5 мин.

На что обратить внимание в упражнении?

В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных тренеров и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!

В предыдущей статье, которую вы можете прочитать здесь, я обещал раскрыть пункты составления упражнения  более подробно.

Итак, на что необходимо обращать внимание:

1.      Определить контингент

Совершенно очевидно, что ребенку 9 лет не надо давать упражнение, которое выполняют профессиональные игроки во взрослых командах.  Тренер должен прекрасно понимать уровень игроков, которым он собирается предложить упражнение.

2.      Цель данного упражнения

Каждое упражнение должно развивать или совершенствовать какое-то определенное качество. Безусловно, в каждом упражнении игроки не занимаются только одним ведением, к примеру. Если футболист ведет мяч, он развивает помимо техники еще и какие-то физические данные, что является в этом упражнении второстепенной задачей.

Здесь тренер должен определить главную цель.

Пример: передачи мяча с забеганиями по квадрату. Это упражнение направлено на обучение передачам после направленного приема мяча. И тренер должен определить для себя, на что он будет делать акцент: обучение передаче (как игрок разворачивает ногу, куда ставится опорная нога, как расположен корпус в момент передачи и т.д.), или же прием мяча (как игрок расслабляет ногу, куда смотрит до приема мяча, делает ли движение навстречу мячу и т.д.), или наоборот тренеру важно именно движение игроков, а передачи и приемы он ставит на второй план. Здесь очень важны детали.

3.      К какому упражнению является подготовительным

Каждое упражнение должно быть соединено с предыдущим и последующим. Даже обычная игровая ситуация или игра с заданием является подводящей к самой игре. Всегда должен сохранятся принцип последовательности тренировки.

4.      Количество инвентаря

Тренер до начала сессии должен определить не только количество инвентаря, которое ему потребуется, но и его расположение, порядок расставления, цвет конусов и фишек и так далее.

В условиях ограниченного поля, что в России одна из главных проблем, это сделать достаточно трудно. Поэтому тренеру необходимо выкручиваться и расставлять инвентарь таким образом, чтобы затратить минимальное количество времени на эту процедуру.

Когда я учился на тренерскую лицензию С, нас учили следующему порядку расставления:

1.      Игра

2.      Игровая ситуация

3.      Основное упражнение

4.      Подготовительное упражнение

5.      Разминка

Таким образом, после выполнения какого-то упражнения вы просто его убираете. У вас остаются расставленными следующие. Экономия времени.

5.      Противоречия логике игры

Составляя упражнение, тренер должен задать себе вопрос: «Такие действия есть в футболе?».

Если простым языком, то логика игры – это присутствие в упражнении мяча, ворот, соперников и партеров. Разумеется, не все упражнения объединяют все эти 4 компонента. И в такой ситуации возникает вопрос: «Улучшаю ли я или ухудшаю понимание игры?». Особенно этот вопрос касается совсем юных игроков до 8 лет.

6.      Чему мы научим игроков?

Каждое упражнение должно чему-то научить игроков. Бессмысленно давать 18 летним парням упражнение на ведение без сопротивления и без скорости. Они это уже умеют. Их этому научили на ранних этапах подготовки. Такое упражнение в тренировке – пустая трата времени для них.

Тоже самое и в обратную сторону. Бессмысленно давать 6 летним ребятам упражнение на отработку тактических командных взаимодействий в 3 зоне. Они этого еще не поймут.

Поэтому тренер всегда должен составлять упражнение таким образом, чтобы оно было максимально полезным для каждого из этих игроков.

7.      Выбрать направление этого упражнения

У игрока должна быть цель в упражнении. До какого момента он выполняет, в какую сторону он двигается, почему именно сюда.

Это может быть:

-гол в ворота

-отбор мяча

-сигнал тренера

-выполнение заданного количества передач

-занятие определенной зоны или позиции и так далее.

8.      Условия выполнения этого упражнения

Любое упражнение, даже очень хорошо продуманное, может просто не пойти на тренировке. Вот день такой у игроков.

Поэтому тренер в любой момент должен уметь упростить это упражнение или усложнить, что нас возвращает к пункту 6.

Тренер должен максимально четко и понятно объяснить игрокам их цели и задачи в этом упражнении. Будет максимально эффективно, если в момент выполнения упражнения игроки будут задавать вопросы. Это сигнал к тому, что они думают на поле и им не безразлично выполнение.

9.      Следим за качеством исполнения

Нельзя объяснить упражнение, кинуть мячик, ну и пусть пинают во все стороны. Эффект от такого упражнения будет нулевым. Тренер должен внимательно следить за техникой исполнения приемов, правильностью перемещений в зоне, интенсивностью этих перемещений и правильным настроем игроков. Это возвращает нас к теме комплексного развития технической, тактической, физической и психологической подготовкой игроков в упражнении. Все эти 4 аспекта должны хоть как-то затрагиваться.

10.   Как осуществляется контроль

Этот пункт вытекает из предыдущего. Тренер должен для каждого игрока определить критерии выполнения этого упражнения, исходя из индивидуальных особенностей игроков и их творческой составляющей в игре.

Не ко всем игрокам должно быть одинаковое отношение. Одного нужно похвалить, другого осудить, на третьего чуть прикрикнуть, четвертого лучше вообще не трогать. Эта тема более обширная, особенно в детско-юношеском футболе, и расписывание ее одной может выйти не на один десяток статей.

11.   Расположение тренера в упражнении

Позиции могут быть:

-рядом с упражнением (за обозначенной зоной упражнения)

-внутри упражнения (в зоне упражнения)

-аналитическая» (сверху упражнения, если позволяет место проведения тренировки)

Каждый тренер определяет сам, в какой точке поля ему удобнее всего находиться, какую позицию он любит больше всего, где он охватывает всю информацию из упражнения. Все это годится при максимально эффективном контроле за игроками, наблюдением и корректировкой за выполнением упражнения.

По каждому из этих пунктов можно написать большую статью, где разобрать все детали более подробно. В скором времени я распишу непосредственно свой взгляд на данные аспекты деятельности тренера.

А в следующей статье я поделюсь некоторыми моментами из философии футбольного клуба «Аякс», которая выйдет в двух частях.