заработной платы по контракту.

В настоящий момент времени во многих видах спорта не разработаны акты, которые бы регулировали переходы молодых спортсменов на международном уровне. Допустимо рассмотреть унификацию подходов в данной сфере. И предпринять попытку выработать общие положения, применимые ко всем видам спорта или создать общие правила, относимые ко всем профессиональным лигам по одному виду спорта. Свое закрепление должны получить основополагающие принципы, которые будут отражены в документах на национальном уровне. Можно провести аналогию с модельными законами, когда существуют общие положения, которые внедряются в систему регулирования на национальном уровне. Одним из таких является Модельный закон СНГ «О профессиональном спорте». В 16 статье данного закона сформулирован максимально общий подход к порядку перехода спортсмена в зарубежную спортивную организацию. Сам переход должен разрешаться только в случае сторонних причин, которые не связанны с переходом в такую спортивную организацию. То есть смена спортивного клуба и лиги признается вынужденной мерой по причинам, не связанным со спортивной составляющей. При всем при этом сам процесс регулируется иными нормами федераций и лиг, которые не предусматривают такого основания. В статье 15 закрепляется, что спортивная федерация может не допустить спортсмена-должника до соревнований, пока не будет выплачена компенсация за его подготовку и обучение. Но тут стоит заострить внимание на том, что данные нормы будут работать только при наличии трудового договора. А в большинстве своем, молодые спортсмены уезжают, не заключив первого профессионального контракта. По этой причине, модельные нормы противоречат сложившемуся международному порядку и актам спортивных федераций и профессиональных лиг.

Наиболее развитой системой, регулирующей порядок расчетов по переходам молодых спортсменов, считается система, оформленная со стороны ФИФА. В соответствии со статьей 20 Регламента ФИФА по статусу и переходам игроков определено, что компенсация за подготовку выплачивается клубу или нескольким клубам, подготовившим игрока, в двух случаях: 1) при подписании первого профессионального контракта; 2) при каждом (международном) переходе футболиста до завершения сезона, в течение которого ему исполнится 23 года. Сумма компенсации зависит от категории клуба. Их выделяется 4. Каждая категория присваивается исходя из уровня чемпионата, в котором принимает участие клуб. Данный механизм получил свое отражение в регламентных нормах Российского футбольного союза (РФС). Однако не стоит путать его с механизмом солидарности, данные понятия имеют важные отличия. И несут под собой отличные друг от друга цели.

Схожий, но при этом отличающийся подход можно обнаружить в регламентных нормах Международной гандбольной федерации (ИГФ). В статье 11 Правил трансферов между федерациями закреплены положения, которые допускают выплату компенсации за подготовку спортсменов. Правило распространяется на лиц от 16 до 23 лет. Основанием для требования такой выплаты служит участие игрока в соревнованиях клубов или сборных команд (попадание в заявку на матч хотя бы один раз). Максимальный размер выплаты - 3500 Швейцарских франков. По сравнению с ФИФА сумма гораздо меньше, но и уровень популярности данного вида на порядок ниже футбола. Самостоятельная система по дифференциации выплат также присутствует. В зависимости от уровня развития федерации определяется итоговая фиксированная сумма. Категорий развития федерации в Правилах всего 3. Обратиться за получением выплаты можно в течение года с момента окончания срока контракта.

Подводя итог, стоит сказать о том, что развитие института компенсационных выплат за подготовку спортсменов вытекает из сложившихся современных реалий и не противоречит нормам права. Но при этом, на лицо отсутствие качественного регулирования данного вопроса даже на международном уровне. Немногие виды спорта поспевают за лидером в этой области – футболом. Не стоит забывать и про особый порядок взаимодействия между федерациями и лигами и в некоторых случаях про отдельный правовой статус последних. Отечественный законодатель, предпринимая попытку исключить пробел, представил крайне неоднозначное решение. С одной стороны законопроект посвящен актуальному вопросу, который терзает профессиональный спорт уже несколько лет, а с другой, он не представляет четкой системы, в которой будут урегулированы все базовые моменты. Без корректировок проекта закона, шансы на качественное решение вопроса сводятся к нулю. А это, в свою очередь, приводит к обесцениванию такой попытки.