13 мин.

Философия футбольного клуба «Шахтёр». Часть 4 из 5

В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!

В предыдущей статье, которую вы можете прочитать здесь, мы говорили о технике, передачах, контроле мяча, а также о позиционных играх и ситуациями с преимуществом в футбольной академии «Шахтер». Сегодня же я вам расскажу об атакующих формах, матчах и стандартных положениях в этой академии.

Материал я взял из обновленной книги Патрика фон Лиувена «Философия футбола», написанной в 2013 и обновленной в 2020.

Атакующие формы

Тренировка атакующих форм поможет лучше организовать действия вашей команды в соответствии с тактикой, по которой вы играете. Такие занятия необходимы, чтобы футболисты лучше понимали, как им необходимо размещаться на поле, в какой момент начинать атаку, куда совершать свои движения. Организация тренировки начинается с размещения игроков на позициях, которые они, по вашему мнению, должны будут занимать во время матча. У каждого наставника есть возможность проводить занятия, согласно той формации, по которой играет его команда. Для каждой тактики есть свои варианты организации атакующих форм. Сперва тренировки нужно проводить без защитников: таким образом ваши футболисты смогут лучше и без какого-либо давления усвоить необходимые движения. Единственной сложностью для них станет вовремя попросить мяч, хорошо принять его и отдать точно на партнера. Постепенно вы можете добавлять защитников, если видите, что на определенном участке поля игроки уже достаточно хорошо справляются с поставленными задачами и им необходимо некоторое усложнение. Хорошо, если после тренировки на атакующие формы, вы проведете матч, в котором попросите игроков применить только что изученные упражнения. В Академии «Шахтера» начинают тренировать атакующие формы, начиная с самых младших возрастных групп. Это важно для того, чтобы футболисты не терялись, сразу же понимали, как им вести себя на поле, какие варианты развития атаки у них есть. Конечно, занятия с футболистами младших возрастов проводятся в игровой, иногда даже шуточной форме и в соответствии со схемой по которой они играют – от 6 на 6 до 11 на 11, ведь над атакующими формами в академии работают все команды вплоть до Шахтера-2.

Важно, чтобы ваши подопечные понимали: они всегда могут применить несколько вариантов развития атаки, ни в коем случае нельзя зацикливаться лишь на том, который был отработан на предыдущей тренировке. Каждый игрок должен видеть поле и понимать, как в сложившейся ситуации он может быть максимально полезен для команды, какой путь развития атаки избрать. Невозможно предусмотреть все варианты организации нападения, но как тренер вы должны отработать несколько базовых вариантов, которые затем помогут лучше взаимодействовать вашим подопечным на поле. Это может быть стиль с использованием коротких передач или же длинный заброс за спину форварду, пас на фланг с расчетом на забегание полузащитника или крайнего защитника. А, быть может, вы хотите, чтобы в свободные зоны, оставленные соперников, врывался центральный полузащитник – вариантов развития ситуации может быть очень много. Если вы будете работать хотя бы над несколькими базовыми упражнениями, то увидите, что футболисты начнут применять их и во время матча.

При размещении футболистов на поле, вы должны объяснить каждому из них его роль, что он должен делать. Затем в невысоком темпе поочередно проработать все элементы развития атаки. Вот почему тренеры академии футбольного клуба «Шахтер» советуют начинать занятия без сопротивления со стороны защитников. Затем, когда игроки поймут свои функции и обязанности, в тренировку можно включить сопротивление: нескольких защитников перед воротами и крайних беков, которые заставят фланговых полузащитников атакующей стороны действовать аккуратнее, точнее выверять подачи или придумывать, как освободиться от опеки. Со временем все сводится к тренировочному матчу или тренировке ситуации преимущества, во время чего игроки должны закрепить полученные ими навыки.

При работе над атакующими формами тренер должен обращать внимание не только на футболиста, выполняющего передачу, но и на позиционное расположение остальных исполнителей своей команды. Важна точность и скорость передачи, скорость движений исполнителей, ведь каждый из них выполняет свою роль при организации нападения. Даже если мяч находится слева, игроки на правом фланге обязаны двигаться так, как бы они делали это во время игры. А атакующие игроки вовремя должны занять место в штрафной площадке, даже если они играют без сопротивления со стороны защитников.

Минимальная площадка, которая нужна для тренировки атакующих форм, – половина поля. Хотя лучше, если в вашем распоряжении есть целое. В таком случае футболисты смогут лучше понимать дистанцию и пространство, которое у них будет для организации атак во время матча. Можно начинать занятие с простого удара от ворот или передачи на одного из защитников, который адресует мяч полузащитнику и таким образом продолжает атаку.

В академии тренеры организуют тренировку атакующих форм в соответствии со схемой 4–3–3, по которой играют все команды. Однако во время матчей, конечно же, всегда остается место для креатива со стороны футболистов, если под давлением со стороны оппонентов они решат сыграть в ином ключе. Тренер должен понимать, что иногда игроку виднее, какое решение принять на поле. Гениальную передачу на партнера невозможно отработать на тренировке. Наставник должен поправлять футболистов, если они не могут выбрать верный вариант развития атаки несколько раз кряду или все время повторяют одну и ту же ошибку. В ином случае всегда нужно оставлять пространство для инициативы со стороны своих подопечных. Во время тренировки соперник никогда не будет прессинговать вашу команду так же, как и во время матча – это одна из вещей, которую очень сложно отработать во время занятий. Как тренер вы можете повлиять на своих игроков и внушить им уверенность в правильности стиля, которому отдаете предпочтение во время матча.

Матчи

Любую тренировку в академии нужно обязательно заканчивать футбольным матчем. Это позволяет подопечным просто сыграть в футбол, закрепить таким образом все, чему они научились с начала занятия. В конце концов, ведь именно на матчи собираются десятки тысяч болельщиков на трибунах стадионов и еще миллионы у экранов телевизора. Ни одна тренировка не может пройти без матча. Большая или маленькая, но в вашем занятии обязательно должна быть игра. Когда ваша команда играет, вы, как тренер, обращаете внимание на технику, тактику и физическое состояние команды. Проведение матчей также делает все эти вещи более очевидными для самих футболистов. Можно провести матч без определенных задач, но ни в коем случае без организации. Тренеры академии Шахтера предпочитают ставить перед своими подопечными определенные цели на игру – это помогает команде постоянно развиваться. Вы все время работаете над позиционной игрой, атакующими формами, передачами и контролем мяча. Во время матча вы можете поменять игроков позициями и попробовать какие-то новые сочетания. В матчах у вас есть всегда возможность для вариаций. Внутри команды можно проводить как большие, так и маленькие игры, в зависимости от количества футболистов, с которыми вы работаете. Если мы говорим о маленьких матчах, то это поединки, которые начинаются от противостояний 1 на 1 и до 4 на 4. Нужно понимать, что в таком случае ваши футболисты получают большую физическую нагрузку, поскольку чаще встречаются с мячом. У игроков в этих условиях, разумеется, лучше развиваются навыки работы на небольших участках поля против малого количества оппонентов.

При проведении тренировочных матчей можно предоставить игрокам возможность действовать на разных позициях: к примеру, нападающим сыграть в защите – это лишь добавит им необходимых в футболе навыков и полезного опыта. Когда вы проводите матчи, начиная с 5 на 5 и большим количеством исполнителей, есть возможность моделировать действия команды при ударе от ворот, фланговой атаке или даже вбрасывании из-за боковой линии, попробовать применять командный прессинг, улучшить взаимозаменяемость на поле. Независимо от того, владеет мячом ваша команда или соперник, есть возможность отработать множество тактических моментов.

Рекомендации:

– проводите матчи команды на поле корректных размеров

– даже в маленьких матчах ваши футболисты должны занимать позиции согласно вашему стилю игры

- ставьте командам конкретные задачи (КВМ или СВМ)

- следите, чтобы футболисты играли согласно командной тактики

- исправляйте футболистов, когда те допускают ошибки

- не бойтесь вмешаться в ход матча и исправляйте действия футболиста, согласно позиции, на которой он выступает

- попросите игроков общаться между собой во время матча

- добавьте несколько собственных правил в проведение матча, чтобы стимулировать отработку нужных навыков у футболистов

- постоянно передвигайтесь вдоль одной из боковых линий, чтобы делать более точные подсказки своим подопечным.

Стандартные положения

В современном футболе стандартные положения становятся все более важными для достижения командой положительного результата. Именно поэтому столь пристальное внимание уделяется их отработке на тренировках всех команд и академий. Их розыгрыш возможен на каждом участке поля, а задачей тренера является подготовка своей команды к таким ситуациям. Вне зависимости от того, защищаетесь ли вы или атакуете, важно, чтобы вы заранее согласовали с футболистами, какие позиции они должны занять, как разместиться на поле во время исполнения стандартного положения. В академии Шахтера важно, чтобы футболисты чувствовали себя уверенно, целиком осознавали свою роль при розыгрыше в ситуациях КВМ и СВМ. Для успеха команды на поле нужно, чтобы игроки во время стандартных положений следовали плану, утвержденному еще до начала матча. Всего одно невнимательное действие футболиста – и все ваши старания могут сойти на «нет».

В ситуации СВМ функции лидера на себя должен взять на себя голкипер – именно от него зависит, как будет действовать вся защитная линия. Лучше использовать графические схемы и наглядно показать своим подопечным, что происходит на поле во время исполнения того или иного стандарта. Это также полезно ввиду того, что запасные футболисты, которым также возможно придется вступить в игру, хорошо понимают, как им нужно будет вести себя.

Стандартные положения стоит рассматривать с двух позиций. В зависимости от того, атакует в этот момент или обороняется ваша команда. Начнем с исполнения удара от ворот. В этот момент голкипер начинает новую атаку своей команды, а поэтому его партнеры должны расположиться согласно позициям на поле. Конечно, наиболее эффективным вариантом с точки зрения сохранения мяча, является передача на одного из свободных защитников. Однако если это невозможно, вратарю нужно отдать длинный пас на полузащитника или нападающего.

Вбрасывание из-за боковой также можно осуществить по-разному. Первый вариант – отдать мяч точно в ноги партнеру, чтобы тот уверенно завладел мячом и продолжил атаку команды. Еще один – вбросить в свободную зону, куда футболист вашей команды успеет добраться раньше соперника.

Главная цель штрафного удара со своей половины поля – сохранение мяча для последующего владения и поступательного развития атаки. Однако иногда можно положиться на удачу и отдать длинную передачу вперед с расчетом на успешную игру в воздухе высоких футболистов вашей команды. Развивать атаку на половине поля соперника можно также по-разному в зависимости от ситуации: использовать фланги, играть через центр, задействовать сильные индивидуальные качества ваших исполнителей. Если говорить об ударах непосредственно по центру от ворот, то можно попробовать поразить ворота соперника прямым ударом, используя одного из своих специалистов по штрафным ударам или навесить через стенку. Есть вариант, когда один из футболистов откатывает мяч под удар другому – здесь также возможны различные сочетания игроков с ведущей правой или левой ногой.

При розыгрыше штрафного удара на половине поля соперника важны предпочтения тренера. Если речь идет о стандартном положении на фланге, то вы должны решить, правша или левша будет его исполнять, навесит ли он непосредственно в штрафную или разыграет мяч со своим партнером поблизости. Я считаю, что каждая команда должна иметь про запас сразу несколько вариантов розыгрыша стандартных положений с одинаковой расстановкой футболистов на поле. В таком случае сопернику будет практически невозможно догадаться, какую же из своих заготовок вы примените сейчас, даже если он досконально изучит вас.

Мяч при розыгрыше угловых, как и штрафных ударов, можно подавать непосредственно в штрафную соперника, где его уже будут поджидать мастера игры на втором этаже. Еще один вариант – разыграть угловой с партнером, который находится ближе остальных и создать таким образом на этом участке поля ситуацию численного преимущества. После этого можно постараться пробить по воротам, откатить мяч под удар свободному партнеру, навесить в штрафную. При исполнении углового удара, если соперник оставляет игроков на атакующих позициях, ваши футболисты должны понимать, сколько человек будут непосредственно задействованы при обороне ворот.

Если говорить об обороне во время угловых, здесь важно взаимодействие между защитниками и вратарем. На установке тренер должен решить, нужно ли играть персонально против одного, двух или всех нападающих соперника. Очень многое здесь зависит от качеств голкипера, его умений действовать на выходе. После подачи в штрафную именно страж ворот должен постараться поймать или выбить мяч. В это же время защитники обязаны разобрать и плотно сыграть с противниками, причем против высоких оппонентов действуют рослые оборонцы. Остальные игроки располагаются согласно своим позициям, чтобы не оставить свободных зон и оказаться в выгодном положении при подборе мяча.

Организация обороны при розыгрыше штрафных ударов похожа на действия при подаче углового. Защитникам нужно выстроить линию и предельно внимательно разобрать оппонентов. Кроме того, игроки должны помочь вратарю. Если штрафной выполняется с фланга в непосредственной близости от ваших владений, один из футболистов может занять место в углу ворот, а еще два или три выстроиться в стенку. Если мяч находится по центру, то ваша стенка должна состоять из четырех-пяти исполнителей. Это зависит от игровых качеств вратаря вашей команды, его видения конкретной ситуации, а также установки тренера перед матчем. Стенка должна состоять из футболистов среднего роста. Игроки пониже в это время должны занять позиции для организации быстрой контратаки и помощи защитникам. Подумайте над тем, какие варианты развития атаки может предпринять соперник. Зачастую своевременное движение может предотвратить развитие опасной ситуации.

Рекомендации:

– организуйте тренировку стандартных положений за день до игры

– футболисты должны понимать, что требуется от них согласно их позиции на поле

– подготовьте своих игроков к различным ситуациям, которые может создать противник

– накануне матча покажите футболистам схемы с вариантами розыгрыша стандартных положений и поместите их в раздевалке или в комнате тактических занятий

– если у вас есть ассистент, назначьте его ответственным за стандартные положения, а также за изменения в их розыгрыше, которые должны происходить, когда вы меняете игроков.

В заключительной части про академию Шахтера вы поговорим о тренировках, качествах тренера и об индивидуальных тренировках.