Юный Кержаков на старте карьеры в «Зените»: первый гол забил «Спартаку», кувырки с Аршавиным и ЧМ-2002
Расцвет и радость.
Это сейчас Александр Кержаков – молодой тренер, который довольно внезапно ворвался в индустрию: до прошлого года он работал в юниорской сборной, затем его пригласили в «Томь» (спастись от вылета по спортивному принципу не удалось, но клуб все равно оставили в ФНЛ), а потом – по протекции губернатора – и в «Нижний Новгород».
«У Саши непростой путь, но достойна уважения его работа и в Томске, и сейчас в Нижнем Новгороде. Команда всегда похожа на главного тренера – желание побеждать, эмоции, которые выплескивает она на поле, как раз говорят о настрое биться и сражаться в каждом матче», – похвалил Кержакова Сергей Семак. В пятницу они сыграют друг против друга в 15-м туре РПЛ.
Но на самом деле Кержаков не такой уж и молодой тренер для РПЛ. Он даже не войдет в десятку самых молодых: замыкающему этот топ Павлу Яковенко (в 1999-м дебютировал с «Ураланом») на момент дебюта было 34 года, а Кержакову, когда он возглавил «Нижний» и вывел его на первый матч, было 38.
А старт его игровой карьеры в РПЛ (тогда она еще была Высшей лигой) получился намного более ярким.
***
Кержаков воспитывался в СДЮСШОР «Зенит», но не сразу попал в основу.
В 17 он выпустился и пошел играть за любительский «Светогорец» из Светогорска, который тренировал бывший завуч школы «Зенита» Владимир Казаченок. Уже после первого сезона он мог оказаться в «Зените», но Казаченок посоветовал молодому форварду провести еще один сезон в любителях, чтобы окрепнуть.
При этом у Кержакова были варианты с другими клубами («Ростсельмаш», «Уралан», «Шахтер» и даже питерское «Динамо»), но Казаченок посоветовал остаться. Кержаков послушался. Его назвали лучшим нападающим предсезонного турнира на призы петербургской спортивной газеты «Северный форум», а в конце 2000-го Казаченок отвел его к тренеру «Зенита» Юрию Морозову.
«Нельзя сказать, что ему новичок приглянулся сразу. Но Саша уже тогда обладал твердым характером, настойчивостью в достижении цели, а главное – имел редкую способность к обучению: футбольную науку впитывал как губка», – рассказывал Казаченок «Спорт-Экспрессу».
Но все-таки чем-то Кержаков Морозова зацепил: начал играть за «Зенит» еще на сборах, а потом и в Высшей лиге (90 минут в 5 матчах из 6 первых туров – в одном его заменили на 55-й, но не мог забить – правда, «Зенит» все равно не проигрывал).
«То, что из него может получиться большой игрок, было видно. На тренировках казалось, Кержаков не думал вовсе – просто делал, как ему представлялось правильно, бежал, бил и попадал. И у него все так легко и органично получалось, что я сразу понял: у человека есть дар божий», – вспоминал экс-капитан «Зенита» Алексей Игонин.
А вот как только Кержаков сел в запас (это случилось в 7-м туре) – 5 матчей без побед (правда, на замены он все равно выходил). Но стоило Кержакову вернуться в старт – и вернулись победы. Что забавно, как вспоминал сам Александр, Морозов перед возвращением в старт (это был матч с «Черноморцем») даже угрожал ему дублем: «У тебя плохие показатели по восстановлению, ты стал сдавать. Поэтому, вполне возможно, в скором времени я отправлю тебя в дубль».
Кержаков не забил. Но в следующем туре снова вышел с первых минут и наконец забил первый гол. Сразу – «Спартаку».
«Я не помню, как забил, помню: шел отскок, а я по инерции пошел на угол вратарской и забил», – эмоционально говорил молодой Кержаков сразу после свистка.
Надо сказать, что эту голевую засуху несправедливо сравнивать с тем, что было у Кержакова, например, в «Динамо». У Морозова он не был чистым форвардом, а часто выходил на правом фланге полузащиты. Про его универсализм говорил еще Казаченок – он и у него в «Светогорце» играл и слева, и справа.
Отдельная история – кувырки с Андреем Аршавиным после гола. «Мы репетировали их почему-то именно утром – накануне этой встречи. Договорились: если кто-то из нас забьет гол, мы это исполним», – рассказывал Кержаков в книге «Лучший». В подкасте Sports.ru «Что я пропустил?» Александр уточнил, что идея возникла спонтанно:
«Нам было неважно, кто из нас забьет. Не знаю, почему мы решили попробовать это празднование перед игрой со «Спартаком». Не было никакого предчувствия – просто хорошее настроение и погода хорошая», – делился деталями Кержаков. А в интервью перед последним матчем в карьере жалел, что не попробовали раньше:
«Первый раз так сделали. Может, стоило и раньше потренировать. Был хороший солнечный день, летний, в день игры с утра появилось настроение что-то придумать. Остались после разминки с Андреем и придумали». Кстати, в апреле 2001-го именно Кержаков сделал голевую передачу на первый гол Аршавина.
До конца сезона Кержаков забил еще 6 голов (один – в Кубке), в итоге у него набралось 30 матчей за сезон. А уже в марте 2002-го его впервые вызвал в сборную Олег Романцев – и он так понравился тренеру «Спартака», что попал и на ЧМ-2002.
«ЧМ-2002 для меня – это скорее подарок от Олега Ивановича. Поначалу вообще не понимал, что происходит. Вроде только что на стене в спортинтернате висели плакаты этих футболистов, а через полтора года еду с ними на чемпионат мира. В Японии смотрел на всех с открытым ртом», – вспоминал Кержаков.
Романцев после ЧМ сказал, что у Кержакова и Аршавина, которого он в сборную не пригласил, все впереди.
Вскоре после ЧМ Кержаков забил первый гол за сборную – Валерий Газзаев даже писал письмо Виталию Мутко, в котором благодарил президента «Зенита» за подготовку Александра и все того же Аршавина.
И в этом же 2002-м Кержаков стал лауреатом первой премии «Первая пятерка», вручаемой лучшему молодому футболисту.
Впереди были годы в «Зените», поездка в «Севилью», «Динамо» и возвращение – а также статус лучшего бомбардира в истории клуба.
Кержаков торговал открытками, играл в любителях за 300 рублей/матч и репетировал кувырки с Аршавиным
Помните легендарные кувырки Кержакова и Аршавина? Оказывается, игроки их отрепетировали
Фото: РИА Новости/Григорий Соколов, Владимир Федоренко; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts