1 мин.

«Спартак» не знал, что делать в штрафной «Краснодара». И зря позволил Сафонову начинать атаки

Илья Васильев разбирает топ-матч тура.

Перерыв на сборные был необходим «Краснодару». В трех матчах подряд команда Гончаренко не забила ни одного мяча: проиграли «Динамо» и «Крыльям» (0:1), плюс разгромно уступили «Кубани» в Кубке (0:3).

По сравнению с «Динамо» Гончаренко сделал несколько изменений: Петров вернулся в стартовый состав (пропускал московский матч из-за травмы), Классон оказался на скамейке (на левом фланге появился Ионов – в прошлой игре начинал центральным нападающим), плюс отдохнул Кордоба (перед паузой остался в запасе из-за накопившейся усталости).

Руй Витория остался практически без полузащитников: Хендрикс травмирован, Литвинов дисквалифицирован после удаления с «Локо», Бакаев получил четвертую желтую карточку, находясь на скамейке, а Зобнин травмировался в сборной. Единственный вариант в пару к Умярову из основы – выход Игнатова.

Витория сменил схему на 4-4-2: Кофрие играл справа, временами смещаясь в тройку к Джикии и Жиго (страховал, плюс при владении «Спартака» в финальной трети – редко подключался вперед), а Ларссон прессинговал в паре с Соболевым.

Сафонов – скрытый герой голов «Краснодара». «Спартак» мог пропустить больше на контратаках после стандартов

«Может, у нас были не самые активные атакующие действия по центру. Но нельзя недооценивать, что у «Спартака», при их проблемах, вышел достаточно качественный состав», – анализировал Гончаренко.

«Краснодар» нанес 16 ударов, до створа дошло 3 – общая ценность 2,04 xG (0,75 дал пенальти). Гончаренко подчеркнул, что атаки из центра не совсем получались, но прослеживалась ставка на фланги – края были задействованы в 6 ударах из штрафной.

Матвей Сафонов – теневой герой обеих голевых атак. Первая началась после углового: Сафонов зафиксировал мяч, нашел Ионова, после чего хозяева разогнали геометрически четкую атаку.

Данные и графика – InStat

Заработанный пенальти – двойное удачное начало атаки от Сафонова. Сначала вратарь нашел классно открывшегося Крыховяка – Матвей перебил прессинг «Спартака», после чего Гжегож и Кабелла закрепились в середине поля.

Айртон вытеснил Кабелла в середину, а прессинг «Спартака» вынудил защитников «Краснодара» пасовать назад. Сафонов среагировал на рывок Сперцяна, после чего краснодарцы разогнали атаку, принесшую пенальти.

Молниеносные вводы мяча рукой – потенциально мощный ход для контратак «Краснодара». Вчера Матвей разогнал быстрыми решениями еще 2 атаки хозяев: в первом случае он забросил на Ионова, но в следующей фазе атаки Кордоба забежал в офсайд; во втором – Сперцян разогнал атаку, практически разрезал оборону передачей, но Айртон в последний момент подчистил.

Сафонов – третий в «Краснодаре» по количеству передач с продвижением (9, у Кабелла – 12, у Крыховяка – 10).

Второй инструмент против «Спартака» – скоростные атаки после стандартов. «Краснодар» постоянно ловил гостей на разрывах, а несколько забегов могли превратиться в классические для красно-белых мемы «помогите».

Проблема хозяев – в реализации таких эпизодов. В матче было 5 контратак, когда хозяева могли разорвать в быстрых прорывах после стандартов, но до удара довели только голевую атаку. Контратаки начинались вводом мяча в середину, затем партнеры создавали ширину – из-за этого защитники гостей разрывались.

Еще «Краснодар» стремился к взлому флангов. Основной алгоритм – Кабелла и Сперцян много работали в полуфлангах за спинами Игнатова и Умярова, что сужало позиции крайних защитников и освобождало фланги для подключений Вильены и Петрова. Еще деталь – пониженная роль Мозеса при обороне. Он не всегда опускался в защиту, поэтому Кофрие периодами оставался 1-в-2.

Несколько опасных подходов «Краснодара» – результат фланговых комбинаций. Кабелла бил из классной позиции после прострела Ионова, сам Ионов мог забивать после флангового навеса на Кордобу – Джон поборолся, мяч отскочил Алексею, но защитник заблокировал удар.

Но самый опасный момент – удар Ионова в концовке первого тайма. Сперцян забежал за спину Кофрие, а на подборе оказался Кабелла. В итоге Сперцян и Кабелла вдвоем прошли защитника – Игнатов не успевал, Мозес остался наверху. Эдуард опасно прострелил на набегающего Ионова, но Алексей не попал в створ.

Игра «Краснодара» в атаке оставила смешанные впечатления. С одной стороны, «Краснодар» атаковал конструктивнее «Спартака» и создал чуть больше. Было два хорошо работающих механизма (контратаки и игра флангами), классно разыгранные голевые атаки, энергетика Сперцяна и Кабелла. С другой – было много рваных взаимодействий.

Гончаренко косвенно подтвердил версию об ошибках: «Когда игра раскрылась, могли бы более качественно доводить до завершения. В предыдущих матчах мы очень сильно торопились с последней передачей, это нивелировало то, что мы создаем.

Нужно понимать расположение нападающих «Спартака». Соболев, Промес и Ларссон достаточно неплохо располагались, чтобы проводить быстрые атаки. Это для нас являлось проблемой достаточно длительное время, мы не знали, как начинать атаки и что делать после потери мяча».

Мозес – главный двигатель атак «Спартака», но у команды большие проблемы при игре в чужой штрафной

Ключевая проблема «Спартака» – ужасная форма лидеров (Ларссон в начале тайма запорол классную контратаку долгим принятием решения, затем не добежал до выхода 1 на 1, Соболев не попал по мячу в начале матча, Промес постоянно натыкался на Кайо).

Вторая сложность – непонимание, что делать в чужой штрафной. «Спартак» чаще оказывался в чужой штрафной (40 касаний внутри нее, у «Краснодара» – 25). По ожидаемой опасности передач московская команда тоже сыграла на равных (1,61 xThreat – «Спартак», 1,60 – «Краснодар», без учета угловых – 1,39 против 1,31). По точным передачам в штрафную тоже впереди московская команда (16:10). «Спартак» нанес 10 ударов из штрафной (с учетом пенальти), но плотный выстрел в створ был всего один, плюс неплохо били Промес и Мозес. Правда, реально обостряющих передач под удары из штрафной или внутрь нее совсем не было.

«Спартак» часто играл длинными передачами под прессингом и скатывался на фланги. Многое упиралось в индивидуальное мастерство вингеров. Промес работал, смещаясь в середину, Мозес держал ширину. 

Промес провалил матч с индивидуальной точки зрения (тормозил атаки), но у него был неплохой шанс после пройденного Мозесом прессинга.

Наиболее перспективные атаки «Спартака» с левого фланга – ситуации со смещениями Квинси в середину. За ним уходил Петров – так освобождалось пространство для включения Айртона. В первом случае бразилец классно навесил в сторону Соболева, во втором – Игнатов заработал пенальти.

Еще один опасный момент случился во втором тайме: Промес находился в полуфланге, его опекал Петров – Айртон забежал по флангу, Сергею пришлось разрываться. Итог – заход «Спартака» в штрафную, но Соболев и Ларссон не разобрались в эпизоде.

Но самый частый механизм – рывки Мозеса по флангу. Самый опасный удар «Спартака» в первом тайме, не считая пенальти – удар нигерийца после диагонали Умярова. В первом тайме Наиль несколько раз пытался забросить направо, но до момента/удара дошло лишь один раз.

Мозес 10 раз шел в дриблинг (7 успешных попыток – лучший результат), лидер матча по xThreat (без учета стандартов), самое эффективное оружие против прессинга «Краснодара».

Еще он классно открывался под передачи партнеров: в первом эпизоде держал ширину, после чего навесил под удар Соболева, во втором – точно закинул на Ларссона, но Кайо заблокировал Йордана.

После второго пропущенного «Спартак» вел 5:3 по ударам, но с точностью были проблемы:

  • после навеса Мозеса Соболев пробил в руки Сафонова;

  • Сорокин заблокировал удар Джикии после углового;

  • Ларссон классно разобрался с Черниковым, но Сафонов перевел на угловой;

  • Черников принял на себя удар Рассказова;

  • Соболев после углового попал в Вильену, но мяч все равно не шел в створ.

Последние минуты в исполнении «Спартака» – абсолютный провал. Команда не устроила навал, несмотря на перевес во владении мячом (65,1% – 34,9%). «Спартак» дважды коснулся мяча в чужой штрафной, нанес всего 1 удар по воротам и не вскрывал опорную зону «Краснодара». Ниже – карта касаний московской команды с 80-й минуты.

Данные и графика – Whoscored

Кайо – лучший игрок матча. Блокировал Промеса и начал несколько хороших атак

Кайо провел отличный матч. Бразилец неоднократно переигрывал Промеса, начинал атаки, блокировал быстрые атаки «Спартака» своими рывками. 

Кайо – лидер «Краснодара» по проценту выигранных единоборств (75%) и второй по проценту точных перед (у него 87%, у Сорокина – 77%). У него 5 выносов (лучший результат в команде) и 5 возвратов мяча (третий результат в команде после Черникова и Петрова), 11 перехватов (лидер вместе с Вильеной). Еще Кайо совершил 2 отбора (больше только Вильена, Черников и Кабелла).

Прекрасный пример его скорости – отыгранная фора у Промеса и последующий отбор.

В этом эпизоде он снова переиграл Промеса: закрыл коридор для передачи по флангу, а затем вступил в агрессивный отбор. После он разогнал атаку, которая могла завершиться моментом – Ионов прострелил, а Кабелла набегал под удар (неудачная попытка + блок Кофрие).

В этих эпизодах Кайо прервал атаки «Спартака»: сначала не пустил Промеса, затем прочитал передачу Соболева.

***

«Краснодар» был конструктивнее «Спартака», поэтому создал чуть больше моментов. С точки зрения потенциала в контратаках и после фланговых прострелов хозяева могли создать и реализовать гораздо больше.

«Спартак» сыграл хуже. Промес и Ларссон затягивали с решениями, Соболев не реализовал шикарный выход в начале игры. Переход на 4-4-2 и прессинг время от времени вынуждали «Краснодар» забрасывать и терять мячи, но «Спартак» часто портил давление разрывами между линий.

«Спартак» в последние 10 минут оставил ужасные впечатления. Команда не организовала навал, не била по воротам и могла пропустить после удара Черникова на угловом.

Грустный первый круг «Спартака»: 10-е место, стыки за выживание ближе, чем еврокубки. Хуже было лишь в двух сезонах

Мой телеграм/твиттер

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив