У Марша пока не получается в «Лейпциге», но его «Зальцбург» был гибким и агрессивным во всех фазах
Назначение Джесси Марша в «Лейпциг» было логичным шагом. После двух качественных сезонов в «Зальцбурге», когда американец взял два золота в Австрии и дважды выходил в плей-офф Лиги Европы, он возглавил главную команду в структуре «Ред Булла». И дело даже не в результатах — его умение выстраивать агрессивный и гибкий футбол с имеющимся составом поразило многих.
«Зальцбург» за два года прошёл несколько периодов развития. Сначала, осенью 2019-го, качественно боролся с «Ливерпулем» и «Наполи» в Лиге чемпионов, затем пытался пережить уход Минамино и Холанда, а адаптировался уже после пандемии. Весь этот путь проделал и Джесси Марш, так формировались его тренерские взгляды на построение игры.
Контратаки — супероружие «Зальцбурга» Марша. Всё решало хорошее взаимопонимание и грамотное движение на свободном пространстве
«Мне нравится быть агрессивным на всех этапах игры», — говорил Марш в интервью для Bundesliga.com. Контратаки и быстрая доставка мяча в финальную треть после потери соперника — как раз один из элементов агрессивной атаки от «Зальцбурга». Джесси уделяет этому особое внимание и тщательно готовит команду к действиям после перехода владения в условиях свободного пространства впереди.
Одна из главных отличительных особенностей его «Зальцбурга» в контратаках — быстрое переключение с обороны на атаку и перемещение большого количества игроков на чужую половину за короткий промежуток времени. Почти всегда три или четыре игрока нацелены на помощь партнёру с мячом и стараются открыться в высокой позиции. Это приводит к постоянным забегам три в два или четыре в три против наспех обороняющегося соперника.
Но одного лишь количества игроков и желания поддерживать быстрые атаки недостаточно. «Зальцбург» не был бы так эффективен без хорошего взаимопонимания. Игрокам из атакующей группы часто удавалось принять мяч в опасной позиции после пропуска передачи на партнёра, ложного рывка или освобождения пространства. Подобные нестандартные действия вносили ещё больший хаос в оборону соперника и позволяли запутать отдельных игроков.
В финале Кубка Австрии сезона 2020/21 Мвепу промчался по флангу и нашёл Ааронсона одного в зоне перед штрафной. Исландцу очень помог Дака — нападающий «Зальцбурга», он своим забеганием в штрафную увёл правого центрального защитника «ЛАСКа» и освободил пространство для партнёра. Таких ситуаций множество, они как раз позволяют Маршу сделать контратаки одной из своих главных идей.
Все игроки «Зальцбурга», оказавшиеся на чужой половине в быстрой атаке, подстраиваются под движение партнёров и знают, в какие зоны эффективнее всего доставлять мяч. Грамотное перемещение в финальной трети позволяет свести к минимуму потери и открывает сразу несколько вариантов для паса. Справляться с подобной силой очень сложно любой обороне, даже если сзади остаётся тройка игроков, это не гарантирует удачного сопротивления.
При владении Марш стремиться атаковать гибко и разнообразно. При этом схемы не являются для него основной — во всех формациях он старается придерживаться общих принципов
«В атаке мне хочется, чтобы моя команда была динамичной, вертикальной, много играла низом, при этом всегда думала о том, как нам быстрее добраться до цели, а затем, когда мы теряем мяч, агрессивно встречала соперника и снова забирала мяч», — так Марш описал свои взгляды на построение позиционной атаки. «Зальцбург» при нём даже после потери Холанда и Минамино зимой 2020 года не отказался от привычных идей и стремился при владении действовать максимально гибко.
Главная особенность построения атаки от Джесси — узкое расположение игроков атаки на чужой половине. Независимо от схемы, кто-то из пары нападающих смещался ниже в зону перед штрафной, оба вингера (в формации 4-4-2) или две восьмёрки (в расстановке 4-3-1-2) тяготели к центру и активно искали пространство между линий. Если же мяч на фланге получал крайний защитник в удобной для навеса или прострела позиции, то все игроки могли очень быстро подключиться в штрафную.
«Зальцбург» Марша нельзя было назвать строго прагматичной командой относительно расположения игроков на поле. Джесси любит футболистов, не теряющих в качестве на разных позициях, и активно использует максимум их возможностей. Например, Мвепу был одинаково полезен как в центре поля, так и на фланге, Собослаи — на том же фланге и на позиции «десятки», а Минамино помогал на всех позициях в полузащите, кроме глубинного опорника.
При этом игроки «Зальцбурга» иногда менялись местами по ходу матча, чтобы запутать оборонительный блок соперника. Чаще всего это делал Собослаи, так как он мог уйти на противоположный фланг в середине первого тайма, а в перерыве вернуться на стартовую позицию. Все эти перемещения не всегда были привязаны к определенной схеме.
Это связано с тем, что для Марша расстановка не является системообразующей. «Формации на самом деле не так важны для меня. За время моего пребывания в “Зальцбурге” мы использовали множество различных схем, и в них я старался придерживаться общих принципов», — говорил Джесси. Любимые схемы американца — 4-4-2 и 4-3-1-2. Они помогают строить владение, но в первую очередь для Марша важны задачи конкретных игроков и их действия на отдельной части поля.
Например, скоростные качества нападающих и их хорошее взаимопонимание с партнёрами не зависят от схемы и реализуются в вертикальном стиле команды. Крайний защитник, принимая мяч на фланге в средней трети, в большинстве случаев уже имеет готовый вариант для паса. Это попытка отдать низом вдоль фланга под забегание одного из форвардов — он уже в момент передачи настроен на смещение в эту зону, независимо от позиции и сложности паса.
Фланговые ловушки — любимый инструмент высокого давления. Он часто помогал «Зальцбургу» отбирать мяч на чужой половине
При обороне, как и при атаке, Марш придерживается агрессивного давления на соперника с целью забрать владение уже на чужой половине. «Ключом к моему способу игры является идея прессинга. Мы не думаем о владении, когда забираем мяч, а думаем о том, как продвинуть его вперёд и довести до опасной зоны как можно быстрее», — так тренер говорит об этом элементе.
Самый частый, но от этого не менее эффективный, способ давления от «Зальцбурга» — фланговые ловушки. Марш чаще всего выжидает момент, когда соперник отдаст на фланг в средней трети, и начинает агрессивно его встречать. Типичным примером фланговой ловушки в исполнении команды Марша может быть игра с «Наполи» в Лиге чемпионов два года назад.
Итальянцы начали владение на левом фланге через Ди Лоренцо. «Зальцбург» ждал удобного случая и начал давить в той же зоне. По левому защитнику «Наполи» играет Дака, Холанд же ориентируется на ближнего центрального защитника. На Зелиньски, сместившегося ниже для помощи в продвижении мяча, выбрасывается правый защитник «Зальцбурга» Кристенсен. Аллан и Фабиан Руис перекрыты, при этом Юнузович смещается ближе к зоне мяча и страхует партнёров. Выбраться из подобного прессинга очень сложно, так как приходится отдавать мяч назад или выбивать его в сторону нападающих.
Для Джесси Марша более удобна структура при давлении может стать причиной смены схемы походу матча. Против команд в 3-x-x «Зальцбург» без мяча чаще всего располагался в формации 4-4-2. Один из нападающих получал двойную задачу в прессинге или, в зависимости от стороны поля, фланговый полузащитник выдёргивался на крайнего центрально защитника соперника. Так было и в прошлогодней игре с «Локомотивом», когда против 3-4-1-2 Марко Николича Джесси Марш предпочёл схему 4-4-2 без мяча.
В перерыве «Локомотив» при счёте 0:2. находясь в безвыходном положении, ведь команде была нужна ничья, перестроился на схему 4-4-2. Тренерский штаб «Зальцбурга» в ответ решил перестроиться на формацию 4-3-1-2 с Собослаи на позиции «десятки».
Теперь австрийцам снова стало легче загонять соперника в тяжёлую ситуацию на фланге. Если у «Локомотива» в начале атаки шёл пас на Рыбуса, то на него выдвигалась правая восьмёрка Мвепу, Собослаи играл по ближнему опорнику Мухину, а нападающие перекрывали их центр обороны. За Миранчуком, сместившимся за спину Мвепу в попытке помочь своему левому защитнику, шёл Камара из опорной зоны, а в дальнем полуфланге Юнузович ориентировался по Игнатьеву, но мог переключиться и на Магкеева в случае необходимости.
«Если тебе что-то нужно, ты выходишь и получаешь это. Вы не ждете, пока это произойдет. Только вы проявляете инициативу», — именно так Марш рассуждает при выборе плана на игру без мяча.
Пока в «Лейпциге» Джесси только адаптируется к новым условиям. Но пока рано оценивать его работу, ведь дистанция слишком короткая. Если же идеи Марша приживутся, то «быки» получат мощный плацдарм для дальнейшего прогресса после «эпохи Нагельсманна».
Автор текста: Григорий Звоников
Редактор: Саша Булычева
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.
Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube, телеграм-каналу и группе VK.