14 мин.

Прыгнула с парашютом, не ест мяса, пыталась покорить США, а сегодня она основной игрок в своей сборной

Женский футбол- это неотъемлемая часть игры номер один. И мы не можем пройти мимо прекрасной половины человечества. Я хочу познакомить нашего читателя с футболисткой сборной Беларуси Анной Козюпой. Пусть интервью было сделано в мае 2020 года, но я не думаю, что сейчас оно станет менее актуальным. Прошлый год Анна провела в хорватском "Сплите", где она не ударила грязью лицом, будучи твёрдым игроком стартового состава. Сегодня наша героина перешла в украинский "Кривбасс". Будем надеяться, что новый вызов пройдёт удачно для карьеры Анны. А как она справлялась с прошлыми вызовами - вы узнаете в нашем интервью.

— Большинство девушек начинает профессионально играть в 15-16 лет. Для парня попасть в команду в 18 лет – большое достижение. Как вы считаете, с чем связан тот факт, что девочки в раннем возрасте начинают профессионально играть?

– Возможно, это связано с тем, что у нас меньше конкуренции. Если девочки постоянно занимаются, то, как правило, талантливые. А если у девушки талант, то её могут сразу взять во взрослую команду. Плюс у нас не так много людей занимается. И лучше сразу привлечь молодую футболистку, чтоб она набиралась опыта у более опытных товарищей.

– Ряд футболисток родом из Минска. Сложнее ли пробиться футболисткам, которые родом не из столицы?

– На самом деле у нас в команде много футболисток, которые родом не из столицы. У нас есть футболистки из Бреста, Лиды, Гомеля, Могилёва и Мозыря. Безусловно, что если ты молодая девочка, то проще себя показать будет в Минске, потому что в нём намного больше клубов. Но если футболистка из другого города, то тренеры их замечают и приглашают в столицу. Страна у нас небольшая, поэтому таланты не пропадают. Тренеры следят за соревнованиями среди младших возрастов. Как говорится, талант везде пробьётся.

— Брестская школа женского футбола за последнее время воспитала ряд хороших футболисток. Из вашего города классными мастерами вышли Анна Пилипенко, Любовь Гудченко, Татьяна Сенюта. За счёт чего из Бреста постоянно выходят сильные футболистки?

— Ещё у нас есть Алина Васильева и Лиана Мирошниченко. Когда я начинала, то в Бресте была сильная команда. Стоит заметить, что в моём городе всегда было много девчонок, которых можно заметить. Это ещё одно доказательство того, что выбиться можно из любого города.

 - После «Виктории» у вас был в жизни польский этап. Были ли мысли, что в Польше вы закончите с футболом?

— Такие мысли меня посещали, когда я ещё в школе училась. Я хотела закончить с футболом и погрузиться в учёбу. У меня был тренером Олег Григорьевич Сеченок. Я ему рассказала о желании покинуть футбол, разложила все факты по полочкам. На что он мне ответил: «Чтоб я этого больше не слышал. Завтра приходи на тренировку». Конечно, у меня какие-то мысли были, но футбол не отпускает.

— Хорошо, что так получилось. Сегодня вы сильнейший защитник в Беларуси, один из сильнейших в Восточной Европе.

— Правда, в клубе я уже опорника играю. В прошлом году тренер поставил меня на эту позицию.

— Вы, наверное, обрадовались.

— Если честно, то да. У меня теперь больше возможностей подключаться вперёд. Скажем так, что больше развязаны руки.

— Скажу откровенно, что у вас хорошее телосложение и вы можете везде играть, кроме вратаря, конечно.

— Да, пожалуй, я везде за свою карьеру поиграла. Но на ворота я точно не стану!

— Думаю, что Наталья Воскобович (вратарь сборной Беларуси) рада, что на одну конкурентку у неё меньше.

— Так уж и быть – оставим Наталью Воскобович на воротах…

— В Польше вы играли в команде «Прага». Расскажите, что это за команда. И каков уровень женского польского футбола?

— Это больше любительская команда. Она играла не в «Экстраклассе», а дивизионом ниже. Команда у нас была неплохой, и сейчас она такая. Много техничных девчонок и им всегда немного не хватало, чтобы выйти в вышку. Им не хватало немного профессионализма, потому что они играли только в своё удовольствие. Пропустить тренировку было не критично, а зачастую они могли не прийти даже на игры. Для них футбол только хобби. Помню, что когда училась в Польше, то приметила двух маленьких девочек. Сейчас они играют в национальной сборной Польши, защищая цвета «Гурника». Но чтобы развиваться на хорошем уровне, им пришлось уехать из Варшавы.

— Интересная ситуация. У нас все сильные клубы рассредоточены в столице, а у них в элите нет ни одного клуба.

— Да, вот такая вот интересная ситуация. В Варшаве девочки очень хорошо ходят на футбол, но чтобы развиваться, им обязательно необходимо уезжать из столицы. Я до сих пор не могу понять, как в Варшаве нет ни одного профессионального клуба.

— Зная, что в польской лиге есть два дивизиона, наверное, глупо спрашивать про уровень их футбола.

— Просто там больше человек этим увлекается. У меня в команде люди играли без зарплат, на простом энтузиазме. Они бы составили конкуренцию в нашем чемпионате.

— Наверняка условную «Бобруйчанку» они бы усилили.

— Я думаю, что да. Они бы пришлись ко двору многим командам из нашей лиги.

— Что вам дал польский этап карьеры в игровом плане?

— Сложно сказать об игровом плане. Скорее больше в житейском. Я посмотрела на менталитет и жизнь других людей. Мышление очень меняется.

А тяжело к этой жизни приспособиться?

— Вообще приспособиться не тяжело. Особенно если ты не одна, а с кем-то поехала. Плюс более или менее знаешь язык.

— Сложен ли был языковой барьер?

— Первое время было очень тяжело. Затем привыкла и стало намного легче общаться.

— Расскажите, в чём отличие полек от белорусок?

— Мне кажется, что они более раскрепощённые. Возможно, что и более открытые. Где-то даже более пофигистичные. Наши девушки более зависимые от другого мнения, более тихие и спокойные.

 

— После Польши вы вернулись на родину. Сразу ли вы почувствовали, что перешли на повышение?

— Да, конечно. Сразу почувствовала. В «Минске» всё было профессионально. Постоянные тренировки, контракт, ты не имеешь права пропустить тренировку. Конечно, это всё не сравнится с польской любительской командой. Профессиональные тренировки, теория, тактика, массажисты, тренеры по амплуа, Лига Чемпионов.

— Ранее вы играли на атакующих позициях, а в «Минске» вам пришлось играть защитника. Тяжело ли вам дался этот переход?

— Переход мне дался не сложно. По молодости я играла на всех позициях. Играть в защите мне было легко. Единственное, что было скучно. Чаще всего я играла впереди, мне всегда по душе отдавать и забивать. И мне это очень нравилось.

— В защите иногда и впрямь скучно. Настолько, что даже одна крупная стычка прошла без вас.

— Да, было такое… Наши девчонки играли товарняк с Болгарией – это было в молодёжной сборной. Первую игру мы выиграли. Вторую игру подсуживали соперницам. Мы были на нервах, затем происходит интересный момент. Мы атакуем, а соперница подкрадывается сзади и бьёт нашу девчонку по ногам, но судья фиксирует нарушение с нашей стороны. И наши взорвались! Кто-то кого-то начал пихать, кто-то кого-то даже ударил. Я побежала, хотя не представляю, чтобы я могла подраться, но тем не менее я побежала заступаться за девчонок, но пока добежала, судья нас уже разнял.

— У вас была попытка продолжить карьеру в США. Как вы решились на такой шаг? — В США на космическом уровне развит студенческий спорт. Я хотела поступить в университет. А когда ты играешь за университет, то даются большие привилегии для игроков. Обеспечивают жильём, увеличивают стипендии, обучение становится более простым, так как много времени уходит на тренировки. Я знала, что так многие делают. Я всегда хотела попробовать свои силы за рубежом. Потом выяснилось, что, имея профессиональный контракт, нельзя играть за команду университета. И дорога туда оказалось закрытой.

— Университетский спорт там на уровне. Бывает, что люди сразу после университетского спорта становятся звёздами североамериканских лиг.

— Уровень там сильнейший. Только в одной лиге бывает по 300 команд. Там есть вторая лига. За лучшими игроками следят самые титулованные тренеры. Человек не успевает закончить универ, так его уже разбирают с руками и ногами. Знаю, что есть много американок, которые профессионально занимаются спортом лишь потому, что это им помогает получить хорошее образование.

— Успели ли вы сделать выводы о женском футболе в США?

— Когда я поддерживала форму, то видела много девчонок-футболисток. Они играли в футбол, а также проводились соревнования 7 на 7. По условиям в команде обязательно должны быть 2-3 девушки. Смешанные соревнования в США не редкость. Там намного больше девушек, которые увлекаются футболом. У нас бы родители какой-нибудь девочки сказали: «Футбол – не женский вид спорта. Ты же девочка, какой тебе футбол». А у них если девочка захотела пойти в соккер, то круто.

—Там девочек даже в хоккей не боятся отправлять.

— Там куда угодно отправят, главное – желание. Это у нас менталитет слегка непонятный: «Туда не ходи, сюда не ходи, ничего не делай».

—Я у Маши (Галай) недавно спрашивал о смешанных командах. Так оказывается, что в США – это быль.

— У них это само собой разумеющееся. Им это интересно, и от этого они получают удовольствие. Я увидела, когда ряд девочек приходили в бутсах. Вспоминаю свою жизнь и понимаю, что у нас такое развитие событий было бы не совсем реальным.

— В вашей карьере был сезон в РГУОРе. Для вас он получился неоднозначным. Как вы считаете, что не получилось?

— Сложно сказать. Просто после «Минска» в РГУОРе всё было не настолько профессионально отлажено. Мне было сложно, где профессионализм был чуть ниже, чем раньше. Но в целом я не скажу, что сезон плохим оказался. Девчонки все были молодые, и мы заняли второе место, уступив чемпионство лишь «Минску». Также мы играли в финале кубка. Скажу откровенно, что сражаться с «Минском» было крайне сложно.

— Затем произошло ваше второе пришествие в «Минск». Клуб доминирует не только в Беларуси, но и входит в число лучших 16 команд Европы. Как вы считаете, за счёт чего команда успешна на международной арене?

— Прошлый год самый удачный и выдающийся в истории «Минска». Таким сезон выдался и для меня. У нас поменялся тренерский штаб, схема игры, мы начали по-другому мыслить и играть. Стоит заметить, что и госпожа удача была на нашей стороне. Как будто был наш год. В чемпионате мы выиграли абсолютно все матчи, на ЛЧ мы шли гладко, пока не встретились с «Барселоной». В прошлом году как будто всё для нас было – оставалось только играть!

— К «Минску» внимания стало больше. Игроков вашей команды пригласили для съёмок в выпуске tut.by, Александр Ивулин снял видео с матча против «Барселоны», ютубер "Балабол" снял выпуск про вашу команду. Да и вы стали героиней программы «Тренировочный день». Чувствуете ли вы, что внимания к вашей команде стало больше?

— Да, это чувствуется. Чувствовалось после того, как мы вошли в топ-16 европейских команд. Стоит заметить, что и женский футбол становится популярнее. Его больше показывают и освещают в СМИ, показывают по телевизору. На самом деле так и должно быть. Если так двигаться, то люди будут больше узнавать о женском футболе. Будут знать, что он есть, развивается, что если девочки хотят заниматься футболом, то это нормально. Очень приятно, что женским футболом стали больше интересоваться.

— В прошлом сезоне вы сыграли 21 матч и забили 7 мячей. Скажите, как вам это удалось?

— Сама не знаю. Как меня поставили опорником, то я думаю: «Ооо, можно идти вперёд, и я пошла забивать».

— Будь вы в мужском чемпионате, то вошли бы в топ-5 бомбардиров.

— Мы самые сильные в чемпионате. Возможно, что это с этим связано.

— Но условные Драгун и Гордейчук за сезон столько могут не забить.

— В прошлом просто у команды и у меня звёзды сошлись. Что для меня, что для команды – всё было положительно.

— В этом году появилось женское минское «Динамо».(в сезоне 2020 футболистки "Динамо выиграют чемпионат и кубок). Насколько принципиальны для вас будут встречи с этим коллективом?

— Безусловно, это принципиально, так как они претендуют на звание чемпиона. Они хотят нас обыграть. Мы сделаем всё, чтобы защитить это звание. Если честно, то я рада, что появилось минское «Динамо». Очень хорошо, что есть команды, на которые нужно будет настраиваться. Ведь конкуренция – залог развития.

— Представьте такую историю. Ваш принципиальный матч с «Динамо». Полные трибуны. Забивает Настя Линник (экс-футболистка "Минска"), и она специально не празднует гол.

— Было бы отлично, если бы так и было. Ну кроме того, чтобы Настя нам забила. Но о полных трибунах мы можем пока только мечтать. Даже на любительскую команду из Польши ходило больше, чем на лучшую команду Беларуси. Проблемы с посещаемостью есть и в мужском футболе. Я не знаю, почему у нас люди не любят, не ходят, не болеют.

— Я смотрел ваше совместное видео с Анастасией Харлановой. Она говорила, что историю у неё вел Антон Антонович – крутой мужик с татуировками. Давайте и мы устроим экскурс в границах женского футбола.

— Давайте…

— В каком году был сыгран первый чемпионат мира по женскому футболу?

— Вообще без понятия… Историю я вообще никакую не знаю… Ни школьную, ни футбольную, никакую…  Так в каком году?

— В 1991-м.

— Буду знать.

— Давайте пройдёмся по истории отечественного футбола, чтобы вам было легче.

— Если это, конечно, поможет…

— Конечно, поможет. Какая команда не из столицы осталась в шаге от вашего достижения в ЛЧ?

— Это витебский «Университет».

— Вы прямо в точку попали. На удовлетворительную оценку вы вполне наработали.

— Это хорошо…

 — В 2016-м году вы совершили прыжок с парашютом. Как и почему вы на это решились?

— Всегда хочется попробовать того, чего не пробовала. Я стала перебирать, что пробовала, а что нет. И кто-то из моих знакомых предложил мне прыгнуть с парашютом. Я думаю: а почему бы и нет?! У меня и в детстве была такая мысль, когда я смотрела телевизор. Вот мы собрались с друзьями и совершили этот заветный прыжок.

— И что вы думали перед прыжком?

— Если честно, то я вообще о предстоящем прыжке не думала. Просто ты не представляешь, что будет. Говоришь себе: «Через неделю узнаешь». Было не страшно до загрузки в самолёт. А дальше уже поздно. Страшно было, когда открывается дверь в самолёте и ты понимаешь, что нужно идти и прыгать. А до этого времени было совсем не страшно.

— У вас и здесь психология настоящей спортсменки. Подошли к этой ситуации с холодной головой.

— Как говорится, с холодной головой и горячим сердцем…

— Также известно, что вы вегетарианка. Как и почему вы перешли на такую пищу?

— Во-первых, я давно проштудировала информацию о мясе. Знаю, что в нём много как полезного, так и вредного. Во-вторых, я знакома с веганами-спортсменами, которые добивались высоких результатов. И пускай много спорят о совместимости спорта и вегетарианства, я придерживаюсь позиции, что без мяса можно существовать не только обычному человеку, но и спортсмену. Например, мне это не мешает, а даже помогает. Да, если бы я себя почувствовала хуже, то вегетарианства не придерживалась бы. Скажем так: я попробовала, мне понравилось, и я уже около 3 лет не ем мясо.

— А вы случайно натолкнулись на статью о том, что лучше придерживаться вегетарианства?

— Да, первоначально это было случайно. Я ещё 5 лет назад была закоренелым мясоедом. Без мяса я не могла представить приём пищи. Мне в жизни попадались люди, которые не ели мясо. Я читала ряд книг, статей по данному вопросу, смотрела видеоблогеров. Вот так постепенно я к вегетарианству и пришла.

— Анна, я увидел, что вы довольно часто улыбаетесь, и это очень круто. Это вы сама по себе оптимистичная или жизнь за рубежом наложила на вас такой отпечаток?

— Пожалуй, я сама по себе такая оптимистичная. Родом я из солнечного города Бреста. Я по жизни оптимист, хотя мама иногда обзывает меня пофигистом… Я спокойно ко всему отношусь и думаю только о хорошем.