Фульвио Бернардини: Настоящий «профессор» Фиорентины
Увольнение менеджеров и главных тренеров может показаться особенно современным явлением, но, как гласит старая пословица, "нет ничего нового под солнцем". Особенно это касается футбола.
В январе 1953 года футбольный клуб, представляющий столицу Тосканы, переживал не лучшие времена. Закончив предыдущий сезон на четвертом месте под руководством менеджера Ренцо Магли, недавно прибывшего из соседнего Эмполи, "Фиорентина" и президент клуба Энрико Бефани ожидали улучшения ситуации и даже шансов на завоевание Скудетто. Однако к началу года все выглядело не так радужно.
Сезон был в середине, а в предыдущих десяти матчах было пять поражений и пять ничьих. Любые надежды на славу исчезли, и клуб катился по нисходящей спирали к подножию турнирной таблицы. Настало время действовать. Бефани отстранил Магли от должности и сделал то, что сделал бы любой человек, ухаживающий за больным телом: он вызвал врача.
Бефани был богатым промышленником из Прато с успешным текстильным бизнесом и занял пост президента клуба в 1952 году, взяв на себя обязательство вывести "Фиорентину" на вершину отечественного футбола. Он был наделен не только значительным состоянием, но и хорошим организационным подходом и наметанным глазом, способным распознать зарождающийся талант и использовать его для своих предприятий еще до того, как его заметит кто-то другой. Когда он убрал Магли, человек, которого он выбрал на его место, Фульвио Бернардини, был определен как такой талант.
Болельщики прозвали Бернардини "Фуффо" ("профессор" или "доктор"). Будущий тренер "Ла Виолы", однако, не был практикующим врачом. Он был скорее экономистом. В последующие годы, применяя динамичные тактические новшества, основанные на системе игры "Elastic WM", он превратил "Фиорентину" в клуб-победитель чемпионата - первый не туринский и не миланский клуб, завоевавший Скудетто в послевоенный период - и приблизил их к званию чемпионов Европы.
Бернадини уже давно считался человеком, думающим об итальянской игре, с идеями о том, как должны играть команды, чтобы извлечь максимальную пользу из множества имеющихся талантов. Легендарный менеджер "адзурри" Витторио Поццо даже был вынужден оставить Бернадини вне сборной, считая, что временами он был просто слишком хорош для других игроков. Он мог видеть ходы и возможности, которые были непостижимы для других.
Поэтому его талант был растрачен впустую, принесен в жертву на алтарь способностей более слабых игроков, а его 26 голов за сборную Италии были лишь малой наградой за такое мастерство. Возможность стать тренером дала бы ему гораздо больше свободы для развития своих идей и воспитания игроков в соответствии с его мышлением. В лице Бефани он нашел человека, достаточно убежденного в своих талантах, чтобы позволить им расцвести. Это было идеальное партнерство - и "Фиорентина" от этого только выиграла.
После завершения выдающейся игровой карьеры Бернардини начал тренерскую деятельность в римском клубе "МАТЕР", вывел его в Серию В, а в 1949 году получил контроль над своим бывшим клубом "Рома". Новый тренер провел более десяти лет в составе "Джаллоросси" в довоенные годы, сыграв почти 200 матчей в лиге и забив 47 голов. К моменту назначения Бернардини клуб неизбежно находился в упадке - вакансии менеджеров редко появляются, когда клуб показывает хорошие результаты, - и была надежда, что бывшая звезда сможет переломить его судьбу.
Лекарство, прописанное Фуффо, было одновременно радикальным и, по его мнению, необходимым, поскольку он стремился произвести революцию в тактике клуба, внедрив собственную систему игры. Однако пациент взбунтовался, и после ряда споров с президентом клуба Ренато Сасердоти, которые могли привести только к конфликту и окончательному расставанию, Бернадини отказался от неровной и все более бесполезной борьбы, уйдя из клуба.
Как оказалось, это было не поражение, а моральная победа для него, так как "Рома", теперь лишенная предписанных действий, продолжала двигаться по спирали вниз и была понижена в классе в конце сезона 1950/51. Менее чем вечная работа в Риме привела к другим кратковременным переездам, сначала в "Реджину", а затем в "Виченцу", обе команды выступали в Серии В. Возможность перейти в "Фиорентину", несмотря на ее бедственное положение, была возможностью, которую Бернардини не собирался упускать. Эффект был немедленным и очень полезным.
После десяти матчей без побед и, казалось бы, борьбы за понижение в классе, судьба "Виолы" резко изменилась к лучшему. Следующие четыре игры принесли три победы и ничью, и хотя позорное поражение 8:0 от "Ювентуса", за которым последовало домашнее поражение 2:0 от "Сампдории", поставило точку в восстановлении команды, серия из одного поражения в следующих семи играх вернула равновесие. В конце срока "Фиорентина" заняла впечатляющее седьмое место и, если не совсем в добром здравии, то уж точно вне реанимации и на пути к выздоровлению.
Беглый взгляд на результаты клуба в том сезоне выявил области, требующие принятия мер. Если не считать того разгрома в Турине, оборонительная сторона команды была в полном порядке. Однако на другом конце поля "Фиорентина" за весь сезон Серии А забила всего 31 гол. Это был самый низкий показатель в лиге. Даже "Комо" и "Про Патрия", два клуба, вышедшие из группы, забили больше. Лучший бомбардир клуба, Мариани, забил всего полдюжины мячей. Цель для операции была ясна, и Бернардини орудовал своим скальпелем, предлагая трансферы на новый срок.
Швед Гуннар Грен работал в "Милане" четыре года, но сейчас, когда ему уже за 30, "россонери" посчитали, что его лучшие времена позади. Он также провел короткое время в качестве главного тренера клуба, подчеркивая свое знание игры и тактическую осведомленность. Хотя у Бернардини был план действий, он также придерживался убеждения, что "хорошие ноги" являются неотъемлемой частью любого состава, независимо от системы. Поэтому игрок с опытом и игровым интеллектом Грена был идеальным приобретением.
Клуб также отправился за Атлантику, чтобы привлечь легендарного игрока из Южной Америки Эрнесто Видаля. Этот нападающий был важной частью команды Уругвая, которая выиграла Кубок мира в 1950 году. Два других члена той же команды уже успешно играли в Италии - Альсидес Гиггия в "Роме" и Хуан Альберто Скьяффино в "Милане", - поэтому не было причин полагать, что талант Видаля не сможет эффективно адаптироваться к различным требованиям кальчо. Как оказалось, несмотря на то, что Видаль родился в Буйе-д'Истрии, которая сейчас является частью Хорватии, но в то время входила в границы Италии, он с трудом адаптировался, и его пребывание в "Ла Виоле" было коротким и разочаровывающим.
В состав команды также были добавлены два молодых игрока. Сырой, но перспективный Гвидо Граттон был приглашен из Комо, а нападающий Джанкарло Баччи прибыл из Болоньи. Обоим игрокам было около 20 лет, и хотя последний проработает в клубе совсем недолго, каждый из них внесет значительный вклад в развитие команды Бернардини.
В конце сезона прогресс был ощутимым. Несмотря на сравнительное разочарование от Видаля, Грен и другие приобретения четко вписались в план тренера, а совместное третье место в лиге, наряду с "Миланом", проиллюстрировало восходящее движение клуба вверх, поскольку команда привыкла к требованиям системы тренера и должным образом воспользовалась ее преимуществами.
Порадовало и количество забитых мячей: после мизерных результатов предыдущего сезона, в новом их число увеличилось до 45. Баччи оправдал свой переход, забив 13 раз и заняв восьмое место в гонке Капоканноньере в своем единственном сезоне в клубе до перехода в "Торино".
Добавление голов за счет увеличения количества пропущенных может стать легкой ловушкой, но тактический план Бернардини был достаточно проницательным, чтобы избежать таких ловушек. Фиорентина" пропустила всего 27 голов в чемпионате, что является далеко не самым лучшим показателем оборонительной игры. Даже обладатели Скудетто, "Интернационале", пропустили на пять мячей больше. Это был прогресс, но вряд ли ощутимый успех. Впереди было еще больше.
Чемпионат мира 1954 года был особенно важен для "Фиорентины" и ее тренера. Хотя турнир выиграла команда Западной Германии, нанеся единственное поражение волшебным венгерским мадьярам за долгое время, именно бразильский игрок привлек внимание Бернардини.
Несмотря на желание Бернардини привезти нападающего в Италию, с трансфером пришлось подождать до следующего лета. Переговоры с его клубом, "Португезой", были сложными и затяжными, чему, конечно, не способствовали расстояние и отсутствие эффективных средств связи, доступных в то время. Даже после того, как эти вопросы были решены, оставался еще небольшой вопрос - убедить игрока переехать из родной страны вместе с семьей в Европу. Это неизбежно было непростой задачей и требовало терпения. В то же время, вместе с президентом клуба Бефани, тренер продолжал добиваться прогресса.
Хотя оборонительные показатели в предыдущем сезоне были достойны восхищения, Бернардини был не очень доволен и привел в команду вратаря Джулиано Сарти из "Бонденезе". Тогда Сарти только исполнилось 20 лет, но он уже заработал себе растущую репутацию благодаря своей бескомпромиссной технике. Лишенный драматизма высоких сейвов, которые впечатляли фотографов больше, чем тренеров, он полагался на позиционное чутье и предвидение, чтобы свести к минимуму требования к такому драматизму. Такой подход пришелся по душе Бернардини.
Сарти провел всего четыре матча в сезоне до перехода в "Фиорентину", но такие детали вряд ли беспокоили его нового тренера. Учитывая результаты прошлого сезона, действующий первый номер Леонардо Костальола мог чувствовать себя относительно уверенно на своем месте. Однако Сарти потребовалось совсем немного времени, чтобы сместить его, и новый человек быстро завоевал доверие и восхищение своей защиты. К концу сезона 1955/56, славного для "Фиорентины", он пропустил всего 20 мячей в 34 матчах лиги. Следующий лучший показатель был почти вдвое больше. Решение Бернардини было абсолютно оправданным.
Джузеппе Вирджили был молодым нападающим, который хорошо, если не сказать выдающимся, выступал за "Удинезе", забив девять голов в 35 матчах чемпионата. Он был молод и силен, но еще сыроват и нуждался в доработке. Однако, играя в системе Бернардини, он расцвел в течение четырех сезонов во Флоренции, забив 55 голов в лиге всего за сто с лишним игр. Это более чем впечатляющий показатель, и он еще раз продемонстрировал способность тренера находить игроков, способных работать в его тактическом режиме, и обеспечивать их реализацию.
За время, проведенное в "Виоле", Вирджили также получил международные награды в составе "Адзурри", забив дважды в семи матчах.
Альберто Орзан был приобретен из того же клуба и оставался во Флоренции до 1963 года, набрав более 200 выступлений во всех соревнованиях. Последней фигурой, добавленной к новому сезону, стал широкопрофильный игрок "Виченцы" Клаудио Биццарри. Несмотря на то, что он не был самым результативным бомбардиром, он обладал бесценным умением попадать в сетку ворот в важные моменты больших матчей.
Очередное пятое место в конце сезона, возможно, не означало большого прогресса для инвестиций, но фундамент уже был заложен. В следующем сезоне Бефани должен был пожинать дивиденды от доверия, которое он оказал своему тренеру.
Летом 1955 года в команду прибыл долгожданный Жулиньо из Бразилии. Ключевой особенностью игры вингера стала способность добираться до линии штрафной и выполнять кроссы для нападающих Бернадини. Тренер заметил бы о своем новом подписании, что игра никогда не заканчивается, когда мяч у Жулиньо; это просто переходный период от владения мячом к созданию возможности забить.
Другим приобретением сезона 1955/56 стал Мигель Монтуори, аргентинец, который в то время выступал за чилийский клуб "Универсидад Католика". Если о приходе Жулиньо трубили во всеуслышание, то прием Монтуори был гораздо более тихим. Сказать, что нападающий был неизвестной величиной для болельщиков клуба - конечно, по сравнению с Жулиньо - было бы мягко сказано.
Чилийский футбол вряд ли был большой новостью в Италии, и ходили слухи, что его порекомендовал клубу священник, отец Вольпи. Правда это или нет, но он быстро показал себя и стал любимцем болельщиков и Бернардини. Он также заслужил любовь и прозвище "Пекос Билл" за свое явное пристрастие к ковбойским комиксам.
Не считая стрельбы, его спонтанная и часто непредсказуемая игра оказалась идеальным подспорьем для Вирджили, и эти двое создали плодотворное партнерство. Сцена была подготовлена, и если Бернардини собирался выполнить свое обещание и вернуть титул во Флоренцию, то этот год должен был стать подходящим для этого.
Если тренер надеялся на победный старт сезона, то его надежды были развеяны. В день открытия в гостях у "Про Патрии" преимущество в два мяча, созданное благодаря ударам Вирджили и Жулиньо, было растрачено, и игра закончилась вничью. Еще хуже была травма, полученная Биззарри. Это означало, что в дальнейшем потребуется перестановка сил: Мацца был призван в команду, а Граттон переведен на фланг.
Победа над "Падовой" и особенно приятный разгром "Ювентуса" в Турине с четырьмя голами позволили сделать вывод, что этот ход сработал, но Бернардини счел его не совсем идеальным рецептом, и после безголевой ничьей с "Интером" принял решение о дальнейших изменениях перед Дерби дельи Аппенино с "Болоньей".
Требуя тактической и позиционной гибкости, которая, по его мнению, была необходима для работы его системы, Бернардини ввел Прини на фланг, что позволило Сервато с его мощным ударом выйти вперед из своей защитной позиции, не оставляя заднюю линию незащищенной. Этот ход был разработан для создания пространства и путаницы в рядах соперника, но для его реализации требовалось тщательное планирование. Каждый раз, когда Червато шел вперед, центральный защитник Розетта должен был прикрывать левый фланг, Маньини входил в центр с правого фланга, а Кьяппелла отходил назад, чтобы прикрыть отсутствующего правого защитника. Чтобы завершить круг, Граттон затем прикрывал Кьяппелла.
В то время итальянский футбол имел более чем жесткую структуру игры. Защитники оборонялись, а фуллбэки играли на флангах задней линии обороны. Уловка Бернардини изменила все это, бросив подобные строгости на произвол судьбы и пожиная плоды торнадо замешательства, которое оно вызвало в обороне соперника. Поскольку его игроки плавно и эффективно перемещались между позициями в зависимости от фазы игры и роли Червато, оборонительные схемы соперников были разорваны. Лекарство доктора сработало.
Дерби дельи Аппенино на "Стадио Ренато Далл'Ара" оказалось надежным предвестником оставшихся игр сезона. Победа 2:0 благодаря голам Вирджили и точечному удару Червато вывела команду Бернадини в лидеры, где их гибкость и сложная игра оказались той непостижимой проблемой, которая вызывала недоумение у других тренеров. Некоторые даже сравнивали игру "Фиорентины" с игрой блестящей, но трагической команды "Гран Торино", погибшей в авиакатастрофе "Суперга" в 1949 году.
В следующих 29 матчах было одержано 18 побед и 11 ничьих, и La Viola стала непобедимой командой, начиная с октябрьской победы над "Болоньей" и заканчивая последней игрой сезона, в которой, когда титул уже был завоеван с комфортным отрывом, они потерпели поражение 3:1 от "Дженоа" на Stadio Luigi Ferraris. После того как Граттон вывел их вперед, "Фиорентина" была побеждена тремя голами в последние 15 минут игры. Это было их единственное поражение в чемпионате, и хотя Бернадини привел свой клуб к Скудетто, набрав 12 очков, поражение должно было его задеть.
Однако, возможно, в генуэзском клубе было что-то такое, что сделало результат менее неожиданным и, возможно, принесло тренеру холодное утешение. В то время "россоблу" тренировал Гуннар Грен, один из первых игроков, которых Бернадини привел в "Фиорентину". Доктор хорошо обучил своего ученика.
Команда Бернадини возглавила лигу после восьмого тура и оставалась там с постоянно увеличивающимся отрывом в очках, пока титул не был завоеван после 1:1 в Триесте 6 мая 1956 года, когда оставалось сыграть пять матчей. Это был первый Скудетто для клуба. В следующем сезоне они были мучительно близки к тому, чтобы превзойти это достижение.
В сезоне Серии А 1956/57 "Фиорентина" уступила свой титул, заняв второе место, отстав от "Милана" на шесть очков. Эту позицию они будут занимать каждый сезон до конца десятилетия.
Когда колесо неизбежно поворачивается, удача клуба то сходит на нет, то расходится. Слава Фульвио Бернардини и "Ла Виолы" канула в прошлое под грустные причитания в столице Тосканы и ее окрестностях, а вместе с ней ушли дни недолгого "пурпурного царствования". Однако это были времена когда прозвище "профессор" в Фиорентине было получить куда сложнее ...