Марокко и их вечные заявки на проведение Чемпионата мира. Что с ними не так?
"Чемпионат мира - это национальный приоритет для нашего правительства", - заявлял Мулай Хафид Элалами, председатель кандидатуры Марокко на проведение Чемпионата мира по футболу 2026 года, до того, как она провалилась в июне 2018 года. Казалось бы, все честно, однако Марокко носит титул обладателя большинства безуспешных заявок на проведение Чемпионата мира по футболу. Их последняя заявка с большим отрывом уступила триумвирату Канады, Мексики и США, что, возможно, заставило некоторых задаться вопросом, почему Марокко продолжает заниматься бесполезным делом.
Атласские львы потерпели поражение в этом деле с заявками уже в пятый раз. В 1994 году был их первый Кубок мира, когда они проиграли США с перевесом всего в три голоса. После этого легкого поражения они вышли на чемпионат 1998 года, где им противостояли Англия, Швейцария, Германия и Франция. После нескольких отсевов остались только Марокко и Франция, но марокканцы снова проиграли, на этот раз 12 голосами против семи.
Процесс подготовки к чемпионату мира 2010 года был, вероятно, их лучшим шансом на проведение чемпионата мира, поскольку система ротации была введена для того, чтобы чемпионат мира проходил в Африке. После того, как заявки Нигерии, Туниса, Египта и Ливии потерпели неудачу, остались только Марокко и ЮАР. Последняя заняла первое место, получив 14 голосов против 10, хотя позже появились утверждения, что Марокко на самом деле получило больше голосов. Как бы то ни было, ЮАР приняла первый Кубок мира в Африке.
Марокканцы могут чувствовать себя обиженными; член Исполнительного комитета ФИФА - совета, который голосует за процесс подачи заявок - Чак Блейзер позже рассказал, что его подкупили, чтобы он проголосовал за Южную Африку в 2010 году и Францию в 1998 году, в основном в ущерб Марокко. Однако Джек Уорнер также рассказал, что он дважды обманул марокканских взяточников, проголосовав за Южную Африку, чьи взятки были больше.
Несмотря на эти разочарования, Марокко подало еще одну заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2026 года. В своем предложении они сделали акцент на марокканской страсти к футболу, доступности расписания, близкого к европейским часовым поясам, и удобном расположении потенциальных мест проведения матчей. Заявка Соединенных Штатов, что особенно важно, имела более развитую инфраструктуру и предлагала ФИФА 14 млрд долларов, что на 2 млрд долларов больше, чем заявка Марокко. Предложение североафриканцев потерпело поражение - 134 голоса против 65.
Однако их пыл в отношении Кубка мира не ослабевает, поскольку по приказу короля Мохаммеда VI уже планируется заявка на проведение турнира в 2030 году. Похоже, что король Марокко жаждет пригласить Жюля Римэ в Марокко. Имеет ли монарх просто склонность к футболу или более политические мотивы?
За время своего правления Мохаммед VI принял ряд мер, направленных на возрождение спорта в Марокко. С 2010 года было построено шесть футбольных академий имени Мохаммеда VI. В ближайшие несколько лет будет построено не менее 832 социальных и спортивных общественных комплексов. Монарх, безусловно, признает полезность спорта как инструмента регенерации внутри страны.
В самой заявке на 2026 год турнир рассматривается как потенциальный катализатор экономических и культурных изменений: "Заявка Марокко на 2026 год также предлагает возможность осветить менее известные аспекты страны, находящейся на пути значительных перемен. Марокко инициировало крупные политические, экономические и социальные реформы, реагируя на события в условиях нестабильного международного климата, с целью использования экономического потенциала и удовлетворения меняющихся устремлений молодого поколения".
Проведение Чемпионата мира по футболу предоставляет большие возможности и это очевидно. Инфраструктурные, международные, внутренние, репутационные, политические, экономические. Это возможность решить множество задач одним махом. У хозяина чемпионата мира есть шанс "улучшить имидж" - термин, введенный академиком Джонатаном Гриксом, который, по сути, означает улучшение своего имиджа в центре внимания мировой общественности путем борьбы со стереотипами и негативными мнениями. Почти во время каждого крупного турнира принимающая страна пытается создать определенный имидж. Особенно в последние годы крупные турниры рассматриваются странами с сомнительной репутацией в области прав человека как способ заявить о себе на международной арене. Хотя положение дел с правами человека в Марокко не подвергается широкой критике в западных кругах, как в таких странах, как Саудовская Аравия и Катар, его нельзя назвать похвальным. Их обращение с сахарским населением Западной Сахары подверглось критике со стороны Human Rights Watch, а их уголовный кодекс по-прежнему дискриминирует ЛГБТ. Также важно отметить, что Марокко классифицируется как "гибридный режим" - нечто среднее между авторитарным и демократическим - по индексу демократии журнала Economist.
Турнир также предоставляет возможность для развития инфраструктуры. В своей заявке на 2026 год марокканская футбольная федерация планировала потратить 15,8 млрд фунтов стерлингов и построить девять стадионов по всей стране, в том числе огромный стадион на 93 000 мест в Касабланке для проведения финала. Чемпионаты мира по футболу также дают возможность улучшить транспортную инфраструктуру принимающей страны; дороги, аэропорты и общественный транспорт - все это необходимо для успешного проведения турнира, и поэтому, как правило, составляет значительную часть предлагаемого бюджета. Например, в рамках заявки Марокко на 2026 год было предложено построить дороги на сумму более $1 млрд.
Марокканская заявка 2026 года называет национальное единство и сплоченность важной причиной своей заявки. Описанная как "страна, где футбольные страсти пронизывают каждую вену", национальное единение, вызванное чемпионатом мира, будет напоминать то, что чувствовалось во время выступления Марокко на турнире 2018 года, где, несмотря на неожиданное поражение от Ирана, они показали зажигательные выступления против Испании и Португалии. Такая же история и на нынешнем ЧМ. Были выбиты Испанцы, а затем и Португальцы. Это настоящий праздник для Марокко
Повторные заявки являются симптомом ненасытного стремления Марокко к футболу. От сумеречных игр на средиземноморских пляжах до диаспоры испанских футбольных фанатов, распространяющейся по городским кафе во время Clásicos, до алых стен болельщиков, которые выстраиваются вдоль стадионов во время международных игр, Марокко - это нация, одержимая красивой игрой. Возможно, именно это отличает их от других претендентов на проведение чемпионата мира. Марокко, кажется, хочет провести у себя Чемпионат мира, и только Чемпионат мира. Другие страны-претенденты могут привести в пример Олимпийские игры, чемпионаты по легкой атлетике и другие крупные спортивные события, доказывающие их ценность в качестве принимающей страны. США и Канада неоднократно принимали Олимпийские игры. Мексика (1970 и 1986) и США (1994) принимали предыдущие чемпионаты мира по футболу, а женский чемпионат мира 2015 года проходил на территории Канады.
Марокко не имеет подобного опыта. Чемпионат африканских наций 2018 года - это первое крупное спортивное мероприятие, которое Марокко принимает у себя со времен Кубка африканских наций 1988 года. Проведение Клубных чемпионатов мира 2014 и 2015 годов, Бриллиантовой лиги ИААФ 2016 и 2017 годов - это шаги в правильном направлении, но Марокко могло бы сделать больше для повышения своей репутации принимающей страны. Ссылка на такие мероприятия, как Средиземноморские игры 1983 года, в заявке на 2026 год подчеркивает, насколько неопытным хозяином является Марокко.
Хотя Марокко прошло проверку ФИФА для своей заявки на 2026 год, оно набрало довольно низкие 2,7 балла из 5 возможных. Заявка США, напротив, набрала 4 балла из 5. Марокко было отнесено к категории высокого риска в трех областях: стадионы, размещение, размещение и транспорт. В отчете говорится, что "объем новой инфраструктуры, необходимой для того, чтобы заявка Марокко 2026 стала реальностью, трудно переоценить".
В отличие от этого, заявка Соединенных Штатов не была признана "высокорисковой" ни в одной из областей. Проведение других масштабных мероприятий позволит строить и улучшать стадионы устойчивыми темпами, в отличие от многочисленных сооружений, необходимых сразу для проведения чемпионата мира.
В целом, марокканский футбол, похоже, переживает возрождение. Президент ФА страны Фузи Лекжаа пытается внедрить новый, современный подход к управлению футболом в Северной Африке, стремясь превратить Марокко в континентальную державу.
У Марокко есть много преимуществ на поле в процессе подготовки к 2030 году, но им необходимо принять более масштабную стратегию, чтобы быть успешными в тендерных войнах, которые часто возникают в процессе проведения чемпионата. Такие турниры, как Средиземноморские игры, предоставляют Марокко возможности для развития портфолио принимающей страны, а также для расширения евро-арабского сотрудничества, в чем Мохаммед VI недавно выразил заинтересованность.
К счастью, похоже, что они извлекают уроки из своих неудач. Премьер-министр Испании недавно обратился к Мухаммеду VI с предложением о совместной заявке на 2030 год с участием Испании, Марокко и Португалии. Этот шаг в сторону межконтинентального турнира - шаг в правильном направлении. И Испания (Чемпионат мира 1982 года), и Португалия (Чемпионат Европы 2004 года) имеют опыт проведения крупных турниров, а также большую футбольную репутацию на международном уровне. Джанни Инфантино, вероятно, тоже будет сторонником сотрудничества между федерациями, учитывая его поддержку совместных заявок.
Учитывая, что инфраструктурные проблемы характеризуют большую часть предыдущих неудач Марокко, разделение их ответственности пополам или на две трети может дать им облегчение, необходимое для обеспечения инфраструктурных и операционных гарантий. Заявки Испании и Португалии на 2018 и 2022 годы были отнесены к категории низкого риска в целом и низкого риска в каждой отдельной категории, кроме двух. Если доверить им более управляемую часть операций по проведению турнира, то вероятность того, что турнир окажется экономически провальным для Марокко, уменьшается. Пустые стадионы в Бразилии и Южной Африке служат напоминанием о том, что экономическая выгода, которую может принести турнир, часто бывает недолговечной.
Совместная заявка также дает возможность расширить связи между Марокко и Европой и повысить популярность Марокко как туристического направления. Марокко уже является ассоциированной страной ЕС и имеет продвинутый статус в рамках Европейской политики соседства. Более того, это открывает возможности в глобальном масштабе, поскольку Марокко может повысить свой авторитет в качестве дипломатических ворот в Европу для стран Северной Африки, одновременно укрепляя свои экономические связи с Португалией и Испанией, последняя из которых недавно стала ведущим экономическим партнером Марокко.
Понравилась статья? Поддержите плюсами для дальнейшего возрождения блога, который был немного забыт))