Длинные ауты в РПЛ – тренд сезона. Это они лишают нас футбола?
Разбираются Дорский и Тихонов.

В октябре сборная России одержала очередные две победы: над Ираном (2:1) и Боливией (3:0). Против Ирана за сборную дебютировал почти 30-летний латераль «Балтики» Мингиян Бевеев, а против Боливии он впервые вышел в старте и даже поучаствовал в первой голевой атаке, удачно вбросив из аута.
Это был не совсем типичный аут Бевеева: он расстался с мячом, как только получил его от болбоя, быстро вкинув на Алексея Миранчука. В РПЛ привыкли к другому: Бевеев берет разбег в несколько метров и кидает мяч в чужую штрафную.
Что этот прием дает «Балтике»? Кто еще его использует? Затягивают ли такие ауты матчи? И вообще как много играют в футбол в РПЛ?
Во всем попытались разобраться Александр Дорский и Павел Тихонов.
«Балтика» закидывала длинными аутами еще соперников по Первой лиге. Бевеев в «Урале» тоже иногда их кидал
Впервые о длинных аутах в РПЛ Спортс’’ писал еще в сентябре 2018-го – тренд сложно назвать абсолютно новым. Тогда чаще всего в штрафную бросали «Зенит» (Эльмир Набиуллин и Игорь Смольников), «Енисей» (Валерий Кичин), ЦСКА (Хердюр Магнуссон), а «Ростов» при дальних вбросах использовал наигранные розыгрыши с участием двух центральных защитников (Сверрир Ингасон и Мачей Вилюш).
В последние годы главным по длинным аутам стал Илья Самошников, который вбрасывал их и в «Рубине», и в «Локомотиве» (и уже в «Спартаке» – после перехода на старте этого чемпионата). Вероятно, главным триумфом аутов Самошникова стала победа «Локомотива» над «Оренбургом» (4:2) в сентябре 2024-го, когда именно после них забили Алексей Батраков и Жерзино Ньямси (победный гол).
«Балтика» – не первая команда РПЛ для Мингияна Бевеева. В «Урале» крайний защитник отыграл три сезона, два из них – в элите. Там Бевеев тоже иногда вбрасывал длинные ауты (а в чужую штрафную под них приходил центральный защитник – в основном Сильвие Бегич), но они не были одним из главных атакующих инструментов.
Зато «Балтика» Андрея Талалаева мучала всех дальними вбросами еще в Первой лиге – тогда за них отвечал Амир Мохаммад, левый латераль, который мог вкидывать и с правого фланга. После его дальнего аута «Балтика» забила победный гол «Нефтехимику» в ноябре 2024-го: Хызыр Аппаев, на которого шел мяч, не коснулся его, а Абу-Саид Эльдарушев, находившийся ближе к центру штрафной, ногой сделал скидку на Юрия Ковалева.
В этом сезоне Бевеев сменил Мохаммада в старте «Балтики» – Амир выходит в основе только в Кубке России, но по-прежнему далеко бросает мяч из-за боковой. Его аут на Чинонсо Оффора на 93-й минуте сентябрьской игры с ЦСКА привел к голу Кирилла Степанова и послематчевой серии пенальти (1:1 в основное время).

Техническая съемка Рустат
В ней «Балтика» оказалась сильнее – в том числе благодаря этому команда Талалаева может пробиться в плей-офф Пути регионов.
Чаще всего ауты в штрафную кидают Бевеев и Вахания, самый частый адресат в РПЛ – Дзюба. Даже две топ-команды отправляют в чужую штрафную центральных защитников
Несмотря на наличие Бевеева, а также очевидную тренерскую установку на дальние ауты, «Балтика» – не лидер сезона по аутам в чужую штрафную. Немного чаще к ним прибегает «Ростов», топ-3 замыкает «Акрон».

Главный бросающий «Ростова» – Илья Вахания. На старте сезона ему доверяли далеко не все ауты: тогда справа в обороне выходил Андрей Лангович, а слева появлялись Илья Жбанов и Александр Тарасов. Все ауты перешли к Вахании только в седьмом туре, когда он закрепился в роли левого латераля в 5-3-2 Джонатана Альбы (стал постоянно играть на краю + в основе больше не выходят Лангович, Жбанов и Тарасов, справа появляется Роналдо, не бросающий дальние ауты).

В штрафной двум центральным нападающим (Егор Голенков, Мохаммад Мохеби, Тимур Сулейманов) помогают Роналдо и один из центральных защитников (обычно – Виктор Мелехин).

Техническая съемка Яндекс Спорттех
Бевеев тоже специализируется на бросках с двух флангов: не приходил направо (играет на левом) только в первом туре против «Динамо» (1:1). При аутах «Балтика» тоже заряжает в чужую штрафную центрального защитника – как правило, во вратарской находится Натан Гассама. Когда он получил травму, его место – в том числе при аутах – занял Александр Филин.
Другой центральный защитник, Сергей Варатынов, действует еще интереснее, разгоняясь от линии штрафной. Его ярчайшие ауты – против «Зенита» в восьмом туре (0:0), когда Варатынов сначала выиграл верховую борьбу у Матео Кассьерры и пробил сразу после вброса Бевеева, а затем так навязал борьбу, что после отскока Сергей Пряхин без сопротивления бил из центра штрафной.


Техническая съемка Яндекс Спорттех
Также постоянно отправляют центральных защитников в чужую штрафную при аутах «Краснодар» (чаще всего – Витор Тормена) и «Локомотив» (Сесар Монтес), периодически это делают махачкалинское (Джемал Табидзе при аутах слева) и московское (чаще всего – Максим Осипенко) «Динамо».
Почти половина аутов в штрафную махачкалинского «Динамо» направлены на нападающего Хазема Мастури. Он занимает пятое место по доле аутов на него от всех командных аутов в штрафную, но характер этих вбросов отличается от обычных. Чаще всего игроки Махачкалы вбрасывают аут на Мастури для того, чтобы он укрыл мяч корпусом и сохранил его вблизи ворот, а не поборолся вверху. Мастури отлично справляется с задачей: коснулся мяча после 57,8% аутов в своем направлении. Это самый высокий показатель в лиге среди тех, на кого вбросили в штрафную не менее восьми аутов.
Ну а проще всего прочитать ауты «Акрона»: почти в 73% случаев вброс пойдет на Артема Дзюбу.

После аутов Бевеева «Балтика» заработала пенальти и создала два убойных момента. Из-за подготовки «Балтика» и «Ростов» тратят больше всего времени на вброс из-за боковой
В этом сезоне РПЛ забили три гола после длинных аутов:
– в третьем туре «Балтика» заработала пенальти с «Оренбургом» (3:2), когда Николай Титков оказался первым на подборе после броска Бевеева и верховой борьбы Гассама;
– в четвертом туре «Акрон» в ворота махачкалинского «Динамо» (1:1), когда Роберто Фернандес вбросил на Дзюбу, а тот сделал скидку на Жилсона Беншимола;
– в десятом туре «Спартак» в матче с «Пари НН» (3:0), когда Руслан Литвинов продолжил вброс Даниила Денисова, а Маркиньос и Манфред Угальде завершили атаку.
Кроме того, в девятом туре «Ахмат» заработал победный угловой в матче с «Пари НН» (2:1) именно после дальнего аута от Максима Сидорова на Надера Гандри.
Несмотря на всего один гол, трудно сомневаться в эффективности дальних аутов «Балтики». Мы уже упоминали два аута с участием Варатынова против «Зенита», также был опаснейший удар Ильи Петрова после скидки Андрея Менделя с «Крыльями Советов» (1:1) и еще восемь менее опасных ударов – обычно с подборов у границы штрафной.
«Ростов» нанес девять ударов после дальних аутов – тоже в основном с подборов. Пожалуй, самым опасным вышла попытка Кирилла Щетинина в матче с «Балтикой» (0:0), когда мяч прошел рядом со штангой.
Игра «Балтика» – «Ростов» вообще превратилась в праздник длинных передач, единоборств и дальних аутов. Вот как выглядела карта аутов на чужую половину поля, которую проспонсировали Бевеев и Вахания:

Конечно, для таких вбросов требуется подготовка: мяч не должен скользить в руках, нужно разбежаться. На это уходит время – «Балтика» и «Ростов» потратили на эти ауты 6 минут, самый высокий показатель сезона:

Из-за такого стиля «Балтика» и «Ростов» – лидеры сезона по длительности пауз при вбросах аутов. При этом и у «Балтики», и у «Ростова» средняя длительность паузы перед аутом на чужой половине поля превышает среднюю на обеих половинах поля (16,4 секунды и 15,9 у «Балтики», 15,9 и 14,9 – у «Ростова»).

Мы использовали не только среднее, но и медианное время паузы перед стандартом по двум причинам:
1. В данных поставщика статистики (более полутора тысяч строк на каждый матч) могут встречаться неточности, которые слегка завышают результат. Несмотря на то, что в масштабе исследования (мы проанализировали более 200 тысяч стандартов РПЛ и топ-лиг) количество потенциальных ошибок (одна-две) незначительно, мы посчитали медиану, которая компенсирует влияние шумов на итоговый показатель;
2. Не всегда длительная пауза связана с подготовкой к стандарту (она может затянуться из-за стычки, буйства тренера, повреждения игрока). Медиана и здесь компенсирует аномалии.
«Балтика» долго готовит и удары от ворот, и штрафные. Но меньше всех в РПЛ (внезапно) играет «Краснодар»
Вероятно, долгая подготовка к аутам влияет на чистое игровое время. «Балтика» и «Ростов» – яркие примеры: калининградцы занимают 15-е место по чистому времени в сезоне-2025/26, а ростовчане – 13-е.
Но есть и другие факторы.
Очевидно, на минуты «Балтики» влияет и огромное количество фолов. В матчах команды Талалаева в среднем за матч совершается 30,9 нарушения (20,8 из них – «Балтикой») – первые в лиге вместе с махачкалинским «Динамо». У Игр с участием «Ростова» – пятое место: 29,4 фола в среднем (13,9 – у команды Альбы). Меньше всего нарушений – в матчах «Крыльев Советов»: всего 26,8 (12,5 из них – самарцев).

«Балтика» не спешит и при других стандартах. Например, тратит больше всего времени и на штрафные: в среднем 32,9 секунды.
Также вратарь «Балтики» Максим Бориско долго выполняет удары от ворот: в среднем – 27,5 секунды. Дольше вводят мяч в игру только вратари махачкалинского «Динамо» (28,6), «Ахмат» в среднем тратит на это 27,3 секунды. Быстрее всех в лиге от ворот выбивают «Крылья Советов» (21,2), дальше идут ЦСКА (22,2) и «Спартак» (22,7).
«Спартак» еще и заметно быстрее всех подает угловые (25,4 секунды, у «Акрона» – 28,4). Лидер в подготовке угловых – «Пари НН», который в среднем на розыгрыш одного тратит 36,2 секунды. Второе место – у ЦСКА (35,8). Первый по качеству угловых – «Краснодар» – занимает шестое место по протяженности паузы перед их исполнением (32,5).
Итог: «Балтика» – команда, дольше других готовящая стандарты (23,8 секунды в среднем), «Спартак» – тот, который разыгрывает их быстрее всех в РПЛ (18,5).
Почему «Краснодар» играет меньше всех?
Последнее место «Краснодара» в таблице чистого игрового времени от Opta шокирует. Более того, у команды Мурада Мусаева было всего три игры, которые длились больше среднего по лиге: против «Пари НН» (51:51 против 49:32 в среднем), «Сочи» (51:03) и «Локомотива» (49:38). В списке два из трех матчей «Краснодара», завершившиеся с разницей больше чем в два мяча.
«Краснодар» – четвертый по количеству аутов в чужую штрафную и третий по среднему времени паузы перед аутами, шестой по времени подготовки к угловым. Этого явно недостаточно, чтобы с отставанием занимать 16-е место по чистому игровому времени.
Анализируя данные, мы предположили, что в матчах «Краснодара» долго смотрят ВАР. Эта теория быстро рухнула: только 8-е место (дольше всего смотрят в матчах ЦСКА, быстрее всего – в играх с участием «Пари НН»). После этого мы задумались о времени затяжек соперников. В этом соперники «Краснодара» действительно хороши: в среднем пауза между стандартами длится 21,35 секунды. Это аж второе место в РПЛ, но и тут возникла проблема: соперники «Зенита», который идет третьим по чистому времени, тянут время немного, но сильнее (21,37).
Еще одна из причин таких показателей «Краснодара» немного парадоксальна – время празднования голов. В среднем на это игроки «Краснодара» тратят 75,02 секунды – второй показатель в лиге после ЦСКА (77,04). Если же брать матчи «Краснодара» в целом (включая и празднования соперников голов в ворота Станислава Агкацева), то у них высокий показатель – 80,47 секунды в среднем на отмечание гола. Суммарно в матчах «Зенита» праздновали на 2:20 минуты меньше.
При этом, конечно, 11 туров – короткая дистанция для больших выводов. Вполне возможно, на показатель повлияли и случайные факторы.

Кажется, судьи влияют на чистое время гораздо сильнее длинных аутов
Если вам показалось, то вам не показалось: в этом сезоне РПЛ чистое игровое время – менее 50 минут. Это с отрывом антирекорд для последних лет.

В этом сезоне средняя длина паузы перед стандартами – 21,5 секунды. Конечно, это тоже самый высокий показатель за последние пять чемпионатов, при этом впервые на этом отрезке на вброс аута в среднем тратится больше 12 секунд (13,3), а на розыгрыш углового – больше 30 секунд (31,7).
Но самой весомой причиной катастрофически низкого чистого игрового времени кажется не медлительность игроков перед стандартами, а длительность пауз с включением ВАР.
В РПЛ-2025/26 в среднем на просмотр повтора тратят больше минуты – такого не было никогда. Да, эта статистика искажена не слишком большой выборкой (сравниваем 11 туров против 30) и конкретно матчем «Ростов» – «Крылья Советов» (на просмотр эпизода с падением в штрафной Голенкова потратили 3 минуты 28 секунд). Но даже без него в среднем на ВАР тратят 61,85 секунды – это тоже с отрывом высочайший показатель за пять лет.

В этом сезоне ни в одной топ-лиге, кроме АПЛ, не смотрят ВАР дольше, чем в РПЛ. При этом мы превосходим топ-лиги по количеству ВАР-вмешательств: 0,61 в среднем за матч, в Ла Лиге – 0,52.
Грустный итог – заметное отставание РПЛ от топов по чистому игровому времени.

Выходит, у такого отставания РПЛ есть четыре главные причины:
– в нашей лиге чаще всего происходят ВАР-вмешательства;
– ВАР-вмешательства длятся очень долго;
– наши судьи добавляют меньше, чем в топ-лигах;
– российские команды не быстро разыгрывают стандарты (только в двух топ-лигах делают это медленнее).
С ВАР и празднованиями голов надо что то делать, дикое время съедают. Ауты на их фоне ерундой конечно выглядят
Похоже придётся напомнить, что мучила всех не только Балтика Талалаева аутами, но и Балтика Игнашевича. И вообще, прежде чем утверждать, что Балтика не первая по длинным аутам, нужно изучить игру команды хотя бы за 2011 год. Там, на секундочку, тоже были длинные ауты.
При Евгении Перевертайло этим часто баловался, например, Григорий Чиркин (между прочим, он не защитник).
При Сергее Игнашевиче эта функция розыгрыша мяча выпадала на плечи Кирилла Малярова.
Так что Балтика, если не первая в этих разогрышах, то одна из первых, кто начал забрасывать штрафную в современном российском футболе...