Первая пресс-конференция Карпина в сборной: Дзюба – важный игрок, совмещение – лишь на короткий срок
Слова нового главного тренера сборной и президента РФС Александра Дюкова.
Александр Дюков: «Ростов» Карпина играет в футбол, похожий на ведущие сборные Евро
– Начну с благодарности в адрес Станислава Черчесова за его работу в должности главного тренера сборной. Он возглавлял сборную почти пять лет, с 2016 года, за это время сборная достигла определенных успехов. Конечно, мы помним ЧМ-2018, сборная прошла отбор к Евро-2020.
К сожалению, выступление в финальной стадии было неудачным. По результатам этого выступления мы вместе с Черчесовым приняли решение о расторжении контракта.
Тем не менее, мы должны поблагодарить его за работу в сборной, за существенный вклад в развитие российского футбола.
РФС назначил главный тренером Карпина, сегодня подписали контракт до конца 2021 года, он может быть продлен.
Карпин в представлении не нуждается, он был одним из лучших футболистов своего поколения, был одним из лидеров сборной, капитаном, успешно играл как за рубежом, так и за российские клубы. Играл на ЧМ, на ЧЕ. Был близок к тому, чтобы участвовать на втором ЧЕ, но мы все прекрасно помним тот матч. Так получилось.
Потом Карпин получил богатый тренерский опыт, был тренером «Спартака», четыре года работает с «Ростовом». При принятии решения мы исходили из того, что на сегодня он является одним из лучших действующих российских специалистов.
«Ростов» играет в современный футбол. Мы знаем, что Карпин – прекрасный мотиватор, умеет работать с молодыми игроками, очень хорошо знает российский чемпионат. Очень важно, что на своем опыте он знает, что такое, когда за тобой следит вся страна. Мы увидели, что Карпин хочет и готов принять на себя новый вызов.
– В 2019 году вы высказывались против совмещения. Что изменилось?
– Мое отношение не изменилось, я по-прежнему являюсь противником, когда говорим о продолжительном совмещении. Сейчас немного другая история, мы говорим о краткосрочном совмещении. Мы пошли навстречу пожеланиям Карпина, понимая его нежелание ставить «Ростов» в сложную ситуацию, теряя тренера прямо перед стартом РПЛ.
Перед принятием решения мы проговорили детально, как будет организована работа, распределены обязанности в тренерском штабе. На данный момент я не вижу угроз и рисков, если говорим о краткосрочном цикле.
Понятно, что мы ставим задачу – отбор в Катар. Можно пройти, можно не пройти, но фактор совмещения точно не будет определяющим по результатам нашего выступления в отборе.
Другие факторы способны оказать большее влияние.
– Почему такой короткий срок контракта? Это испытательный срок? И в каких случаях контракт будет продлен?
– Контракт будет продлен автоматически до марта, если попадем в стыковые матчи. В декабре подведем итоги отбора и примем решение о возможном продолжении сотрудничества.
Такой срок – это желание двух сторон. У Карпина есть обязательства перед клубом, мы пошли навстречу, потому что было бы неправильно оставлять команду без тренера перед началом чемпионата.
Продолжительная работа по совмещению невозможна. Поэтому говорим о краткосрочном контракте.
– Что не получилось с Кунтцем? Можно ли сказать, что и это форс-мажор, из-за которого сейчас совмещение?
– Я, по-моему, ни разу не упомянул слово форс-мажор. Возможно, так видит Карпин.
Мы рассматривали несколько кандидатур: и россияне, и иностранцы. Сейчас выбор сделан, комментировать потенциальных кандидатов не хочу.
У нас было несколько вариантов. Я видел мнение, что Карпин был резервным вариантом. Это далеко не так. Взвесив все за и против, выбрали его.
– Полторы недели назад вы сказали, что нужно выстроить философию сборной. Как это соотносится со сроком контракта Карпина?
– Основная задача – Катар, но действительно никто не снимает и вторую. Мы говорим о краткосрочном контракте, совмещении, но это не противоречие – я так это вижу. Это не повлияет на решение долгосрочной задачи по построению новой сборной.
Надеюсь, что мы отберемся в Катар, продолжим работу с Карпиным.
«Ростов» играет в тот футбол, который соответствует современным тенденциям. Агрессивный футбол, большой объем высокоскоростной работы, «Ростов» по рывкам, спринтам и ускорениям среди лидеров. Как минимум встречают в среднем блоке, умеет контрпрессинговать, не жмется к своим воротам, старается быстрее доставлять мяч до трети соперника. Это то, что показали лучшие сборные на Евро. В такой футбол играет «Ростов».
– Пытается, – вставляет Карпин.
– Это то, как видит развитие футбола РФС. Наша философия, понимание основных принципов игры совпадают.
Даже если пребывание Карпина будет коротким – хотя подчеркну: надеюсь, что будем сотрудничать продолжительное время – оно даст импульс нашей сборной. Я не сомневаюсь, что будут приглашаться новые игроки, в том числе молодые. Сборная будет играть в смелый современный футбол.
– Если сборная не попадет на ЧМ, у вас будет личная ответственность?
– Конечно, это будет ответственность РФС и моя персонально как президента РФС.
То, как выступает наша сборная – продолжение дел в детско-юношеском и профессиональном футболе. Этим проблемам не одно десятилетие. Не реализовав реформу в развитии детско-юношеского футбола и системе подготовки спортивного резерва, будет сложно рассчитывать на стабильный долгосрочный успех сборной.
Мы можем дойти до 1/4 финала, но для регулярных результатов все футбольное хозяйство должно работать по-другому. Все, что соответствует уровню лидеров – это инфраструктура, стадионы к ЧМ-2018.
Мы строим поля, но если посчитать их число на 1000 человек, мы уступаем многим. В Финляндии 100 манежей, это страна с населением 5 миллионов. В России – 123 манежа.
То же самое про тренеров. Их количество, их мотивация. Система детско-юношеских соревнований. Массовость. Нужна массовость. Нужно всем дать возможность, кто хочет играть в футбол. К сожалению, их немного.
Валерий Карпин: Верю, что сборная России может играть смело, надо начать с менталитета
– Хотел бы поблагодарить РФС за оказанное доверие. Это огромная ответственность. Присутствует волнение, сам удивляюсь, для меня это странно. Мы надеемся справиться с поставленной задачей, она совсем близко. Предстоит семь матчей без контрольных-товарищеских, сразу начиная с Хорватии. Времени не так много, нужно провести его с пользой.
Согласен с Александром Дюковым, на долгосрочное совмещение никто не пошел бы. Случилась форс-мажорная ситуация. Если не было бы ковида, Евро прошел бы в 2020-м, принималось бы другое решение. Возможно, выступили бы хуже или лучше, никто не знает, но тогда у РФС было бы время, у тренера любого было бы время готовиться к отборочным матчам. Мы все вошли в положение, это форс-мажор.
Никто не поддерживает совмещение. В такой ситуации приходится идти на такие меры. От совмещения результат не будет зависеть, будет зависеть от других факторов. Повлиять может что угодно, но совмещение в меньшей степени.
Это был тяжелый выбор, шаг. Больше всего волнует психологическая усталость. Хватит ли эмоций на «Ростов» и сборную. Вы знаете, что я эмоциональный человек, хватит ли заряда? После долгих раздумий пришел к выводу, что хватит. Тем более, в ноябре у сборной уже последний матч в отборе.
Гарантий никто дать не может, выйдем ли мы на ЧМ, попадем ли в стыки. Будем работать. Мне, всему тренерскому штабу, нужна поддержка. Без нее, без поддержки всего футбольного сообщества будет нелегко.
Будем надеяться, что все будет хорошо.
Короткий срок контракта – это потому что форс-мажор. Начинать сразу с невыхода на ЧМ – неправильно. Поэтому все пошли на компромисс. В декабре вернемся к разговору. Может, к тому моменту меня уже уволят из «Ростова».
Футбол – такая вещь, здесь все меняется очень быстро. Задачи подписать длинный контракт у меня не стояло. Так же, как и у РФС. На данный момент все правильно со всех сторон.
– У вас непростой бекграунд с Дзюбой. На сегодня он – игрок сборной или дорога в сборную для него закрыта? Мы помним опыт Черчесова и Денисова.
– Дзюба был и остается важным игроком в российском футболе. Мои личные отношения не могут влиять на сборную. Это все останется за бортом, если Артем будет показывать футбол, который может помочь сборной. Это относится ко всем футболистам. Двери в сборную открыты, они открываются не мной, а футболистами, которые показывают результат.
– Как оцените выступление сборной на Евро? И какие задача стоит ставить на чемпионате мира?
– Для начала попасть, это единственная задача.
Оценку точно не мне давать, вы уже все сказали, показали. Это точно не мое дело.
– Будете ориентироваться на работу прошлых тренеров или планируете использовать свою методику, изменять состав?
– Последний вопрос некорректный, это не клуб. Никогда не будет такого, что одни и те же 25 человек ездят, все будет зависеть от состояния на данный момент. Можно быть хорошим игроком, но находиться в плохой форме к 1 сентября, а уже в октябре – в оптимальной. Так что состав должен и будет меняться. Ни у кого не забронировано место.
То видение, которое есть у меня, попытаемся воплотить в жизнь. Учитывая силу соперников. Конечно, мне хотелось бы играть как «Барселона» в лучшие годы. Не потому что это «Барселона», а потому что она все выигрывала. Но это все красивые слова, нужно исходить из возможностей наших игроков и возможностей соперника. Честно говоря, верю, что российские футболисты могут играть в смелый футбол.
– Что сказала ваша семья?
– Да, этот вопрос стоял на повестке дня. Помимо моего понимания и желания был «Ростов», была семья. Этот груз и так на плечах моей жены Дарьи, сейчас еще больше ляжет на нее. До декабря не будет ни мужа, ни отца. Она сказала, что справится, это же не на всю жизнь, только четыре-пять месяцев.
Придется от семьи откусывать время.
– Тренерский штаб уже сформирован?
– Все известно уже. Писарев, Онопко, Кафанов. Мартинес – физподготовка, Альба – аналитик.
Я не могу посещать матчи вживую из-за совмещения, этим будут заниматься Онопко и Писарев. Они будут предоставлять отчет по каждому кандидату.
Мартинес – функционал обозначать не надо. Кафанов занимается выбором тренировочного процесса вратарей. Альба будет анализировать и нас, и соперников.
– Месяц назад вы сказали, что не хотите в сборную. Что поменялось? Приходите спасать сборную?
– Спасать никого не прихожу, я не спаситель. Сказал, что не хочу. Поставьте себя на мое место. С действующим контрактом в «Ростове», при действующем тренере сборной. Вы хотите, чтобы я сказал, что хочу? Как к этому отнеслись бы Арутюнянц, Черчесов? Это было бы неэтично. Другого ответа и не могло быть.
– Болельщики верят в сборную?
– Было много сообщений, поздравлений. Сейчас все хорошо, все хлопают в ладоши, все, как всегда, до первой игры. Будет положительный результат – будут верить и хлопать.
– Какие у этой сборной три самые сильные стороны?
– Хотелось бы познакомиться со всеми игроками, которые приедут на первый сбор. Сильные качества со стороны – это одно, другое – когда узнаешь их поближе.
Хотелось бы, чтобы прибавили в смелости. Бояться никого не надо. Никто в конкретный день меня не сильнее. Это я про футболистов говорю, не про себя, естественно. Выходить на любой матч без боязни, без пиетета.
Это зависит от менталитета. Главное, чтобы он был таким: мы никого не хуже, но и не лучше. Надо всем опуститься чуть на землю, не говорить, что мы сильнее Словакии, Словении, обязаны их разрывать. Но и не надо говорить, что мы слабее Хорватии или Испании. Опуститься на землю и работать над менталитетом.
– Кто вам звонил по ходу матча с «Динамо»?
– Все. Телефон разрывался. Но если вы видели кадры, где я говорю по телефону – я разговаривал со скамейкой «Ростова». На другие звонки и сообщения не отвечал.
– Как будете выбирать капитана?
– Для начала нужно понимать, кто приедет. Не дай бог травмы. Чего говорить о том, чего может не быть. Когда объявим список на первый сбор, и будем делать выбор.
Мы запланировали общение с потенциальными кандидатами, с тренерами РПЛ. Я договорился уже со Слуцким, пообщаемся по телефону. Он может многое рассказать по поводу совмещения, но поговорим и об игроках, которые нам могут быть интересны уже в сентябре.
– Будет ли общение с Черчесовым?
– Пока не планировал, честно говоря.
– Как оцениваете результат на Евро и эмоциональный фон?
– Игру не оцениваю, результат оценили все – сказали, что он неудовлетворительный. Эмоциональное состояние после Евро, наверное, не лучшее.
Мы тоже были не в лучшем, когда пропустили от Украины в 1999-м. Я недели две был подубит. Потом продолжились тренировки, игры, есть шанс реабилитироваться. Этим хорош футбол. Уверен, сейчас игроки уже не вспоминают Евро-2020, а думают о своих клубах. Я бы не связывал состояние после Евро и в конце августа, когда мы соберемся.
Шестой тур РПЛ запланирован на 28-29 августа. На данный момент – игроки приедут 30-го. Будет полторы тренировки. Одна предыгровая.
Хотел бы попросить клубы РПЛ, хотя сам клубный тренер, все понимаю. Сам говорил: «Ну вот мы дали время, сдвинули тур, а толку никакого». Толк может быть, может не быть. Сейчас произошла смена тренера. Хотел бы попросить клубы сдвинуть шестой тур: как, когда – без понятия. Это лично моя просьба, не требование. Именно просьба помочь сборной России.
Если пойдут навстречу, буду очень благодарен, но решение не за нами.
– У «Ростова» три победы в 2021-м. Вам не кажется, что команда не в том состоянии, чтобы допускать совмещение? «Ростов» в кризисе?
– Про «Ростов» сейчас разговора нет, отвечать не буду, это не имеет отношения к сборной. Про «Ростов» можем поговорить в другое время в другом месте.
– Три основные момента, которые вы бы хотели изменить в сборной?
– Почему не пять, восемь, один?
– Если можете пять, буду рад.
– Да нет. Мы можем уйти в тактику на три-четыре часа – естественно, делать этого не буду. Многое можно изменить, но если не изменить менталитет, толку не будет. Можно играть в три центральных защитника, в два, можно прессинговать выше или ниже, но если делать это с опаской, толку не будет.
– Что скажете о реформах Hypercube?
– Сейчас мне точно не до их оценки. В клубы эти реформы еще не дошли, во всяком случае я не видел, не читал, еще не все понимаю.
– Лимит мешает сборной?
– Я уже с 2008 года все сказал, повторяться не буду. В «Ростове» у нас было много молодых российских игроков, видя их, могу сказать, что сейчас самое главное – их подготовка. Здесь надо начинать с тренеров, особенно с детских.
Понятно, что человек, зарабатывающий 20-30 тысяч рублей, не может думать о детях. Ему надо подумать, где бы еще заработать. Поэтому у футболистов часто нет футбольного образования. Нужно начинать оттуда, чтобы была большая конкуренция между российскими футболистами.
– Черчесов трепетно относился к молодежке. Как будет у вас?
– Сначала – нужды первой команды. Если первой сборной нужен футболист, сначала учитываются ее интересы. Писарев и Онопко работали в РФС, Писарев работал в молодежной сборной – трудно найти человека, который лучше знает, как это все работает.
Я знаком с Галактионовым, Писарев знаком с ним близко. Так что контакт с молодежкой тоже будет через Писарева.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов, Сергей Пивоваров, Виталий Белоусов, Владимир Песня, Александр Ступников, Владимир Федоренко