4 мин.

Реформа управления российским футболом: РФС или лиги?

Проблемы российского футбола последних лет обсуждаются как общественностью, так и высокопоставленными функционерами соответствующих компетентных структур. Действительно, отечественный футбол и регулирование проведения мероприятий требуют определенных доработок, в том числе на правовом уровне.

Российским футбольным союзом разработана и опубликована достаточно глобальная реформа отечественного футбола – Общенациональная стратегия развития российского футбола до 2030 года. Данный документ был издан Приказом Министерства России от 11.09.2017 N 797 «Об утверждении общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года».

Вышеупомянутый Приказ был издан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N Пр-2679, предусматривающего, в свою очередь, меры по развитию образования, физкультуры и спорта в России.

Учитывая проблематику, поставленную на обсуждение на круглом столе, я выбрал для рассмотрения в своей статье проблему прав на проведение соревнований и иных компонентов, а также систему управления российскими футбольными чемпионатами. Не прекращаются споры о телеправах, о полномочиях непосредственно лиг, о степени самостоятельности профессиональных лиг – все это и затрагивается данной тематикой.  

Авторы выделяют проблему недостаточности так называемой суверенности профессиональных лиг по отношению к соответствующим федерациям. В документе о данной проблематике говорится следующее: «лиги создают сложный продукт на высоко конкурентом рынке развлечений, не обладая долгосрочными правами на организацию соревнований и коммерческими правами на них, имея ограничения в операционных аспектах». Действительно, современное спортивное первенство – это не только состязание спортсменов или команд, но и телевизионные права, имиджевые права, финансовые отношения – одним словом, целая экосистема, требующая внимательного и четкого регулирования.

Создатели реформы в качестве одной из отдельных стратегических задач повышение контроля над проведением спортивных соревнований со стороны профессиональных лиг. Средством к достижению данной задачи разработчики реформы ставят установление долгосрочных прав именно самих лиг на соревнования. Далее хотелось бы немного подробнее раскрыть намерения авторов и рассмотреть актуальность данного возможного нововведения на примере взаимодействия Российского футбольного союза и Российской футбольной Премьер лиги.

Основным положением для рассмотрения является статья 7 Устава РФС, которая в п. 5 утверждает следующее: «РФС обеспечивает единообразие управления футболом в стране, в том числе посредством установления обязательного согласования уставов и регламентов лиг с Исполкомом (Бюро Исполкома), в которых должно содержаться прямое упоминание об указанном выше спортивном подчинении.» На мой взгляд, оценивая данное положение Устава, следует выделить прямое указание на спортивное подчинение всех футбольных лиг Российскому футбольному союзу. Сложно оценивать эффективность подобной политики хотя бы исходя из отсутствия альтернатив для сравнения.

Подробности существующему механизму придает статья 3 Регламента Премьер-лиги:

«3.1. Организацию и контроль за проведением Чемпионата осуществляет РФС в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года №329 «О физической культуре и спорте в РФ». РФС принадлежат исключительные права, возникающие в связи с проведением Чемпионата.

3.2. Проведение Чемпионата, оперативное управление Чемпионатом, контроль за организацией и проведением Матчей осуществляет ПЛ».

Исходя из положений как Устава РФС, так и Регламента Премьер-лиги, можно однозначно утверждать, что на данный момент именно федерация является системообразующим органом, обладающим исключительными правами на все подведомственные соревнования, контролирующим их проведение. На примере Премьер лиги мы видим, что самим лигам остается лишь операционное управление и администрирование. Изучив текущие положения, обратимся к предложениям, изложенным в самой Стратегии развития.

Как было упомянуто выше, одной из стратегических задач в документе ставится повышение контроля над проведением спортивного соревнования со стороны профессиональных лиг, собственного продукта - высококонкурентного зрелищного соревнования. Авторы концепции выдвигают следующие способы для достижения этой цели:

- установление долгосрочных прав на соревнования для лиг

По мнению разработчиков, передача прав на длительный период повышает определённость и уверенность инвесторов, спонсоров, телекомпаний-партнёров, готовых вкладывать средства в развитие футбольного продукта. Данный пункт является достаточно дискуссионным, ведь структура Российского футбольного союза является более стабильной и монолитной, однако тем не менее подобная инициатива имеет место быть и требует обсуждения.

 Кроме этого, составители Стратегии утверждают, что реализация задачи зависит от роста влияния лиг и клубов на принятие критичных для профессионального футбола решений. Установление отношений равноправных партнёров в общем деле развития футбола между РФС и лигами позволит обеспечить:

- переход от минимально необходимых требований лицензирования к требованиям, стимулирующим развитие (с фокусом на системах подготовки футболистов и коммерческом развитии);

 - предоставление профессиональным лигам возможности устанавливать и контролировать дополнительные требования к участникам своих соревнований, направленные на увеличение коммерческой и спортивной привлекательности турниров;

- эффективно лоббировать интересы российского футбола на международном уровне, в частности, для сохранения/увеличения представленности российских профессиональных клубов в международных соревнованиях (например, недопущение изменения регламента Лиги Чемпионов УЕФА).

Сложно, учитывая нереализованность проекта на данный момент, дать полноценную оценку предлагаемым авторами Стратегии изменениям и реформам системы регулирования проведения футбольных соревнований. Однако однозначно можно утверждать, что существующий порядок, несмотря, в свою очередь, на определенные успехи, требует некоторого развития и изменения и будет крайне интересно в течение ближайших лет следить за внедрением данной стратегии в жизнь.