15 мин.

Первые испанцы в Бундеслиге: как это было?

Дисклеймер: легионерами считаются игроки, которые имеют первое гражданство другой страны, поэтому те, кто изначально был гражданином Германии, а уж потом обзавелся испанским паспортом, не являются иностранцами, даже если они по факту имеют испанские корни.

Эндрю Уотсон — первый чернокожий игрок в Шотландии, 1880 год. Вскоре он станет легендой не только «Куинс Парк Рейнджерс», но и всей страны

Первые легионеры в европейском футболе появились ещё на заре его становления, более 100 лет назад, что доказывает фундаментальность этого феномена. И с каждым десятилетием, за исключение времён Первой и Второй мировой войн, трансферы иностранных игроков становились всё более и более обыденным делом для клубов, а география только расширялась.

Вероятно, вопрос в стиле «а зачем вообще нужны легионеры?», хоть и кажется глупым, но способен заставить многих задуматься на минутку-другую. Поразмыслив, можно прийти к тому, что из числа граждан страны, будь то даже Испания, Германия или Англия, никогда не будет достаточно высококлассных игроков, чтобы удовлетворить нужды клубов, особенно богатых и амбициозных. Более того, купить готового футболиста нередко проще, быстрее и даже дешевле, чем воспитывать собственную молодёжь, да и представители других наций могут обладать весьма специфическими и ценными качествами — например, высокой скоростью, нужной антропометрией или особым игровым стилем.

Слева направо: Ко Принс (Нидерланды) и Вильгельм Хубертс (Австрия) — первые зарубежные трансферы новосозданной Бундеслиги в 1963 году

Лишь с середины 1970-х годов, когда недавние военные потрясения стали потихоньку забываться, мир – двигаться к глобализации и демократизации, а в спорт начали проникать правила рыночной экономики, в Германии зародилась система трансферов, хоть как-то напоминающая современную.

И, казалось бы, к началу 90-х, когда окончательно рухнули все границы и легионеры ворвались в Бундеслигу, как цунами, мы без труда найдём в немецких клубах игроков ну вот буквально любой национальности, и среди них уж точно должны быть испанцы. Логика проста: Испания — футбольная страна, с высоким уровнем исполнителей, да и от Германии недалеко, вот она рядом, Европа же. Не тут-то было. Смешно сказать, но первый испанец в клубе Бундеслиги появился на 16 лет позже, чем первый африканец, на 14 лет — чем первый азиат, и даже австралийцы или украинцы пришли в Германию раньше и лучше зарекомендовали себя. Восточноевропейские народы вообще очень мощно реализовались в немецком футболе 90-х, в том числе русские с болгарами. Сейчас, особенно для нас в РФ, вкусивших по полной результаты введения лимита, это, увы, кажется фантастикой из прошлого. Но это лирическое отступление…

Сложно сказать наверняка, почему в момент торжества правил свободного рынка испанский и немецкий футбол был будто бы на разных полюсах планеты. Однако,  можно предположить следующее: с одной стороны, испанцам и в Испании жилось вполне себе комфортно, не было острой нужды искать новые вызовы, с другой – сами немцы раньше считали, да и сейчас считают, что южане им просто не подходят по игровой философии, по характеру. В эту концепцию хорошо вписывается тот факт, что итальянцев или, допустим, португальцев в Германии тоже как-то не жаловали. А вспомните, как относились к футболу Гвардиолы, когда он возглавлял «Баварию»...

Тем не менее, даже в таких условиях всегда найдутся солдаты удачи.

Оти – первый испанец в Бундеслиге (сезон 1991/92, «Бохум», защитник)

Антонио Мануэль Родригес Кабо, он же Оти

Хотя, подождите, не так: первый испанец, который числился в заявке клуба, выступающего в Бундеслиге. Вот. На поле 21-летний защитник так и не вышел — просто сезон просидел в запасе и вернулся в «Реалехос», который всё ещё болтался в четвёртом дивизионе чемпионата Испании. Одному богу известно, как Оти вообще попал в «Бохум», по сути, из ниоткуда. Так или иначе, оставшуюся карьеру, то есть почти всю, он провёл, играя за клубы из Третьей испанской Лиги (Сегунды Б), где, на удивление, оказался успешен — 45 мячей в 254 играх, хотя стоит внести поправку, что в то время он уже был полузащитником.

Немецкие клубы то ли так сильно вдохновились карьерой Оти, то ли попросту не заметили, что он вообще был в Германии, что более вероятно, но испанцев в Бундеслиге не было ещё семь лет. За это время в чемпионате успели дебютировать не только армяне и грузины, но даже казах с молдаванином. Подошла очередь и для второго по счёту испанца…

Альфонсо Гарсия (сезон 1999/2000, «Унтерхахинг», нападающий)

Гарсия хотя и является этническим испанцем, но родился в Леонберге и всю жизнь прожил в Германии. Соответственно, и воспитывался он в духе немецкой футбольной школы. Начинал в конце 80-х в «Биссингене», затем перебрался во «Фрайберг» (не путать с «Фрайбургом»), а позже и в «Унтерхахинг» – судьбоносное решение, хотя сразу таким этот трансфер явно не выглядел. Тем не менее, Гарсия набрал во Второй Бундеслиге в 135-и играх по системе гол+пас 22 балла, и спустя семь лет упорной борьбы, клуб всё-таки вышел в элиту. Правда, такой высокий уровень выступлений оказался Альфонсо не по зубам — всего-то два результативных балла за сезон и статус игрока замены. Для нападающего — просто катастрофическая статистика. Однако, клуб в итоговой таблице занял неожиданно высокое 10-е место, да ещё и как это сделал! Перед последним туром «Бавария» в борьбе за первую строчку отставала на три очка от «Байера», которому предстояла выездная игра с командой испанца. Голкипер «Баварии» Оливер Кан заранее сказал, что они будут надеяться на «Унтерхахинг»: «Это сильная команда с характером, которая всегда полностью отдаёт себя на поле». И это не было лестью: «Мы были очень сильны дома и проиграли только “Кайзерслаутерну” и “Баварии”», — вспоминает Гарсия. В итоге одна баварская команда подсобила другой: «Унтерхахинг» уверенно обыграл «Байер» (2:0), а сама «Бавария» — «Вердер» (3:1).

Альфонсо Гарсия: «Это было брутально и по-настоящему впечатляюще. Тогда мы закончили свой первый год в Бундеслиге… на девятом месте [на самом деле, десятом — прим. автора]. Тот факт, что мы смогли таким образом вмешаться в чемпионат — это фантастика… В Леверкузене было полно звёзд: Михаэль Баллак, Зе Роберто, Ульф Кирстен… Нашему капитану Маттиасу Циммерманну, который раньше играл за “Баварию”, позвонил пресс-секретарь их клуба Маркус Хёрвик и пригласил нас в полночь… отмечать чемпионство с “Баварией”!».

Однако в следующем сезоне результат в какой-то мере был ожидаем — в розыгрыше 2000/01 «Унтерхахинг» вылетел из Бундеслиги с 16-го места, а Гарсия вообще стал игроком глубокого запаса, набрав 112 минут в семи играх, и закончил кампанию с нулевыми показателями. Оставаться в клубе не было особого смысла, и испанец, транзитом через «Ройтлинген», вернулся в родной «Биссинген», где сначала провёл пять лет как игрок, а потом семь лет как главный тренер. Уровень пятой лиги Германии — это, конечно, не бог весть что, но ведь и не скажешь, что Альфонсо себя не реализовал. Кесарю кесарево, а ремесленнику… И порой мне кажется, такие люди при наличии правильного мировоззрения, будут посчастливее многих звёзд спорта.

После Гарсии дела у испанцев в Германии пошли в гору, хотя… не у всех. Уже в том самом сезоне 2000/01, параллельно с Альфонсо, в первой Бундеслиге появился ещё один герой нашего сегодняшнего топа. И это…

Томас Кристиансен (сезон 2000/01, «Бохум», нападающий)

«Я провёл свой самый успешный сезон в качестве профессионального игрока именно в “Бохуме”»

Ну как сказать «испанец», наполовину датчанин, родился тоже в Дании, а в испанский футбол пришёл уже в возрасте аж 18 лет, но сразу в «Барселону Б». Ни там, ни уж тем более в первой команде, он толком и не играл — начались путешествия по арендам в клубах вроде «Осасуны» и «Расинга», а в итоге пришлось просто уйти свободным агентом в «Овьедо». Затем, неожиданно, был «Вильярреал», но дальше только по нисходящей, вплоть до датского «Херфёльге», где Томас отыграл аж целый один матч за полгода. Казалось, всё, туши свет, карьера в 27 лет на этом и закончилась, но зимой 2001 свершилось настоящее новогоднее чудо — переход в «Бохум». Опять этот «Бохум»… Началось всё, мягко говоря, не очень: Кристиансен забил один гол за весь второй круг Бундеслиги, а клуб отправился дивизионом ниже. Но, но… Во Второй Бундеслиге Томас смог оформить 17 голов и 6 ассистов в 30-ти играх, а команда снова поднялась в элиту. И тут наконец-то испанца прорвало — 21 гол за сезон 2002/03 и звание лучшего бомбардира лиги, которое он разделил с бразильцем Элбером из «Баварии». По итогу «Бохум» занял девятое место и «Ганновер» решил, что им тоже нужен такой нападающий, тем более после ухода Фреди Бобича образовалось вакантное место. 

Но не сказать, что этот трансфер принёс Томасу счастье — девять голов и два голевых паса в розыгрыше 2003/04, через год результативность упала вдвое, пошли травмы, и кампанию 2005/06 он почти целиком провёл в лазарете. Посему Томас решил, что с него хватит, и в возрасте 33-х лет просто повесил бутсы на гвоздь.

Несмотря на то, что звезда испанца в Бундеслиге горела ярко, хоть и недолго, Томас ухитрился стать обладателем двух важных достижений:

• Во-первых, он переходил в «Бохум» в статусе бывшего игрока сборной Испании, чем не могли похвастаться Оти и Гарсия. Конечно, за «Фурию Роху» Кристиансен сыграл  две игры аж за семь лет до этого, но из песни слов не выкинешь.

• Во-вторых, и что важнее, Томас — первый испанец, который достиг порога в 100 игр в Бундеслиге. На один матч превысил минимальный лимит. Прихода следующего такого испанца ждать придётся довольно долго, если быть точным – семь лет. Что-то часто нам эта цифра попадается… Вы, вероятно, уже догадались, кто это был, ведь вариантов немного, но об этом позже.

Просматривая прорву трансферов команд Бундеслиги, легко заметить интересную закономерность: легионеры из новых стран могут приходить в первые годы поодиночке, но, если всё идёт хорошо, то рано или поздно, случается такое, что футболисты прибывают в Германию сразу «пачками», притом, вполне себе могут и в один и тот же клуб. Собственно, встречайте…

Хайме, Мануэль и Фернандо (сезон 2002/03, «Ганновер», полузащитники)

Трое из ларца, одинаковых с лица

Занятная история — все пришли на правах аренды из «Депортиво Ла Коруньи», примерно одного возраста (28-30 лет) и играли на схожих позиций. Мануэль и Фернандо просидели весь сезон в запасе, сыграв на двоих три матча, а вот Хайме оказался более способным — провёл 22 поединка и был игроком основной обоймы. Даже два голевых паса сумел отдать, что для опорника хороший показатель. В итоге «красные» продлили аренду испанца ещё на год, а первые два его товарища вернулись на родину. 

Правда, следующий розыгрыш Бундеслиги Хайме провёл неубедительно, сыграв всего-то 10 встреч, и тоже последовал по известному пути.

Данная трансферная история знаменательна тем, что это первый переход испанцев напрямую из клуба Ла Лиги в клуб Бундеслиги. По состоянию на лето 2002 года «Депортиво» был вице-чемпионом Испании, выше «Реала» и «Барсы» в таблице! Конечно, наши трое благородных донов почти не играли за «бело-голубых», и клуб легко с ними расстался. Такие сделки не назовёшь статусными. Как бы там ни было, «Ганновер» решил, что ему эти исполнители могут пригодиться, так как искал дешёвое укрепление для команды после повышения в классе.

В последующие два года Хайме и Фернандо решили не мучать себя и просто завершили карьеры, а вот Мануэль играл до победного, до 36 лет, но всё скитался по испанским командам-ноунеймам. Да, после Хайме и Кристиансена были и прочие испанцы в Германии, но у нас с вами остаётся один нерешённый вопрос: «Кто, собственно, был первым топовым игроком-испанцем в Бундеслиге?». Готовы услышать ответ?

Рауль Бланко (сезон 2010/2011, «Шальке 04», нападающий)

«Это были два драгоценных года, и “Шальке” навсегда останется в моём сердце»

До сего момента таких громких сделок не оформлялось, даром что она прошла как свободный трансфер.

«Сначала я подумал, что это шутка: почему величайший игрок в истории Мадрида приехал играть сюда?», — сказал Иван Ракитич, тогда ещё просто многообещающий 22-летний талант, играющий за «Шальке». К слову, вместе с испанцем к «горнякам» летом 2010 присоединились ещё трое бывших «галактикос» — Хурадо, Хунтелар и Метцельдер.

Некоторые, весьма справедливо, ожидали, что Рауль прибыл к гельзенкирхенцам просто доигрывать, но, к счастью, они сильно ошибались. Рауль зажёг по полной — за два года в команде он отдал ей всё, что мог:

• 98 игр на фоне космических 40+21 по «гол+пас», из них 66 матчей в Бундеслиге (28+11). И это в возрасте 33+ лет!

• Лучший бомбардир команды в Бундеслиге и Лиге чемпионов  сезона 2010/11. Тогда сенсационно дошли в ЛЧ до 1/2, где, конечно, «Манчестер Юнайтед» был, очевидно, сильнее (1:6 по сумме двух встреч).

• Второй бомбардир команды в Бундеслиге и Лиге Европы сезона 2011/12 после набравшего тогда феноменальный ход Хунтелара. В этот раз в Бундеслиге ухватили третье место и добрались до 1/4 в Лиге Европы, уступив финалистам «Атлетику» Бильбао (4:6 по сумме двух игр).

• Железное здоровье и дисциплина — за два года только один матч пропустил из-за мелкого повреждения; красных карточек не получал, а жёлтые — по большим событиям, в среднем одну за 19 игр!

При Рауле «Шальке» также добыл Кубок и Суперкубок Германии, для это пришлось обыграть в нужный момент и «Баварию», и «Боруссию» Дортмунд. Да… представляю, какой сейчас приступ ностальгии по тем временам у всех, симпатизирующих «горнякам», а уж у болельщиков-то! Какой тогда был подбор исполнителей: Нойер, Матип, Хёведес, Ракитич, Хурадо, Дракслер, Джермейн Джонс, Хунтелар и т.д. Сейчас команда явно в глубоком кризисе, увы.

Юлиан Дракслер: «Когда Рауль стоял передо мной, я не мог говорить. Я хотел сказать по-английски: «Привет, я Джулиан». Но выходило только бормотание. Я впитал всё от него и попытался изменить свою игру так, чтобы он был доволен. После игр и тренировок я спрашивал у него, какие забегания должен сделать и какие передачи ему отдавать, если мяч будет у меня. Он понял, что я хочу учиться у него ... это в конечном итоге привело к дружбе».

Кристиан Фукс: «Я регулярно показываю ребятам из “Лестера” видео с Раулем, когда я играл с ним. Он был… не просто великим футболистом, он был джентльменом и одним из лучших игроков, с которыми я когда-либо играл вместе. Думаю, это был первый и последний раз, когда я был чем-то поражён в футболе». 

Переход Рауля стал первым по-настоящему знаковым событием во взаимодействии Ла Лиги и Бундеслиги. Настолько крутого испанца Германия ещё не видела прежде. Кажется, что легенда «Реала» и сборной Испании могла бы и подольше задержаться в клубе, но она решил расслабиться и чуток поиграть в Катаре и США перед заслуженной пенсией.

Следующим топовым трансфером, тем самым футболистом, который пришёл в статусе молодой звезды футбола и побил рекорд Кристиансена (провёл целых 150 матчей в Бундеслиге) — был, конечно же, Тьяго Алькантара. К тому же, Мазиньо Младший обошёлся в приличные 25 млн. евро и имел статус действующего игрока сборной Испании. Его переход в «Баварию» летом 2013 и по сей день выглядит лучшим трансфером испанского игрока в Германию. 

Конечно, дотошные люди отметят, что он итало-бразилец, и испанец лишь по паспорту, но если копать глубоко, то можно погрязнуть в таких дебрях, что неясно, зачем вообще было начинать это делать.

БОНУС!

Первый испанский игрок в истории немецкого футбола, о котором сохранились записи, — это некий Виктор Казу, который в сезоне 1903/04 был нападающим клуба SC Germania 1887 из Гамбурга. Команда даже дошла до 1/4 плей-офф тогдашнего чемпионата страны.

Напоследок могу сказать только одно — смотрите немецкую Бундеслигу!

Автор: Andrew Chajka

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK