14 мин.

Ракицкий – десятка на позиции центрального защитника. Он делает атаки «Зенита» умнее и вариативнее

Илья Васильев – о новой схеме Сергея Семака.

В начале сезона-2020/21 игра «Зенита» в обороне заставила Сергея Семака отойти от классических 4-4-2. Петербуржцы с трудом маскировали пассивный прессинг Азмуна и Дзюбы и старение центральных защитников. Команда много пропускала и неубедительно выглядела даже на фоне некоторых аутсайдеров.

Было понятно, что еврокубки снова будут провалены, если ничего не менять – «Зенит» нуждался в легкости и качественной обороне.

Чтобы наладить ситуацию, Семак запустил самую масштабную тактическую революцию «Зенита» последних лет – так команда получила гибкость.

Ключевой ход – переход на схему 3-4-3, где Ракицкий – левый центральный защитник с большим тактическим диапазоном. Ярослав получил подстраховку, право агрессивно выдергиваться при обороне и более широкую роль в атаке.

В ЛЧ-2019/20 Ракицкий уже играл в тройке. Новая схема сбалансировала «Зенит» в обороне и атаке

Летом 2018-го Семак очень рассчитывал на диспетчерские качества Паредеса и Нобоа, но уже в четвертом туре Крис порвал крестообразные связки, а Леандро зимой перешел в «ПСЖ». Казалось, что без глубинного пасующего игрока «Зенит» перейдет на бессмысленный футбол – Кузяев, Ерохин, Ригони не подходили для ведения игры.

Трансфер Ракицкого упростил задачу. Ярослав начинал атаки, отыскивая Дзюбу или пространство на флангах, а Иванович и Барриос его страховали. Во второй половине сезона-2018/19 Ракицкий сильно влиял на игру команды: забил 3 гола со штрафных (третий бомбардир команды вместе с Дзюбой и Ригони), был вторым по xGBuildup (вклад в атаки без учета ударов и голевых передач), пятым по xGChain (вклад в атаки с ударами, включающий и промежуточный пас или касание, и передачу под удар, и сам удар).

Сейчас «Зенит» более сбалансирован. Положение Ракицкого в статистике «Зенита» – прямое следствие равномерного распределения задач в атаке. 

Ниже – данные по вкладу Ракицкого в атаку за сезоны-2018/19 и 2021/22, где видно, что в первом сезоне он выбил аналогичные цифры с последним, несмотря на меньшее количество сыгранных матчей. Тогда Ярослав был одним из лидеров, а сейчас его обошли партнеры (часть обязанностей разобрана Венделом, Дугласом Сантосом, Клаудиньо и Малкомом).

До этого сезона Семак не делал кардинальных изменений в защите на дистанции. Основная цель – поддержание высокой линии для участия в атаках и контрпрессинге. Ивановича,Барриоса и Ракицкого вполне хватало для РПЛ, но в еврокубках критично сказывался недостаток скорости центральных защитников. 

Приход Ловрена не изменил ситуацию. С одной стороны, «Зенит» провалился в прошлой Лиге чемпионов не из-за пары защитников, с другой – было очевидно, что Деян и Ярослав не вытягивали.

После подписания Ракицкого Семак говорил, что Ярослав способен играть в тройке: «Ярослав может играть и в три, и в четыре защитника. У него прекрасное понимание игры, хорошее начало атаки».

В сезоне 2019/20 Семак переходил на тройку центральных. Например, в Лионе Ракицкий играл вместе с Осорио и Ивановичем (1:1), а в домашнем матче с «Бенфикой» «Зенит» забил победный гол после перехода на трех центральных защитников (3:1). 

В серии против «Лейпцига» Семак тоже варьировал схемы: в гостях начинал четверкой, а заканчивал с тройкой (1:2), в домашней игре – наоборот (0:2). В последних двух турах Семак играл в четыре защитника.

В сезоне-2020/21 после гостевой игры с «Лацио» (1:3) Семак разъяснил, почему не поменял схему при обороне: «В прошлом сезоне мы использовали схему с тремя центральными защитниками, так как у нас был определенный набор футболистов. Сейчас это стало сложнее из-за индивидуальных возможностей игроков.

Для некоторых наших центральных защитников не совсем понятна игра в три центральных. Ракицкий не совсем понимает систему, потому что всю свою футбольную карьеру играл в четверке, так ему проще. Плюс есть качества, которые не совсем подходят ему для игры в тройке».

Семак исключал возможность новой схемы из-за недостатка защитников, потому что Ракицкому пришлось бы играть правого центрального или страхующего (левым центральным был бы Сантос).

В этом сезоне переход на тройку стал вынужденным:

– 11-е место «Зенита» по качеству допущенных моментов с игры и по количеству допущенных ударов с игры, 13-е место по количеству допущенных явных моментов к первому перерыву на сборные;

– сомнительная форма Ловрена (повреждение в перерыве между плохими игровыми отрезками) в совокупности с недостатком скорости и качеств Ракицкого вверху (63% выигранных верховых единоборств) – «Зенит» нуждался в страхующем звене;

– плюс в середине сентября случилась уверенная подстройка команды под «Челси» – команда поверила в тактическую схему.

Переход на новую схему изменил «Зенит» и игру Ракицкого. Ярослав играл левого центрального защитника, подключался в атаку по центру и флангу благодаря подстраховке Чистякова и Барриоса. 

Свобода Ракицкого очень полезна для «Зенита».  Он – третий по голевым передачам во всех турнирах (6, у Дзюбы и Малкома – 7), и даже сыграл левого защитника против «Нижнего».

Перевод Ракицкого перезапустил схему и результаты команды. Очевидно, что также Семаку сильно помогли Чистяков, Вендел, Малком, Дуглас Сантос и Клаудиньо.

 «Зенит» все равно выдал несколько сомнительных матчей, но игру с «Арсеналом» можно списать на невезение и очередное затмение Ловрена (1:2), с «Сочи» – на удаление (1:2), поэтому реальный провал – только скучнейшая ничья в Екатеринбурге (0:0). Эти матчи получились гораздо качественнее, чем выезд в Химки (3:1), победа над «Краснодаром» (3:2) или ничья с «Уфой» (1:1), в которых петербуржцы играли в четыре защитника.

Ракицкий ломает линии и смело включается в разные зоны. Его гибкость помогла в Лиге чемпионов, стандарты – со «Спартаком»

Паулу Фонсека, комментируя переезд Ракицкого в Петербург, затронул активность Ярослава на мяче: «Ракицкий давал нам качество и силу в атакующем плане. Буквально сверхъестественную. С мячом в атаке он был одним из лучших в мире, в этом я не сомневаюсь».

В тактическом мастер-классе для ютуб-канала «PASS» Фонсека развил эту мысль: «Ракицкий – это десятка, который играл центрального защитника». 

Ракицкий – одна из причин, почему «Зенит» в Лондоне был уверенным на мяче. Семак поменял структуру начала атак, чтобы разбивать персональный прессинг «Зенита».

Цель – создавать четверку при начале атак. Структура была плавающей. Например, Дуглас поднимался наверх, а Ракицкий становился левым защитником. Похожая ситуация несколько раз была справа: Барриос оказывался на фланге, Сутормин – выше, Ракицкий – в середине.

Ниже – карта передач, отражающая подвижность Ракицкого против «Челси». За счет плавающей структуры Ракицкий действовал на фланге и в середине. С похожей задачей вышел Барриос, но он покрывал чуть меньшее пространство. 

Второй график показывает топ опасных передач. Попытка Ракицкого – именно с фланга. Атакующий план «Зенита» с короткими передачами не очень хорошо работал, но продвинутые данные все равно отражают замысел Семака.

Данные и графика – «Футбол в цифрах»

Против «Мальме» Ракицкий стал частью другого плана – помогла новая роль Дугласа Сантоса. При владении Дуглас переходил в центр к Венделу, а Ракицкий смело подключался через фланг (например, начал первую голевую атаку – забросил в штрафную под рывок Кузяева), помогал Барриосу с Чистяковым начинать атаки.

Данные и графика – InStat

Выборка в чемпионате – гораздо шире. Ракицкий – ключевое звено в начале атак среди центральных защитников. Ловрен тоже иногда подключался к атакам (если соперник оборонялся в низком блоке) и раздавал длинные на Дзюбу и Азмуна, но влияние Ракицкого гораздо сильнее, несмотря на меньшие цифры по xGChain и xGBuildup.

Ракицкий заточен на разные зоны и контроль короткими передачами. Он не боится рушить линии, поэтому после коротких передач двигается, открываясь выше или на фланг. 

В тройке его роль гибридна: он и правый центральный разыгрывают от ворот (Чистяков обычно на линии штрафной), затем Ракицкий расширяет пространство (смещается в полуфланг), а дальше играет там, где необходимо (помогает на фланге, в середине, открывается под запрессингованного партнера). 

Ниже – разбивка по зонам передач вперед Ракицкого и Ловрена (статистика чемпионата России). Первый скрин – передачи Ярослава, второй – Ловрена, оттенки зеленого – пасы на 11,5 метров, синего – 11,5-20 метров, красного – более 20 метров.

Данные и графика – xGLab

Очевидное различие – количество активных зон. Ловрен двигался исключительно в своей вертикали (доля игры на фланге и впереди очень низкая), тогда как Ракицкий дополнительно забрал себе фланг. Плюс Ракицкий чуть смелее подключается в финальную треть. 

Еще одна деталь – количество коротких передач (зеленый цвет). Ярослав пасует более разнообразно: у него прекрасная длинная передача, плюс достаточно смелости и мышления для реакции на смещения Вендела, Клаудиньо, Малкома и Кузяева в глубину.

Ниже приведены данные Ракицкого и Ловрена за сезон-2021/22 в сравнении с другими защитниками РПЛ за период 2019-2021 годов.

Три верхних показателя оценивают вклад в нападение. Первая цифра обозначает перцентиль – чем показатель выше, тем выше игрок в группе наблюдения (проще говоря, 80-й перцентиль означает, что его данные лучше, чем у 80% игроков его позиции). 

Expected Threat – ожидаемая опасность передач, Fields Gained пас – отношение расстояния, на которое игрок приблизил мяч воротам соперника к исходному расстоянию до ворот (если до ворот 25 метров, а игрок приблизил мяч на 10, то коэффициент равен 0,4).

Ярослав – лидер РПЛ последних лет по суммарной опасности передач и приближению мяча к воротам соперников. По двум показателям он в серьезном отрыве от Ловрена – это вызвано большим креном «Зенита» в атаки налево (взаимодействие с Дугласом оптимальнее, чем с Караваевым и Суторминым).

Ракицкий – важный игрок при взломе глубокой обороны. Переход на тройку позволил оставлять сзади Чистякова и Барриоса или Ловрена, чтобы Ракицкий подавал в штрафную с 30 метров.

Например, он организовал первый гол в ворота «Ростова». Соперник припарковался за линией мяча, поэтому Ракицкий дошел до финальной трети. Он увидел рывок Дугласа в свободную зону – Сантос опасно прострелил, а «Ростов» сел еще глубже.

Байрамян вынес в сторону Ракицкого, который стоял без опеки (вся команда была на своей оборонительной трети). Ярослав считал свободную зону, в которую вбегал Кузяев – получилась предголевая передача (таймкод – 2:50).

В первой части сезона Ракицкий создал 18 голевых моментов в РПЛ.

Исполнение стандартов в «Зените» – одна из причин топового перцентиля по суммарной опасности передач. Начиная со «Спартака», Ракицкий – один из исполнителей стандартов (до этого матча – 12 стандартов, после – 48):

– 2 голевые на Азмуна в матче со «Спартаком»;

– точная подача под удар Азмуна в игре с «Динамо» (Дзюба забил на добивании), плюс гол Ракицкого после прямого удара со штрафного;

– Ерохин расстреливал Нигматуллина с линии вратарской (попал во вратаря);

– Чистяков был близок к голу против «Ростова» (бил с 7 метров), еще Азмун опасно скидывал на дальнюю (Дзюба и Ловрен едва не замкнули).

Ракицкий – третий ассистент «Зенита» (Малком и Дзюба лидируют): 

– победный гол Ерохина в Химках – голевая передача Ракицкого с левого фланга;

– Малком открыл счет в Уфе после шикарной передачи центрального защитника (в следующем матче Акинфеев спас после аналогичной комбинации);

– передачи на Кузяева и Сутормина в игре с «Мальме»;

– дубль из голевых в игре со «Спартаком».

Первая половина сезона-2021/22 – новый прекрасный отрезок Ракицкого за «Зенит». 

Сейчас в «Зените» появились другие лидеры, но Ярослав освоил новую роль защитника в тройке и добавил креатив в атакующий потенциал команды.

«Зенит» все еще много пропускает, но подстраховка от Чистякова – большая помощь для Ракицкого

В этом сезоне «Зенит» напрашивался на реформы в обороне – в нескольких матчах Семак перестраивался на тройку защитников, чтобы команда обошлась без глупых ошибок. Любое сочетание в паре требовало дополнительную подстраховку.

Выходы Ловрена на старте чемпионата – странный выбор, учитывая неплохую форму Чистякова. Скорее всего, Семак планировал, что Деян наберет кондиции через игры, но это слишком дорого обходилось (упустил Кухарчука в игре с «Химками», не доиграл эпизод, когда Кордоба забивал из его зоны). Чистяков смотрелся гораздо лучше, но второй тайм против «Ахмата» (2:1) получился спорным (гости растаскивали Ракицкого-Чистякова – появлялись дыры в центре).

Еще один аргумент в пользу тройки – оборонительная статистика Ракицкого. К цифрам Ярослава прикрепляем данные по Чистякову – Дмитрий гораздо сильнее в воздухе и отборах (похожая ситуация в сравнении верховой борьбы Ракицкого и Ловрена). В отличие от Ракицкого, Ловрен и Чистяков – в топ-5 РПЛ по проценту выигранных дуэлей (Ярослава нет в топ-20).

Ракицкий заиграл в более удобном стиле – он выдергивался в середину, агрессивно прессингуя или играя на опережение. По данным Opta Sports, он совершил 13 возвратов владения в матче с «Челси» (больше всех в первый день Лиги чемпионов). 

Ниже – лондонская оборонительная карта Ракицкого, где учитывались возвраты владения, перехваты, подборы и отборы. Чуть больше половины оборонительных действий выполнены за штрафной.

Другой удачный перфоманс – октябрьская игра против «Динамо» (4:1). Ракицкий до упора прессинговал Макарова, не позволяя ему отскакивать в глубину. Например, в этом эпизоде он изначально поднялся высоко, чтобы сделать передачу между линиями, но попытка оказалась неудачной. В следующей фазе он агрессивно выбросился вперед и перехватил мяч, после чего подал в штрафную.

Разгром «Спартака» (7:1) – подтверждение, что невысокому Ракицкому нужна подстраховка. Соболев правильно выбрал позицию, поставил спину, затем Промес подхватил мяч (таймкод – 5:44).

Переход на новую схему и набравший форму Барриос помогли «Зениту». Команда Семака еще никогда не выдавала такой слабый старт в чемпионате. Этот сезон – худший по количеству ожидаемых пропущенных (XGA) и по количеству голов.

Начиная с «Челси», немного «Зенит» улучшил оборону. Команда реже допускает удары, но количество попыток из штрафной и удары головой практически на том же уровне. Возможно, если бы Семак оставил старую схему на постоянной основе, было бы еще хуже.

***

Недавно Андрей Аршавин засомневался в новой схеме «Зенита»: «На днях разговаривал с Сергеем Семаком. Я ему сказал, что тоже не понимаю позицию, как чемпион России, команда, которая хочет быть на первом месте, может играть в пять защитников».

Аршавин вынес этот тезис после выезда в Мальме. Реплика актуальна – есть вопросы по роли правого латераля, из-за чего возникают проблемы при атаках (в некоторых матчах Караваев играл не так смело, как Сутормин).

Учитывая проблемы «Зенита» при обороне даже при переходе на пятерку, в новой схеме есть смысл – защитникам необходима подстраховка. Небольшие изменения уже есть – «Зенит» улучшил разницу xG и xGA.

Схема дала разнообразие в атаке. В «Зените» появилось несколько плеймейкеров (Малком, Клаудиньо, Вендел), которым помогает Ракицкий. 

После перехода на 3-4-3 «Зенит» стал больше создавать (1,98 xG до игры с «Ахматом», 2,45xG – после) и сбалансировал роли Клаудиньо и Малкома (могут реже обороняться).

Возможно, это последний сезон Ярослава в «Зените», но его игра очень запомнится.

Мой телеграм/твиттер

Сборная первой части РПЛ: бразильцы «Зенита», Акинфеев и катастрофа с правым защитником

Фото: globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press, Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Petter Arvidson/Keystone Press Agency; East News/Filippo MONTEFORTE / AFP