Почему Россия так любит Италию? Влияние везде: от архитектуры Кремля до «Чиполлино», «Жигулей» и «Феличиты»
Что итальянское нравится вам?
«Невероятные приключения итальянцев в России» – лидер советского кинопроката-1974, комедию посмотрели 49,2 миллиона человек. Прямо сейчас ее оценка на «Кинопоиске» – 8,0.
Итальянские звезды эстрады 1980-х даже в 2020-х десантом высаживаются под Новый год, чтобы выступить в Москве, а потом разъехаться на рублевские корпоративы. Заказчиков не смущают цены: прайс на Аль Бано – 80 тысяч евро, Ricchi E Poveri – 50 тысяч евро.
«Новый год по-итальянски» от Ивана Урганта на ютубе посмотрели 10 млн человек.
За сборную Италии многие болеют на каждом крупном турнире.
Так откуда в России такая любовь к Италии?
Россия тянулась к Италии несколько веков: итальянцы создали образ Петербурга, бабушку Ивану Грозного привезли из Рима, Достоевский закончил во Флоренции «Идиота»
До XV-XVI веков в русском языке не было понятий «Италия» и «итальянец». Территорию на Апеннинах называли Фряжской землей или Римской областью, а ее жителей – фрягами или фрязями.
Когда при Иване III (правил в 1462 – 1505 годах) в Москву прибыли итальянские мастера, чтобы строить тот Кремль, который мы знаем сейчас, их всех называли Фрязиными. Так Пьетро Антонио Солари стал Петром Фрязиным, Антонио Джиларди – Антоном Фрязиным, Марко Руффо – Марком Фрязиным. Названия подмосковных городов Фрязино, Фряново и Фрязево – тоже отсылка к Италии. Считается, что их основали генуэзские купцы из Крыма.
Итальянцев пригласили не просто так: к тесным связям привел Ферраро-Флорентийский собор, куда по приглашению итальянцев приехала делегация российского духовенства и мирян. За три года (1437-1440) путешественникам так понравилась страна, что они написали про нее десятки сладких текстов и повлияли даже на великих князей. Василий II и Иван III приглашали итальянцев на службу ко двору, отдали им в управление монетный двор и заключили интернациональные браки. Жена Ивана III (бабушка Ивана Грозного) Софья Палеолог происходила из византийской династии, но из-за падения Византии до Москвы она жила именно в Риме.
Участие Аристотеля Фиораванти (заложил Успенский собор) и Фрязевых в перестройке Кремля по принципам эпохи Возрождения (крепость детально скопировали с замка Сфорца в Милане, в том числе форму зубцов стен и высоту главной башни) – максимальная степень доверия к Италии, которая со временем не стала слабее.
Замок Сфорца
Совершая Великое посольство, Петр I не планировал останавливаться на Голландии, Англии и Австрии. Маршрут лежал в том числе в Венецию, где император хотел оценить флот и арсеналы. Планам помешал Стрелецкий бунт – Петр резко вернулся в Россию, но не забыл про Италию. Во время его правления в страну постоянно отправляли новых дипломатов и дворян – на обучение медицине и морскому делу. Ближе к концу царствования Петр еще сильнее расширил границы: новая партия талантливой молодежи поехала в Италию изучать архитектуру, живопись, философию и итальянский, чтобы потом заменить приглашенных мастеров.
В тот момент – и даже после смерти императора – они с нуля создавали Петербург: Николо Микетти был придворным архитектором и контролировал все строительные работы в городе, Франческо Растрелли построил Зимний дворец, Смольный собор, Петергофский дворец, Доменико Трезини – Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий.
Анна Иоанновна продолжила дело Петра: при ней в Петербурге появились итальянские опера и балет, при Елизавете Петровне учебные командировки в Рим, Венецию и Флоренцию стали классикой для дворян.
Конец XVIII – начало XIX века – пик политической близости:
– в 1799-м Суворов освободил север Апеннин от французов – некоторые историки считают, что это способствовало дальнейшему объединению страны (до 1861 года Италия существовала в виде разрозненных королевств).
– Александр I по просьбе полководца 15 лет помогал деньгами королю Сардинии.
– в 1805-м Неаполитанское королевство попросило помощи русского экспедиционного корпуса – он почти дошел до Рима, но быстро вернулся в Россию из-за заключения нейтралитета с Наполеоном.
Русские путешественники и исследователи влюбились в Италию (не мешала даже Крымская война, в которой против России участвовало Сардинское королевство), что повлияло и на литературу. В Италию любили ездить Достоевский (во Флоренции у него родилась дочь, там он закончил «Идиота»), Гоголь (в Риме написал «Шинель» и первую часть «Мертвых душ»), Тургенев (в Риме написал «Первую любовь» и «Дворянское гнездо»), Бунин (на острове Капри закончил «Суходола» и сочинил несколько рассказов), Горький (с Капри писал «Сказки об Италии»).
Об Италии Гоголь даже сочинил одно из считанных стихотворений.
«Италия – роскошная страна!
По ней душа и стонет и тоскует.
Она вся рай, вся радости полна,
И в ней любовь роскошная веснует».
На стороне итальянских партизан против фашизма воевали советские солдаты, «Жигули» создали на основе «Фиата», главный итальянский коммунист умер в Крыму
В 1933-м СССР и Италия подписали договор о дружбе, ненападении и нейтралитете. С началом Великой отечественной он утратил силу – Муссолини выступил на стороне Гитлера и отправил 230 тысяч солдат на восточный фронт.
В это же время на Аппенинах в составе движения Сопротивления сражались около шести тысяч советских солдат. Почти все – военнопленные, которые сбежали из концлагерей на территории Италии. Обычно они вливались в коммунистические «Гарибальдийские бригады» (кроме них в Сопротивлении участвовали еще две большие группы и аполитичные группировки).
Одна из рот гарибальдийцев «Стелла Роса» (60 человек) полностью состояла из бывших советских пленных, которых освободили итальянцы и вручили им оружие. Ее первым командиром был лейтенант Джованни – советский летчик Иван, который погиб в бою и чья личность до сих пор не установлена. Считается, что в Италии погиб каждый десятый советский партизан.
Особо эффективным в партизанской войне считался советско-итальянский отряд БИРС – он устраивал диверсии и нападал на немецкие колонны. В отряде воевал Федор Полетаев – бывший грузчик и кузнец из Рязани, который за героизм посмертно получил высшую награду – Национального героя Италии. Полетаев и еще четверо партизан получили и главную военную медаль – «За воинскую доблесть», а Мамеду Багирову до смерти в 1997 году даже платили персональную пенсию от правительства Италии.
Федор Полетаев
В СССР о подвиге советских партизан в Италии узнали только в 1960-х благодаря Сергею Смирнову – писателю, который первым осветил героическую оборону Брестской крепости. В 1963-м суперзвезда советской сцены Муслим Магомаев привез из Италии «Белла Чао» – народную песню, которую исполняли участники движения Сопротивления.
Магомаев исполнял ее в двух версиях – полностью на итальянском и с русскими куплетами на слова Анатолия Горохова.
«Прощай, Лучия, грустить не надо,
О белла чао, белла чао, белла чао, чао, чао
Я на рассвете уйду с отрядом
Гарибальдийских партизан
<…>
И ждут фашистов в горах засады,
О белла чао, белла чао, белла чао, чао, чао
Здесь будут биться со мною рядом
Мои друзья из разных стран».
Советско-итальянские отношения восстановились еще в 1944-м, но не стали теплыми даже в период оттепели. В прессе о стране рассказывали как о типичной капиталистической: член НАТО (с 1949 года), пособник империалистической Америки. С другой стороны, часто Италия представлялась и как дружественная Европа. Сказывались сильные антифашистские настроения и коммунистическая партия, которая после войны стала второй силой на Апеннинах и крупнейшей красной партией в Западной Европе.
Периодически в Москве и Петербурге проводились недели итальянского кино, переводились книги участников Сопротивления, в том числе Джанни Родари. До 1943-го он состоял в фашистской партии, но после заключения брата в концлагерь и убийства друзей перешел на сторону партизан. В 1951-м Родари написал главный хит – по сути, антикапиталистическую сказку «Приключения Чиполлино», где мальчик-луковка борется с притеснением бедняков богачами.
Уже в 1953-м вышел русский перевод «Чиполлино», который ежегодно переиздавался тиражом в сотни тысяч экземпляров, а иллюстрации каждый раз заказывали у лучших художников. Дальше сказка пошла в кино (четыре экранизации за 12 лет, из них две – как диафильм) и в массовую культуру. Миллионным тиражом печатались почтовые открытки со сценами из «Чиполлино» – например, «Бегство Лимона».
Постепенно в Союз вернулась монументальная итальянская литература – произведения Данте Алигьери, Петрарки, Боккаччо, Макиавелли. Не помогли даже жалобы отдела культуры ЦК КПСС, в которых партработники сообщали, что подобные издания «наносят ущерб делу идейного воспитания и культурного роста советских людей», а «некоторые произведения классического наследия имеют налет сексуализма».
Двойственная политика компартии отразилась даже в приезде в Москву Софи Лорен. С одной стороны, чиновники сами позвали актрису на кинофестиваль в 1965-м. С другой, в прессе ее называли липовой звездой.
При локальном негативе Италия и СССР все равно сближались. В 1963-м были созданы два общества «СССР – Италия» и «Италия – СССР» – так интеллигенции двух стран стали общаться плотнее. Главный коммунист Италии Пальмиро Тольятти вообще постоянно говорил о необходимости дружбы с СССР, писал письма Хрущеву и даже лечиться поехал в Крым. 21 августа он посетил пионерский лагерь «Артек», где отдыхали итальянские дети, потерял сознание и умер.
Уже 28 августа в честь Тольятти назвали город в Самарской области, который до этого назывался Ставрополь. Никакого отношения к Ставрополю Тольятти не имел – даже ни разу там не был. Но вскоре итальянское название пригодилось.
В 1964-м руководство СССР задумалось о строительстве нового автомобильного завода. «Москвич» и «Победа» не покрывали потребности граждан, поэтому власти хотели создать новый народный автомобиль. Провели переговоры с «Фольксвагеном», «Рено» и «ФИАТ» – и остановились на итальянцах. В 1966-м глава «ФИАТ» Джанни Аньелли (он же – президент «Ювентуса») подписал в Москве договор о создании в Тольятти завода с полным производственным циклом (город выбрали из 54 площадок). Технологическое обеспечение и обучение персонала было полностью на итальянцах.
В 1970-м с конвейера вышла первая серия машин – ВАЗ-2101 («Копейка»), по сути, переработка FIAT-124. Все следующие автомобили серии «Жигули» (до ВАЗ-2107) – хоть и сильно переработанные, но копии FIAT.
ВАЗ-2101
FIAT-124
В 1969-м СССР и Италия подписали первый договор о поставках природного газа на Апеннины, в 1975-м – декларацию о развитии дружественных отношений. В вузах стали активно преподавать итальянский. При этом за 18 лет правления Леонид Брежнев ни разу не посетил Италию. По одной из версий, генсек относился к стране так холодно из-за истории, случившейся после похорон Тольятти – на них Брежнев (тогда еще не лидер СССР) возглавлял советскую делегацию.
На следующий день после похорон Брежнев очень хотел встретиться с премьер-министром Альдо Моро, чтобы подружиться и получить западноевропейского приятеля на будущее – к тому моменту в политбюро уже строили планы по свержению Хрущева и назначению Брежнева. Моро отказался, не захотев участвовать в чужих интригах, и Брежнев обиделся на всю жизнь. Когда спустя шесть лет уже министр иностранных дел Моро приехал в Москву, генсек отказался от встречи.
Итальянские певцы – главные звезды СССР 1980-х: страна слушала Челентано, Тото Кутуньо и Аль Бано, фестиваль «Сан-Ремо» показывали на центральном ТВ
Первый итальянский певец, покоривший СССР, – Робертино Лорети. Ребенок, который милейше-трагическим голосом исполнял O sole mio и Jamaica, ворвался в советские магнитофоны и проигрыватели стремительнее, чем Холанд – во взрослый футбол. Но в 1960-х была вспышка.
Настоящая италомания началась в 1980-х, когда во время гастролей Аль Бано и Ромины Пауэр (это они пели «Феличиту») в Ленинграде в 1986 году зрители заполняли 14-тысячный СКК 14 дней подряд. Рикардо Фольи устроил похожее в 1985-м в «Олимпийском» (девять подряд аншлагов), а затем переехал собирать полный СКК.
Главный поставщик итальянских певцов в СССР – музыкальный фестиваль в Сан-Ремо. Прообраз «Евровидения» ежегодно проводился в курортном городке с 1951-го, чтобы открывать новые таланты, но именно в 1980-х там участвовали исполнители, которыми восторгались в Союзе: Тото Кутуньо (главный хит – L’italiano), Риккардо Фольи (Storie di tutti i giorni), Аль Бано и Ромина Пауэр (Felicita, Ci sarà), «Рикки э Повери» (Mamma Maria), Джанни Моранди (Il giocattolo).
Если в 1978-м из Сан-Ремо по центральному телевидению СССР показали всего три песни, то в 1983-м – уже 10, а с 1984-го выходила полноценная передача о фестивале, затем к ней прибавилась вторая и радиопередача. В 1990-м теленачальники наконец-то купили полную версию фестиваля.
Адриано Челентано впервые участвовал в Сан-Ремо в 1961-м, а в СССР приехал только раз в 1987-м, но его зрители знали по фильмам в дуэте с Орнеллой Мути. В 1983-м «Укрощение строптивого» в советских кинотеатрах посмотрели 56 млн человек, прямо сейчас комедия имеет оценку 8,4 на «Кинопоиске» (входит в топ-100). Оценка «Безумно влюбленного» – 8,1, «Блефа» – 8,2.
Популярность итальянцев в позднем СССР объясняют по-разному, но можно выделить минимум три основные причины.
Во-первых, нейтральных итальянцев просто пропускала советская цензура. Ставить рокеров, которые захватили мир (U2, Guns N’ Roses, AC/DC, Bon Jovi, The Police, Queen), пропаганда не разрешала, а солнечных итальянцев – спокойно. За неимением лучшего и вообще хоть чего-то западного советские люди подсели на «Феличиту».
В ней просто не было никакой капиталистической опасности, вчитайтесь:
«Счастье –
Это, держась за руки,
Далеко уехать.
Счастье –
Это твой невинный взгляд
Среди толпы.
Счастье –
Оставаться близкими, как в детстве,
Счастье, это счастье...».
Во-вторых, пытаясь продвинуть итальянских звезд, пресса противопоставляла их западному миру и утверждала, что они такие же простые люди, как и советские граждане. Например, писали, что Ромина Пауэр – отличная домохозяйка и сама готовит для Аль Бано. Это сближало слушателей с далекими итальянцами.
В-третьих, итальянская попса тех лет оказалась невероятно мелодичной и была популярна не только в СССР. В Союзе она просто затмила ABBA, Ottawan и Boney M (тоже разрешенных, но чуть раньше) – таких же сладкомузыкальных, но от которых люди устали.
Вероятно, сказался и менталитет. Восторгаясь Италией, философ Бердяев однажды написал: «В Италии русскому вольно дышится. Русский характер и родствен и глубоко противоположен итальянскому характеру. В итальянском характере нет свойств, вытесняющих нас, русских, какие есть в характере германском. Но любим мы у итальянцев то, что не похоже на нас, что нас дополняет.
Мы любим в итальянцах дар переживания радости жизни, которого мы, русские, почти лишены.
Мы – тяжелые, всегда ощущающие бремя жизни и мировую ответственность, любим легкость итальянцев.
Мы – люди севера, любим близость итальянцев к солнцу».
Жесты – сокровище Италии. Еще немного – и вас тоже будет не остановить (Криштиану уже в деле)
«Битва при Хайбери» – самый кровавый матч Англии и Италии. Травмы получили почти все
Фото: REUTERS/Christof Stache
В каком же бреду мы жили 70 лет.
Сегодня за Италию!
Игорь Курчатов, Яков Зельдович, Исаак Кикоин, Юрий Харитон, Виталий Хлопин, Георгий Гамов, Лев Мысовский, Георгий Флеров, Борис Ванников, Авраамий Завенягин, Кирилл Щелкин, Лев Арцимович.
Я как-то забыл кто из них был грузином?
------
а за кого СССР должен был вступиться, если Англия и Франция последовательно отказывались от предложений Сталина заключить антигитлеровское соглашение?
Прям главный враг конца Российской империи, когда Николай II и Георг V вообще были братьями.
-------
Братья? Так и Вильгельм II (Германия) был братом братом Георгу V и жене Николая II. Добро пожаловать в историю взаимоотношений монархических домов Европы.
Главный враг и была, т.к. главный конкурент за мировое влияние. Англия постоянно поддерживала врагов Российской империи и натравливала их на Россию. Поддержка шведов при Петре I, постоянное науськивание турков чтобы России не достались Босфор и Дарданеллы (единственное место, кстати, где случилось прямое столкновение между империями до 2018 года), давление Англии не позволило заключить союз с Наполеоном и привело к войне 1812 году, про первую и вторую мировые войны ничего говорить не буду.
У нас даже Британскую империю любят (да даже я люблю, очень мне нравится тамошняя атмосфера), несмотря на то что именно Англия является самым последовательным врагом России/СССР/Российской империи и своими закулисными играми нанесла наибольший ущерб нашей стране за всю историю, т.к. и Вторую Мировая произошла из-за их попустительства и надежд что Сталин с Гитлером съедят друг друга, а империя пожнет плоды. Впрочем они даже пытались это сделать в 1945м (см план "Немыслимое" Черчилля), но по итогам анализа оказалось что шансов почти нет: СССР стал слишком силен чтобы на него нападать. И вот всё равно любим мы Англию за футбол, неповторимые стиль и чувство юмора, красоты Лондона, королеву и, мать его,Шерлока Холмса